"Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи". Ян Амос Коменский Буданцева М.В., учитель биологии МОУ СОШ 3 корпус 3 г.Рассказово.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Межпредметные связи на уроках географии как средство активизации мыслительной деятельности учащихся Воронина Валентина Михайловна, учитель географии МОУ.
Advertisements

Районное методическое объединение учителей географии.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Межпредметные связи в обучении и воспитании Единый методический день г. МОУ «СОШ 7» г. Острова.
Лысова Галина Георгиевна, Заслуженный учитель РФ, учитель химии АНО «Частная школа «Премьер», Предметная интеграция как ресурс формирования.
Российский государственный социальный университет Кафедра социальной и педагогической информатики Российский государственный социальный университет Кафедра.
Педагогическая концепция учителя МОУ «Войсковицкая СОШ1» Филатовой Ирины Викторовны Исследовательская деятельность как форма экологического образования.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Подготовила учитель английского языка I квалификационной категории Чаплыгина И.И. Балашов, учебный год «Что такое интегративный курс» Муниципальное.
Современный урок: какой он?. Цель - выявить критерии современного урока и наметить пути повышения эффективности урока как основы качества образовательного.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях как российских, так и зарубежных педагогов и психологов. На основе.
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее.
Агротехнологический компонент общеобразовательных предметов Cпециальные курсы агрокомпонента направлены на развитие теоретических и практических умений.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Волынкина Марина Алексеевна, учитель географии Уваровщинской СОШ, Кирсановский район, Тамбовская область.
Презентация авторской программы по экологическому воспитанию учителя начальных классов высшей квалификационной категории Суродеевой Натальи Алексеевны.
Надпредметная программа Формирование экологической культуры учащихся.
Основы проблемного обучения в начальной школе. Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность проблемного обучения в начальной.
Транксрипт:

"Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи". Ян Амос Коменский Буданцева М.В., учитель биологии МОУ СОШ 3 корпус 3 г.Рассказово « Формирование интегрированных знаний при организации исследовательской деятельности на пришкольном участке »

Актуальность проблемы определяется противоречием противоречием между растущей потребностью в использовании интеграции как фактора формирования у школьников экологических знаний в образовательном процессе и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической науке

Цель : обосновать дидактические условия, обеспечивающие реализацию интеграции как фактора формирования экологических знаний у школьников. Гипотеза исследования: формирование экологических знаний в ходе учебно - трудовой деятельности учащихся на пришкольном участке будет эффективным, если этот процесс будет рассматриваться как целостный, основанный на интеграции естественнонаучных знаний и видов деятельности, усвоенных учащимися при изучении биологии, географии, экологии.

Этот процесс будет успешным при соблюдении следующих дидактических условий: нацеленность на осмысление изучаемых явлений и формирование понятий: Когда новые понятия основываются на уже имеющихся знаниях, получающих дополнительную подпитку, это всегда оборачивается глубоким пониманием и уверенным использованием их на практике; обучение логическому осмыслению и изложению учебного материала; замена объяснительно-иллюстративного метода проблемным, частично-поисковым, исследовательским.

В соответствии с целью и гипотезой определены основные задачи исследования: Определить возможность реализации интеграции как средства синтеза научных знаний и видов деятельности, усвоенных обучающимися ранее на уроках в образовательном процессе на пришкольном участке. Выявить существенные особенности интеграционных педагогических технологий проблемного обучения и метода проектов, изучить по литературным источникам их образовательно- воспитательные возможности в аспекте реализации интеграции в экологическом образовании на пришкольном участке. Выявить существенные особенности интеграционных педагогических технологий проблемного обучения и метода проектов, изучить по литературным источникам их образовательно- воспитательные возможности в аспекте реализации интеграции в экологическом образовании на пришкольном участке.

Межпредметные связи (научно-теоретическая основа) + учебно- трудовая деятельность = интеграция Межпредметные связи - в обучении, отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами Межпредметные связи - в обучении, отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами (И.Д.Зверев, В.Н.Максимова) (Российская педагогическая энциклопедия). (И.Д.Зверев, В.Н.Максимова) (Российская педагогическая энциклопедия). Результатами интеграции могут стать: Результатами интеграции могут стать: систематизация знаний; систематизация знаний; обобщение умений, способствующих комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной или исследовательской деятельности школьника в современных условиях; обобщение умений, способствующих комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной или исследовательской деятельности школьника в современных условиях; усиление мировоззренческой направленности познавательных интересов обучающихся; усиление мировоззренческой направленности познавательных интересов обучающихся; более эффективное формирование убеждений и достижение всестороннего развития личности. более эффективное формирование убеждений и достижение всестороннего развития личности.

Пути осуществления интеграции в учебном процессе на пришкольном участке в учебно-трудовой деятельности 1.Преемственность и интеграция в учебно-трудовой деятельности на пришкольном участке. участке. Пример: развитие знания понятий «почва», «обработка почвы», «минеральное питание растений»

Содержание понятий в школьных курсах Класс ПриродоведениеБиологияГеография 5 Почва –верхний слой земли, на которой растут растения. Разработка почвы, как один из приемов повышения урожайности культур. Виды обработки почвы –вспашка плугом, перекопка лопатой. Почва –верхний слой земли, на котором могут расти и давать урожай растения. Плодородие почвы повышается при правильной ее обработке и внесении удобрений- 6 Осенняя обработка почвы и ее назначение. Предпосадочная обработка почвы под цветочно-декоративные культуры. Характеристика местных почв. Почва –среда обитания растительных организмов. Почва – компонент природного комплекса 7 Почва –среда обитания животных организмов Почва – как особое природное образование 8 Почва – источник кишечных и инфекционных заболеваний Образование и развитие Образование и развитие почвы. Структура и типы почв

Интегративный подход при изучении темы «Почва» П О Ч В А Химические и физические свойства почвы; плодо- родие; антропогенные факторы; охрана почв; культурные и дикорас- тущие растения; выпас скота, домашние животные и др. Профессии, связанные с сельским хозяйством: фермерство; полеводство; агрономия; ветеренария; зоотехния; дизайнерство; и др. Математические И экономические расчеты БИОЛОГИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ (курс) МАТЕМАТИКА П О Ч В А

Пути осуществления интеграции в учебном процессе на пришкольном участке особенностей педагогических позволяющих интеграцию в экологическом образовании и воспитании в процессе обучения на пришкольном участке и их 2. Изучение особенностей педагогических технологий, позволяющих интеграцию в экологическом образовании и воспитании в процессе обучения на пришкольном участке и их реализацию.

«Мы не сможем перестроить систему, которая полностью раздроблена. Добавление крыльев к гусенице не создаст бабочку – это создаст лишь неуклюжую и нелепую гусеницу. Бабочки появляются через трансформацию...» «Мы не сможем перестроить систему, которая полностью раздроблена. Добавление крыльев к гусенице не создаст бабочку – это создаст лишь неуклюжую и нелепую гусеницу. Бабочки появляются через трансформацию...» Стефани Пэйс Маршалл, «Хаос, Комплексность, и стадное чувство: метафоры для обучения» Личностные качества, необходимые школьникам для реализации концепции устойчивого развития: умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений; умение применять имеющиеся знания к разнообразным жизненным ситуациям; навыки сотрудничества в решении разнообразных проблем; способность к аналитическому, критическому, творческому мышлению; уважительное отношение к разнообразию в природе и обществе.

В ходе обучения ученику приходится привлекать знания и умения, полученные из других учебных дисциплин – истории и краеведения (история развития города и его инфраструктуры), правоведения (правовые основы охраны природных вод и ответственность за их загрязнение), экономики (анализ экономических аспектов применения тех или иных методов), математики (проведение расчетов и статистическая обработка полученных результатов), информатики (использование прикладных программ для выполнения исследований), географии (анализ климатических и физико- географических условий) и др., а так же сумма знаний по экологии и биологии, физике и химии. Проблемное обучение Развивающие методы Общее в технологиях Метод проектов

ВЫВОД Определена возможность реализации интеграции предметов естественнонаучного цикла как средства синтеза формирования экологических знаний и умений у школьников. Определены основные методологические ориентиры интегративного характера построения образовательного процесса на пришкольном участке. Использование проблемного и проектного обучения в исследовательской деятельности является не только результатом применения сформированных обучающимися интегрирован- ных знаний, но и результатом их обогащения. Использование проблемного и проектного обучения в исследовательской деятельности является не только результатом применения сформированных обучающимися интегрирован- ных знаний, но и результатом их обогащения.

ВЫВОД Оба метода объединяет: поставленной задачи; проблемное изложение поставленной задачи; при решении поставленной задачи, ученик использует ранее полученные знания по другим предметам; растет мотивация к обучению; формируется алгоритм социального поведения на основе экологизации учебной деятельности приемами интеграции.

Заключение Анализ изучаемой проблемы подтвердил предложенную гипотезу: формирование экологических знаний в ходе учебно - трудовой деятельности учащихся на пришкольном участке будет эффективным, если этот процесс будет рассматриваться как целостный, основанный на интеграции естественнонаучных знаний и видов деятельности, усвоенных учащимися при изучении биологии, географии, экологии