Исследование нарушений восприятия при психических заболеваниях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Патология восприятия. Агнозия Нарушение процессов узнавания и понимания значения предметов, явлений и раздражений, поступающих как извне, так и из собственного.
Advertisements

Как человек познает МИР ? Группа 7361 – Бакалавры педагогики Великий Новгород 2008.
ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств, которые являются информационными каналами,
Тема занятия: Влияние звуков на человека. Шумовое загрязнение среды. Цель: 1.Выяснить, что такое шум, какое влияние могут оказывать звуки на человека,
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РЕАВИЗ» Презентация «Агнозия. Виды агнозий. Локализация поражения.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Познавательные процессы Ощущения Восприятие Мышление Память Внимание Воображение Речь.
Информация. Свойства, виды информации. Информация (от лат. informatio осведомление, разъяснение, изложение) в широком смысле абстрактное понятие, имеющее.
Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения. Рослая Елена Александровна Учитель-дефектолог (тифлопедагог) МДОУ «ЦРР – Д/С 132»
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Выполнила : студент 2 курса Низамова Любовь.
Память.Механизмы и виды памяти.. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить.
Тема лекции. 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов ( по Б. Ф. Ломову ). 2. Речь как специфический.
1. Ощущения, их классификация и свойства. 2. Сущность восприятия, фазы и свойства восприятия. 3. Внимание, его виды и свойства.
L/O/G/O Белорусский Государственный Университет, Минск.
Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а так же внутренних состояний.
Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание В.П. Критская, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Поляков М.; Изд-во МГУ, 1991.
Девиз урока: «Каждый старается в меру своих способностей» М.Монтело.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. Информационная картина мира Вещество Вещество Энергия Энергия Информация Информация Процессы, связанные с получением,
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: ВОСПРИЯТИЕ Выполнили: Коваль Екатерина Сапожникова Мария.
«Воспитание чувств надо начинать методически, с самого раннего возраста и продолжать его в течение всего периода обучения…» М. Монтессори Виды игровых.
Транксрипт:

Исследование нарушений восприятия при психических заболеваниях

Обзор важнейших функций восприятия и областей, на которые нарушения восприятия могут оказывать влияние Функции восприятияОбласти Зрение Поле зрения Острота зрения Цветовое зрение Восприятие пространства Узнавание Обзор, зрительная ориентация, чтение Форморазличение; узнавание объектов и лиц Узнавание объектов Оценка расстояния; хватание, ходьба; геометрическое конструирование Узнавание местностей, дорог, областей Слух Различение высоты и силы звука Ототопика (определение направления звука) Восприятие музыки Узнавание Понимание речи; речевая активность Локализация источника звука Восприятие и узнавание музыкальных произведений Идентификация шумов, сигналов и речи Осязание Экстрацептивная чувствительность Проприоцептивная чувствительность Ориентация тела в пространстве Узнавание Локализация, ощущение давления, температуры и болей, различение тактильных признаков объектов Восприятие положения и движения; функции кисти (хватательные движения, различные манипуляции с предметами) Уход за телом; одевание Тактильное узнавание и называние объекта Обоняние Восприятие/различение Узнавание Обнаружение/локализация источников опасности (например, газа) Идентификация запахов Вкус Восприятие/различение Узнавание Различение блюд и приправ Идентификация вкусовых свойств (блюда, приправа)

Экспериментальное исследование обманов слуха (С.Я.Рубинштейн) изучение слуховых иллюзий и галлюцинаций прослушивание записанных шумов на пределе различения 2 типа звуков: однотонные (шум воды, тикание часов, трение металла и т.п.) и предметные (кашель, стук в дверь, шаги, бой часов и пр.)

Экспериментальное исследование обманов слуха (С.Я.Рубинштейн) Здоровые25 Реактивные состояния, в том числе истерические, галлюцинаторно- панароидные, депрессивные 56 Больные шизофренией с синдромом вербального галлюциноза 48 Перенесшие алкогольные психозы46

Экспериментальное исследование обманов слуха (С.Я.Рубинштейн) - результаты Здоровые правильно опознали 78% звуков, отсутствие обманов слуха смена гипотез о природе звука, определяемых личным опытом переход к более обобщенным гипотезам («вода капает», «дождь идет»)

Экспериментальное исследование обманов слуха (С.Я.Рубинштейн) - результаты Все больные плохое качество слуховых восприятий: 60% неузнанных звуков (при определении его начала и конца) скудность гипотез («шум какой-то») ошибочная локализация источника ошибки «запаздывающего узнавания»

Экспериментальное исследование обманов слуха (С.Я.Рубинштейн) - результаты Реактивные состояния – истерические реакции погружение в вымышленную ситуацию трансы с двойной ориентировкой (иллюзорные обманы слуха на основе реальных звуков)

Экспериментальное исследование обманов слуха (С.Я.Рубинштейн) - результаты Реактивные состояния – депрессии отсутствие обманов слуха, но невозможность узнать предметный источник звука «запаздывающее узнавание» (близость галлюцинаций к эйдетизму)

Экспериментальное исследование обманов слуха (С.Я.Рубинштейн) - результаты Галлюцинаторно-параноидный синдром чередование правильного восприятия с искаженным (вербальные галлюцинации) зависимость от фактически звучащих (слышимых) звуков (функциональные галлюцинации)

Экспериментальное исследование обманов слуха (С.Я.Рубинштейн) - результаты Шизофренией с синдромом вербального галлюциноза усиление вербальных слуховых обманов в ходе исследования сохранность мнимого источника звука фиксированный характер образов

Экспериментальное исследование обманов слуха (С.Я.Рубинштейн) - результаты П сихотические эпизоды алкогольного генеза яркая предметная образность синестезии («звон колоколов сиреневый», «слышно три желтых звука с хриповатостью«) ошибочно слышат музыку, песни зрительные обманы

Исследование зрительного восприятия больных шизофренией (Е.И.Богданов) Гипотеза: результаты опознания стимулов в условиях неполноты информации у больных шизофренией будут отличаться от результатов здоровых

Исследование зрительного восприятия больных шизофренией (Е.И.Богданов) 2 серии эксперимента: оптическое расфокусирование изображения дефицита времени экспозиции 2 типа стимулов: обычных предметов изображения с необычными свойствами («конькобежец на дистанции» )

Исследование зрительного восприятия больных шизофренией (Е.И.Богданов) 2 серии эксперимента: оптическое расфокусирование изображения (порог опознания – степень расфокусированности) дефицита времени экспозиции (порог опознания – время экспозиции) 2 типа стимулов: обычных предметов изображения с необычными свойствами («конькобежец на дистанции» )

Исследование зрительного восприятия больных шизофренией (Е.И.Богданов) Результаты 1 серии: у больных шизофренией изменение порогов опознания коррелирует с характером изображений (порог опознания обычных изображений выше, чем в норме, а необычных – ниже) больше маловероятных гипотез (люди и животные - 68% N и 50% sch)

Исследование зрительного восприятия больных шизофренией (Е.И.Богданов) Результаты 2 серии: ИзображенияГруппы испытуемых ЗдоровыеБольные шизофренией Собака0,230,30 Ваза с фруктами и электр. лампочкой (порог опознания лампочки) 1,551,41 Змея на дереве (порог опознания змеи) 1,010,51 Стакан и серп (порог опознания серпа) 1,900,82

Исследование зрительного восприятия больных шизофренией (Е.И.Богданов) Вывод: процесс зрительного восприятия у больных шизофренией нарушается в связи с изменением процесса актуализации образов-гипотез, привлекаемых на основе прошлого опыта для сличения при опознании

Исследование восприятия речи (В.П.Критская, Т.К.Мелешко) маскирование речевых стимулов белым шумом опознание на основе прошлого социального опыта сравнение здоровых и больных шизофренией гипотеза: различия определяются опорой на прошлый опыт

Исследование восприятия речи (В.П.Критская, Т.К.Мелешко) 1 серия – [логофоны (слоги)] - роль опыта максимально ограничена 2 серия – [слова] – большая роль опыта 3 серия – [предложения] – актуализация речевых связей на основе прошлого опыта

Исследование восприятия речи (В.П.Критская, Т.К.Мелешко) - результаты 1 серия (роль прошлого опыта максимально ограничена) – больные шизофренией практически не отличались от здоровых

Исследование восприятия речи (В.П.Критская, Т.К.Мелешко) - результаты 2 серия 1. Воробей 6. Ворона 11. Ворона 2. Соловей 7. Сорока 12. Воробей 3. Сорока 8. Соловей 13. Сорока 4. Ворона 9. Воробей 14. Лампочка 5. Лампочка 10. Лампочка 15. Ворона 16. Лампочка

Исследование восприятия речи (В.П.Критская, Т.К.Мелешко) - результаты предъявле ния ЗдоровыеБольные шизофренией «борода»«борона», «борозда» «борода»«борона», «борозда»

Исследование восприятия речи (В.П.Критская, Т.К.Мелешко) - результаты предъ явления ЗдоровыеБольные шизофренией «лампочка»«ласточка»«лампочка»«ласточка»

Исследование восприятия речи (В.П.Критская, Т.К.Мелешко) - результаты Влияние установки на восприятие слов у больных шизофренией ослаблено по сравнению со здоровыми Больные шизофренией дает на 48% больше гипотез. Повторяемость гипотез оказывается более низкой

Исследование восприятия речи (В.П.Критская, Т.К.Мелешко) - результаты Группы испытуемых Число гипотезЧисло ответов абс. показатель % % Здоровые Больные шизофренией

Исследование восприятия речи (В.П.Критская, Т.К.Мелешко) - вывод ослабление у больных шизофренией социальной детерминации процесса восприятия речи и влияния факторов прошлого речевого социального опыта

Гностические чувства – модель нарушения восприятия (А.А.Меграбян) Деперсонализация: нарушение восприятия (особенно, зрительного, а также обоняния, вкуса и осязания) люди – неживые, механизмы проблема «фигура-фон»

Гностические чувства – модель нарушения восприятия (А.А.Меграбян) Действительно ли нарушены восприятия и ощущения при деперсонализации? сохранность всех видов восприятия!

Гностические чувства – модель нарушения восприятия (А.А.Меграбян) Нарушена образность представлений при активных волевых усилиях в пассивном состоянии образы возникают самопроизвольно Деперсонализация – расстройство внутренней структуры личности, патологическое изменение ее единства и содержания

Гностические чувства – модель нарушения восприятия (А.А.Меграбян) Образование высших автоматизированных навыков в актах восприятия, мышления связано с вопросом о существовании интегрирующей системы гностических чувств Нарушена «невидимая гностическая функция»

Гностические чувства – модель нарушения восприятия (А.А.Меграбян) Гностические чувства – предшествующий накопленный обобщенный опыт в форме системных автоматизированных чувствований гностического характера 3 свойства: конкрутно-чувственное обобщение знания о предмете чувствование принадлежности ПП нашему Я эмоциональный тон соответствующей окраски