ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, процесс взаимодействия человека.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовили; студенты 1-го курса Группа Тс 01/1701 Акимтай Мухамедали Иманберди Баглан.
Advertisements

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ Конспект лекций в схемах. Раздел I ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ. РОЛЬ И МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ. Глава 1 ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
Что такое система?.. УМК И.Г.Семакин, 11 класс Выполнила учитель информатики МОУ Мишелевской СОШ 19 Сахарова Марина Александровна.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ Основные определения и свойства систем 1.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Урок 7 Тема: Что такое система. Валяев А.В. Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 13 §5§5.
Основные понятия, термины и определения Гришагин Виктор Михайлович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности,
ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ: Система это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, а также знании о природе, обществе.
Лекция 2. Системный подход. Основные понятия и определения Системный подход, как основа анализа технических систем Системы. Основные понятия и определения.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Вводная «Основные понятия и определения»
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Южаков Владимир Андреевич Лекция 1 Теория информационных процессов и систем.
1 Системный анализ и принятие решений Лекция 5 Системообразующие факторы, целенаправленность и управление. Коробов Александр Сергеевич
«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
{. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ АСУ.
Основные понятия системологии. Понятие системы.
Системный подход в моделировании. «Система (от греч. – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях друг.
«Основы системологии» Назовите системы, которые вы знаете.
Транксрипт:

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, процесс взаимодействия человека с окружающей средой. Виды деятельности – игра, учеба, спорт и др. Высшая форма деятельности – труд. Деятельность является обязательным условием существования людей, она носит осознанный, целенаправленный характер. По Л.Н.Гумилеву ( ), создавшему учение о человечестве и этносах, человеку объективно присуще необоримое желание (внутреннее стремление) к деятельности. Это желание было названо пассионарностью. ПАССИОНАРНОСТЬ – это внутреннее качество Homo Sapiens, направленное на достижение какой-либо цели (нередко иллюзорной), это внутренняя причина деятельности.

СИСТЕМА – совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и образующих некую целостность. Система обладает качеством, которого нет у образующих ее элементов. Это свойство называется эмерджентностью, новым качеством, возникающим в результате взаимодействия элементов. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – рассмотрение целого как объективно существующей иерархии организованных и взаимодействующих систем. Целое понимается не как сумма или множество, а как функциональная совокупность, обладающая целостностью и несводимостью к составляющим ее элементам. В системном подходе выделяются системология ( теория систем), системотехника ( практика), системный анализ (методология). ЭРГАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – такая, в которой определенные функции выполняет человек. Примеры систем – «человек-машина», человек-природа» и.т.п.

ПРИНЦИП АНТРОПОЦЕНТРИЗМА И ПРИНЦИП ДЕКОМПОЗИЦИИ В эргатических системах человеку принадлежит приоритет. Этот принцип носит название принципа антропоцентризма впервые введен психологом Б.Ф.Ломовым в 1966 году. Исследование любой системы основано на использовании принципа декомпозиции, позволяющего разделять большие системы на более мелкие подсистемы. На рисунке ниже изображена схема конкретизации общей системы «человек – окружающая среда».

ОСНОВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК – ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ЧЕЛОВЕК климат гидро- сфера атмосфера космос социум биосфера энергия техносфера космос

деканат студент профсоюз кафедра столовая Лекции и семинары общежитие спортзал сессия Рассмотрим еще более детализованную систему «студент - вуз» Декомпозиция позволяет достичь требуемой детализации системы.

ФАКТОРЫ СИСТЕМЫ – это воздействия элементов окружающей среды. Например: воздух – элемент окружающей среды. Температура воздуха – фактор системы «человек – окружающая среда». Аналогично – звук и интенсивность звука, свет и освещенность. Перечисленные факторы являются внешними по отношению к человеку. Эмоции, болевые ощущения, усталость и т. п. – внутренние факторы. Факторы могут иметь вещественную (пыль, газ), энергетическую (вибрация, звук, свет) или информационную (речь, условные сигналы) природу. Совокупность факторов образует условия деятельности. И.М.Сеченов ( ), выдающийся физиолог, особо отмечал единство организма человека и факторов, на него влияющих. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА – среда обитания человека, включая природные и искусственно созданные объекты с их свойствами и зависимостями между собой.

ОПАСНОСТЬ – фактор, приносящий ущерб здоровью человека. Фактор – это любое воздействие, а опасность – фактор, наносящий ущерб здоровью. Имеют место 3 механизма превращения фактора в опасность: 1.Рост величины фактора (сила тока). 2.Кумулятивный эффект (малые воздействия в течение длительного времени). 3.Совместное действие факторов. УЩЕРБ ЗДОРОВЬЮ – это заболевание, травма, летальный исход. Это понятие вводится на основе принципа антропоцентризма и не включает материальный ущерб или экологический ущерб. СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК - ОПАСНОСТЬ» - является основой для изучения дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности».

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК -ОПАСНОСТЬ» Сначала рассмотрим человека, как элемент системы «человек-опасность». Человек может выполнять три функции – быль объектом, средством защиты или источником опасности. Резерв возможностей человека огро- мен. Он объективно обеспечен многими механизмами защиты в виде инстинкта, интуиции, систем анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), иммунитета (гомеостаза), нервной и психической систе- мами. Психическая система в свою очередь характеризует своими свой- ствами, процессами и состояниями. Человек – система адаптирующаяся, способная к анализу условий совместимости с окружающей средой. Человек – система обучающаяся. Человек нормально функционирует как элемент системы только в конкретных определенных пределах. Психофизиологическую нервную систему человека изучают многие специальные науки – психология труда, инженерная психология, психология безопасности. В основу этих наук положена работы ученых Г. Мюнстерберга ( ), К. Марбе ( ), М. А. Котика ( ), В. И. Барабаша ( ) и других.

Теперь рассмотрим опасность, как элемент системы «человек-опасность». Опасностей такое многообразие и их появление носит вероятностный характер, поэтому классификация их очень неоднородна. Каждая опасность предполагает конкретные методы противодействия, требующие обширных специальных знаний, что выходит за рамки данной курса. Например, пожарное дело. Для того чтобы ограничить многообразие опасностей, введем понятия непосредственных и опосредованных опасностей, имеющих непреднамеренный или преднамеренный характер. В дальнейшем ограничиваемся непосредственными для человека опасностями, носящими непреднамеренный характер. Рассмотрим подробнее те свойства опасностей, которые являются общими для всего многообразия опасностей

Свойства опасностей 1.Потенциальный характер (скрытый, возможный). 2.Вероятностный, стохастический характер. 3.Тотальный характер ( в любой точке пространства). 4.Перманентный характер ( постоянны, непрерывны). 5.Вариабельный характер, что позволяет управлять безопасностью. 6.Причиняют ущерб здоровью.

Аксиома (презумпция) потенциальной опасности Любая деятельность потенциально опасна. В такой постановке использована в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», который будет изучаться подробно в рамках данного курса.