Вербальная агрессия как фактор интолерантности педагога
Вербальная (речевая, словесная) агрессия – словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; форма речевого поведения, нацеленная на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом Вербальная (речевая, словесная) агрессия
- негативные изменения в интонационном оформлении речи: крик, резкие восклицания; - изменение тембра и темпа речи – намеренное растягивание слов, оттенок презрения, иронии, сарказма; - приказной административный характер распоряжений учителя, частое употребление повелительного наклонения глаголов при отсутствии этикетных формул; -отсутствие извинений по адресу учащихся в случае оплошности учителя; - невнимание к ответу ученика, прерывание его речи, беседа с другими во время его ответа; - приглашение к доске без предварительной формулировки вопроса (Монгуш, к доске!); -обращение к ученику в форме 2 или 3 лица (кто видит у него ошибку?) по Н.Е. Щурковой Виды и формы проявления вербальной агрессии
-осознанная, целенаправленная, преднамеренная (желание учителя продемонстрировать властную, доминирующую позицию над учениками, демонстрация личной неприязни); -поведенческие, непроизвольные, оборонительные словесные реакции учителя на возникшие ситуации (нарушение дисциплины, раздражающая реплика учителя, общий фоновый шум) По Ю.В. Щербининой Виды и формы вербальной агрессии
Грубое выражение волеизъявления Выражение оценки Угроза Агрессивные высказывания, не имеющие строгой видовой отнесенности Тематические группы агрессивных высказываний
Категорические требования (Заткнитесь! Степа, замри); Намерение наказать, отомстить (Я тебя сейчас убью, Петров); Запрещение, лишение (Все! Уже учебный год, а не каникулы!). Грубое выражение волеизъявления
Насмешки (Бакшин! Кто это написал: ученик или курица?); Оскорбления (Ну, что такой тормоз-то? Ты совсем обалдел, что ли?); Иронических замечаний (Руку всю изрисовал. Папуас). Формы выражения оценки
Явная, с прямым указанием на последствия в случае невыполнения приказа (Если сейчас кто откроет рот, поставлю два!); Скрытая (Я больше объяснять не буду! Все поняли или нет? Сообщения должны отскакивать от зубов!). Угроза
Действительное причастие ничего не испытывает! Ты испытываешь мое терпение! Опять начинается! Я что в камере пыток нахожусь?!) Да что это такое! Ни учебника, ни тетради! Агрессивные высказывания, не имеющие строгой видовой отнесенности
-затрудненность или невозможность реализации основных задач речевого общения (полноценный обмен информацией, восприятие и понимание собеседниками друг друга, выработка общей стратегии взаимодействия); -снижение уровня жизнедеятельности коммуникантов; - усвоение и укрепление негативных моделей речевого поведения Отрицательные коммуникативные последствия вербальной агрессии
прескриптивный барьер – происходит подавление речемыслительной инициативы обучаемых, «интеллектуальный деспотизм»; контрсуггестивный барьер – коммуникативное препятствие, возникающее в результате нарушения этики общения, «отсутствие доброжелательности»; аксиологический барьер – боязнь отрицательной оценки со стороны учителя Психологические и коммуникативные барьеры, создаваемые вербальной агрессией
Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других.. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях (Декларация принципов толерантности)