Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 10 Кировского района г. Волгограда Программа курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки для.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Элективный курс Русский язык Коварные знаки препинания Авторы-составители Серёгина Л.М., Хорт О.А Издательство «Учитель», 2007 Разработчик: Серёдкина.
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
Задача курса Развитие и совершенствование функциональной грамотности учащихся, общекультурных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых.
Мамыковская средняя школа Программа элективного курса «Русское правописание. Трудные случаи пунктуации» Автор Фаткуллина Татьяна Николаевна, учитель русского.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста» (34 часа) Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 26» Кондрашева Т.Г.
Стили речи Урок развития речи по русскому языку в 6 классе.
Элективный курс по русскому языку учимся писать сочинение- рассуждение. 9 класс 17 часов.
Принципы русской пунктуации. Что такое пунктуация? Обратимся к словарю.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Итоги пробного экзамена по русскому языку май 2011.
Управление образования администрации Сеченовского муниципального района Методическая разработка раздела программы по русскому языку тема: «Однородные члены.
Ученическая презентация Зачем нужна пунктуация?. Авторы работы: 1. Аверкина Анастасия 2. Евтеева Анна 3. Крысанов Андрей 4. Никишин Дмитрий 5. Юдина Яна.
Дополнительные образовательные услуги ГБОУ лицей 144 Калининского района Санкт-Петербурга.
Пишем сочинение на лингвистическую тему. Функции знаков препинания: 1.Выделительные 2.Разделительные.
Программа элективного курса "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку " Рабочую программу составила учитель русского языка и литературы.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация? Подготовила: Калинина С.В.,учитель русского языка.
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 10 Кировского района г. Волгограда Программа курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки для 9-ых классов Тема: «Коварные знаки препинания (трудные случаи пунктуации)» Автор курса: Л. М. Серегина Учитель:Преподаватель высшей категории Манаенкова Г. Г.

Цели курса: Осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в школьных программах и учебниках проходят вскользь, навыки прочно не закрепляются. В ходе занятий учащиеся знакомятся с азами исследовательской деятельности, что также является приемом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах полной средней школы и в высшей школе.

Задачи курса: Совершенствование речевых умений школьников; Гибкое применение разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром; Развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся; Овладение навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.

Актуальность курса: Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят в основном из художественных произведений современных авторов, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе. Методика включает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания.

Содержание курса:

Учебно-тематический план Тема занятийКол-во часов Виды деятельностиФормы контроля 1.Пунктуационные нормы современного русского языка 2Вводная лекция с элементами беседы 2.Основные правила применения знаков препинания в тексте 1Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации Проверка работ, определение уровня учащихся 3.Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, научного, художественного стилей 3Исследовательская работа в группах с текстами, подготовка буклета по выбранной теме – защита проекта, обсуждение Защита проектов

Тема занятийКол-во часов Виды деятельностиФормы контроля 4.Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис 2Учебный театр: разыгрывание речевых ситуаций – анализ интонаций и знаков препинания Оценка соответствий интонации и знака препинания 5.Знаки препинания в рекламе 2Ролевая игра: заказчик – авторский коллектив – потребитель – специалист (эксперт) Оценка экспертов 6.Нерегламентированная пунктуация: -Историческая; -Контекстуально обусловленная; -Собственно авторская 3Защита проекта – группа из 2-3 чел. Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов Коллективна я оценка результатов проекта

Тема занятийКол-во часов Виды деятельностиФормы контроля 7.Комбинированные знаки препинания 1Вступительная лекция, практическое занятие 8.Итоговая контрольная работа 2Стилистический, синтаксический и пунктуационный анализ текста повышенной трудности Проверка контрольных работ 9.Итоговое занятие1Анализ контрольной работы, подведение итогов курса, рекомендации учащимся Итого: 17 занятий

Пунктуация Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь.

Например: Известное почти всем выражение: «Казнить нельзя помиловать!» Без знаков препинания оно имеет весьма двойственный смысл. Однако, от положения запятой вполне «могла зависеть чья-то жизнь»: «Казнить, нельзя помиловать!» или «Казнить нельзя, помиловать!»

Содержание программы

Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы. Назначение пунктуации – «держать текст» (К. Г. Паустовский) Обозначение границ предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие – и их нормативное употребление. Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур и официально- деловых и художественных текстах. Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.

Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов. Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста. Историческое изменение в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенность его коммуникативной компетенции.

Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе. Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетание друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка.

Спасибо за внимание!