Теория литературы. Антитеза Антитеза (antithesis). Фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной общей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория драмы ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
Advertisements

Типичные вопросы по драматическим произведениям. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм Каким.
Тема проекта: Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
« После бала ». Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что.
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
Автор: Белышева Г.Н. Учитель литературы МКОУ Воздвиженской СОШ.
Урок Крапиной А.С.. «Слово о полку Игореве» - «прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». В.Г.Белинский.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная литература Род Лирика Эпос Драма.
Роман А.С.Пушкина Евгений Онегин»– « энциклопедия русской жизни» (В.Г.Белинский) « Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная.
Комедия «Ревизор». Цели урока: Проследить путь от замысла автора до современной интерпретации Проследить путь от замысла автора до современной интерпретации.
Контроль в профильных классах (группах) Пример. Литература. 10 класс.
К АК СТРОИТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.. воссозданные в произведении события, которые соединены временной последовательностью и логической, причинно- следственной.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Х УДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА А.С.П УШКИНА «Е ВГЕНИЙ О НЕГИН »
Н.В.Гоголь и его комедия «РЕВИЗОР». Провинциальный город Действие I, явление 5-е.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Он не был для нас только роман в стихах… это было событие нашей молодости, наша биографическая черта, перелом.
Транксрипт:

Теория литературы. Антитеза Антитеза (antithesis). Фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной общей идее или единой точке зрения. (Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.С. Пушкин). Антитеза используется: Во-первых, при сопоставлении образов или понятий, контрастирующих между собою. Во-вторых, антитетические понятия или образы могут своей совокупностью выражать нечто единое. В таком случае антитеза обычно выражает или контраст, уже заключающийся в самом содержании выражаемого предмета, или величину его. В-третьих, антитетический образ (или понятие) может привлекаться для оттенения другого образа, который стоит в центре внимания. Выражаемому предмету соответствует тогда только один из членов антитезы, другой же член имеет служебное значение усиления выразительности первого. Этот вид антитезы родствен фигуре сравнения. Так, у Державина: «Где стол был яств, Там гроб стоит». Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Описания, характеристики, особенно сравнительные, часто строятся антитетически. Антитеза (antithesis). Фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной общей идее или единой точке зрения. (Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.С. Пушкин). Антитеза используется: Во-первых, при сопоставлении образов или понятий, контрастирующих между собою. Во-вторых, антитетические понятия или образы могут своей совокупностью выражать нечто единое. В таком случае антитеза обычно выражает или контраст, уже заключающийся в самом содержании выражаемого предмета, или величину его. В-третьих, антитетический образ (или понятие) может привлекаться для оттенения другого образа, который стоит в центре внимания. Выражаемому предмету соответствует тогда только один из членов антитезы, другой же член имеет служебное значение усиления выразительности первого. Этот вид антитезы родствен фигуре сравнения. Так, у Державина: «Где стол был яств, Там гроб стоит». Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Описания, характеристики, особенно сравнительные, часто строятся антитетически.

Теория литературы. Стадии развития действия Стадии развития действия: 1.экспозиция, 2.завязка, 3.кульминация, 4.развязка, 5.эпилог.

Теория литературы. Экспозиция Экспозиция в литературе, составная часть сюжета (или, по другой терминологии, фабулы), (пролог) логически предшествующая завязке. Намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя. Прямая Э. помещается в начале произведения, задержанная в середине. В трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви. Заметим, что от экспозиции не следует ожидать знакомства со всеми героями. В ней могут быть представлены второстепенные лица. Иногда именно появление главного действующего лица завершает экспозицию и является завязкой действия (например, появление Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). В экспозиции нередко используется повествовательный прием, который называется предысторией. Обширная предыстория Онегина содержится, например, в экспозиции романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина (глава 1). В пьесе А. Н. Островского «Гроза» предысторией Катерины является ее рассказ Варваре о жизни в родительском доме. Особый случай предыстории героя рассказ о жизни Чичикова в одиннадцатой главе «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, намеренно вынесенный писателем не только за пределы экспозиции, но и фактически за пределы сюжета первого тома поэмы.

Теория литературы. Завязка Завязка действия событие или ряд событий, которые дают толчок основному действию. Именно в завязке действия резко меняется положение персонажей, между ними могут возникнуть противоречия. Нередко завязкой действия становятся вполне обычные ситуации: приезд или отъезд действующего лица, знакомство, встреча, сообщение о чем-либо или разговор. Важно правильно определить момент начала основного сюжетного действия. Для этого необходимо найти точный ответ на вопросы: что выводит из равновесия сложившуюся систему отношений между персонажами, что меняет жизнь персонажа, в чем причина всех последующих событий? Ведь именно характер завязки действия нередко предопределяет особенности дальнейшего движения сюжета. Такие стандартные для завязки действия ситуации, как, например, встреча или приезд героя, слабо проясняют последующие события. Напротив, спор, резкое столкновение героев сразу определяют конфликтные отношения между ними, которые, очевидно, и будут воплощены в сюжете. Завязка - начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения. Типы завязок: - мотивированная; - немотивированная (неожиданная, придающая остроту). Место завязки в литературном произведении: - в начале; - в конце. Н.В. Гоголь. «Ревизор». Городничий. Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор. Аммос Федорович. Как ревизор? Артемий Филиппович. Как ревизор? Иногда завязка идет впереди экспозиции; вспомним динамическую завязку «Анны Карениной» Л. Толстого: «Все смешалось в доме Облонских».

Теория литературы. Кульминация Кульминация высшая точка в развитии действия, в которой конфликт достигает наивысшей остроты и напряжения. После кульминации действие неизбежно идет на спад, так как конфликт оказывается исчерпанным. Кульминация поворотный момент в отношениях между противоборствующими сторонами. Как правило, после кульминации изменения конфликтующих сторон становятся неизбежными. Например, в пьесе А. Н. Островского «Гроза» кульминация признание Катерины в «грехе». Это поворотный момент в сюжете, так как после него выбор героини неизбежен: она должна либо покориться «темному царству», либо решиться на ту единственную форму протеста, которая ей доступна, уход из жизни. Кульминацией нередко являются объяснение героев (в рамках любовного сюжета) или дуэль. В сюжетах хроникального типа кульминация либо слабо выражена, либо полностью отсутствует. Например, она отсутствует в первом томе поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Некое подобие кульминации можно найти в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»: известие о продаже усадьбы внешне меняет жизнь персонажей, но не является следствием конфликта между ними. Потеря «дворянского гнезда» давно ожидаемое событие, оно имеет прежде всего психологическое и символическое значение. Кульминация - высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций. Например, сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого «После бала».

Теория литературы. Развязка Развязка действия завершающая часть сюжета, следующая после кульминации. В развязке действия обычно выясняется, как изменились отношения между противоборствующими сторонами, какие последствия имел конфликт. Нередко для того, чтобы разрушить стереотип ожидания читателей («свадьба» или «похороны), писатели вообще опускают развязку действия. Например, отсутствие развязки в сюжете восьмой главы «Евгения Онегина» делает финал романа «открытым». Пушкин как бы приглашает читателей самих поразмышлять над тем, как могла бы сложиться судьба Онегина, не предрешая возможного развития событий. Кроме того, характер главного героя также остается «незавершенным», способным к дальнейшему развитию. Иногда развязка действия представляет собой последующую историю одного или нескольких персонажей. Это повествовательный прием, который используется для сообщения о том, как сложилась жизнь персонажей после завершения основного действия. Краткую «последующую историю» героев «Капитанской дочки» А. С. Пушкина можно найти в послесловии, написанном «издателем». Этот прием довольно часто использовали русские романисты второй половины XIX века, в частности И. А. Гончаров в романе «Обломов» и И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Развязка - положение действующих лиц, которое сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц. Виды развязки: - естественная (логичное выражение завязки); - ложная. Виды развязки (в зависимости от развития сюжета): - внезапная; - логически вытекающая из развития действия. Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя): - единая с кульминацией; - отдельная от кульминации Естественная развязка - "Вишневый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией - "Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации - "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя

Теория литературы. Эпилог Эпилог - заключительная часть произведения. Типы эпилогов: - непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности); - развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событий). Развернутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года.

Теория литературы. Лирическое отступление Лирическое отступление - фрагмент повествования, в котором автор, отклоняясь от прямого сюжетного изложения событий, дает комментарий происходящему или размышляет на темы, не связанные с магистральной линией произведения непосредственно. Лирические отступления открыто вводят в произведение субъективную позицию автора. Пример: авторские отступления в романе Н. Гоголя «Мертвые души», в поэме М. Лермонтова «Тамбовская казначейша», в романе А. Пушкина «Евгений Онегин», в поэме Байрона «Дон Жуан», Историософия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», М. А. Шолохов «Тихий Дон».

Теория литературы. Конфликт Конфликт - противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. Конфликт - (от латинск. conflictus столкновение) противоречия, возникающие между отдельными персонажами, персонажем и социально-бытовой средой, между группами персонажей, сословиями, классами. Эти противоречия развиваются и в конце концов, как правило, разрешаются в сюжете произведения. Конфликт является основой динамично развивающегося сю­жета. Именно конфликт, развертываясь в сюжете, определяет те или иные поступки действующих лиц, ход и характер событий. В избранном типе конфликта писатель выражает свое понимание реальных жизненных противоречий. Не следует думать, однако, что конфликт основа всякого сюжета. Сюжеты многих литературных произведений не имеют основного конфликта, попытки выявить такой конфликт могут привести к ошибкам. Конфликт может быть мнимым, иллюзорным в этом случае иллюзорным, призрачным становится и сюжет произведения, как это произошло, например, в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». Ведь Хлестаков это мнимая величина, по отношению к нему уездные чиновники ведут себя неадекватно. Их усилия, потраченные на то, чтобы избежать гнева важной петербургской особы, их лихорадочная суета это всего лишь бег на месте. Кроме основного конфликта двигателя сюжетного действия в произведении могут быть разнообразные частные конфликты, возникающие во взаимоотношениях персонажей. В сложных, многоплановых произведениях (например, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир») частные конфликты необходимы для того, чтобы точнее воссоздать панораму жизни общества, быт, эпоху, сложность и противоречивость характеров людей. В некоторых произведениях нет ясно выраженного конфликта, его заменяет конфликтный фон. Его присутствие, например, в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад», как и в других его пьесах, проявляется в повышенном беспокойстве, даже нервозности персонажей. Источник такого их поведения внешне никак не определен. Это не результат какого-либо явного конфликта, нарушающего размеренное течение жизни. Причина немотивированных поступков, странных реплик, срывающихся с уст персонажей, какой-то бестолковой суеты, время от времени возникающей в доме Раневской, не событийная, а психологическая. Поэтому в чеховских пьесах сюжетное действие отходит на второй план, а главным становится психологический подтекст, проступающий за множеством частных бытовых конфликтов.

Теория литературы. Конфликт Любовный Взаимоотношения между людьми, построенные на любовных колизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа. У. Шекспир "Ромео и Джульетта" А.С. Пушкин "Дубровский" Социально- бытовой (общественный) Социальные взаимоотношения, характерен для реалистических произведений. А. С. Пушкин "Евгений Онегин" Философский Постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека. Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы", "Идиот"

Теория литературы. Конфликт Идейный Столкновение различных идей, имеющих право на существование. И. С. Тургенев "Отцы и дети" Психологический Внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений. Д. Г. Байрон "Дон Жуан" Символический Противоборство, столкновение реальности с ее символических перевоплощением; характерен для произведений символизма. М. Метерлинк "Синяя птица"

Теория литературы. Автор-повествователь 1). Собственно авторское повествование. Рассмотрим начало романа М. Булгакова «Белая гвардия». «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». Мы сразу понимаем и точность, и некоторую условность определения «объективное» повествование. С одной стороны, повествователь не называет себя («я»), он как бы растворен в тексте и как личность не проявлен (не персонифицирован). Это свойство эпических произведений – объективность изображаемого, когда, по словам Аристотеля, «произведение как бы само поет себя». С другой же стороны, уже в самом строении фраз, инверсией подчеркиваются, интонационно выделяются слова оценочные: «велик», «страшен». Итак, в речи повествователя мы явственно слышим авторский голос, авторскую оценку изображаемого. Почему же мы не вправе отождествить повествователя с автором? Это было бы некорректно. Дело в том, что повествователь – это важнейшая (в эпических произведениях), но не единственная форма авторского сознания. Автор проявляется не только в повествовании, но и во многих других сторонах произведения: в сюжете и композиции, в организации времени и пространства, во многом другом, вплоть до выбора средств малой образности... Хотя прежде всего, конечно, в самом повествовании. Повествователю принадлежат все те отрезки текста, которые нельзя приписать никому из героев.

Теория литературы. Автор-повествователь 2) Несобственно-авторское повествование. В том же романе «Белая гвардия (и во многих других произведениях, и у других авторов), мы сталкиваемся еще с одним феноменом: речь повествователя оказывается способна вбирать в себя голос героя, причем он может совмещаться с авторским голосом в пределах одного отрезка текста, даже в пределах одного предложения: «Алексей, Елена, Тальберг, и Анюта, выросшая в доме Турбиной, и Николка, оглушенный смертью, с вихром, нависшим на правую бровь, стояли у ног старого коричневого святителя Николы. Николкины голубые глаза, посаженные по бокам длинного птичьего носа, смотрели растерянно, убито. Изредка он возводил их на иконостас, на тонущий в полумраке свод алтаря, где возносился печальный и загадочный старик бог, моргал. За что такая обида? Несправедливость? Зачем понадобилось отнять мать, когда все съехались, когда наступило облегчение? Такой вид повествования называется несобственно-авторским. Мы можем сказать, что здесь совмещаются два субъекта сознания (автор и герой) – при том, что субъект речи один: это повествователь.

Теория литературы. Автор-повествователь 3) Несобственно-прямая речь. В пределах все того же объективного повествования встречается и такая его разновидность, когда голос героя начинает преобладать над голосом автора, хотя формально текст принадлежит повествователю. Это несобственно-прямая речь, которую отличает от несобственно-авторского повествования именно преобладание голоса героя в рамках текста. Рассмотрим примеры. «Анфиса не выказала ни удивления, ни сочувствия. Она не любила этих мальчишеских выходок своего мужа. Его ждут-ждут дома, убиваются, места себе не находят, а он, на-ко, ехал-ехал, да пришла в голову Синельга – и поскакал. Как будто сквозь землю провалится эта самая Синельга, ежели туда на день позже выехать.» (Ф. Абрамов. Пути-перепутья)

Теория литературы. Автор-повествователь 4) Повествование от первого лица. Три важных разновидности повествования от первого лица, выделяемые в зависимости от того, кто является рассказчиком: 1.автор-рассказчик; 2.рассказчик, не являющийся героем; 3.герой-рассказчик. Автор-рассказчик. Самый же яркий и известный пример такого повествования – «Евгений Онегин»: фигура автора-рассказчика организует весь роман, который и строится как беседа автора с читателем, рассказ о том, как пишется (писался) роман, который благодаря этому как будто создается на глазах у читателя. Автор здесь организует и отношения с героями. Причем сложность этих отношений с каждым из героев мы понимаем во многом благодаря своеобразному речевому «поведению» автора. Слово автора способно вбирать в себя голоса персонажей (в данном случае слова герой и персонаж употребляются как синонимы). С каждым из них автор вступает в отношения то диалога, то полемики, то полного сочувствия и соучастия. (Не забудем, что Онегин – «добрый… приятель» автора, они в определенное время подружились, собирались вместе отправиться в путешествие, т.е. автор- рассказчик принимает некоторое участие в сюжете. Но надо помнить и об условности такой игры, например: «Письмо Татьяны предо мною, / Его я свято берегу». С другой стороны, не следует отождествлять автора как литературный образ и с реальным – биографическим – автором, как бы это ни было соблазнительно (намек на южную ссылку и некоторые другие автобиографические черты).

Теория литературы. Автор-повествователь 2). Герой-рассказчик. Это тот, кто принимает участие в событиях и повествует о них; таким образом по видимости «отсутствующий» в повествовании автор создает иллюзию достоверности всего происходящего. Не случайно фигура героя-рассказчика особенно часто появляется в русской прозе начиная со второй половины 30-х годов ХIХ в.: это, возможно, объясняется и повышенным вниманием писателей к внутреннему миру человека (исповедь героя, его рассказ о себе самом). И в то же время уже в конце 30-х годов, когда формируется реалистическая проза, герой – очевидец и участник событий – призван был постулировать «правдоподобность» изображаемого. При этом в любом случае читатель вплотную оказывается приближен к герою, видит его как бы крупным планом, без посредника в лице всезнающего автора. И в этот разряд попадают произведения, где отношения автора и рассказчика могут быть самыми разными: близость автора и рассказчика (как, например, в «Записках охотника» Тургенева); полная «независимость» рассказчика (одного или нескольких) от автора (как в «Герое нашего времени», где собственно автору принадлежит лишь предисловие, не входящее, строго говоря, в текст романа: его и не было при первом издании). Можно назвать в этом ряду «Капитанскую дочку» Пушкина,

Теория литературы. Автор-повествователь Крайним случаем проявления героя-рассказчика является сказовая форма, или сказ. В таком произведении герой-рассказчик личность не книжная, не литературная; это, как правило, что называется, человек из низов, неумелый рассказчик, которому единственному «отдано» право вести рассказ (т.е. все произведение построено как рассказ такого героя, а авторское слово отсутствует вовсе или служит лишь небольшой рамкой – как, например, в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»). Сказ потому и называется так, что, как правило, это имитация спонтанной (неподготовленной) устной речи, и часто в тексте мы видим стремление автора передать даже на письме особенности именно устного произнесения (рассказывания).

Теория литературы. Автор-повествователь 3) Рассказчик, не являющийся героем, предстает, однако, частью художественного мира: он тоже, как и персонажи, предмет изображения. Он, как правило, наделен именем, биографией, а главное – его рассказ характеризует не только персонажей и события, о которых он повествует, но и его самого. Таков, например, Рудый Панько в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголя – не менее колоритная фигура, чем персонажи, участвующие в действии. Другой пример, «Повести покойного И.П. Белкина» А.С. Пушкина