Михаил Юрьевич Лермонтов Разработка Павловой Г.В. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 22» г. Череповец.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Страницы мятежной жизни» 200-лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.
Advertisements

Михаил Юрьевич Лермонтов Детские портреты Лермонтова, сделанные, возможно крепостным художником. «В детстве наружность его невольно обращала.
Тема поэзии и образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова.
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ). Родился М.Ю. Лермонтов в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова ( ) и Марии Михайловны.
Михаил Юрьевич Лермонтов Родился в Москве 15 октября 1814 года. Весной 1815 года в пятимесячном возрасте вместе с родителями он переехал жил в старинное.
М.Ю. Лермонтов ребенком. Портрет работы неизвестного художника г.
Детство Лермонтова. Тарханы. Материалы для тематического классного часа.
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба П. Е. Заболотский. Портрет М. Ю. Лермонтова.
Творчество М.Ю. Лермонтова Подготовила Фатеева Мария.
М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Парус».
Михаил Юрьевич Лермонтов Лермонтов Михаил Юрьевич, русский поэт, родился в Москве 2 октября 1814 г.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) Поэт и художник.
Михаил Юрьевич Лермонтов РОДИТЕЛИ РОДИТЕЛИ РОДИТЕЛИ РОДИТЕЛИ Отец Отец Юрий Петрович Лермонтов (капитан) Юрий Петрович Лермонтов (капитан)
Подготовила: Ученица 9 класса «А» Допаева Милана.
Лермонтов Михаил Юрьевич Школьная презентация 5-8 класс Жизнь поэта в Тарханах, информация о родственниках, учёба, отъезд на Кавказ, признание его произведений народом, ссылка и смерть на дуэли.
Горька судьба поэтов всех времён, Тяжеле всех судьба казнит Россию. В. Кюхельбекер «Участь русских поэтов», 1845 год. Урок литературы в 7 классе.
Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии ( )
Михаил Юрьевич Лермонтов РОДИТЕЛИ РОДИТЕЛИ РОДИТЕЛИ РОДИТЕЛИ Отец Отец Юрий Петрович Лермонтов (капитан) Юрий Петрович Лермонтов (капитан)
Урок-лабораторная работа на тему «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова» ГОУ «Куртамышская кадетская школа-интернат» Учитель:Хозова Е.Ю.
Работу выполнила ученица 8 класса Финогеева Анастасия.
Транксрипт:

Михаил Юрьевич Лермонтов Разработка Павловой Г.В. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 22» г. Череповец

Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной? Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить? На запад, на запад помчался бы я. Где цветут моих предков поля, Где в замке пустом, на туманных горах, Их забвенный покоится прах. На древней стене их наследственный щит И заржавленный меч их висит. Я стал бы летать над мечом и щитом, И смахнул бы я пыль с них крылом; И арфы шотландской струну бы задел, И по сводам бы звук полетел; Внимаем одним, и одним пробужден, Как раздался, так смолкнул бы он. Но тщетны мечты, бесполезны мольбы Против строгих законов судьбы. Меж мной и холмами отчизны моей Расстилаются волны морей. Последний потомок отважных бойцов Увядает средь чуждых снегов; Я здесь был рожден, но нездешний душой... О! зачем я не ворон степной?... Желание 1831

Род Лермонтовых восходит к средним векам и легендарен в своих истоках, - он начинается с шотландского поэта Томаса Лермонта, прозванного рифмачом или Томасом Стихотворцем из Эрсильдауна. Он представлял собой нечто вроде тогдашнего Нострадамуса, ведуна и прозорливца и предсказал трагическую и неожиданную смерть короля Александра III. Томас предрек союз Шотландии и Англии. Имя пророка - одно из первых в ряду поэтов, прославивших национальный шотландский эпос.

Отец его, Юрий Петрович, был бедным пехотным капитаном в отставке. Он окончил Первый кадетский корпус в Петербурге и в гг участвовал в походах за границу во время войн с Францией и Швецией. В 1811г вышел в отставку, но в 1812г вступил офицером в Тульское народное ополчение, был ранен, в 1814г вернулся домой после лечения в госпитале. По словам Сперанского, отец будущего поэта был замечательный красавец, но вместе с тем "пустой", "странный" и даже "худой" человек. Этот отзыв основан на отношениях Лермонтова- отца к теще, Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной; но эти отношения не могут быть поставлены в вину Юрию Лермонтову - и так, несомненно, смотрел на них сам Михаил Юрьевич, в течение всей своей жизни не перестававший питать глубокую преданность к отцу, а когда он умер - к его памяти.

Красота Юрия Петровича увлекла дочь Арсеньевой, Марию Михайловну, и, несмотря на протест своей родовитой и гордой родни, она стала женой "армейского офицера"; но для ее семьи этот офицер навсегда остался чужим человеком. Мария Михайловна умерла в 1817 г., когда сыну ее не было еще трех лет, но оставила много дорогих образов в воспоминаниях будущего поэта. Сохранился ее альбом, наполненный стихотворениями, отчасти, может быть, ею сочиненными, отчасти переписанными; они свидетельствуют о нежном ее сердце. Впоследствии поэт говорил: "В слезах угасла мать моя"; всю жизнь не мог он забыть, как мать певала над его колыбелью.

Это самый ранний портрет Лермонтова – 3-4 -летнего ребёнка,– выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Малыш изображен во весь рост, в белом платьице. Поскольку мальчик-то был одарённый, то художник показал и его склонности к рисованию: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками 14-го октября 1814 года.

Этот портрет, как свидетельствует А.М. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Арсеньева заказала в 1834 году, сразу по производству внука в корнеты. А.М. Меринский писал: «Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными, как уголь глазами» – Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров

Следующий портрет Лермонтова относится к январю – февралю Выполнен он П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е.А. Арсеньевой. Как мы видим, поэт изображен в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. Правду сказать, Заболотский не был крупным мастером, однако портрет, выполненный в реалистической манере, имеет преимущества перед другими и свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении к портретируемому. «Приземистый, маленького ростом, с большой головой и бледным лицом, – пишет Меликов, – он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой. Глаза эти, умные, с чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны...»

Это автопортрет, сделанный самим писателем в том же 1837, но уже на Кавказе, в ссылке, на фоне кавказского пейзажа. На нём мундир Нижегородского драгунского полка: красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече. Акварельный автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаённую думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту,– одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии. На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michael Lermontoff Russischer Officier und Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим нарисованный »).

«Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы, Твоих небес прозрачную лазурь И чудный вой мгновенных, громких бурь…»

Словарь урока: Элегия- жанр лирической поэзии, стихотворение грустного содержания. Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого- конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение.

29 января 1837 года скончался Пушкин, а на другой день Лермонтов, как говориться, проснулся знаменитым, - такой успех имело его стихотворение «Смерть поэта». Эффектные строки действовали на читателя безотказно и мгновенно разлетелись по Петербургу в тысячах списков. «Смерть Поэта»

«Смерть Поэта» - не просто стихотворение, написанное в одну ночь под впечатлением убийства первого поэта России, это поступок зрелого гражданина, поступок, предопределивший судьбу двадцатидвухлетнего корнета Мишеля Лермонтова: краткий период славы, Кавказ, война с горцами, нелепая дуэль и смерть, так похожая на трагический конец самого Пушкина.

Х. БЕНКЕНДОРФ ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА О СТИХОТВОРЕНИИ ЛЕРМОНТОВА «СМЕРТЬ ПОЭТА» С РЕЗОЛЮЦИЕЙ НИКОЛАЯ I Я уже имел честь сообщить вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермантова генералу Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при Главном штабе без права сноситься с кем-либо извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи, и о взятии его бумаг как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. По словам Лермонтова, эти стихи распространяются в городе одним из его товарищей, которого он не захотел назвать. А. Бенкендорф РЕЗОЛЮЦИЯ НИКОЛАЯ I Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону.

- Как построено стихотворение, какова его композиция?

Стихотворение делится на две смысловые части: в первой говорится о поэте и его убийце, слышится едва сдерживаемые рыдания и глубокая скорбь. Первая часть по жанру напоминает элегию. вторая часть стихотворения по жанру напоминает памфлет.

Предельно взволнованной речи в первой части автор добивается использованием следующих выразительных средств: -умолчание, выраженное многоточиями, -восклицания, -риторические вопросы, -лексический повтор слова «убит».

Всё стихотворение построено на основе антитезы, поэтому всё художественные средства тоже подчинены этому приёму. Определите, какие же силы противопоставлены в пространстве стихотворения?

Поэт противопоставлен убийце и светскому обществу, толпе.

Поэт Убийца, общество - «невольник чести» - «хладнокровный» -«гордой головой» - «пустое сердце» - «свободный, смелый дар» - «дерзкий» - «как светоч» - «свет завистливый и душный» - «дивный гений» - «клеветникам ничтожным» -«торжественный венок» - «жадная толпа» - «сердце вольное» - «надменные потомки - «наша слава» - «Свободы, Гения и Славы палачи» - «чёрная кровь» - «наперсники разврата»

Вывод: В пространстве стихотворения противопоставлены две силы: сам Поэт, названный «дивным гением» с сердцем вольным, пламенными страстями и «гордой головой», который олицетворяет одарённые и независимые натуры, и т о л п а, основные свойства которой бездуховность, корыстолюбие, раболепство, а сам убийца – часть этой толпы. Неудивительно, что «вольное сердце « Поэта, его «пламенные страсти» вызывали у толпы раздражение и зависть, ведь облик Гения – это зеркало падения посредственности.

Последние 16 строк, дописанные Лермонтовым позднее усиливают обличительный пафос стихотворения

Из воспоминаний Александра Матвеевича Меринского: « Через несколько дней после дуэли и смерти Пушкина Лермонтов написал стихотворение «Смерть Поэта», заключив его стихом «И на устах его печать!». Оно разошлось по городу. Вскоре после того заехал к нему один из его родственников, из высшего круга, у них завязался разговор об истории Дантеса с Пушкиным, которая в то время занимала весь Петербург. Господин это держал сторону партии, обвинявшей во всём поэта и оправдывавшей Дантеса. Лермонтов спорил, горячился, и когда тот уехал, он, взволнованный, тотчас же написал прибавление к стихотворению… Стихи эти пошли по рукам». Эти последние 16 строк, действительно, имели мощный общественный резонанс, так как прямо указывали на виновников трагедии. Именно поэтому вторую часть стихотворения можно считать памфлетом.