Средства языковой выразительности Составила: Софронова Р.Н. Теория Практика Список литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Advertisements

Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Художественно – выразительные средства текста. Работу выполнили учащиеся 10 класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Баннов Артем, Соседова Татьяна.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. АНАФОРА Анафора ( от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Учитель русского языка и литературы Сальникова Н.А. Часть I.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края.
Электронное пособие о языковых средствах выразительности «изобразительно-выразительные средства языка» Разработала Понакшина Татьяна Николаевна, учитель.
(стилистические приёмы). Эпитет- определение, придающее речи образность и эмоциональность. -чистое поле; печальный рёв; дерзкие глаза. Метафора- скрытое.
ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Средства языковой выразительности Составила: Софронова Р.Н. Теория Практика Список литературы

Цель урока: систематизировать сведения об основных видах тропов и их использование в художественных текстах.

Теория Анафора Антитеза Антонимы Вопросно–ответная форма изложения Вопросно–ответная форма изложения Гипербола Градация Диалектизм Инверсия Ирония Лексический повтор Литота Метафора Метонимия Неологизм Оксюморон Олицетворение Парцелляция Перифраз Плеоназм Полисемия Риторический вопрос Риторическое восклицание Риторическое обращение Синтаксический параллелизм Синтаксический параллелизм Сравнение Троп Фразеологизм Эпитет Эпифора На главную

Анафора Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Пример: Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем. Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. (М. Лермонтов) К оглавлению

Антитеза Стилистическая фигура, основанная на соединение в одном предложении или в одной поэтической фразе слов (словосочетаний) с противоположным значением или эмоциональной окраской. Пример: Как мы черный день встречали Белой ночью огневой. (А. Блок) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (пословица) К оглавлению

Антонимы Слова с противоположным значением. Часто используются как выразительное средство в построении антитезы. Пример: Война и мир (Л. Толстой) Черный вечер. Белый снег (А. Блок) Контекстные антонимы: Тесная обувь- свободная обувь, тесная квартира – просторная квартира К оглавлению

Вопросно–ответная форма изложения Элемент диалога. Способ начала изложения. Пример: Что такое красота? Наверное, это – одно из самых загадочных понятий в истории культуры. (В.Сухомлинский) К оглавлению

Гипербола Стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения. Пример: У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбаром и строениями. (Н. Гоголь) В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский) К оглавлению

Градация Фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или более впечатляющей, чем предыдущая. Пример: Он волновался, тревожился, сходил с ума. (Ф. Достоевский) Я победил его, разгромил, уничтожил. К оглавлению

Диалектизм Народные элементы речи, принадлежащие местному говору. Пример: Поднялись прихожане у чащи, Лихоманную грусть затая. Загузынил дьячишка ледащий Спаси, господи, люди твоя. (С. Есенин) К оглавлению

Инверсия Нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов, нарушающем обычный порядок. (перестановка) Пример: Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. (Н. Гумилев) За Родину сражались герои-партизаны.( дополнение) Рассказ он написал замечательный. ( определение ) К оглавлению

Ирония Троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит смыслу явному.(содержит оценку того, что осмеивается) Пример: Нет ничего проще, чем бросить курить – лично мне удавалось это проделывать около тридцати раз. (М. Твен) Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов) обр. к ослу К оглавлению

Лексический повтор Путем повторения слова, выделяется ключевое понятие в тексте. Пример: Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически… (Л. Толстой) К оглавлению

Литота Художественное преуменьшение или нарочитое смягчение. Обратная гипербола. Пример: Жизнь человека – один миг. Мальчик с пальчик. Мужичок с ноготок. К оглавлению

Метафора Слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве. Пример: Вокруг белеющих прудов Кусты в пушистых полушубках, И проволока проводов Таится в белоснежных трубках (С. Маршак) Нос корабля, льётся речь, стальное перо, стрелка часов К оглавлению

Метонимия Слово, употребленное в переносном смысле, основанном на смежности. Пример: Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь. (А. Пушкин) Не то на серебре – на золоте едал. (между предметом и материалом) Перо его местию дышит. (между действием и орудием) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (между автором и произвед.) К оглавлению

Неологизм Слово или словосочетание, созданное для обозначения новых явлений действительности, новых предметов или понятий. Пример: Космодром, космонавт, луноход и др. К оглавлению

Оксюморон Высказывание, в котором сталкиваются противоположные по смыслу слова. Противоречие. Пример: Убогая роскошь. (Н. Некрасов) Горькая радость. Звонкая тишина. Сладкая скорбь. Грустная радость. К оглавлению

Олицетворение Перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы. Пример: Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши, Чья-то песня слышится печальная, Как последний вздох души. (К. Бальмонт) К ней прилегла в опочивальне её сиделка – тишина. (Блок) К оглавлению

Парцелляция Экспрессивный синтаксический прием. Предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Пример: Товарища в беде не поддержать. В чье-то горе обратить забаву. В труде охитрить. Солгать. Обидеть мать. С недобрым другом поравняться славой… (А.Твардовск) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Т. Ильина) У Елены беда тут стряслась. Большая. (Панфёров) К оглавлению

Перифраз Троп, описательно выражающий одно понятие с помощью других. Косвенное упоминание объекта путем не называния а описания. Пример: Ночное светило – Луна. Царь зверей (вместо «лев»). Туманный Альбион (вм. «Англия»). Творец Макбета (Шекспир) К оглавлению

Плеоназм Многословие, излишне определительные слова в фразе. Пример: И мы плывем, пылающей бездной со всех сторон окружены. (Ф. Тютчев) В апреле месяце (в слове заключено понятие месяца) Промышленная индустрия (индустрия, то же что и промышленность) Своя автобиография. Впервые знакомиться. К оглавлению

Полисемия Многозначность слова. Пример: Поэт издалека заводит речь, поэта далеко заводит речь. (М. Цветаева ) К оглавлению

Риторический вопрос Риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который дает ответ сам спросивший.Утверждение высказанное в вопросительной форме. Пример: Быть или не быть? (У. Шекспир) На кого не действует новизна? (Чехов) К оглавлению

Риторическое восклицание Прием передачи кульминации чувств. Пример: О времена! О нравы! (Цицерон) К оглавлению

Риторическое обращение Обращение к реальному или подразумеваемому адресату. Такое обращение обязательно интонационно окрашено – положительно или отрицательно. Пример: Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. Пушкин) К оглавлению

Синтаксический параллелизм Одинаковое построение нескольких предложений, следующих друг за другом. Пример: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (Брюсов) К оглавлению

Сравнение Сопоставлений двух явлений, чтобы пояснить одно через другое. Пример: Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры Был монастырь. (М. Лермонтов) Её любовь к сыну была подобна безумию. (Горький) Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (Лерм.) К оглавлению

Троп Употребление слова в переносном значении. Перенос значения может осуществляться на основе сходства изображаемых явлений, смежности, противоположности. Основные виды тропа: Метафора, аллегория, символ, эмблема, метонимия, синекдоха, перифраз, эвфемизм, гипербола, литота, ирония. К оглавлению

Фразеологизм Устойчивое сочетание слов, используемые для названия отдельных предметов, признаков, действий. Пример: Зарубить на носу – запомнить. Бить баклуши. Зарыть талант в землю. Плыть по течению. Семь пятниц на неделе. Тоска берёт. Остаться с носом. Закадычный друг. К оглавлению

Эпитет Художественное определение Пример: Когда бы ты знала, каким сиротливым томительно-сладким, безумно-счастливым я горем в душе опьянен… (А. Фет) Весёлый ветер, мёртвая тишина, седая старина, чёрная тоска, солнце красное, тучи чёрные, добрый молодец, красна девица. К оглавлению

Эпифора Повторение слов или словосочетаний в конце строк. Пример: Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок) К оглавлению

ТЕСТ Перейти к тестированию Ответьте на 15 вопросов. Затем, используя ключ, проверьте правильность своих ответов.

1.Назовите выделенное средство выразительности. Как бы красиво мы ни извинились, память есть память, и она помнит, кто нанес рану и от кого остался рубец, шрам, черный след в сознании. Следующий вопрос

2. Назовите выделенное средство выразительности. Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. Следующий вопрос

3. Назовите выделенное средство выразительности. При предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи... что я говорю! Реки, озера, океаны слез!.. Следующий вопрос

4. Назовите выделенное средство выразительности. Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве. Следующий вопрос

5. Назовите выделенное средство выразительности. Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. Следующий вопрос

6. Назовите выделенное средство выразительности. Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни, народа. И как же не приобщиться к этому чуду – нашей литературе, формирующей национальное сознание, патриотизм?! Следующий вопрос

7. Назовите выделенное средство выразительности. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее (родной земли) и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Следующий вопрос

8. Назовите выделенное средство выразительности. Не все в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, свои правды. Следующий вопрос

9. Назовите выделенное средство выразительности. Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. Следующий вопрос

10. Назовите выделенное средство выразительности. Образующийся при нуле градусов лед еще легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство! Следующий вопрос

11.Назовите выделенное средство выразительности. Хорошо живется общительному человеку: полмира у него в товарищах. Следующий вопрос

12. Назовите средство выразительности. Так тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. Так тонет напряженный воздушный шарик, если его выпустить из рук. Следующий вопрос

13. Назовите средство выразительности. Стояла холодная пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один листик, осунувшийся, пожелтевший от горя, оставался на ветке: он все еще ждал, что вернется Вишенка. Следующий вопрос

14. Назовите средство выразительности. Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела «ура». Следующий вопрос

15. Назовите средство выразительности. Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив? Просмотреть ключ

Ключ к тесту вопроса Ответ вопроса Ответ 1 метафора 9 эпифора 2 метонимия 10 рит. восклицание 3 градация 11 гипербола 4 сравнение 12 синт. параллелизм 5 эпитет 13 олицетворение 6 рит. вопрос 14 метонимия 7 антитеза 15 оксюморон 8 метонимия Получить оценку

Оценка Количество правильно выполненных заданий 5 (отлично) (хорошо) (удовлетворительно)7 - 9 На главную

Заключение: 1.Чему научились на уроке? 2.Какие тропы оказались трудными?

СПАСИБО за УРОК