План: I.Историческая перспектива 1.1 XVIII-XX в.в.: Доминирование политики изоляционизма 1.2 ХХ в.: США – полноправный участник международных отношений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАТО Учитель географии Бичевина А.А.. Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, Северо-Атлантический Альянс крупнейший в мире военно-политический.
Advertisements

Партнерство и соперничество сверхдержав. Холодная война. Новейшая история зарубежных стран.
Вспомните Каковы главные итоги Второй мировой войны? Как складывались в ходе войны взаимоотношения крупнейших держав? В чем уникальность союза? Какие.
Внешняя политика Российской Федерации 1990-е е гг История России XX века.
Международные отношения второй половины XX в. Холодная война.
Тема: Создание системы союзов и новые военные конфликты 1. Берлинский кризис и создание системы союзов в Европе 2. «Холодная война» в Азии 3. Война в Корее.
СОВРЕМЕННАЯ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Мир в «холодной войне» Мир в «холодной войне» « Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился, война нас объединила, а победа разъединила» Е. Евтушенко.
Внешняя политика России в 90-е годы ХХ века Два направления дальнее зарубежьеближнее зарубежье. СШАЕвропаАТРНАТОКавказ Прибалтика Средняя Азия США 1991.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ г. Автор работы : Войновская Мария 10 « б » МБОУ СОШ 22, Г. Анжеро - Судженск Учитель : Татьяна Владимировна.
Деятельность ООН. Основные пункты моего доклада: 1. Организация Обьединённых Наций ООН 2. Руководство 3. Государства - члены ООН 4. Деятельность ООН.
Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Начало « холодной войны ».
Холодная война. Понятие холодной войны Термин «холодная война» был введён американским журналистом У.Липпманом. «Холодная война» - это состояние напряжённой.
Внешняя политика Евросоюза. Территория и население ТерриторияНаселение США9,5 млн км2 (4-е место в мире) 313 млн (4-е м.) Китай9,6 млн км2 (3-е м.)1350.
Холодная война. Понятие холодной войны Термин «холодная война» был введён американским журналистом У.Липпманом. «Холодная война» - это противоборство.
Конституция Российской Федерации принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
«Холодная война» и раскол Европы Королёва М.В. – преподаватель истории и обществознания, высшая категория, ГБОУ СПО Колледж 50, г.Зеленоград.
Роль международных организаций в урегулировании конфликтов.
Вторая половина XX ВЕКА ВЫХОД.
Транксрипт:

План: I.Историческая перспектива 1.1 XVIII-XX в.в.: Доминирование политики изоляционизма 1.2 ХХ в.: США – полноправный участник международных отношений II. Формирование и осуществление внешней политики США 2.1 Роль законодательной и исполнительной властей 2.2 Роль партий 2.3 Государственный аппарат Государственный департамент Совет по национальной безопасности III. Организации, оказывающие влияние на внешнюю политику 3.1 NGOs – Негосударственные организации 3.2 Политические фонды (Think tanks) 3.3 Средства массовой информации и внешняя политика США

План (продолжение): IV. Инструменты и основные направления внешней политики США 4.1 Основные инструменты внешней политики США: 4.2 США и НАТО 4.3 Продвижение собственной политики в ООН 4.4 Проблема разоружения и нераспространения вооружения 4.5 США и Китай V. США и война с терроризмом после 11 сентября 2001 года

I ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

1.1 XVIII-XX в.в.: Доминирование политики изоляционизма 1793 – Дж. Вашингтон заявляет о невмешательстве в европейские дела; 1803 – Луизианская покупка (при участии Франции и Испании);

– англо-американская война, в которой агрессивно-настроенные республиканцы - «молодые ястребы» (Клэй) видели возможность для территориальной экспансии; 1819 – Договор Адамса-Ониса с Испанией о передаче Флориды; Доктрина Монро (1823) «Мы не вмешивались и не будем вмешиваться в дела уже существующих колоний или зависимых территорий какой-либо европейской державы» – первые представительства в Чили, Мексике, Перу и Колумбии; – Американо-мексиканская война. Закончилась договором Гуаделупе-Идальго, по которому США получала Техас; испано-американская война, которая считается первой войной США как мировой державы;

1.2 ХХ в.: США – полноправный участник международных отношений II Мировая война. Ялтинская конференция (1944) Еще до окончания войны между союзниками возникли разногласия по поводу послевоенного устройства Европы – начала складываться биполярная система; Холодная война ( г.г.) 1945, март - речь Черчилля в Фултоне; гг. – Корейская война; 1961 – Берлинский кризис; 1962 – Карибский кризис; 70е – нач. 80х – Разрядка в отношения между СССР И США; 1991, декабрь - Распад СССР; июль - Прекращение действия ОВД; Окончание холодной войны.

Основные черты внешней политики США: - агрессивность в случае уверенности в успехе; - стратегическое планирование, основанное на НЕсиловых методах воздействия.

II ФОРМИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США

2.1 Роль законодательной и исполнительной властей - Президент США официально определяет внешнюю политику; но его решения должны быть одобрены палатами Конгресса. -Президент США обладает правом «по совету и с согласия Сената»: -вести переговоры и заключать международные договоры с одобрения 2/3 сенаторов; -назначать послов и Госсекретаря. - Президент - верховный главнокомандующий; -НО только Конгресс США имеет право объявлять войну, собирать Армии, создавать ВМФ и и содержать их; (Конституция США. Ст. 2. Разд.2. и Ст.1. Разде ).

-Конгресс может наделить президента правом выносить решения относительно внешней политики без согласия представителей законодательной власти; Дело United States v. Curtiss-Wright Exp. Corporation(1936): Решение суда в пользу правительства устанавливало широкие полномочия президента в сфере международных отношений; «…только Президент имеет право слушать или говорить от имени нации…» (член суда Дж. Сазерленд); -Президент имеет право наложить вето (для преодоления необходимо 2/3 голосов в каждой палате); 2008 Defense Authorization legislation (H.R. 1585): Президент накладывает вето на решение Конгресса вернуть армию из Ирака.

2.2 Роль партий -В ситуациях, когда представители обеих партии в обеих платах Конгресса США сходятся во мнении по определенному вопросу, выносится единогласное решение обеих партии; -Редкое явление из-за естественного противостояния по вопросам внешней политики; -Реакция на агрессию: 1941 – Объявление войны Японии и вступление США во II Мировую войну; 1964 – Тонкинская резолюция. Начало операции во Вьетнаме. Сенат: 88 «за» - 2 «против» Пал. Представ.:416 «за» - 0 «против»

Резолюции 64 (Палата представителей) и 23 (Сенат) Война в Афганистане …Президент уполномочен применить необходимую и соответствующую силу против тех государств, организаций или лиц, которые, по его мнению, спланировали, санкционировали, совершили террористическую атаку 11го сентября 2001 или оказали содействие в её совершении… (AUMF. 2001) Сенат: Пал. Представ.:420 – – AUMF в отношении Ирака Сенат: Пал. Представ.:296 – 133 БАРБАРА ЛИ (ДЕМ.) неограниченная война без конкретной цели

2010 ГОД …в любом случае, внешняя политика – область, в которой правительство действительно работает в том смысле, что Администрация и оппозиция могут объединяться ради решения одной из самых важным сегодня проблем. (Р. Каган. Bipartisan Spring. Foreign Policy. 2010) - в области внешней политики возобновилась ситуация единогласия партий, а так же единогласия Администрации и оппозиционной партии.

2.3 Государственный аппарат Государственный департамент UNITED STATES DEPARTMENT OF STATE -Формально выполняет функции МИДа; -Госсекретарь – Хилари Родман Клинтон; -Официально заявленная миссия Депармента: а) внешнеполитическая деятельность США не ограничена лишь американскими интересами; б) мессианской роли США в установлении мирового порядка.

Цели Госдепа: Достижение мира и обеспечение безопасности; Справедливое и демократическое управление; Вклад в развитие человеческого общества; Экономический рост и процветание; Гуманитарная помощь; Международное понимание; Консульские и административные функции. (Госдеп США. Финансовый отчет агентства. 2009)

Главные достижения Госдепартамента США в 2009 году: Цель 1. Достижение мира и обеспечение безопасности … Инициированы переговоры по заключению всемирного соглашения о запрете производства расщепляемых материалов для использования в ядерном вооружении. Поддержание международной коалиции, которая принятием Резолюции 1874 Совета Безопасности ООН предотвратила испытания ракетного и ядерного оружия Сев. Кореей.* … Подготовка более, чем миротворцев для участия в международных миротворческих операциях по всему миру в 2010 году.

2.3.2 Совет по национальной безопасности NATIONAL SECURITY COUNCIL -создан в 1947г., переведен в состав исполнительного кабинета президента США в 1949 г. -консультативный орган при Президенте, оказывающий поддержку в вопросах национальной безопасности и внешней политики; -служит для координации деятельности ведомств, задействованных в вышеуказанной деятельности;

ПозицияГос. должностьУчастник на 2010 г. Председатель Президент СШАБарак Обама Обязательные члены: Вице-президент СШАДжо Биден ГоссекретарьХилари Клинтон Секретарь по безопасности Роберт М. Гейтс Военный советник: Председ. объединенного комитета начальников штабов адм. Майкл Мюлен Сов-ник по вн. раз-ке Директор нац. разведкиДж. Р. Клэпер Постоянные члены: Сов-ник по нац. безоп-тиДжеймс Л. Джонс Глава штаба Белого ДомаПит Роузе Зам. нац. безопасностиТомас Э. Донилон

ПозицияГос. должностьУчастник на 2010 г. Дополнительные участники: Министр финансов Тим Гейтнер Министр юстиции Эрик Холдер Министр внутренней безопасности Жанетт Наполитано Советник президента Боб Бауер Советник президента по вопросам экономической политики Лоуренс Саммерс Посол США в ООН Сьюзан Райс Директор кабинета управления и планирования бюджета Вакантно

III ОРГАНИЗАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ

3.1 NGOs – Негосударственные организации NGO (Non-Governmental Organizations) – некоммерческие, волонтерские организации, которые создаются на местном, государственном или международном уровне. -Деятельность подобных организаций направлена на решение проблем в определенной области: проблем экономического развития справедливой международной торговли защиты прав меньшинств. Американские: Center for International Policy Национальные: Global Policy Forum

Основные инструменты воздействия: Организация демонстраций; Организация кампании по определенной проблеме; Информационная деятельность (Web-сайты, офиц. письма). Проект Win Without War Кардинальное изменение политики США на Ближнем Востоке. Статистика проекта: С 2001 года в Афганистане было убито 1196 американских солдат. Война в Афганистане – самая продолжительная в истории США. Большинство афганцев хотят, чтобы США покинули страну, и рассматривают нас как оккупантов.

3.2 Политические фонды (Think tanks) Политический фонд - группа или организация, созданная для изучения и решения проблем в области технологий, социального и политического планирования или безопасности. -В 2006 году в США было зарегистрировано 1,106 политических фондов. -Изначально - квазиправительственный характер (особенно после II Мировой войны); е годы - изменение характера деятельности, в которой важное место занимает работа с общественностью и формирование общественного мнения (маркетинг).

Основные направления работы: Проведение исследований (научных и общественных); Предоставление экспертного мнения гос. органам; Инициация гос. работы над решением опред. вопросов; Работа с общественностью: работа с прессой, масс-медиа публикация собственных материалов. Работа с представителями госуправления. …нация должна думать прежде, чем действовать. Р. Страузж-Хупé. Основатель FPRI. Think tanks, специализирующиеся в области внеш. политики: FPRI – Foreign Policy Research Institute; FPIF – Foreign Policy in Focus; CNS – James Martin Center for Nonproliferation Studies.

2007 – СAP vs CNAS Позиция CAP: Вывод войск к концу 2008 года; Высадка 8000 – солдат в соседние страны для предотвращения пограничных конфликтов; (Б. Катулис и др. Strategic Reset. 2007) Позиция CNAS: Присутствие США обеспечивает закон и порядок; Большинство ключевых игроков, включая шиитское правительство Малики, заинтересованы в присутствии США. (К. Kahl. The Case for Engagement in Iraq. 2008) CNAS одерживает вверх в этом противостоянии; Джеймс Миллер, вице-президент организации, стал главным заместителем министра обороны.

3.3 Средства массовой информации и внешняя политика США СМИ не формируют внешнюю политику. Но в век информационных технологий она не может формироваться без их участия. Уоррен Штробел, главный редактор U.S. News & World Report. Эволюция СМИ: -Скорость распространения новостей. -Роста числа пользователей Интернета: сохранять секретность информации стало труднее (WikiLeaks). Таким образом, средства массовой информации заставляют реагировать быстрее на проблемы, возникшие в области внешней политики.

IV ИНСТРУМЕНТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США

4.1 Основные инструменты внешней политики США: Дипломатия; Продвижение собственно политики в ООН; Международная валютная система (М/н. банк и МВФ); Экономическая помощь; Международные организации: НАТО (1949); АНЗЮС (1951) -Австралией, Новой Зеландией и США; СЕАТО (1954); Санкции: США не поддерживает дипломатических отношений с Бутаном, Ираном, Сев. Кореей, Сомали и Кубой; Интервенция и военное устрашение; «Информационная война».

4.2 США и НАТО Расширение на восток: После Холодной войны встал вопрос о дальнейшей судьбе НАТО; Государства-члены решили трансформировать НАТО в более универсальную структуру, в которой и политическое сотрудничество. «…[НАТО - ] бастион свободы, мира и безопасности на евразийской земле и нечто, с чем Россия должны будет считаться» (К. Пауэлл, 2001)

1999 – Польша и Чехия становятся официальными членами НАТО (четвертая очередь расширения); 2004 – в НАТО вступают Болгарии, Латвии, Румынии, Литве, Словакии, Словении и Эстонии (пятая очередь расширения); 2009 – членами НАТО становятся Албания и Хорватия (шестая очередь расширения).

Раскол союза в Ираке З. Бзежинский (2004): для обеспечения трансатлантической безопасности и мира Альянс должен действовать за границами Европы; Даже после поддержки интервенции, европейские страны- союзники отказались принимать участие в боевых действиях. В результате нарастания напряженности союзники начали выводить свои войска. Сегодня, единственная причина, почему НАТО продолжает существовать – стремление американцев найти повод быть «в» Европе. (Д. Ларисон. The case against NATO/The Week. 2010)

4.3 Продвижение собственной политики в ООН США - постоянный член Совета Безопасности ООН; В 2009 перечислили в бюджет $517 млн. (22%; Россия – 1,6%); ООН выступает инструментом американской внешней политики. За последний год США удалось добиться: Санкций ООН в отношении Ирана и Северной Кореи; Нового импульса в борьбе с распространением ядерных вооружений и материалов; … Прямое участие ООН в реформировании слабо работавшего Совета ООН по правам человека. (Инфор. бюллетень: продвижение ин-сов США в ООН, 2010)

4.4 Проблема разоружения и нераспространения вооружения США являются членами следующих договоров: Конвенция о биологическом оружии (ратифиц. в 1975 году) Конвенция о Химическом оружии (рат. в 1997) Договор о нераспространении ядерного оружия (1970) Соглашение о конкретных видах обычного вооружения (1995) Соглашение о космосе (1967) Соглашение об обычных вооруженных силах в Европе (1992) - После 9/11 - смещение акцента : опасение, что ядерное оружие или средства для его производства попадут в руки экстремистских группировок.

Дж. Вульф (Зам. мин-ра США по предотвр. распространения вооружения): Сократить и остановить производство материалов для производства оружия массового поражения; Предотвратить приобретение Ираном ОМП и ракетного оружия; Остановить распространение ядерного и ракетного вооружения из Южной Азии; Усилить контроль над экспортом; Поддержать развитие Международного Агентства Атомной Энергетики. (Дж. Вольф. U.S. Approaches to Non-proliferation, 2002)

Несмотря на необходимость жесткого контроля и подавления экстремистских негосударственных групп, основные действия в области предотвращения предпринимаются именно на государственном уровне: санкции против Ирана и Сев. Кореи; дог-ры с Россией: СНВ-III (2010) ОДНАКО: -за период г.г. США продали обычного вооружения на сумму $123.5 млн., что делает их крупнейшим поставщиком вооружения в мире. (Arms Control Association, 2010)

4.5 США и Китай Китай превращается из регионального игрока в мировую державу; Причины напряженности в отношениях: модернизации китайской армии и наращивании Китаем своего военного потенциала; положение прав человека в Китае; США открыто поддерживают Тайвань; 2010 – «торговая война» между Китаем и США: США начинают линию протекционизма; НО: Импорта из Китая за 2009 год – $296,4 млрд. Валютные резервы Пекина - $2500 млрд.

4.6 «Информационная война» -воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. -формирования общественного мнения и на территории своей страны, и среди своих союзников; -90е годы - вторая интервенция НАТО на Балканах (1998): антисербская пропаганда; -2008, август – освещение событий грузино-южноосетинского конфликта: Эфир телеканала Fox News: интервью с Амандой Кокоевой

V США И ВОЙНА С ТЕРРОРИЗМОМ ПОСЛЕ 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА

Террористические атаки против граждан США до : 1993, Нью-Йорк – взрыв в Торговом центре (погибло: 6 чел.); 1995, Рьядх, СА – взрыв бомбы (погибло: 5 военнослуж.); 1996, Дхахран, СА –взрыв бомбы (погибло: 19 амер. служащих); 1998 – взрывы возле посольств США (погибло: 224 чел.). 11 сентября 2001 года Разрушение ВТЦ, Теракт в Пентагоне, падение самолета в Пенсильвании (погибло: ок чел.). После терактов 11 сентября борьба с мировым терроризмом становится одним из основных направлений внешней политики США.

Меры по борьбе с терроризмом после 9/11: Приказ 13224: замораж. счетов террористов, террористических организации и организаций, связанных с Аль-Каидой; Список иностранных террористических групп: гражданам США запрещалось оказывать материальную помощь этим организациям. Все въездные визы лидеров этих организаций были отменены; Российско-американская кооперация в борьбе с терроризмом; «Вознаграждение за справедливость» - $5 млн. за информацию о планируемых терактах или содействие в поимке террористов; 2002 – Homeland Security Act. Созд. Департамента национальной безопасности США.

2001, 18 сентября – AUMF (Разрешение использовать ВС США в борьбе против организации, ответственных за теракт); 2001, 7 окт. – опер. «Несокрушимая свобода» - Афганистан; 2002, 16 окт. – AUMF – Ирак (борьба против распространения оружия массового поражения); 2003, 20 марта – Вторжение в Ирак. Поддерживаете ли Вы вторжение в Ирак (CBS Polls) март 2003 Считаете, что это было правильное решение (CBS Polls) сентябрь 2010

USA PATRIOT Act (26 окт. 2001): Раздел II. Параграф 201 («sunset provision»): Разрешение на прослушивание телефонных, устных и электронных переговоров, относящихся к делам по терроризму (истек 31 дек года); Раздел III. Предотвращение отмывания денег и финансовые меры по борьбе с терроризмом; Раздел VIII. Внесение изменений в уголовный кодекс по статье «терроризм».

Основные спорные моменты: Закон позволял федеральным агентствам провести тайный обыск любого дома, офиса. При этом сроков извещения о проведенном обыске не ставилось. Закон разрешал властям собирать информацию в библиотеках, офисах или медицинских учреждениях даже при отсутствии доказательств причастности к терроризму. Служащим было запрещено сообщать о подобном сборе информации. Слишком широкое определение терроризма. («Trust me» just doesnt fly/USA Today. 2005)

Б ИБЛИОГРАФИЯ : Иванян, Э.А. История США. М.: Дрофа, 2006 Системная история международных отношений/ Под ред. Богатурова А.Д., том 2. М., Kissinger, H. Crisis. NY.: Simon and Schuster, 2002 В ЕБЛИОГРАФИЯ : Д АВЫДОВИЧ, С.; А НДРЕЕВ, А., «О Б ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОТИВОБОРСТВЕ В ХОДЕ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА В К ОСОВО » ФМС. З АЯВЛЕНИЕ Б ЮРО ФМС В СВЯЗИ С ЭТНИЧЕСКИМИ ЧИСТКАМИ В К ОСОВО О ФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ООН. В ОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ООН B RZEZINSKI, I. NATO: A N A LLIANCE T RANSFORMING D INAN, S. 'B IPARTISANSHIP ' IN C ONGRESS : G OOD OR BAD ?/T HE W ASHINGTON T IMES F EFFER, J. P UTTING THE P RESIDENT IN H IS P LACE /FPIF J UNG A. ET AL. W ÄHRUNG ALS W AFFE /S PIEGEL 40/2010. K AGAN, R. B IPARTISAN S PRING /F OREIGN P OLICY K AHL, C. T HE C ASE FOR C ONDITIONAL E NGAGEMENT IN I RAQ /CNAS K ATULIS, B. ET AL S TRATEGIC R ESET /CAP WEBSITE. 2007

L ARISON, D. T HE CASE AGAINST NATO/T HE W EEK P OWELL, C. U.S. I NTERNATIONAL E NGAGEMENT : A T IME OF G REAT O PPORTUNITY R OSENBAUM, D. N ATION IN C HALLENGE : T HE L AWMAKERS /T HE N EW Y ORK T IMES S TROBEL. W. P. T HE M EDIA : I NFLUENCING F OREIGN P OLICY I N T HE I NFORMATION A GE W ASHINGTON, G. F AREWELL A DRESS W ILSON, W. S PEECH TO THE JOINT SESSION OF THE C ONGRESS. A PRIL 2, 1917 W ILSON, W. S PEECH TO THE JOINT SESSION OF THE C ONGRESS. J ANUARY 8, 1918 W OLF, J. U.S. A PPROACHES T O N ONPROLIFERATION W IN W ITHOUN W AR. O FFICIAL W EB S ITE Fact Sheet: Advancing U.S. Interests at the United Nations U.S. D EPARTMENT OF S TATE. FY 2009 A GENCY F INANCIAL R EPORT U.S. D EPARTMENT OF S TATE. O FFICIAL W EB S ITE P. L T H C ONGRESS. 2001

T HE L IBRARY OF C ONGRESS. B ILL S UMMARY & S TATUS 110 TH C ONGRESS ( ) H.R P ROCLAMATION 2087 F ORBIDDING THE S HIPMENT OF A RMS TO THE C OMBATANTS IN THE C HACO U NITED S TATES V. C URTISS -W RIGHT E XPORT C ORP./OYEZ U.S. S UPREME C OURT. 299 U.S T HE U NITED S TATES C ONSTITUTION E NVIRONMENT N EWS S ERVICE. O BAMA S TRENGTHENS U.S. C OMITMENT TO N UCLEAR N ON - P ROLIFERATION A RMS C ONTROL A SSOCIATION. A RMS C ONTROL AND P ROLIFERATION P ROFILE : T HE U NITED S TATES CBS P OLLS. I RAQ /P OLLING R EPORT US PATRIOT A CT T ERRORIST A TTACKS /I NFOPLEASE.