Культура России в первой половине XIX века. Книгоиздание и журналистика Консервативное направление: Консервативное направление: «Русский вестник» С.Н.Глинка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русская литература в первой половине XIX века. Начало XIX века – время культурного и духовного подъёма в России Огромное влияние на культуру России того.
Advertisements

Литература России в первой половине XIX в.. Начало XIX века – время культурного и духовного подъёма в России. Рост национального самосознания народа в.
Русские писатели первой половины XIX в.: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь.
8 класс Р УССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ начало XIX века. Цель урока: Дать представление о наиболее значительных достижениях и наиболее видных деятелях русской.
Вариант 1 1. Ученый в области биологии А) И.А. ДвигубскийБ) Н.И. Пирогов В) М.В. ОстроградскийГ) В.В. Петров 2. Направление искусства, обращённое не к.
РУССКАЯ живопись XIX века Работу выполнила ученица 8 класса МОУ СОШ п.Заря Палкина Татьяна.
В начале XIX века значительно возрос интерес к литературе и искусству. Стали широко распространены домашние спектакли, музыкальные вечера, собирание книг,
Культура в первой половине XIX века Учитель истории МСКАОУ СКОШ VII, VIII вида Г. Москва г. Троицк Кучеренко Ирина Анатольевна.
Художественная культура Культура область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъектности.
КУЛЬТУРА ЗОЛОТОГО ВЕКА. Начало XIX века – время духовного и культурного подъёма. Причины: Рост национального самосознания, ускорен Отечественной войной.
Т класс. План урока. 1. Особенности развития. 2. Русская литература. 3. Театр. 4. Музыка. 5. Живопись. 6. Архитектура.
Культура России первой половины XIX века Цель : дать представление о наиболее значимых достижениях, и наиболее видных деятелей русской культуры первой.
*ознакомить учащихся с величайшими достижениями российской культуры I половине XIX века. *побудить у учащихся интерес к отечественной культуре.
8 КЛАСС. ТЕМА: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА. Работу выполнила: Павлова С.И., учитель истории 2008 год г. Суоярви. МОУ Суоярвская ООШ.
Золотой век русской культуры. Классицизм в первой половине 19 века.
Архитектура XIX века в России
Культура России первой половины 19 века.
Художественная культура России в первой половине XIX века. Михайлов Евгений 8 А Учитель Баннова Е.В.
АРХИТЕКТУРА КЛАССИЦИЗМА В РОССИИ. Выполняла: Студентка группы: 19Д-411 Макущенко Мария МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАТИКИ И ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ.
Транксрипт:

Культура России в первой половине XIX века

Книгоиздание и журналистика Консервативное направление: Консервативное направление: «Русский вестник» С.Н.Глинка «Русский вестник» С.Н.Глинка «Северная пчела» Н.И.Греч, Ф.В.Булгарин «Северная пчела» Н.И.Греч, Ф.В.Булгарин «Московский вестник» М.П.Погодин «Московский вестник» М.П.Погодин «Московский наблюдатель» С.П.Шевырев «Московский наблюдатель» С.П.Шевырев Либерально- демократическое направление: Либерально- демократическое направление: «Европеец» И.В.Кириевский «Московский телеграф» Н.А.Полевой «Телескоп» Н.И.Надеждин «Современник» А.С.Пушкин, И.И.Панаев, Н.А.Некрасов «Отечественные записки» А.А.Краевский, отдел критики – Белинский В.Г. «Вестник Европы» Н.М.Карамзин

Киреевский Иван Васильевич (1806– 1856) Философ, публицист, общественный деятель. В 1832 г. издавал журнал «Европеец» (закрыт после выхода двух номеров за публикацию статьи «Девятнадцатый век», в которой власти усмотрели пропаганду революции и конституции). В 1840-х гг. – активный участник движения славянофилов. В противоположность своим прежним взглядам утверждал, что западная цивилизация деградирует, создав удобства внешней жизни и ничего не дав для «внутреннего сознания человека». По его мнению, к XIX в. Запад исчерпал себя и ему на смену должна прийти православная культура, носителем которой является Россия. Как и другие славянофилы, видел преимущество России в том, что государство возникло здесь не путем завоевания, а путем добровольного призвания, вследствие чего государство не вступало в конфликты с обществом. Гармоничное развитие русских начал было нарушено реформами Петра I.

Карамзин Николай Михайлович (1766– 1826) Русский писатель, историк, почетный член Академии наук (с 1818 г.). Основоположник русского сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза». Редактор «Московского журнала» (1791– 1792), «Вестника Европы» (1802– 1803). Основное историческое произведение – «История государства Российского» (т. 1–12). В 1812 г. резко осудил деятельность М.М. Сперанского в «Записке о древней и новой России».

Краевский Андрей Александрович ( ) Журналист, издатель, общественный деятель. С 1839 г. издавал журнал «Отечественные записки», ставший лучшим литературным журналом 1840-х гг., привлек к участию в нем В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева и др. В 1846–1848 гг. большинство лучших авторов порвали с журналом. В 1848 г. А. А. Краевский опубликовал статью «Россия и Западная Европа в настоящую минуту», прославляя внутреннюю и внешнюю политику Николая I. В 1868 г. сдал журнал в аренду Н. А. Некрасову.

Панаев Иван Иванович (1812–1862) Писатель, журналист и издатель. С 1847 г. совместно с Н. А. Некрасовым издавал журнал «Современник».

Погодин Михаил Петрович (1800–1875) Историк, писатель, профессор Московского университета, академик Петербургской академии наук (с 1841 г.). Издавал журналы «Московский вестник», «Москвитянин». Сторонник норманнской теории происхождения русского государства, пропагандист теории «официальной народности». Труды по истории Древней Руси, летописанию.

Уваров Сергей Семенович (1786–1855) Государственный деятель, президент петербургской академии наук с 1818 г., министр народного просвещения в 1833– 1849 гг., создатель теории «официальной народности».

Начало XIX века – время культурного и духовного подъёма в России Начало XIX века – время культурного и духовного подъёма в России Первую треть XIX века называют «золотым веком» русской культуры Первую треть XIX века называют «золотым веком» русской культуры Огромное влияние на культуру России того времени оказали два важнейших события – Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года Огромное влияние на культуру России того времени оказали два важнейших события – Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие культуры Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие культуры

Архитектура К.И.Росси К.И.Росси А.А.Монферран А.А.Монферран А.Н.Воронихин А.Н.Воронихин А.Д.Захаров А.Д.Захаров О.И.Бове О.И.Бове Д.И.Жилярди Д.И.Жилярди К.А.Тон К.А.Тон

Архитектура Петербурга Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей

Проект А. Д. Захарова Выражена идея величия России как морской державы Это центральная часть здания, общая его протяженность более 400 метров. Адмиралтейство

Адмиралтейство

Здание Биржи (Стрелка Васильевского острова) Архитектор: Тома де Томон Объём здания Биржи сравнительно невелик, но мощь его архитектурных форм в сочетании с ростральными колоннами позволили ему уверенно противостоять обширному пространству водной глади.

Казанский собор Архитектор А.Н. Воронихин

Казанский собор Проект: А.Н. Воронихин По мнению Павла I собор должен был напоминать собор Святого Петра в Риме. Длина собора 111 метров. В нем хранится икона Казанской Божьей Матери. В 1813 году здесь захоронен М.И. Кутузов.

Исаакиевский собор Архитектор: Огюст Монферран Самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX веке – внутри собора одновременно могут находится 13 тыс. человек.

Александровская колонна Архитектор: Огюст Монферран Памятник Александру I Монумент в честь победы русского оружия в войне 1812 года

Арка Генерального штаба К.И.России

Михайловский замок Русский музей К.И.Росси

Александринский театр

СенатаСената и Святейшего Правительствующего Синода.Святейшего Правительствующего Синода

Императорский Царскосельский лицей

Московский классицизм Основные черты: Характерен отдельными зданиями, а не ансамблями Характерен отдельными зданиями, а не ансамблями Строгая экономия художественных средств Строгая экономия художественных средств «Благородная простота и сдержанность» «Благородная простота и сдержанность»

Большой театр Архитектор О.И. Бове Памятник Минину и Пожарскому Архитектор: И.П. Мартос

Храм Христа Спасителя Архитектор: К.А. Тон

Большой Кремлёвский Дворец Архитектор: К.А. Тон

Провинциальный классицизм Провинциальный классицизм в целом ближе к Московскому Провинциальный классицизм в целом ближе к Московскому Никольский Казачий Собор (Омск) В.П. Стасов «Белый дом» (Иркутск) Купцы Сибиряковы

Живопись Основные черты: Характерен романтизм и реализм Характерен романтизм и реализм Требование Академии художеств строго следовать канонам классицизма Требование Академии художеств строго следовать канонам классицизма

Русские живописцы О.А.Кипренский О.А.Кипренский К.Н.Брюллов К.Н.Брюллов А.А.Иванов А.А.Иванов А.Г.Венецианов А.Г.Венецианов П.А.Федотов П.А.Федотов В.А.Тропинин В.А.Тропинин

Портрет А.С. Пушкина Кипренский Орест Адамович «Ты мне льстишь, Орест!» А. Пушкин

Портрет Жуковского В.А.

Тропинин Василий Андреевич Портрет А.С.Пушкина Кружевница Портрет сына

Портрет А.С. Пушкина

Кружевница

Портрет сына

Брюллов Карл Иванович Последний день Помпеи Всадница Итальянский полдень Гадающая Светлана Бахчисарайский фонтан Вирсавия

Всадница

Итальянский полдень

Последний день Помпеи «Это не картина, это целая поэма» Вальтер Скотт

гг. Главной темой этого масштабного полотна является всепоглощающая любовь к ближнему, которая способна возвысить душу человека над трагедией. Композиционное построение состоит из нескольких групп людей, каждый герой предстает как идеал физической и нравственной красоты. От классицизма – изображение героического идеала, от романтизма – изображение исключительных людей в исключительной ситуации. Картина Брюллова стала новацией для русской живописи. Впервые объектом внимания художника стала не выдающаяся личность. А целый народ, гибнущий не от «кары господней», а от разгула стихии гг. Главной темой этого масштабного полотна является всепоглощающая любовь к ближнему, которая способна возвысить душу человека над трагедией. Композиционное построение состоит из нескольких групп людей, каждый герой предстает как идеал физической и нравственной красоты. От классицизма – изображение героического идеала, от романтизма – изображение исключительных людей в исключительной ситуации. Картина Брюллова стала новацией для русской живописи. Впервые объектом внимания художника стала не выдающаяся личность. А целый народ, гибнущий не от «кары господней», а от разгула стихии.

Александр Андреевич Иванов

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине

«Хвала русскому художнику, бесконечная хвала» Явление Христа народу

Центральной фигурой полотна выступает Иоанн Креститель – Предтеча Спасителя, крестивший людей в водах Иордана во имя Христа. Он указывает на приближающегося Иисуса:»Вот агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Эти слова внесли смятение в народ. Кто-то открыв сердце истине, внимает пророку. Люди обернулись – одни с верой, другие с любопытством. Старики-фарисеи не желали оказать такой чести и не повернули головы, они и слышать не желали о нем. Особняком стоит «сомневающийся» в голубом – он олицетворение неверия. Автор изобразил себя в шляпе странника и Гоголя в красном одеянии. Центральной фигурой полотна выступает Иоанн Креститель – Предтеча Спасителя, крестивший людей в водах Иордана во имя Христа. Он указывает на приближающегося Иисуса:»Вот агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Эти слова внесли смятение в народ. Кто-то открыв сердце истине, внимает пророку. Люди обернулись – одни с верой, другие с любопытством. Старики-фарисеи не желали оказать такой чести и не повернули головы, они и слышать не желали о нем. Особняком стоит «сомневающийся» в голубом – он олицетворение неверия. Автор изобразил себя в шляпе странника и Гоголя в красном одеянии.

Венецианов Алексей Гаврилович

На пашне

Жнецы

Вот тебе и батькин обед

Крестьянские дети в поле

Девушка в платке

Крестьянка с косой и граблями «… И крестьянки чувствовать умеют.» Н.М. Карамзин

Федотов Павел Андреевич

Завтрак аристократа

Сватовство майора

Разборчивая невеста

Свежий кавалер

Пукирев Василий Владимирович

Неравный брак

Приданое

Театр Виды театров: Крепостные Крепостные Государственные Государственные Частные Частные

Театр Большой театр – оперные и балетные спектакли Малый театр – драматические произведения

Александринский театр В Александринском театре была премьера гоголевского «Ревизора»

Музыка Развитие национальной музыкальной школы Появление русского романса Создание патриотических произведений Реализм и народность Музыкальный фольклор

М.И. Глинка Самые известные оперы: «Жизнь за царя» «Руслан и Людмила» Опера Глинки – прекрасный пример воплощения той гармонии равнодействующих сил, которая фиксируется в сознании музыкантов как «руслановское» начало, т.е. романтическое начало.

Н.И.Римский-Корсаков «Майская ночь» «Майская ночь» «Снегурочка» «Снегурочка» «Садко» «Садко» Музыка Римского Корсакова возвышает человеческое в человеке, приносит пользу обществу.

П.И. Чайковский Пятая, шестая симфонии Пятая, шестая симфонии Оперы: Оперы: «Евгений Онегин» «Пиковая дама» Балеты: Балеты: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» Он утвердил новую, музыкальную реалистическую драму, конфликт которой определился в столкновении идеалов с действительностью, поэтической мечты с мещанским бытом, красоты и поэзии с грубой будничной прозой жизни 70-х годов прошлого столетия

Литература Первая половина XIX века – «золотой век русской литературы» Первая половина XIX века – «золотой век русской литературы» Для художественной культуры первой половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно – художественных направлений Для художественной культуры первой половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно – художественных направлений Одновременное сосуществование разных художественных стилей Одновременное сосуществование разных художественных стилей Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. - романтизм Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. - романтизм

В.Г. БелинскийВ.А. Жуковский

К.Ф. РылеевН.М. Карамзин

А.С. Пушкин Его творчество – закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов

Грибоедов Александр Сергеевич (1795–1829) Писатель, дипломат. Учился в Московском университете, с началом Отечественной войны 1812 г. вступил корнетом в гусарский полк. Выйдя в отставку (1816) поступил на службу в Министерство иностранных дел. С 1818 г. Грибоедов почти безвыездно находится на Кавказе и в Персии. Здесь в 1824 г. была написана комедия «Горе от ума», запрещенная к публикации, однако широко распространявшаяся в списках. Арестовывался в связи с делом декабристов, но был оправдан. Участвовал в разработке Туркманчайского мирного договора (1828). В 1829 г. убит в Тегеране толпой фанатиков. Похоронен в Тифлисе (Тбилиси).

М.Ю. Лермонтов Неприятие поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный характер В творчестве поэта переплетались личные, гражданские, философские мотивы

Н.В. Гоголь В.Г. Белинский оценил «Мёртвые души» так: «..творение чисто русское, национальное выхваченное из тайников народной жизни…».

И.А. ГончаровИ.С. Тургенев Знаменитые писатели первой половины XIX века

А.Н. ОстровскийФ.М. Достоевский

Заключение Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время ее "золотым веком". Эта половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова и, наконец, совместное творение целой плеяды замечательных зодчих - старый Петербург. В мировой фонд навечно вошли творения многих русских художников, писателей, музыкантов, архитекторов. Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время ее "золотым веком". Эта половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова и, наконец, совместное творение целой плеяды замечательных зодчих - старый Петербург. В мировой фонд навечно вошли творения многих русских художников, писателей, музыкантов, архитекторов. Развитие русской культуры первой половины девятнадцатого века в конечном счёте определялось экономическими и социально -политическими процессам, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине девятнадцатого века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры. Завершился процесс формирования национальной культуры. Развитие русской культуры первой половины девятнадцатого века в конечном счёте определялось экономическими и социально -политическими процессам, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине девятнадцатого века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры. Завершился процесс формирования национальной культуры.