Федеральный портал российских олимпиад школьников:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Advertisements

«Эссе на экзамене по обществознанию» Учителя истории и обществознания гимназии 33 Боевой В.В.
Учимся писать эссе по обществознанию. Цель: сформировать представления учащихся о методике и практике написания эссе по обществознанию.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 1. Что такое эссе по обществознанию? 2. Каковы критерии оценивания эссе? 3. Как правильно организовать работу по написанию эссе?
Подготовка к написанию эссе по обществознанию. Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества,
ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 1. Что такое эссе по обществознанию? 2. Каковы критерии оценивания эссе? 3. Как правильно организовать работу по написанию эссе?
Пахомова Оксана Владимировна Белово. Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Написание эссе по обществознанию Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 7» г. Назарово Красноярского края.
Что такое эссе? "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Зимняя Олимпийская Школа Кизил декабрь МОУ Гранитная СОШ 2010 год.
Система подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию.
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
Эссе Как написать и оценить эссе?. Эссе – мини-сочинение 1 Философия 2 Социальная психология 3 Экономика 4 Социология 5 Политология 6 Правоведение.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической,
Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Транксрипт:

Федеральный портал российских олимпиад школьников:

Сущность учебного сочинения-эссе: 1.Эссе - работа, которая определена конкретной темой или вопросом; 2.сочинение-эссе требует личностного восприятия проблемы и ее осмысления. Эссе – жанр субъективный и тем особенно ценный, через эту работу может увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру, и, конечно, определить уровень его обществоведческой подготовки; 3.сочинение-эссе характеризуется небольшим объемом; 4.важной особенностью сочинения-эссе является свободная композиция. Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок; 5.сочинение-эссе характеризует непринужденность повествования;

6. отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Таким образом, эссе характеризует парадоксальность; 7. при всей парадоксальности сочинения-эссе его непременной характеристикой является внутреннее смысловое единство, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренняя гармония аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора; 8. эссе остается принципиально незавершенным – автор не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на полный, законченный анализ. Это – такая черта эссе как открытость.

При выборе темы важно ответить себе на ряд вопросов: - интересна ли эта тема для меня? - понимаю ли я смысл темы? - обладаю ли я знаниями и умениями для того, чтобы ее раскрыть? - если нет, то, что необходимо сделать для решения вопроса в положительном смысле?

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ-ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ( , ОКРУЖНОЙ ТУР) 1.Обоснованность выбора темы, указание на ее актуальность. 2.Умение обозначить проблему, представить различные ее аспекты. 3.Логичность, связность раскрытия темы, внутренне смысловое единство. 4.Аргументированность и обоснованность суждений и выводов. 5.Знание различных научных точек зрения по выбранной теме. 6.Представление собственной позиции. 7.Грамотность использования обществоведческих фактов и понятий. 8.( Оригинальность решения проблемы, аргументации.)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ-ЭССЕ ПО ИСТОРИИ ( , ГОРОДСКОЙ ТУР) 1.Обоснованность выбора темы. 2.Знание различных научных точек зрения по заявленной теме. 3.Опора на историографическую и источниковедческую базу. 4.Наличие собственной позиции, ее четкое формулирование. 5.Грамотное владение историческим материалом (хронологией, фактами, событиями, процессами, персоналиями рассматриваемой эпохи). 6.Глубина раскрытия темы (опора на положения исторической и современной обществоведческой науки}. 7.Логичность, связность раскрытия темы, внутреннее смысловое единство. 8.Аргументированность суждений и выводов.

Наиболее трудные задания. Определение социального объекта, понятия, исторической личности по характерным чертам и признакам. Установление хронологической последовательности (причем, независимо от исторической эпохи, отраженной в задании). Задание. Перед вами фрагменты документов, отражающих один из важных процессов российской истории. О каком процессе идет речь? Запишите его название в первой строке таблицы. Расположите документы, соблюдая хронологию. Внесите в соответствующие графы таблицы номер фрагмента, время его создания и название документа. 1. «Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев изъявил желание некоторым из крепостных его крестьян при увольнении их утвердить в собственность продажею... участки из принадлежащих ему земель... [переведя их] в состояние свободных земледельцев». 2. «...А отдавать беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов лю-дем без урочных лет...». 3. «...Которые крестьяне... из поместий и из вотчин... выбежали до нынешняго 106 году за пять лет, и на тех беглых крестьян в их побеге... давати суд и сыскивати накрепко всякими сысками и по суду и по сыску тех беглых крестьян с женами и с детьми... возити назад, кто за кем жил. А которые крестьяне выбежали до нынешняго 106 году лет за шесть и за семь и за десять... суда не давать»,

4. «Помещиком всем... в тех же сказках для ведома писать именно крестьян и особливо деловых людей... А однодворцам всем, каждому о себе, о детях, внучатах и родственниках своих мужеска пола, которые с ними в домах живут, велеть подавать оные сказки самим... А ежели от кого из них явится какая в душах утайка... взять за утаенное против вышеписанного вдвое». 5. «Объявляется во всенародное известие... Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян, которые вместо должных по своим званиям услуг занимаются воровством, пьянством и прочими непристойными продерзновенными поступками и приносят многия вред, разорения, убытки и беспокойства... отдавать к... отправлению в Сибирь...». 6. «...А Христианом отказыватися из волости в волость, из сел а в сел о один сроке году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделя после... Дворы пожилые платить в полех за двор рубль, а в лесах полтина...». 7. «Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий... научает нас седьмой день посвящать ему (Богу)... Оставшиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работы их в пользу помещиков...».

Развитие крепостного права в России Номер фрагмента, время возникновения документа Название документа г.Судебник Ивана III г.Указ об урочных летах (пятилетних) г.Соборное Уложение. XI глава «Суд о крестьянех» г.Введение подушной подати при Петре I г.Указ о ссылке крепостных крестьян в Сибирь по воле помещика г.Указ о «трехдневной барщине» Павла I г.Указ о вольных хлебопашцах

Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина Общественные явления Термины и их значения «Исповедание»Религия _______________________ - __________________ ____________________________________________ «Умиротворяющий» Социальный конфликт _______________________ - __________________ ____________________________________________ «Стоячая вода»»Экономическое развитие _______________________ - __________________ ____________________________________________ «Порча»Власть _______________________ - __________________ ____________________________________________

Перевод латинского и греческого термина Общественные явления Термины и их значения «Исповедание»РелигияКонфессия - определенная религия, конкретное вероисповедание, отдельное вероучение. «Умиротворяю щий» Социальный конфликт Пацифизм - безоговорочное осуждение всякой войны; отказ от войны как средства внешней политики. «Стоячая вода»» Экономическое развитие Стагнация - застой, отсутствие развития. «Порча»ВластьКоррупция - использование служебного положения в личных целях.

Классификация явлений по характерным признакам. Работа с иллюстративным рядом. Региональный компонент. Задание: В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы. Озаглавьте колонки, вписав в них названия архитектурных стилей. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы. Проставьте буквенные обозначения иллюстраций соответственно стилю. Подпишите названия представленных на иллюстрациях сооружений и их авторов (там где возможно). Архитектурный стиль предложения Иллюстрация

1. Красный кирпич и белый камень фасадов, остроумная система конструкции ярусного здания, устремленного ввысь, ажурные кресты над сияющими главами - все это придает церкви сказочную легкость и затейливость «терема» с башнеобразным ступенчатым силуэтом, 2. Заимствуя приемы и формы, разработанные в античной архитектуре, российские зодчие создавали удивительные по красоте и изяществу ансамбли. 3. Абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление. Оно сложно по своей природе и не имеет аналогий среди мировых архитектурных стилей. 4. И еще один неизменный признак этого архитектурного стиля - величественный портик с колоннами, фронтонами, скульптурным фризом, 5. Черты этого стиля - изысканные живописные эффекты, увлечение «текучими» формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи) и т.д.

6. Достойно соперничает с колокольней Смольного собора шпиль Адмиралтейства, увенчанный корабликом, символом Санкт-Петербурга. 7. Для Москвы таким символом можно считать дом Пашкова, удивительно гармоничный и праздничный. 8. Впечатляет и особняк Рябушинского, возведенный по проекту классика этого архитектурного стиля Ф.О. Шехтеля. 9. Большинство храмов этого стиля было простроено по заказу брата царицы Льва Кирилловича. 10. Характерным приемом этого стиля является применение в застеклении окон цветных витражей. Здания опоясывают широкие мозаичные фризы.

Архитектурный стиль КлассицизмМодернНарышкинское барокко предложения2, 4, 6, 75,8,101,3,9 Иллюстрацияв - здание Дворянского собрания (Казаков); д - Церковь Большого Вознесения у Никитских ворот; е - Дом Пашкова (Баженов) а - особняк Морозовых; г - особняк Рябушинского (Шехтель) б - Церковь Троицы в Никитниках; ж - Церковь Покрова в Филях

6. Проанализируйте представленную диаграмму Оцените сделанные ниже выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы Определите особенности изменения возраста вступления женщин в первый брак России сравнительно с аналогичным показателем в странах Западной Европы и США и выскажите предположения о причинах выявленных особенностей.

Средний возраст вступления женщин в первый брак А. На стадиях развитого индустриального и постиндустриального общества наблюдаются сходные тенденции изменения среднего возраста вступления женщин в первый брак. Б. В последние десятилетия ХХ в. в странах, входивших в состав СССР, можно видеть различную динамику изменения возраста вступления женщин в первый брак.

Ответ: А. Нет, в развитом индустриальном обществе наблюдается тенденция снижения возраста вступления женщин в первый брак, а в постиндустриальном – его увеличения. Такова динамика кривых, отражающих ситуацию во Франции, Германии, США, то есть странах, вступивших в стадию постиндустриального общества. Б. Да. Из данных диаграммы видно, что возраст вступления женщин в первый брак в России в конце ХХ в. снижался незначительно, а затем начал расти. В Молдавии он снижался стремительно, а тенденция к снижению оказалась устойчивой В третьей четверти ХХ в. возраст вступления женщин в первый брак в России снижался, аналогично показателям стран Западной Европы и США. Затем в указанных странах началось увеличение возраста вступления женщин в первый брак, а в России продолжилось его снижение. Это объясняется тем, что Россия несколько задержалась по сравнению со странами Западной Европы и США по времени перехода к постиндустриальному обществу. Однако в конце ХХ в. этот процесс стал происходить, что и отразилось в начавшемся росте возраста вступления женщин в первый брак.

Внимательно рассмотрите иллюстрации. Из двух указанных дат выберите ту, к которой изображение НЕ может быть отнесено, и кратко объясните мотив вашего решения г. / 1962 г г. / 1824 г г. / 1945 г г. / 1923 г г. / 1371 г.

Ответ т. к. тело И.В. Сталина было вынесено из Мавзолея в октябре 1961 г т. к. Александровский сад был разбит по проекту О. Бове после Отечественной войны 1812 г т. к. заседание, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции, на станции метро «Маяковская» состоялось в 1941 г т. к. Шуховская башня построена в 1922 г г. - т.к. строительство Кремля Дмитрия Донского было закончено около 1367 г.

Работа с текстовыми историческими источниками. Классификация событий по характерным признакам. Например: В процессе исследования историк наткнулся на документы, которые были важны ему для уточнения фактов жизни его героя, И.С. Дмитриева. К сожалению для исследователя, не все документы были датированы. Проанализируйте представленные материалы и попытайтесь определить: 1. Время, когда была окончена рукопись И.С, Дмитриева («Анналы»); 2. Время выхода в свет книги И.С. Дмитриева. Приведите аргументы, которыми вы оперировали в ходе своих рассуждений.

Из письма 1 И.С. Дмитриева: «Милостивый государь Петр Сергеевич! Считая себя несправедливо обойденным по службе, имею ныне твердое намеренье выйти в отставку. И вовсе не потому, что уязвлен невозможностью сменить обращение к себе с "Ваше Высокоблагородие" на "Ваше Высокородие". Мне не безразлична достойная оценка трудов моих, не говоря уже о старшинстве, по которому сей чин одному мне положен... Что касается до моих разысканий, сообщаю, что "Анналы" свои я завершил, поспев как раз ко дню очередного несчастного восшествия на престол государя нашего... Думаю, что в этом году сумею представить их любезному читателю...». Из письма 2 И.С. Дмитриева: «Спешу сообщить, любезны и Петр Сергеевич, что с публикацией «Анналов» вышла неожиданная заминка. Труд свой я забрал из журнала по соображениям полнейшего неприятия глупейших советов господина Полевого... На службе у меня приятная перемена- положенный мне по заслугам чин все же настиг меня, отчего намеренью своему уйти в отставку я дал решительную отставку...». Из письма 3 И.С.Дмитриева: «Наконец держу напечатанным долгожданный труд свой... Сколько сил, сколько бессонных ночей!... Нет сил ни творить что-то новое, ни служить. Пора, друг мой, на покой...».

Из воспоминаний П.С. Михеева: «...Тогда же от Дмитриева была получена долгожданная книга с его «Анналами», принятая, впрочем весьма холодно. Да и то сказать, было не до его изысканий о прошлом - всех волновало горькое настоящее - судьба осажденного Севастополя... Бедный Дмитриев никак не мог этого понять, вздыхал и жаловался на черствость нашей читающей публики. Его было искренне жалко - десять лет писал, четыре года ждал выхода книги и как в стену. Горькая судьба!...» Из послужного списка И.С. Дмитриева: 12 июня 1841 года - По высочайшему повелению пожалован чином VI класса коллежского советника 15 марта 1845 года - По именному указанию государя императора награжден орденом Владимира IV степени 24 марта 1847 года - По высочайшему повелению пожалован чином V класса статским советником 12 декабря 1855 года - Пожалован чином IV класса действительным статским советником и отправлен в отставку с пансионом по V классу.

Ответ. 1. В письме 1, сообщив о завершении работы над рукописью, Дмитриев пишет о невозможности получить следующий V чин статского советника (именно к V чину обращались «Ваше высокородие»). Из послужного списка (формуляра) следует, что получен был V чин в 1847 г. Значит, работа над рукописью была завершена до марта 1847 г. 2. И.С. Дмитриеву удалось напечатать свой труд в 1855 г. (не позднее августа 1855 г. - падения Севастополя). Это следует из воспоминаний Михеева - получения книги одновременно с началом осады Севастополя (но не взятия его). Однако рукопись была закончена не в 1851 г., как приблизительно следует из воспоминаний ( года год). Михеева подвела память (ловушка для участников олимпиады). Между окончанием работы над рукописью и публикацией прошло больше времени.