1 Образовательный процесс как объект управления Ждан Наталья Александровна, проректор БОУ ДПО «ИРООО, к.п.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности деятельности педагога в условиях реализации ФГОС НОО.
Advertisements

Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Педагогический процесс, особенности педагогического процесса, принципы его организации.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Основная образовательная программа начального общего образования ст. Курская 2 8 марта 2011 год Отдел образования администрации Курского муниципального.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Федеральные государственные образовательные стандарты: их особенности и теоретические основы.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
ФГОС: основное общее образование Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 12 г. Бердска Пичурина Т.В.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Ведение регионального компонента в контексте ФГОС 1.
1 Планируемые результаты общего образования как цели и их оценка Т. С. Горбунова, ректор БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н.
Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Транксрипт:

1 Образовательный процесс как объект управления Ждан Наталья Александровна, проректор БОУ ДПО «ИРООО, к.п.н.

2 Рассматриваемые вопросы Особенности управления процессами Образовательный процесс как системный объект Особенности образовательного процесса при переходе на ФГОС

3 Основные понятия Управление - деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации Управление - обобщенное целенаправленное воздействие на объект, осуществляемое разнообразными способами ОБЪЕКТ трансформация связей в системе введение новых элементов или действий коррекция алгоритмов управления варьированием параметров

4 Основные понятия Процесс (лат. - движение вперед, изменение ) -последовательная смена моментов развития явления, его перехода в другое явление М1М1 М2М2 М3М3 …

5 Способ организации управления Базовым классификационным признаком построения систем управления является способ организации управления - закон (принцип) управления. программное управление - простейший закон управления предупреждающее (по возмущению) управление* корректирующее (по отклонению) управление*. * Оба принципа резко повышают вероятность достижения запланированного результата за счет ликвидации (или уменьшения влияния) всех текущих несоответствий в процессе управления деятельностью, но только тех, реакция (дополнительное управленческое решение) на которые предусмотрена заранее.

6 Программное управление Сводится к обеспечению заданной последовательности (программы) действий-шагов при реализации управления. Такой принцип можно применять тогда, когда есть твердая уверенность в том, что каждый шаг всегда выполняется правильно и не может возникнуть непредвиденных ситуация, не позволяющая продолжать процесс ("запланировано – сделано").

7 Предупреждающее (по возмущению) управление Заключается в анализе условий для возможности продолжения выполнения запланированных шагов, т.е. есть ли "возмущения", не позволяющие безболезненно продолжать шаги? Если такое возмущение возникло, то выполняется некоторое заранее запланированное дополнительное действие, нейтрализующее (полностью или частично компенсирующее) влияние возмущения. ("Проверь: если нет препятствия для выполнения следующего шага – выполняй его").

8 Корректирующее (по отклонению) управление Сводится к анализу выполнения текущего шага: если нужный результат на шаге получен, то можно выполнять следующий. ("Проверь: если выполнено – делай дальше"). Если же результат не получен, то осуществляется возврат и повтор этого невыполненного шага. Например, цикл Деминга: коррекция ( Act ) наступает только тогда, когда что-то запланированное ( Plan ) не получено на стадии выполнения ( Do ), что выявлено после завершения работы на стадии проверки результата ( Check)

9 Управление процессом Управление процессом в системе менеджмента означает воздействие на процесс (а не на его результат!) для достижения им определенных целей (результатов). Без управления процесс "сам" не придет к цели. Любым процессом, любой деятельностью необходимо управлять!

10 Управление процессом Процессная модель процесс входы выходы Управляющие процессы (ограничения) Поддерживающие процессы (ресурсы)

11 Технологическая концепция процессной модели Процессная модель процесс Сырье, энергия - входы Продукция (изделия, документы и др.) - выходы Управляющие процессы (ограничения) Поддерживающие процессы (ресурсы)

12 Менеджерская модель управления процессом Процессная модель процесс Требования к качеству процесса и управления (выходы) Требования к качеству процесса и управления (входы) Законы, нормы, требования государства, политика, регламенты Управляющие ресурсы: кадры, оборудование, технологии, финансы, организация работ, информация Анализ удовлетворенности и принятие управленческих решений Степень достижения цели

13 Сравнительные характеристики Технологическая концепция Главное – продукт Управлением качеством продукта занимаются специалисты по конкретному направлению работ Менеджерская концепция Главное - деятельность Управление деятельностью – гарантированное получение качества продукта

14 Управление процессом Процессная модель Организация (процессы ОЖЦ) входы выходы Требования заказчика Удовлетворенные требования заказчика Процесс J-1 Процесс J Процесс J+1 ??

15 Основные положения систем менеджмента качества (ISO 9000) Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, или набор действий, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

16 Основные положения систем менеджмента качества (ISO 9000) Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут считаться процессным подходом. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

17 Основные положения систем менеджмента качества (ISO 9000) При применении в системе менеджмента качества процессный подход подчеркивает важность: понимания и выполнения требований необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности достижения результатов выполнения процессов и их результативности постоянного улучшения процессов на основе объективного измерения.

18 Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе Требования Потребители и др. заинтересо- ванные лица Потребители и др. заинтересо- ванные лица Удовлетво ренность Постоянное улучшение СМК Ответственность руководства Измерение, анализ и улучшение Процессы жизненного цикла продукции Менеджмент ресурсов Продукция вход выход

19 Рассматриваемые вопросы Особенности управления процессами Образовательный процесс как системный объект Особенности образовательного процесса при переходе на ФГОС

20 Использование основных понятий в практике Учебный процесс Процесс преподавания Учебно- воспитательный процесс не полные понятия, отражают отдельные аспекты образовательного процесса Образовательный процесс Педагогический процесс полные понятия, включают развитие, обучение, воспитание, т.е. взаимодействие субъектов, а не отдельные виды их деятельности

21 педагогическое взаимодействие процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно - воспитательной работы, направленной на развитие личности ребенка Педагогический энциклопедический словарь

22 педагогический процесс внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека М.А. Данилов развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых И.П. Подласый

23 образовательный процесс педагогически обоснованное последовательное, непрерывное изменение состояния субъектов обучения в специально организованной среде с целью достижения ими образовательных результатов А.В. Хуторской

24 образовательный процесс Понимание системной природы образовательного процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Сластенин В., Исаев И. и др.

25 Образовательный процесс процессуальный аспект Педагогический процесс – сложная иерархическая система, основой которой является взаимодействие субъектов в форме сотрудничества И.П. Подласый

26 Образовательный процесс: компоненты Учитель Воспитатель Преподаватель Социальный педагог Ученик Воспитанник Студент S S О Содержание Условия Средства Формы Методы

27 Отношение компонентов образовательного процесса Подсистемы образовательного процесса Взаимодействие субъектов Система условий протекания ОП Система форм и методов реализации ОП Процесс обучения Процесс воспитания Процесс развития Процесс формирования Образовательный процесс Протекание процесса

28 Образовательный процесс личностный аспект: образовательный процесс имеет сложную иерархическую структуру, образующуюся взаимопересекающимися компонентами: усвоением опыта (в форме знаний и умений), воспитанием качеств поведения, физическим и умственным развитием В.С. Леднев

29 Отношение компонентов образовательного процесса усвоение опыта (обучение) развитиевоспитание

30 Отношение «обучение – воспитание» Обучение всегда воспитывает Воспитать человека, не обучая, невозможно! В обучении преобладают ЗУН, в воспитании – убеждения, нормы, правила, идеалы, ценностные ориентации Обучение строго регламентировано, воспитание - менее регламентировано

31 Отношение «обучение - развитие» Обучение ведет за собой развитие Развитие обучающихся выступает условием эффективности процесса обучения Развивает только специально организованное обучение Развитие личности возможно не только в учебной деятельности

32 Отношение «воспитание – развитие» Воспитание есть развитие в интересах человека Как личность человек формируется в социальной системе целенаправленным и продуманным воспитанием Воспитание – целенаправленное создание условий, при которых происходит развитие человека Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме человека

33 Отношение компонентов образовательного процесса Диалектика отношения компонентов: единство и самостоятельность обучения - воспитания – развития целостность и соподчиненность обучения - воспитания – развития наличие общего и сохранение специфики

34 Образовательный процесс деятельностный аспект: Образовательный процесс имеет целевые, содержательные, организационные, технологические, временные и иные характеристики, каждая из которых представляет собой описание структурных элементов общей образовательной системы А.В. Хуторской

35 Целевой компонент включает все многообразие целей и задач : от генеральной цели всестороннего гармоничного развития личности до конкретных задач формирования отдельных качеств личности, относительно всех субъектов образования (обучающих, обучающихся, родителей, образовательных учреждений, региона, государства, общества, человечества).

36 Содержательный компонент отражает конкретное наполнение каждого элемента образовательного процесса, решающего определенную задачу Содержание образования Содержание учебной дисциплины (учебного предмета) Содержание учебного материала

37 Деятельностный (организационно – управленческий) компонент взаимодействие педагогов и воспитанников, их сотрудничество, система управления по достижению заданных и возникающих целей – первый уровень управления

38 Результативный (аналитико - результативный) компонент отражает эффективность образовательного процесса, его протекание, характеризует изменения достигнутые в соответствие с поставленной целью

39 Образовательные результаты Знания – результат познавательной деятельности, отраженный в сознании субъекта в виде понятий, фактов, теорий Умения – результат освоения приемов,способов действий со знаниями Навыки – действия, операции, доведенные до автоматизма в результате упражнений Способности – индивидуальные особенности личности, которые являются условиями выполнения деятельности Компетенции – совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для продуктивной деятельности

40 Отношение компонентов образовательного процесса Цель обучающий Содержание образования обучающийся результаты Методы, формы, средства, технологии

41 Виды связей в образовательном процессе Целостность образовательного процесса обусловлена связями, которые возникают между компонентами: Содержательно - информационные Организационно - деятельностные Коммуникативные Управления и самоуправления

42 Образовательный процесс как динамическое явление Целостность образовательного процесса проявляется в наличии этапов как последовательности развития процесса: Подготовительный Основной Заключительный Все педагогические процессы имеют циклический характер!

43 Подготовительный этап цель: организация задачи: целеполагание диагностика условий прогнозирование хода достижений проектирование

44 Основной этап цель: осуществление задачи: постановка и разъяснение целей, задач организация взаимодействия субъектов использование намеченных средств, форм, методов создание благоприятных условий стимулирование деятельности субъектов образовательного процесса организация обратной связи обеспечение связи с другими процессами

45 Заключительный этап цель: анализ задачи: выявление возникших отклонений вычленение ошибок выявление причин отклонений, ошибок проектирование мер по устранению отклонений

46 Закономерности образовательного процесса Закономерность динамики образовательного процесса: величина всех последующих изменений ОП зависит от величины предшествующих изменений ОП

47 Закономерность развития личности в образовательном процессе: темп, уровень развития личности зависят от наследственности образовательной среды способов включения в деятельность средств педагогического воздействия Закономерности образовательного процесса

48 Закономерность единства чувственного, логического, практики в образовательном процессе: Эффективность ОП зависит от интенсивности чувственного восприятия логического осмысления воспринятого практического применения воспринятого Закономерности образовательного процесса

49 Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности эффективность ОП зависит от качества педагогической деятельности качества собственной деятельности обучающегося Закономерности образовательного процесса

50 Закономерность стимулирования: Продуктивность ОП зависит от действующих мотивов интенсивности внешних стимулов характера внешних стимулов своевременности внешних стимулов Закономерности образовательного процесса

51 Закономерность обусловленности образовательного процесса: течение, результаты ОП зависят от потребностей личности и общества возможностей общества условий протекания процесса Закономерности образовательного процесса

52 Закономерность управления образовательным процессом: эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей величины корректирующего воздействия характера, корректирующего воздействия обоснованности корректирующего воздействия Закономерности образовательного процесса

53 Рассматриваемые вопросы Особенности управления процессами Образовательный процесс как системный объект Особенности образовательного процесса при переходе на ФГОС

54 ФГОС ОО как общественный договор Индивидуальные потребности – личностная, социальная, профессиональная успешность обучающихся Социальный заказ – безопасный и здоровый образ жизни, свобода и ответственность, социальная справедливость, благосостояние Государственные требования – национальное единство и безопасность, развитие человеческого капитала, конкурентоспособность

55 ФГОС ОО как общественный договор Социальный заказ Требования государства Потребности и возможности личности Базовые компетенции Уровень достижения образовательных результатов Возможность построения ИОТ (вариативная составляющая %)

56 Деятельностный подход к построению ФГОС общего образования Цели общего образования представляются в виде ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (личностное, социальное познавательное, коммуникативное развитие), что позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы, но и содержание обучения в их взаимосвязи Концепция ФГОС общего образования

57 Предмет стандартизации ОС ГОС содержание образования (обязательный минимум содержания образования) ФГОС Деятельность субъектов образовательного процесса (как процессуальные характеристики, так и результаты деятельности)

58 Образовательные результаты общего образования Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного или нескольких предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам ФГОС НОО,ООО: требования к результатам освоения ООП

59 Личностные результаты освоения ООП НОО Готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно- смысловые установки ООО Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок ФГОС: требования к результатам освоения ООП

60 Метапредметные результаты освоения ООП НОО Освоенные УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные) и межпредметные понятия ООО Освоенные межпредметные понятия и УУД, способность их использования, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение ИОТ ФГОС: требования к результатам освоения ООП

61 Предметные результаты освоения ООП НОО Освоенный опыт, специфической деятельности для предметной области по получению, преобразованию, применению нового знания, система основополагающих элементов НКМ ООО Освоенные умения, специфические для для предметной области, виды деятельности по получению, преобразованию, применению нового знания, формирование научного типа мышления, научных представлений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами ФГОС: требования к результатам освоения ООП

62 Основная образовательная программа общего образования содержит Часть, формируемая участниками образовательного процесса – % Обязательная часть % ФГОС НОО, ООО: требования к структуре ООП НОО

63 Планируемые результаты освоения ООП НОО УУД … … n Система оценки достижения планируемых результатов Учебный план Программы отдельных учебных предметов, курсов Структура ООП НОО ДНР и ВЗОЖКР

64 Структура ООП ООО Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: Целевой Содержательный Организационный

65 Целевой раздел ООП ООО 1.Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения ООП ООО 3.Система оценки достижений планируемых результатов

66 Содержательный раздел ООП ООО Должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: 1.Программу развития универсальных учебных действий 2.Программы отдельных учебных предметов, курсов 3.Программу воспитания и социализации, включающую такие направления как духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни 4.Программу коррекционной работы

67 Организационный раздел ООП ООО Должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы : 1.Учебный план 2.Систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта