Символика узора Элементы орнамента Работа выполнена Протасовой В.А. – педагогом дополнительного образования Дома детского творчества, учителем технологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мезенская роспись Ученица 2 «Г» Велькина Анастасия Александровна Преподаватель Боярская Лариса Павловна.
Advertisements

МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ Презентация воспитателя МДОУ д\с 1 г. Юрюзани Срединой О. С.
Мезенская роспись. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись.
Автор: Хоменко М.В. Береговская общеобразовательная школа 90 Новосибирский район.
Мезенская роспись. Составила Надточий О. М. педагог МАОУДОД « Тамбовский ЦДТ » Амурская область.
Урок изо 5 класс. Вспомним, какой вид росписи мы изучали? Круглые, железные, В хозяйстве полезные. Черные, желтые, красные, Удивительно прекрасные! (Жостовские.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности.
Мезенская роспись Урок изобразительного искусства 7 класс.
Древние образы в народном искусстве Тема 1 Выполнил работу Щебуняев Владислав Викторович Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия станица Вешенская»
Декоративное искусство России.. В Нижегородской области, в городе Городец получил развитие один из видов декоративно - прикладного искусства « Городецкая.
«Народ не только сила, создающая все материальные ценности, он единственный источник ценности духовной». М. Горький.
ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ.. Наши далекие предки украшали свои изделия различными орнаментами. Они старались привлечь к себе добрые силы природы, а от.
Древние корни народного искусства Древние образы в народом искусстве.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Мезенская роспись. Город Мезен расположен на правом берегу реки Мезень в 45 км от Белого моря, и 215 км от Архангельска. Известен он как центр народного.
Художественная роспись Русского Севера Шелестюк С.Г., учитель начального образования высшей квалификационной категории высшей квалификационной категории.
Русская изба Единство конструкции и декора в народном жилище.
Образы и мотивы в русском орнаменте Перцева Оксана Валерьевна ГОУ ЦО 1497.
Транксрипт:

Символика узора Элементы орнамента Работа выполнена Протасовой В.А. – педагогом дополнительного образования Дома детского творчества, учителем технологии МОУ «СОШ 1 р.п.Новые Бурасы»

Мезенская роспись - один из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб.

Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту

Предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков.

Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающим традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца,

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Символика узора Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором.

Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь. По расположению в композиции (верх низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, широко распространен в народном искусстве. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.

Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели.

Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни

Гимн жизни Панно условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя земной. В центре композиции изображен знак Плодородие, объединяющий небесный и земной миры. В основе Плодородия красный крест совмещение небесного и земного. Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц человеческих душ. По сторонам четким строем вытянулись елочки олицетворение мужской силы. В основании Плодородия вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки души предков. Венчает знак Плодородия окно в небесный мир. В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни. В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной земли. Вся композиция заключена в орнаментальную рамку, означающую понятие белого света.

TM TM risovaniya/mezenskaya-rospis-simvolika- uzora.html risovaniya/mezenskaya-rospis-simvolika- uzora.html