ИК: Упр.знан.ИС Дисциплина: Интеллект. ИС Преподаватели: Лекции – Збарский Александр Михайлович Семинары – Павлековская Ирина Васильевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура и этапы создания экспертных систем. Экспертные системы (ЭС) – это сложные программные комплексы, аккумулирую- щие знания специалистов в конкретных.
Advertisements

Экспертные системы (ЭС). Характеристика и назначение. Лекция 1.
ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ. Отличия систем искусственного интеллекта от обычных программных систем ХарактеристикаПрограммирование в системах.
9 класс Урок 4 Матвеева В.П.. Постановка задачи Построение алгоритма Составление программы на языке программирования О т л а д к а и тестирование программы.
«Основы системологии» Назовите системы, которые вы знаете.
Экспертная система компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные ЭС начали разрабатываться.
Этапы моделирования. Постановка задачи: Описание задачи; Цель моделирования; Анализ объекта Разработка информационной модели Разработка компьютерной модели.
Этапы решения задач на компьютере.
Теория экономических информационных систем Семантические модели данных.
Моделирование и исследование мехатронных систем Курс лекций.
Интерактивные формы проведения занятий Методика проведения занятий с применением интерактивных форм обучения.
Языки и методы программирования Преподаватель – доцент каф. ИТиМПИ Кузнецова Е.М. Лекция 7.
Типы иррациональных уравнений Примеры решения. Устные упражнения 1. Какие из следующих уравнений являются иррациональными?
Изображение алгоритма в виде блок-схемы Блок-схемой называется наглядное графическое изображение алгоритма, когда отдельные его этапы изображаются при.
Диаграммы UML Диаграмма вариантов использования. Основные вопросы Назначение диаграммы вариантов использования Компоненты диаграммы вариантов использования.
ОБЛАСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ Определение: Значения, которые принимает Х в функции f(x), называется областью определения функции и обозначается D(f). f(x),
Экономико-математические методы и модели. Прожекты, абы как сляпанные, подавать запрещаю, иначе чина лишу и велю бить кнутом, дабы неповадно было вводить.
Тема 6. Использование экономических информационных систем Роль и место специалиста экономического профиля на всех стадиях жизненного цикла создания, развития.
Системный подход в моделировании. «Система (от греч. – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях друг.
Цели урока: Итоги. Повторить определение алгоритма, его свойства и виды. Вспомнить понятие модели и дать определение алгоритмической модели Научиться.
Транксрипт:

ИК: Упр.знан.ИС Дисциплина: Интеллект. ИС Преподаватели: Лекции – Збарский Александр Михайлович Семинары – Павлековская Ирина Васильевна

Интеллектуальные ИС Семинар 1 - Практикум «Разработка экспертной системы в среде GURU» Часть 1. Теория и пример создания экспертной системы в среде GURU Часть 2. Самостоятельная разработка экспертной системы в среде GURU

Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Часть 1. Теория и пример создания экспертной системы в среде GURU

Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Основные этапы создания ЭС: идентификация проблемной области концептуализация проблемной области формализация базы знаний реализация базы знаний тестирование базы знаний опытная эксплуатация

Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Идентификация проблемной области: определяется назначение и сферы применения ЭС подбираются эксперты, инженеры по знаниям, выделяются ресурсы осуществляется постановка и параметризация решаемых задач

Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Концептуальное моделирование: целостное и системное описание используемых знаний, адекватно отражающих предметную область Результаты этого этапа отображаются в виде наглядных графических схем

Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Концептуальное моделирование: Три уровня моделирования: объектный – структура предметной области представляется совокупностью взаимосвязанных объектов функциональный – моделируются действия и преобразования над объектами поведенческий – представляется взаимодействие объектов во временном аспекте

Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Функциональный уровень: в результате моделирования строится дерево целей (граф "И-ИЛИ") модель строится путем последовательной декомпозиции целей: для цели определяются подцели, для этих подцелей устанавливаются свои подцели и т.д., пока в качестве подцелей не окажутся исходные факты

Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Функциональный уровень - граф "И-ИЛИ" : каждый зависимый факт есть целевая переменная – корневая вершина, а определяющие его факты-аргументы – связанные с корнем подчиненные вершины условие конъюнкции (совместное влияние факторов) обозначается пересекающей дугой, а условие дизъюнкции (независимость факторов) никак не обозначается если какой-нибудь факт-аргумент определяется другими факторами, то он становится подцелью

Граф "И-ИЛИ" – пример (1/3): Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: VKLAD (Вид вклада) DOXOD (Уровень дохода) SBER (Величина сбережений) ECSYT (Экономическая ситуация)

Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Граф "И-ИЛИ" – пример (2/3): VKLAD (Вид вклада) DOXOD (Уровень дохода) SBER (Величина сбережений ) ECSYT (Экономическ ая ситуация) TSBER (Текущие сбережения) NSBER (Необходимый уровень сбережений)

Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Граф "И-ИЛИ" – пример (3/3): VKLAD (Вид вклада) DOXOD (Уровень дохода) SBER (Величина сбережений) ECSYT (Экономическая ситуация) TDOXOD (Текущий доход) NDOXOD (Необходимый доход на человека) IGDV (Число иждивенцев) STABD (Стабильн ость дохода) TSBER (Текущие сбережения) NSBER (Необходимый уровень сбережений)

Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: На сайте mfpa-bis.narod.ru: выбрать дисциплину ИИС – внизу старницы выбрать «Материал с заданием с семинара» Открыть страницу 2 с описанием технологии работы в GURU Выполнить описанный пример – c:\guru\guru.exe Ознакомиться в этом же файле с разделом «ЭС с нечеткими переменными в правилах вывода» (стр. 7 и далее)

Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Часть 2. Самостоятельная разработка экспертной системы в среде GURU : Выбрать для примера конкретную предметную область – сообщить преподавателю, можно выполнять работу по два человека Выполнить задание (след.слайд) Подготовить и сдать на след. занятии отчет (по всем пунктам задания)

Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Часть 2. Самостоятельная разработка экспертной системы в среде GURU : Задание: определить целевую переменную, ее значения, определить подцели и их значения, разработать концептуальную модель (дерево целей) не менее 5 уровней составить набор правил для заполнения БЗ перейти в Гуру и работать там по теоретическому описанию Части 1

Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Часть 2. Самостоятельная разработка экспертной системы в среде GURU : Структура отчета: 1. Целевая переменная и ее значения 2. Подцели (переменные) и их значения 3. Концептуальная модель (дерево целей) 4. Набор правил базы знаний

Интеллектуальные ИС: «Разработка экспертной системы в среде GURU»: Часть 2. Самостоятельная разработка экспертной системы в среде GURU : Варианты предметных областей ЭС: Покупка квартиры. Покупка компьютера. Покупка автомобиля. Выполнение неравенства треугольника. Определение направления ветвей параболы. Определение вида (прямоугольного, тупоугольного, остроугольного, равнобедренного, равностороннего). Покупка сотового телефона. Аренда помещения. Покупка билета на самолет. Определение, имеет ли квадратное уравнение решение (в зависимости от дискриминанта). Определение существования корня n-ой степени (в зависимости от подкоренного выражения). Определение вида логарифма (в зависимости от основания).