Можно ли было избежать «холодной войны?» Урок-диспут Подготовлен учителем истории МОУ Лесная СОШ Завьяловой Н. А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внешняя политика СССР после Великой Отечественной войны. «Холодная война»
Advertisements

Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Начало « холодной войны ».
Мир в «холодной войне» Мир в «холодной войне» « Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился, война нас объединила, а победа разъединила» Е. Евтушенко.
«Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело «убирать своих последствий» В.О. Ключевский.
«Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело «убирать своих последствий» В.О. Ключевский.
ПОСЛЕВОЕННОЕ МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ В ЕВРОПЕ ПЛАН 1.Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. 2.Выработка согласованной.
Внешняя политика СССР и начало «холодной войны» Параграф 28.
«Холодная» война. План урока Причины холодной войны. Страны капиталистического и социалистического лагеря. Этапы холодной войны. Итоги холодной войны.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ». СОЗДАНИЕ СИСТЕМ СОЮЗОВ.
Вспомните Каковы главные итоги Второй мировой войны? Как складывались в ходе войны взаимоотношения крупнейших держав? В чем уникальность союза? Какие.
Холодная война. Понятие холодной войны Термин «холодная война» был введён американским журналистом У.Липпманом. «Холодная война» - это состояние напряжённой.
Савка Н. В., учитель истории и обществознания МБОУ " Февральская СОШ ", 2012 г.
Холодная война. Понятие холодной войны Термин «холодная война» был введён американским журналистом У.Липпманом. «Холодная война» - это состояние напряжённой.
«Холодная война» и раскол Европы Королёва М.В. – преподаватель истории и обществознания, высшая категория, ГБОУ СПО Колледж 50, г.Зеленоград.
Это проявилось: в росте авторитета и влияния Советского Союза при решении геополитических вопросов, связанных с послевоенным устройством стран Европы.
«История – наставница жизни». Руководители стран антигитлеровской коалиции во время Тегеранской конференции 1943г. И.Сталин (СССР), Т. Рузвельт (США),
ГОУВПО «Российская таможенная академия» Санкт – Петербургский им. В. Б. Бобкова филиал Кафедра гуманитарных дисциплин Презентация по дисциплине «Россия.
Холодная война: сущность, признаки, истоки. Выполнила: Степанова Л. П.
ТЕМА: СССР гг. (первое послевоенное десятилетие) Тема урока: Внешняя политика СССР.
Транксрипт:

Можно ли было избежать «холодной войны?» Урок-диспут Подготовлен учителем истории МОУ Лесная СОШ Завьяловой Н. А.

Цели и задачи: Рассмотреть причины изменения взаимоотношений между союзниками по антигитлеровской коалиции и начала «холодной войны»; Рассмотреть причины изменения взаимоотношений между союзниками по антигитлеровской коалиции и начала «холодной войны»; Развивать аналитическое мышление, навыки ведения диспута, коммуникации; Развивать аналитическое мышление, навыки ведения диспута, коммуникации; Воспитывать патриотические чувства, чувства ответственности за поступки. Воспитывать патриотические чувства, чувства ответственности за поступки.

Правила ведения диспута: 1.Представитель группы, начинающей диспут, кратко формулирует свою позицию по предложенному вопросу. 2.Выступающий приводит факты, документы, доказывающие данную позицию. 3.Делает вывод. 4.Следующая группа начинает выступление со слов:«Мы не согласны с предыдущими ораторами…» (выступающий формулирует с чем конкретно не согласна его группа). 5.Группа предлагает собственную точку зрения по данному вопросу. 6.Приводит факты, документы доказывающие правильность данной позиции.

Задание группам: Группа 1:позиция согласия (Холодной войны можно было избежать). Группа 2: непримиримая позиция(холодная война была неизбежна). Задание: На основе теоретических материалов и документов в ходе диспута отстоять и доказать свою позицию. Группа 3:эксперты. Задание: Внимательно выслушать доводы сторон, проанализировать их выводы, точки зрения и сформулировать общий вывод по теме диспута. Дать оценку деятельности групп. Эксперты могут задавать вопросы выступающим.

Список литературы: А.А.Данилов, А.И.Уткин, А.В.Филлипов\ История России класс.- М. «Просвещение»,2008 А.А.Данилов, А.И.Уткин, А.В.Филлипов\ История России класс.- М. «Просвещение»,2008 А.В.Филлипов\ Новейшая история России Г.Г. Книга для учителя.- М. «Просвещение»,2007 А.В.Филлипов\ Новейшая история России Г.Г. Книга для учителя.- М. «Просвещение»,2007 История Отечества: Справочник школьника.- М., 1996 История Отечества: Справочник школьника.- М., 1996 Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. – М.,1999 Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. – М.,1999 Главный противник: Документы американской внешней политики и стратегии гг. – М Главный противник: Документы американской внешней политики и стратегии гг. – М Гриф секретности снят: потери Вооружённых Сил СССР в войнах, вооружённых действиях и военных конфликтах. – М., 1993 Гриф секретности снят: потери Вооружённых Сил СССР в войнах, вооружённых действиях и военных конфликтах. – М., 1993 Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. – М., 2002 Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. – М., 2002 Советская внешняя политика в годы «холодной войны» ( ): новое прочтение. – М., 1995 Советская внешняя политика в годы «холодной войны» ( ): новое прочтение. – М., 1995 Торкунов А.В. Загадочная война: корейский конфликт гг. М., 2000 Торкунов А.В. Загадочная война: корейский конфликт гг. М., 2000

План проведения диспута: 1.Вступительное слово учителя. 2.Выступления групп 1 и 2. 3.Подведение итогов диспута (выступление группы 3). 4.Заключительное слово учителя. 5.Подведение итогов урока.

Вопросы для обсуждения : 1.Какие противоречия существовали среди членов антигитлеровской коалиции? Каковы причины возникших противоречий? 2.Каковы причины нарастания напряжённости между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции в послевоенное время? Можно ли было найти компромисс в разрешении данных противоречий? 3.Какую роль в разжигании «холодной войны» сыграл план Маршала и доктрина Трумэна? 4.Можно ли было избежать складывания следующих черт «холодной войны»: Создание военных блоков; Создание военных блоков; Разделение мира на два лагеря – «капиталистический» и «социалистический»; Разделение мира на два лагеря – «капиталистический» и «социалистический»; Идеологическое противостояние; Идеологическое противостояние; Участие в военных действиях в третьих странах? Участие в военных действиях в третьих странах?

Итог урока: Сделайте общий вывод по теме урока.

Домашнее задание: На выбор: Составьте рассказ о влиянии идеологического противостояния на повседневную жизнь советских людей. Составьте рассказ о влиянии идеологического противостояния на повседневную жизнь советских людей. Представьте что вам предстоит выступление на международной конференции по теме «Главные уроки послевоенных отношений Восток-Запад в г.г.». Подготовьте тезисы доклада как участник конференции. Представьте что вам предстоит выступление на международной конференции по теме «Главные уроки послевоенных отношений Восток-Запад в г.г.». Подготовьте тезисы доклада как участник конференции.

Дополнительные материалы к уроку: Сверху вниз по часовой стрелке: встреча Дж. Кеннеди и Н. Хрущёва в Вене в 1961, Берлинская стена, первые в СССР испытания ядерной бомбы, американские солдаты во Вьетнаме во время Вьетнамской войны, спутник Дж. КеннедиН. Хрущёва1961Берлинская стенаядерной бомбыВьетнаме Вьетнамской войныспутникДж. КеннедиН. Хрущёва1961Берлинская стенаядерной бомбыВьетнаме Вьетнамской войныспутник

Дополнительные материалы к уроку: Дата 5 марта декабря 1991 Место Глобальное противостояние Итог «Бархатные революции в Европе», присоединение ГДР к ФРГ, прекращение действия Варшавского договора, распад СССР, Югославии и Чехословакии

Противники: ОВДОВД:СССР Албания (до 1968) Болгария Венгрия ГДР ( ) Польша Румыния ЧехословакияКуба Китай (КНР) Северная Корея (КНДР) Ангола... СССР Албания1968 Болгария Венгрия ГДР Польша Румыния ЧехословакияКуба Китай Северная Корея Ангола ОВДСССР Албания1968 Болгария Венгрия ГДР Польша Румыния ЧехословакияКуба Китай Северная Корея Ангола.НАТО:США Бельгия Великобритания ФРГ (с 1955) Греция Дания Исландия Испания Италия Канада Люксембург Нидерланды Норвегия Португалия Турция Франция (до 1966) НАТОСША Бельгия Великобритания ФРГ1955 Греция Дания Исландия Испания Италия Канада Люксембург Нидерланды Норвегия Португалия Турция Франция1966НАТОСША Бельгия Великобритания ФРГ1955 Греция Дания Исландия Испания Италия Канада Люксембург Нидерланды Норвегия Португалия Турция Франция1966

Холодная война - это глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между США и их союзниками, с одной стороны, и Советским Союзом и его союзниками с другой, длившаяся с середины 40-х до начала 90-х годов XX века глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между США и их союзниками, с одной стороны, и Советским Союзом и его союзниками с другой, длившаяся с середины 40-х до начала 90-х годов XX векагеополитическаяСША Советским Союзом40-х90-хXX векагеополитическаяСША Советским Союзом40-х90-хXX века

В апреле 1945 г. премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР. Заданию предшествовали выводы, которые Черчилль представил в своих мемуарах:[1] во-первых, Советская Россия стала смертельной угрозой для свободного мира; во-вторых, немедленно создать новый фронт против ее стремительного продвижения; в-третьих, этот фронт в Европе должен уходить как можно дальше на восток; в-четвертых, главная и подлинная цель англо-американских армий Берлин; в-пятых, освобождение Чехословакии и вступление американских войск в Прагу имеет важнейшее значение; в-шестых, Вена, по существу вся Австрия должна управляться западными державами, по крайней мере на равной основе с русскими Советами; в-седьмых, необходимо обуздать агрессивные притязания маршала Тито в отношении Италии… 1945премьер-министр ВеликобританииУинстон ЧерчилльТито1945премьер-министр ВеликобританииУинстон ЧерчилльТито

Речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 года: … От Штеттина на Балтике до Триеста в Aдриатике, железный занавес протянулся поперёк континента. По ту сторону воображаемой линии все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы. (…)Коммунистические партии, которые были очень небольшими во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти повсеместно, и пока, кроме Чехословакии, нигде нет никакой подлинной демократии. Турция и Персия также глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать квази-коммунистическую партию в их зоне оккупации Германии (…) Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, это причинит новые серьёзные трудности в британской и американской зонах и разделит побеждённых немцев между Советами и западными демократическими государствами. (…) Факты таковы: это, конечно, не та освобождённая Европа, за которую мы боролись. Это не то, что необходимо для постоянного мира. железный занавесжелезный занавес

Джозеф Най, профессор Гарвардского университета (США), выступая на конференции «От Фултона до Мальты: как начиналась и как закончилась холодная война» (Горбачёв-Фонд, март 2005 года), указал на уроки, которые следует извлечь из «холодной войны»: кровопролитие как средство урегулирования глобальных или региональных конфликтов не является неизбежным; кровопролитие как средство урегулирования глобальных или региональных конфликтов не является неизбежным; существенную сдерживающую роль сыграло наличие у противоборствующих сторон ядерного оружия и понимание того, каким может стать мир после ядерного конфликта; существенную сдерживающую роль сыграло наличие у противоборствующих сторон ядерного оружия и понимание того, каким может стать мир после ядерного конфликта;сдерживающуюядерного оружиясдерживающуюядерного оружия ход развития конфликтов тесно связан с личными качествами конкретных лидеров (Сталин и Гарри Трумэн, Михаил Горбачёв и Рональд Рейган); ход развития конфликтов тесно связан с личными качествами конкретных лидеров (Сталин и Гарри Трумэн, Михаил Горбачёв и Рональд Рейган);СталинГарри ТрумэнМихаил ГорбачёвРональд РейганСталинГарри ТрумэнМихаил ГорбачёвРональд Рейган военная мощь имеет существенное, но не решающее значение (США потерпели поражение во Вьетнаме, а СССР в Афганистане); в эпоху национализма и третьей индустриальной (информационной) революции управлять враждебно настроенным населением оккупированной страны невозможно; военная мощь имеет существенное, но не решающее значение (США потерпели поражение во Вьетнаме, а СССР в Афганистане); в эпоху национализма и третьей индустриальной (информационной) революции управлять враждебно настроенным населением оккупированной страны невозможно; национализмаинформационной национализмаинформационной в этих условиях гораздо большую роль приобретает экономическая мощь государства и способность экономической системы приспосабливаться к требованиям современности, способность к постоянным инновациям. в этих условиях гораздо большую роль приобретает экономическая мощь государства и способность экономической системы приспосабливаться к требованиям современности, способность к постоянным инновациям. значительную роль играет использование мягких форм влияния, или soft power, то есть способности добиться от других желаемого, не принуждая (запугивая) их и не покупая их согласие, а привлекая на свою сторону. Сразу же после разгрома нацизма СССР и коммунистические идеи обладали серьёзным потенциалом soft power, но бо́льшая часть его была утрачена после событий в Венгрии и Чехословакии, и этот процесс продолжался по мере использования Советским Союзом своей значительную роль играет использование мягких форм влияния, или soft power, то есть способности добиться от других желаемого, не принуждая (запугивая) их и не покупая их согласие, а привлекая на свою сторону. Сразу же после разгрома нацизма СССР и коммунистические идеи обладали серьёзным потенциалом soft power, но бо́льшая часть его была утрачена после событий в Венгрии и Чехословакии, и этот процесс продолжался по мере использования Советским Союзом своейsoft powerнацизмаСССРкоммунистические идеиЧехословакииsoft powerнацизмаСССРкоммунистические идеиЧехословакии

Выводы по проблеме «Можно ли было избежать холодной войны?» В СССР правит Сталин, причем после окончания Второй Мировой войны он еще более укрепил свою власть. Войска СССР стоят во многих странах Европы и некоторых странах Азии, коммунисты стали популярны не только в Европе, но и в мире в целом. Но здесь следует отметить, что далеко не все они подчинялись Сталину и связаны с СССР. Часто присутствие советских войск было необходимо для того, чтобы у власти оказались нужные СССР люди. Конечно, СССР мог вывести войска из всех освобожденных стран, дав народам возможность самим определять, что для них лучше, но хорошие отношения с Англией и США это одно, а множество марионеточных государств и расширение сфер влияния, даже если это грозит конфликтом с крупнейшими державами, это другое. В СССР правит Сталин, причем после окончания Второй Мировой войны он еще более укрепил свою власть. Войска СССР стоят во многих странах Европы и некоторых странах Азии, коммунисты стали популярны не только в Европе, но и в мире в целом. Но здесь следует отметить, что далеко не все они подчинялись Сталину и связаны с СССР. Часто присутствие советских войск было необходимо для того, чтобы у власти оказались нужные СССР люди. Конечно, СССР мог вывести войска из всех освобожденных стран, дав народам возможность самим определять, что для них лучше, но хорошие отношения с Англией и США это одно, а множество марионеточных государств и расширение сфер влияния, даже если это грозит конфликтом с крупнейшими державами, это другое. Сталин не мог позволить Трумэну угрожать ему ядерной бомбой, а значит необходимо было создать свою, а потом гонка вооружений стала нарастать как снежный ком Сталин не мог позволить Трумэну угрожать ему ядерной бомбой, а значит необходимо было создать свою, а потом гонка вооружений стала нарастать как снежный ком

Выводы по проблеме «Можно ли было избежать холодной войны?» С другой стороны стоят США. Они вышли из изоляции. США активно борются за Европу, но не только за нее. Для них важны и другие рынки и регионы. Но создание в странах Европы множества марионеточных государств идет в разрез с их планами. СССР может подчинить под свой контроль район Средиземноморья и Ближний Восток (войска в Иране, странах Южной Европы, популярность коммунистов в Италии, давление на Турцию). Эти регионы играют далеко не последнюю роль в мире. С другой стороны стоят США. Они вышли из изоляции. США активно борются за Европу, но не только за нее. Для них важны и другие рынки и регионы. Но создание в странах Европы множества марионеточных государств идет в разрез с их планами. СССР может подчинить под свой контроль район Средиземноморья и Ближний Восток (войска в Иране, странах Южной Европы, популярность коммунистов в Италии, давление на Турцию). Эти регионы играют далеко не последнюю роль в мире.

Выводы по проблеме «Можно ли было избежать холодной войны?» Кроме того не следует забывать об азиатском регионе, где Англия и США имеют сильные позиции, но уже тогда СССР предпринимают попытки установить свой контроль над регионом (войска в Северной Корее, популярность коммунистов в Китае). Район был исключительно важен для США. Кроме того не следует забывать об азиатском регионе, где Англия и США имеют сильные позиции, но уже тогда СССР предпринимают попытки установить свой контроль над регионом (войска в Северной Корее, популярность коммунистов в Китае). Район был исключительно важен для США. История показала, чем закончилось строительство коммунизма в этих странах, но вряд ли СССР и США думали о судьбе народов, скорее о разделе сфер влияния История показала, чем закончилось строительство коммунизма в этих странах, но вряд ли СССР и США думали о судьбе народов, скорее о разделе сфер влияния

Выводы по проблеме «Можно ли было избежать холодной войны?» США нужно было создать барьер, и отсюда вытекают и план Маршала, и доктрина Трумэна. Но одним из аргументов в пользу Англии и США можно назвать то, что они смогли сделать одним из сдерживающих факторов высокий уровень жизни своих граждан. США нужно было создать барьер, и отсюда вытекают и план Маршала, и доктрина Трумэна. Но одним из аргументов в пользу Англии и США можно назвать то, что они смогли сделать одним из сдерживающих факторов высокий уровень жизни своих граждан. Таким образом, на начало холодной войны повлияло не столько положение в мире после Второй Мировой войны, сколько желание СССР расширить свои сферы влияния и стремление США и Англии не допустить этого. Таким образом, на начало холодной войны повлияло не столько положение в мире после Второй Мировой войны, сколько желание СССР расширить свои сферы влияния и стремление США и Англии не допустить этого.