Духовные искания Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного и важнейшего!» Путь князя Болконского.
Advertisements

«Чтобы жить честно…». Жизненные искания героев романа «Война и мир» - Андрея Болконского и Пьера Безухова. Урок эстетического освоения текста (10 класс)
« Иди с Богом своей дорогой. Твоя дорога – дорога чести »
Портретный очерк. Князь Андрей Болконский Лосевой Эвелины, 10-1.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Поиск плодотворной общественной жизни П.Безухова и А. Болконского (т. 2 ч.1-3) Природа в жизни людей с точки зрения Л.Толстого.
Методическая разработка урока литературы Автор: Жукова Татьяна Ивановна Учитель литературы МОУ ЧСШ 1.
«…Толстой – это целый мир.». «Люди, как реки…» «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться.
Купрюхина З. Я. МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» 10 класс.
Выполнила - ученица 10 «А» класса Лебедева Марина Проверила- Кравченко Алла Евгеньевна Школа 683 Приморского района Итоговая работа по литературе Тема:
Образ Андрея Болконского.. Счастье Болконского Андрей всю жизнь искал счастье, но не земное, а «гордое, совершенное»; Андрей всю жизнь искал счастье,
Л.Н.Толстой Роман-эпопея «Война и мир» Анализ эпизода «В салоне Анны Павловны Шерер» (т.1, ч.1, гл )
Интегрированный урок по литературе и истории Художественные особенности и историзм романа Л.Н. Толстого "Война и мир"
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
ТОМ 1 ЧАСТЬ3 АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ. В маленькой гостиной, где они сидели. Он часто и прежде, в последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда.
Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Урок – зачёт по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
Семья Болконских. Выполнила Агабабян А.Г., ученица 10 класса МОУ «Вещевская СОШ». Учитель Беспалова И.С г.
Особенности пути героев Самовозвеличивание Самоотрицание Высшая правда по Толстому- самоотождествление с народом.
В романе Л. Н. Толстого Война и мир показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности.
Транксрипт:

Духовные искания Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого

«Война и мир» - одно из немногих в мировой литературе XIX века произведений, которое по праву называется романом-эпопеей. В нем описываются события широкого исторического масштаба, велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды. В романе показан русский национальный быт, а главное – история народа и путь лучших представителей дворянского класса.

Идея самосовершенствования, стремления к идеалу волновала Л.Н. Толстого на протяжении всей его жизни. Особенно хорошо отражение этой идеи в романе мы видим на примере двух героев – Андрея Болконского и Пьера Безухова, судьба которых различна, но каждый из них по-своему привлекателен и читателю, и автору. Мне хотелось бы проследить этапы становления личности Андрея Болконского, его духовные искания, победы и разочарования, выявить итоги жизненного пути.

«Люди как реки» - такой подход к духовной жизни отличает все творчество Л.Н.Толстого. В «Войне и мире» этот открытый им художественный принцип дает возможность показать в характерах некоторых героев способность, постоянно изменяясь, разрушать перегородки сословной ограниченности. Таким образом, симпатия автора на стороне героев, постоянно находящихся в движении к своей мечте, своему идеалу. Жизненный путь Андрея Болконского - один из самых сложных. В нем есть все: мечты и разочарования, любовь и дружба, война и смерть. «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать… А спокойствие - душевная подлость», - такой закон Л.Н.Толстой выработал для себя, именно по такому закону живут его любимые герои.

Первая встреча с героем происходит в салоне А.П. Шерер, фрейлины императрицы, где завязываются узелки всех событий, еще в самом начале романа, когда автор знакомит нас со всеми главными персонажами. «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек, с определенными сухими чертами. Все в его фигуре, начиная с усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло резкую противоположность с его маленькою оживленной женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно». Князь Андрей очень отличается от присутствующих в салоне Анны Павловны людей. Автор много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя, но мы понимаем, что это все только разочарование в том обществе, в котором он находится. Он видит в каждом притворство и лицемерие, он не может находиться рядом с людьми, которые живут бессмысленными разговорами и сплетнями.

«Настоящий» Андрей только с одним человеком – его другом Пьером Безуховым. И вот уже в разговоре с Пьером Андрей Болконский оживляется. Андрей признается Пьеру: «Гостиные, балы, сплетни, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти». Мечты князя Андрея – это мечты о настоящем подвиге и славе. Многие не понимают желание Андрея Болконского оставить свою жену, которая ждет ребенка, и посвятить себя военной службе. Таким образом, уход на войну (имеется в виду война гг.) становится первым этапом осуществления жизненных целей Андрея Болконского. Мечты о «своем Тулоне», вера в правильность идей и величие Наполеона и желание покинуть светское общество – вот что пока движет князем Андреем.

Армейская служба становится одним из важных этапов жизни героя. Здесь он резко отличается от искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В армейских условиях князь Андрей изменился: у него исчезла усталость, на лице не стало гримасы скуки. Примечательно, что герой настаивает, чтобы его отправили туда, где особо трудно – в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь 1/10 часть. Примечательно и другое. Поступки Болконского высоко оценивает Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров. Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило князю Андрею проявить свое мужество, во время сражения он смело объезжает позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею капитана Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия.

Судьбе было угодно распорядиться так, что спустя короткое время они опять встретятся. Тушин был вызван Багратионом дать объяснение по поводу двух брошенных пушек. И вновь Андрей Болконский действует без оглядок. Следуют две короткие, сказанные резким голосом, четкие фразы доклада, по сути дела, когда его, собственно, никто не спрашивает: «Ваше сиятельство, я был там и нашел 2/3 людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого. Успехом дня мы обязаны прежде всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой». Шенграбен, однако, не стал для Андрея Болконского его Тулоном.

А далее настанет черед Аустерлицкого сражения. Князь Андрей был в этот день дежурным и неотлучным при главнокомандующем. Утро для Андрея Болконского начинается с того, что он находится в числе огромного количества лиц, составляющих свиту главнокомандующего. Взволнованный и вместе с тем сдержанно спокойный, князь Андрей думает о том, как он будет выглядеть не в глазах начальства, а в собственных глазах. Потому, заслышав перестрелку, - «Туда-то я буду послан,- думает он, - с бригадой или дивизией, и там-то со знаменем в руке и пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной!» И он действительно совершает подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял знамя и с криком «Ребята, вперед!» повел за собой в атаку батальон. Но он так и не увидел, чем закончился этот поединок, чем вообще закончилась борьба французов с артиллеристами, взяты или спасены пушки. Получив ранение в голову, Андрей Болконский падает. И вот уже Кутузов пишет старому князю Болконскому, что сын его «пал героем». Достичь Тулона не удалось, более того, русской армии пришлось потерпеть поражение. Вместе с тем исчезла, рассеялась иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя.

И вот знаменитая сцена: «над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба не ясного, но все- таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками». Внутренний монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания. С этого момента происходит разочарование князя Андрея в Наполеоне, которого он так почитал. Особенно в тот момент, когда к нему, лежащему навзничь с брошенным подле него древком знамени, подъедут три всадника, и это будет, конечно, не кто иной, как Наполеон, сопровождаемый двумя адъютантами. «Вот прекрасная смерть», - произнесет над князем Андреем его кумир. И в этот момент разум Андрея Болконского впервые пасует перед чувствами. Voila une belle mort!

Тело Андрея Болконского не было найдено ни среди убитых, ни среди раненых. Но в это время подходит срок рожать маленькой княгине. И именно в самый момент родов случится необыкновенное и своевременное возвращение живого и здорового, лишь немного бледного и похудевшего князя Андрея. И вот теперь ему предстоит пережить новые потрясения. Это рождение сына и смерть жены. А дальше все в доме и жизни Болконских переменится. Старый князь займется формированием ополчения против Наполеона, княжна Марья будет стараться заменить мать маленькому племяннику. И только Андрей, порывая с прежними иллюзиями, сочтет, что у него больше нет возможности жить и действовать, что ему ничего другого не осталось, как только доживать свой век. Изменения в сознании и появление новых жизненных стремлений в Андрее пробуждает встреча с Пьером. И под ее влиянием, хотя и медленно, начинается его духовное оздоровление.

Возрождение Болконского показывается нам в сопоставлении с природой. Душевное состояние князя Андрея аллегорически изображено в образе старого дуба. По дороге к Ростовым в березовой роще герой увидел старый, корявый дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны». Он стоял весь в морщинах, с сухими ветками, когда остальные деревья вокруг него уже были зелеными. И князю Андрею кажется, что жизнь его, как и жизнь этого дуба, закончилась.

Но вот в Отрадном ему посчастливилось встретиться с Наташей. Он глубоко проникся той силой жизни, духовным богатством, непосредственностью, которые от нее исходили. Князя Андрея поразило умение Наташи видеть прекрасное в обычном, до глубины души восторгаться вещами, в которых люди не видят ничего особенного, ее чуткость, бессознательное умение передать ощущение красоты другим. «Девочка, взволнованная красотою ночи», покорила князя Андрея Болконского, пробудила в нем жажду к жизни.

Андрей Болконский едет в Петербург, где активно начинает заниматься государственной деятельностью. Он трудится в обществе Сперанского, занимаясь составлением военных проектов и государственных законов. Князь Андрей легко поверил, что в Сперанском он нашел идеал вполне разумного и добродетельного человека. Л.Н.Толстой пишет: «Он испытывал теперь в Петербурге чувство, подобное тому, которое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и когда его тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов». Увы, далее следует как у Пушкина: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман… После морального взлета последует разочарование в Сперанском, да и в государственной деятельности в целом. Он понимает бесполезность своего труда и видит, что все в этом обществе основано на лицемерии и бюрократизме.

Но вот на балу Андрей Болконский вновь встречает Наташу Ростову. Он видит богатство ее души, не совместимое с искусственностью и фальшью. Ему уже становится ясно, что он увлечен Наташей. Следующий день после бала князь Андрей посвятил визитам в некоторые дома, где он еще не был, в том числе и к Ростовым, где гостеприимство и добродушие графа оказалось таково, что он даже решил остаться на обед. Андрей и Наташа влюбляются друг в друга. Появляются мечты о семейном счастье. Но этим мечтам не суждено было сбыться. Князь Андрей пошел на поводу у отца и отложил свадьбу с Наташей на целый год. За это время Наташа попала в сеть интриг Элен и увлеклась Анатолем Курагиным. И Андрей не может простить Наташу.

Началась война 1812г. К Москве подходил Наполеон. Андрей Болконский не мог безучастно отнестись к судьбе своей страны. По словам Л.Н.Толстого, князь Андрей «весь был предан делам своего полка», заботился о своих людях, был прост и добр в общении с ними. По воле писателя, Андрей Болконский становится выразителем его собственной идеи. Он поймет и ощутит народную стихию, поймет и объяснит Пьеру войну 1812 г. как войну народную, в которой решает дело боевой дух всей солдатской массы. Эпизод с двумя крестьянскими девочками, забравшимися за сливами в барскую оранжерею, позволяет Андрею Болконскому обнаружить, что даже среди войны сохраняется мир, живущий интересами, отличными от его.

И вот настает черед Бородинского сражения, во время которого Андрей Болконский получает смертельное ранение. Вместе с другими солдатами его эвакуируют из Москвы. Тяжело раненный Болконский, оказавшись рядом со своим врагом, Анатолем Курагиным, на хирургическом столе, приходит к мысли, что отношения между людьми должны строиться на милосердии и любви. Он понимает, что необходимо всеобщее прощение и твердая вера в бога.

В свой предсмертный час Андрею Болконскому вновь предстоит встреча с Наташей. Он простит ее и в первый раз поймет ее чувства, ее страдания, стыд, раскаяние и всю жестокость своего разрыва с ней. Снова у князя Андрея вспыхивает любовь к Наташе, и это чувство согревает его в последние дни. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья. Но это просветление, к сожалению, наступает перед смертью. Таков итог жизненного пути замечательного героя Л.Н.Толстого, Андрея Болконского.

По замыслу Л.Н. Толстого князь Андрей был убит. Почему? На этот вопрос нет однозначного ответа. Возможно, если бы он выжил, то его «дорога чести» неизбежно привела бы его на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года… Свеча кончается, кончается. Ночные сумерки длинны. Твои друзья в петле качаются У Петропавловской стены. Твои друзья в этапной пыли Бредут, понуро наклонясь. Как вовремя тебя убили, Князь!