ИПК ПРО 2002- -2006 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Advertisements

ШКОЛЫ – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 5 июня 2012 года Научно-практическая конференция НИИ общего образования Кафедра педагогики.
Критерии осуществление учреждением образования методической, организационной, информационной, консультационной поддержки деятельности других учреждений.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ СТОЛБЦОВСКОГО РАЙИСПОЛКОМА.
МОУ СОШ 4 с углубленным изучением отдельных предметов Железнодорожного района города Екатеринбурга.
Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Модель методической службы ГУО «Средняя школа 2 г.Сенно»
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
1 Информационно- библиотечный центр школы как главный ресурс реализации ФГОС Информационно- библиотечный центр школы как главный ресурс реализации ФГОС.
1. Стабильность и положительная динамика высокого уровня и качества освоения обучающимися учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Подтверждение.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Проект «Развитие научной и инновационной деятельности» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Концепция развития института в условиях модернизации системы дополнительного профессионального образования.
© Чистяков Ю.А., ОГУ «РЦРО» 2010Чистяков Ю.А.ОГУ «РЦРО»
Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ отдела образования, спорта и туризма.
Мероприятия по повышению квалификации специалистов муниципальных органов управления образованием, педагогичсеких работников в рамках реализации комплексного.
Комитет по образованию Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж туризма и гостиничного сервиса.
Транксрипт:

ИПК ПРО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСК

Заведующий лабораторией: к. п. н., доцент ВЕРШИНИН ВЛАДИСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ Старший научный сотрудник к. п. н. БОРОВЛЕВА НИНА ЕГОРОВНА Старший научный сотрудник ЕСЕНКОВ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ Старший научный сотрудник к. п. н. ТАБАРДАНОВА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА Ведущий научный сотрудник, к. п н. САВЕЛЬЕВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ Старший научный сотрудник ЯНУШЕВСКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ Старший научный сотрудник БАШМАКОВА НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА НИЛ РИП

НИЛ РИП История вопроса. В разгар войны (в 1943 году) в Советском Союзе была создана Академия педагогических наук с сетью научно-исследовательских институтов, а на местах возникли институты усовершенствования учителей (ИУУ). Их главными функциями стали трансляция наработок централизованной педагогической науки, а так же обобщение и распространение педагогического опыта, возникавшего на местах. Организационную основу этих институтов составляли так называемые методические кабинеты, а основными кадрами были методисты, штат которых формировался из учителей-практиков. Каких-либо подразделений с научными функциями в структуре этих институтов не предусматривалось, и опыта такого рода деятельности их коллективы не имели. В ходе второй мировой войны выявилась прямая зависимость мощи государства от качества образования. Новейшие технологии, вводимые на десятках тысяч предприятий, потребовали миллионов рабочих с профессиональной подготовкой, возможной только на базе серьезного общего образования. Стало очевидным, что войну и послевоенное соперничество на международной арене выиграет то государство, которое создаст лучшую систему образования. Концепция деятельности научно-исследовательской лаборатории развития инновационных процессов в учреждениях образования В девяностые годы на базе бывших ИУУ повсеместно стали возникать учреждения с более сложными функциями повышения квалификации и переподготовки работников образования. Для их выполнения требовались уже не практики-методисты, а кадры высшей квалификации, работники с научными степенями и званиями. С приходом таких кадров возник вопрос о формировании адекватных научно-организационных структур – кафедр и лабораторий. Функции повышения квалификации и переподготовки во многом сходны с функциями высших учебных заведений и могут быть достаточно полно реализованы в рамках привычных для вузов кафедральных структур. Видимо по этому ряд институтов повышения квалификации при своем преобразовании из ИУУ ограничился заменой методических кабинетов на кафедры.

В условиях Ульяновской области реорганизация института по времени совпала с преобразованиями в региональной системе образования, потребовавшими специального научного обеспечения. ИПК ПРО, сконцентрировавший местные научные резервы, выступил инициатором и научным гарантом таких преобразований и принял на себя функции, не укладывавшиеся в рамки кафедральных структур. Для научного обеспечения происходивших в области преобразований явно требовались специализированная база и кадры, функционально ориентированные на проведение исследований, адекватных возникавшему социальному заказу. Как следствие, при Ульяновском ИПК ПРО возникла структура, способная принять на себя такие функции. Ею стала группа научно-исследовательских лабораторий, объединенных в научно-исследовательский сектор (отдел). Однако практическая организация их деятельности затруднялась целым рядом характерных противоречий в сфере инновационной деятельности, в отношениях лаборатории с подразделениями института, с возникавшими экспериментальными учреждениями образования, сферой управления и научной сферой. В сфере инновационной деятельности такими противоречиями представлялись: расхождение между явной потребностью в преобразованиях и отсутствием четкого социального заказа на конечный результат преобразований; де-факто начавшимся процессом преобразований и отсутствием - предваряющих теоретических наработок; необходимостью опираться на собственные научные возможности региона и отсутствием опыта реализации регионального научного потенциала; между массовым характером развертывавшегося инновационного движения и отсутствием у педагогов-экспериментаторов необходимой подготовки и т.п.

Отношения возникавших лабораторий с подразделениями института – кафедрами и методическими кабинетами – характеризовались противоречиями в распределении и закреплении сфер научных интересов, в ожиданиях к результатам научно-исследовательской деятельности. Потребности возникавших экспериментальных учреждений в научной помощи со стороны лабораторий были гораздо выше реальных возможностей только что формировавшихся лабораторий. А приоритеты были еще не выявлены. Наконец, научная деятельность лабораторий по обеспечению потребностей экспериментальных учреждений и программы ПИЭР в целом оказалась рассогласованной со сферой управления образованием, так как в управленческой схеме не было адекватных элементов управления. Само возникновение научно-исследовательских подразделений, претендовавших на автономное организационно-научное обеспечение развития образования в регионе, вступало в противоречия с традициями централизованной педагогики и всем опытом централизованного научного управления, посягало на монополизм академической педагогической науки, де-факто порождало конкуренцию и вело к децентрализации педагогической науки. Следствием всего этого стала неопределенность задач и выбора приоритетов в деятельности научно-исследовательских лабораторий возникавшего института. В этих условиях оказалось невозможным сразу и безошибочно определиться с целями, профилями и количеством лабораторий, их составом и формами взаимодействия. Поэтому становление лабораторий пошло по пути проб и ошибок, диктовавшихся временной конъюнктурой и оценочными позициями менявшихся руководителей. Первой – по инициативе областного управления образования – возникла НИЛ проектирования образовательных систем и педагогических технологий (1991 – 95), в то время вполне отвечавшая уровню понимания предстоявших инновационных преобразований. Однако довольно быстро выяснилось, что все нарастающий объем проблем в рамках одной лаборатории разрешить невозможно.

Обе лаборатории продуктивно работают длительный период. В следующем году одна за другою формируются НИЛ стандартов образования (впоследствии – стандартизации образования; 1992 – 2001), и НИЛ диагностики, превратившаяся в 1994 году в НИЛ психолого-педагогической и социологической диагностики. В конце 1992 года возникает НИЛ интеграционных процессов в образовании и довольно скоро закрывается (1995), не оставив после себя какого-либо заметного следа. В 1993 году возникает Информационный центр, потребность в котором ощущалась уже давно. В 1994 году формируется Центр диагностики и коррекции трудностей в образовании. В 1995 году НИЛ проектирования образовательных систем и педагогических технологий превращается в НИЛ педагогических технологий, но и под этим названием так и не находит своего места в структуре научного обеспечения развития образования в регионе и прекращает существование в конце 2001 года. К концу 2001 года НИЛ стандартизации образования успешно выполняет функцию разработки и апробации регионального стандарта образования и в связи с этим закрывается. На базе успешно работавшего коллектива создается новая лаборатория – НИЛ развития инновационных процессов в образовательных учреждениях В результате Научно-исследовательский отдел Ульяновского ИПК ПРО к началу 2002 года в сложился в следующем виде: НИЛ развития инновационных процессов в образовательных учреждениях НИЛ психолого-педагогической и социологической диагностики Информационный центр Два последних подразделения успешно функционируют уже ряд лет. Что касается НИЛ развития инновационных процессов в образовательных учреждениях, то она только что возникла. Ее назначение, функции, сфера интересов и компетенций, формы и виды деятельности требуют обоснования и уточнения.

Социальный заказ на деятельность лаборатории. НИЛ РИП В рамках потребностей ИПК ПРО, Областного экспертного совета по ПИЭР и Управления образования области и экспериментальных учреждений сложилась некоторая система ожиданий к деятельности лаборатории инновационных процессов, которую условно можно назвать социальным заказом. Предполагается, что: лаборатория, занимающаяся проблемой инновационных процессов в целом, должна принять на себя следующие функции: Изучение литературы по проблемам педагогических инноваций, анализ уровня их теоретической и практической разработанности, отбор актуальных и перспективных для области наработок, определение необходимых для развития образования области направлений и тем исследований. Анализ процесса, хода и результатов инновационной деятельности в экспериментальных учреждениях, участвующих в областной программе ПИЭР. Подготовка экспертных заключений, аналитических справок для экспериментальных образовательных учреждений, руководства института и органов управления образованием. Прямое участие в наиболее значимых экспериментах. Разработка предложений по реализации инноваций. Пропаганда инноваций, включая собственное периодическое издание, выставки материалов и т.п. Организованное внедрение инноваций. Подготовка педагогов-исследователей. (Курсы, семинары, консультации) Организация и обеспечение связей с научными учреждениями Ульяновска, Москвы, Петербурга и т.д. Координация научно-исследовательской деятельности подразделений института, связанной с инновационным поиском в экспериментальных образовательных учреждениях системы ПИЭР. Содействие диссертационным исследованиям внутри лаборатории и в образовательных учреждениях (по инновационной тематике). Активное участие в НПК, тематических совещаниях и научных семинарах. Отслеживание и обновление регионального компонента содержания образования. Внебюджетная (инициативная) научно-исследовательская деятельность.

НИЛ РИП Творческая продукция лаборатории по годам: 2000 – 2001 – 2002 – 2003 – годы. Год 2000 – последний год существования НИЛ стандартизации, год подведения творческих итогов. Год 2001 – начало работы НИЛ развития инновационных процессов в учреждениях образования Публикаций Сборников Публикаций Сборников Публикаций Сборников Публикаций

НИЛ РИП Структура деятельности лаборатории и сотрудников Библиографическая работа в сфере педагогических инноваций. Составление аналитических обзоров, докладов, дайджестов. Разработка и обоснование предложений по заимствованию, опытно-экспериментальной проверке инноваций, их развитию и реализации. Изучение принятых экспертным советом отчетных материалов экспериментальных учреждений области в целях тематического анализа, систематизации и выявления пригодности и степени готовности к публикации и другим формам продвижения инновационных материалов и опыта; разработка предложений по доработке и реализации; подготовка резюме и аналитических справок. Экспериментальная деятельность: а) организация исследований в образовательных учреждениях области по инициативе лаборатории (по заданию экспертного совета, ректората института, по договорным обязательствам, условиям грантов и т.п.); б) научное руководство (консультирование) по приглашению образовательных учреждений; в) диссертационные исследования. Публикации материалов исследований: подготовка рукописей по материалам исследований членов лаборатории, редактирование материалов экспериментальных учреждений (по заявкам учреждений), редактирование сборников ИПК ПРО (по поручению ректората) и лаборатории, публикации в изданиях других вузов города и области, публикации в центральной печати, публикации в сборниках НПК. Подготовка педагогов-исследователей. (Курсы, семинары, консультации) Организация и обеспечение связей с научными учреждениями Ульяновска, Москвы, Петербурга и т.д. Координация научно-исследовательской деятельности подразделений института, связанной с инновационным поиском в экспериментальных образовательных учреждениях системы ПИЭР. Внебюджетная (инициативная) научно-исследовательская деятельность.

Критерии оценки деятельности лаборатории. Основными критериями степени эффективности работы лаборатории (по видам деятельности) представляются: Библиографические указатели по педагогическим инновациям и методике поисково- экспериментальной деятельности. (Наличие, обновление, реальная востребованность участниками ПИЭР, членами лаборатории и работниками кафедр). Количество и качество аналитических обзоров, докладов, дайджестов. Количество и качество принятых предложений по заимствованию, опытно-экспериментальной проверке инноваций, их развитию и реализации. Количество и объем изученных отчетных материалов экспериментальных учреждений (из архива экспертного совета), степень их дополнительной обработки и продвижения в педагогическую практику и печать. Выполнение планов экспериментальной работы лаборатории, индивидуальных планов научной работы, качество научного руководства работой подшефных учреждений образования. Выполнение планов подготовки и сдачи экзаменов кандидатского минимума и диссертационных исследований. Защита диссертаций. Количество, качество и уровень публикаций членов лаборатории. Объем и реестр материалов, размещенных в сети Интернет. Количество и уровень научно-практических конференций, количество членов лаборатории, принявших в них участие. Рейтинг курсовых мероприятий лаборатории и семинаров для участников ПИЭР, количество участников. Количество научных командировок и количество командированных от лаборатории для установления и поддержания научных связей, в связи с диссертационными работами, подготовкой и изданием монографий, участием в научных семинарах и совещаниях и т.п. Наличие, количество и объемы внебюджетной научно-исследовательской деятельности (в темах, печатных листах, плановых и финансовых показателях).

НИЛ РИП Деятельность НИЛ РИП по обеспечению модернизации системы образования области и национального проекта Образование Все частные направления научно-исследовательской работы лаборатории подчинены единой теме: Научно-методические и организационные условия развития инновационных процессов в учреждениях образования Ульяновской области. Инновационные процессы являются важнейшим инструментом модернизации образования Ульяновской области и основной частью ее содержания. Внутри этой общей темы сложились следующие направления исследований: Методология, методика и организация подготовки педагогов-практиков к научно-исследовательской деятельности. Научно-методическое обеспечение модернизации образовательного процесса в профессиональных образовательных учреждениях. Семейное образование и психолого-педагогическое просвещение родителей. Научно-методическое обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Научно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми. Повышение креативности урока. Организация адаптивного обучения и предпрофильной подготовки в малочисленной и малокомплектной сельской школе. Научно-методическое обеспечение национального проекта Образование

В рамках названных направлений ведутся исследования двух уровней: 1.Исследования в связи с работой над кандидатскими дисертациями: Боровлева Н.Е. Организация образовательного процесса в сельской малочисленной и мало- комплектной школе Работа успешно защищена. Есенков Ю.В. Организационно-педагогическая система управления развитием образовательного учреждения (на примере лицея и колледжа). Предполагаемый срок защиты 2006 год. Табарданова Т.Б. Адаптивная система обучения как средство предупреждения учебных перегрузок в классах физико-математического профиля. Работа успешно защищена. Янушевский В.Н. Особенности художественной реальности в прозе Л.Н. Толстого годов. Предполагаемый срок защиты 2006 год. 2.Исследования в рамках программы развития инновационной деятельности: Башмакова Н.Ф. Профильная и допрофильная подготовка в учреждении дополнительного образования детей. ДЮАКЦ Буран Вершинин В.Н. 1.Профессионально ориентированная культурологическая подготовка учителей в системе взаимодействия ИПКПРО и общеобразовательной школы с культурологическим уклоном. СШ 65 г. Ульяновска. 2.Семейное образования и воспитание. 3.Школа зврослых: теория и методика реабилитирующего образования. ФЭП ОСОШ 4 г. Ульяновска.

Есенков Ю.В. Подготовка конкурентоспособного специалиста в современных условиях. Ульяновский социально- педагогический колледж 1. Савельев Д.С. Воспитательная система школы, основанная на базовых ценностях знания и образования. СШ 13 г. Ульяновска Табарданова Т.Б. 1.Взаимодействие школы и внешнего социума как средство создания гуманистической образовательной среды. СШ 58 г. Ульяновска 2.Формирование у учащихся предметных компетентностей на основе деятельностного подхода. СШ 66 г. Ульяновска 3.Разработка регионального и школьного компонентов этико-правового обучения и воспитания школьников. СШ 23 г. Димитровграда 4.Влияние образовательной среды школы на сохранение и развитие творческой активности школьника. СШ 40 г. Ульяновска 5.Организационно-педагогические условия формирования у школьников готовности к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ. СШ 11 г. Ульяновска Янушевский В.Н. 1.Создание креативных ситуаций на уроках и во внеурочной работе со школьниками на основе феноменолого- экзистенциального подхода. Гуманитарный лицей г. Ульяновска 2.Развитие ценностно-мотивационной культуры учащихся в условиях Школы народной культуры. Бряндинская средняя общеобразовательная школа Чердаклинского района

3. Научно-методическое и методологическое обеспечение инновационной работы учреждений образования. 1) Разработка методических и методологических материалов в помощь руководителям и участникам программы инновационного развития. (Монографии сотрудников лаборатории, сборники НПК, публикации в местной и центральной печати) 2) Постоянно действующий областной семинар участников программы инновационного развития. Семинар успешно функционирует уже второй десяток лет, постоянно собирая свыше сотни участников. Материалы семинара систематически публикуются. 3) Курсы начинающих педагогов-исследователей. Через курсы начинающих педагогов-исследователей стараются пройти все вступающие в должность заместителей директоров по НМР, многие руководители экспериментальных учреждений и отдельные педагоги-исследователи. 4) Тематические выпускные работы слушателей курсов начинающих педагогов- исследователей. (Творческая мастерская курсов) 5) Образцы научной продукции инновационных учреждений – в качестве учебно- наглядных пособий.

НИЛ РИП Неформальное образование: культурная, общеразвивающая, оздоровительная, правовая и пр. подготовка, информальное образование (образование жизнью и деятельностью) Удовлетворение образовательных потребностей в новых направлениях: слои и группы населения, отдельные граждане, нуждающиеся в образовательных услугах педагогического, психологического, культурологического и иного характера; чиновники районного, городского и областного звена системы образования, руководители и преподаватели системы курсовой подготовки любых ведомств; слушатели из других регионов. Экстернат по повышению квалификации; экстернат по переподготовке; дистанционное повышение квалификации; дистанционная переподготовка; Авторские тематические курсы ведущих ученых города при ИПКПРО. Свободные курсы. Проективная педагогика Квалификационные курсы педагогов-репетиторов (в связи с получением лицензии на индивидуальную деятельность) Подготовка педагогов-мультипликаторов к работе с пожилыми Курсы развития познавательного интереса Учебно-консультационный пункт Проблемы общения детей и родителей Клубная педагогика.(Семья как среда обитания и воспитания. Ориентация ребенка в быстро меняющемся мире. Семейные вечера....) Воскресные и вечерние курсы взрослых по интересам. (История города. Англо-язычная культура. Культура древних славян, татар, чуваш. И т.п.) Курсы адаптации, социально-психологической и профессиональной реабилитации пенсионеров. Курсы здорового образа жизни и полноценного общения. Курсы саморазвития. Тренинги возрастной коррекции общения. Социально-психологические тренинги. Курсы открытого образования (Этикет, МХК, домоводство, психология здоровья и общения, и т.п.) Курсы любительской подготовки (домоуправление, рукоделие, садоводство, Человек на пенсии и Закон, занятия на досуге и т.п.) Предложения НИЛ РИП по развитию института.

Формирование учебных повышения квалификации групп по этапам профессионального развития (овладение педагогической техникой – мастерство – творчество, или самоутверждение – развитие профессионала – завершение профессиональной деятельности) районные филиалы ИПКПРО, УКП Создание независимого социально-педагогического сообщества с функциями экспертной оценки планов, хода и результатов модернизации системы образования в области. Информирование педагогической общественности об инновациях, наработанных в процессе экспериментов в Ульяновской области и рекомендуемых к использованию образовательными учреждениями. Разработка и организация эксперимента по приданию образовательной системе (сначала – районной) характера открытой государственно-общественной системы. Разработка областной программы совместной деятельности Национально-культурного центра Ульяновской области и Национально-культурных автономий и общин по формированию необходимой и достаточной сети образовательных учреждений и классов с обучением на родном языке, сети кружков в школах и учреждениях дополнительного образования детей по изучению языков и культуры коренных народов Поволжья и других компактно проживающих в области народов. Изучение способов и реальных возможностей получения местными органами образования и образовательными учреждениями (в первую очередь – профессиональными) информации о потребностях местного рынка труда, о социально-экономических условиях, сопутствующим массовым специальностям. Разработка программы взаимодействия органов образования, социальных органов, отделов по трудовым ресурсам в целях обеспечения населения и учащихся информацией о рынке труда Овладение имеющимися официальными источниками информации о потребностях на рынке труда. Подготовка рекомендаций по коррекции предпрофильной подготовки и профильного обучения в микрорайоне, районе, городе в соответствии с реальными возможностями трудоустройства.

в которой будут распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики. Инициирование формирования модели управления, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ