Итоговая аттестация школьников по литературе Методист, доцент МИОО – Тралкова Н.Б. Tralkova.info.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Advertisements

(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Методика обучения изложениям разных видов. История изложения Еще в дореволюционной школе изложение было одним из самых распространенных видов работы.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Стилистика и жанр пушкинских страниц.
« Герой Нашего Времени … это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения ». М. Ю. Лермонтов.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Колесникова Е.В учитель русского языка и литературы.
Особенности изображения внутреннего мира человека в литературе 19 века.
Методика обучения изложениям разных видов Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 40 города Твери Королева Ирина Ивановна.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
ОБРАЗ АВТОРА. РОЛЬ ЛИРИЧЕСКИХ ОТСТУПЛЕНИЙ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Исполнитель: Кириллова Анна Руководители: Пырьева В. В. Трифонова С. А г.
И.С.Тургенев Повесть «Первая любовь». 1.История любви как основа сюжета повести. 2.Психологизм и лиризм Тургенева. 3.Образ повествователя.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
Своеобразие романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин ».
Транксрипт:

Итоговая аттестация школьников по литературе Методист, доцент МИОО – Тралкова Н.Б. Tralkova.info

Авторский текст Пересказ Сочинение Подробный Краткий, выборочный Рассуждение на литературную тему Воспроизведение авторского текста Изложение содержания авторского текста с сохранением смысла

Пересказ подробный сохраняет: –главную тему текста, –основную мысль, –все микротемы, –последовательность изложения, –типологическую структуру текста.

Пересказы краткий и выборочный сохраняют: –главную тему текста, –основную мысль, –последовательность изложения и допускают изменения: - количества микротем, - структуры текста.

Сочинение на литературную тему требует: – восприятия, анализа, истолкования и оценки художественного произведения в единстве содержания и формы; – краткого и выборочного пересказа, – цитирования текста художественного произведения – вольной структуры текста высказывания при доминирующем типе речи рассуждение.

Типы речи 1. Повествование2. Описание3. Рассуждение Предмета 2.1 Внешний облик персонажа - портрет Места 2.2 Интерьер Пейзаж состояния 2.3 среды (природы, мира) Психоло- гический пейзаж человека Внутрен- ний мир героя

Во дворе у нас один мальчик держит песика Шарика на цепи, - кутенком его посадил, с детства. Понес я ему однажды куриные кости, еще теплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный, Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние. Из угла в угол, и морда в снегу. Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал - и прочь опять, брюхом по снегу! Не надо мне, мол, ваших костей, - дайте только свободу!.. 1. Бедняга.. 2. Радость Шарика. 3. Отказ от лакомства. 4. Цена свободы.

Во дворе у нас один мальчик держит песика Шарика на цепи, - кутенком его посадил, с детства. Понес я ему однажды куриные кости, еще теплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный, Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние. Из угла в угол, и морда в снегу. Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал - и прочь опять, брюхом по снегу! Не надо мне, мол, ваших костей, - дайте только свободу!.. 1. Какое событие привлекло внимание рассказчика? 2. Как переживает Шарик это событие? 3. Какие чувства у вас вызывает Шарик? 4. Как рассказчик относится к Шарику? 5. Прочитайте самую важную, на ваш взгляд, строку произведения. Объясните свой выбор. 6. Охарактеризуйте автора- рассказчика как человека. 7. Каковы особенности художественной формы произведения? Объясните авторский выбор.

Фрагмент романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (описание обстановки) Урядник привел меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости... Савельич стал в ней распоряжаться; я стал глядеть в узенькое окошко. Передо мною простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден я был прово­дить свою молодость!

Вопросы и задания 1.В какой обстановке, приехав в Белогорскую крепость, оказался Гринев? 2.Какое настроение им овладело и почему? 3.Выразительно прочитайте последнюю фразу фрагмента от лица Гринева. Обоснуйте восклицательную интонацию высказывания. 4.Подберите синонимы к слову осужден. Почему автор выбрал из синонимического ряда именно это слово? 5.Охарактеризуйте ощущение героем времени и пространства. Слова для справок (п.4): Осужден – приговорен – должен – обязан – пришлось

Почему А.С.Пушкин называет роман в стихах «Евгений Онегин» «свободным романом»? 1.Роман в стихах как новый тип романа. 2.Онегинская строфа как сюжетообразующий и композиционный компонент произведения. 3.Слияние эпического и лирического начала в произведении. 4.«Болтовня» - особый стиль повествования. Художественный феномен образа автора. 5.Смысловые отношения Автор – герой как способ размывания границ условности и реальности. 6.Ссылки, пропуски, курсив, авторские отступления, французский язык, авторский комментарий после произведения как элементы эстетического целого. 7.Фрагментарность «Путешествия Онегина» и Десятой главы, незаконченность произведения как авторский замысел.

Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»? I.Вступление. Фабула и сюжет романа М.Ю.Лермонтова. II.Максим Максимыч как рассказчик. 1.Максим Максимыч – человек простой, открытый людям, непосредственный в проявлении чувств и суждений. 2.Он честно служит, уважает чужие обычаи и товарищество. 3.Он наблюдает Печорина в повседневной жизни: восхищается им, недоумевает, удивляется и сочувствует ему. 4.Печорин для него – непостижимая загадка, тайна: он человек другого круга, иного образования, иного отношения к людям, к жизни, к себе. III. Точка зрения на героя – композиционный прием автора.

Каковы главные причины противостояния «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева? 1.Психологические особенности личности героев. 2.Возрастные особенности мировосприятия. 3.Сословные условности. 4.Мировоззрение (система жизненных взглядов, ценностей).

Воспел или «отпел» революцию А.А.Блок в поэме «Двенадцать»? 1. Неостановимо движение времени, назревшая потребность обновления жизни – но инстинкты, осколки темного прошлого, реликты уходящей жизни не отпускают человека. 2. В названии поэмы - аллюзия : 12 библейских апостолов несли миру новую веру, ратовали за преображение духа – 12 красногвардейцев – революционный патруль, утверждающий новую власть силой. 3. В революции А.Блок слышал, чувствовал дух музыки: контрапунктом сквозь многоголосие звучит маршевый ритм (см.рефрен) как надежда на упорядочение хаоса – но мир пока сумбурен, над ним властвует стихия (метель, снег, темь).

Восхитился, ужаснулся и удивился… Это поэма вопросов: Ч то есть тьма и что есть свет? К аково человеку в вихре перемен? К ак отличить истину от иллюзии? К ак опознать пошлость - и святость? В чем ценность мига и что вечно?

«Я последний поэт деревни...» (по лирике С.А.Есенина.) Компонент темы сочинения Вопрос для самопроверки С.А.Есенин 1.Что я знаю о жизни С.А.Есенина? 2.Какие черты личности поэта мне запомнились? 3.Как я отношусь к творчеству (поэзии, стихотворениям) С.А.Есенина? 4.Чем С.Есенин отличается от других поэтов?

«Я последний поэт деревни...» (по лирике С.А.Есенина.) Компонент темы сочинения Вопрос для самопроверки лирика 5.Какие особенности лирики как рода литературы мне известны? (Предмет изображения, лирический герой, особенности организации речи, мелодичность)

«Я последний поэт деревни...» (по лирике С.А.Есенина.) Компонент темы сочинения Вопрос для самопроверки деревня 6.Какие перемены произошли в деревне в первой четверти ХХ века? 7.Как С.Есенин переживал эти перемены? 8.В каких стихотворениях эти переживания выражены наиболее остро?

«Я последний поэт деревни...» (по лирике С.А.Есенина.) Компонент темы сочинения Вопрос для самопроверки поэт деревни 9.О чем эти стихотворения С.Есенина? 10.Каким в лирике С.Есенина предстает «обиход» жизни крестьянина? 11.Какие образы-символы выбирает С.Есенин и почему?

«Я последний поэт деревни...» (по лирике С.А.Есенина.) Компонент темы сочинения Вопрос для самопроверки я 12.Каков лирический герой поэзии С.Есенина? 13.Какие стихотворения и как отражают перемены в сознании лирического героя?

«Я последний поэт деревни...» (по лирике С.А.Есенина.) Компонент темы сочинения Вопрос для самопроверки последний поэт деревни 14.Почему С.Есенин называет себя «последним поэтом деревни»? 15.Кого из поэтов до и после С.Есенина волновала тема деревни (народа)? 16.Как в творчестве этих поэтов звучит эта тема? 17. Каково значение поэзии С.Есенина в культуре нации?

tralkova.info