А.П.Чехов «Душечка» Урок литературы в 9 классе. Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22» Череповец.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мужчина и его любовь в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой» Урок литературы в 10 классе.
Advertisements

В. Шаламов «Водопад» Урок литературы в 11 классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста.
Идея перемещения объектов предложена Hans Werner Hofmann Электронный путеводитель- практикум по литературе для учеников 9-11.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Уроки жизни в рассказе А.П. Платонова «Третий сын»
Создание сочинения - рассуждения Пошаговые рекомендации, вариант 5. вариант 5.
Но та любовь, что душу посещала, Оставила в душе печальный след, - Она звала, она меня прельщала Той радостью, которой в жизни нет. Тема учебного проекта:
Художественные особенности рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
«В рассказах Чехова читатель непременно увидит себя и свои мысли». Л.Толстой.
Идейно- художественное своеобразие ранних рассказов А.П.Чехова Урок литературы в 11 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46.
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Полудницына Эльвира Алимчановна, учитель русского языка и литературы, МОУ ТШИ.
Татьяна Николаевна Толстая (род.1951г.) Рассказ «Поэт и Муза» МОУ «СОШ 11» г. Кемерово, учитель Поломошнова Т.А. Родилась в семье с богатыми литературными.
Как писать эссе? Методический кабинет АМОУСОШ 16 Рекомендации для учащихся.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Сочинение-рассуждение Учитель: Соколова Е. И. 7 класс.
Транксрипт:

А.П.Чехов «Душечка» Урок литературы в 9 классе

Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22» Череповец

Содержание 1.Задание – 1. Две точки зрения на образ Душечки.Задание – 1. Две точки зрения на образ Душечки. 2.Повторение. Жанр рассказа, композиция, сильные позиции.Повторение. Жанр рассказа, композиция, сильные позиции. 3.Проверка домашнего задания. План рассказа, композиционные приёмы.Проверка домашнего задания. План рассказа, композиционные приёмы. 4.Задание – 2. Лингвистический анализ.Задание – 2. Лингвистический анализ. 5.Задание – 3. Смысл названия рассказа.Задание – 3. Смысл названия рассказа. 6.Домашнее задание. Сочинение – рассуждение.Домашнее задание. Сочинение – рассуждение.

Задание - 1 Сопоставьте две точки зрения на образ Душечки. Л.Н.Толстой М.Горький Чьё мнение вам ближе? Почему? А какова авторская позиция?

Л.Н.Толстой Несмотря на чудный, веселый комизм всего произведения, не могу без слез читать некоторые места этого удивительного рассказа… Автор, очевидно, хочет посмеяться над жалким, по его рассуждению, существом… но не смешна, а свята удивительная душа Душечки.

М.Горький Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает Душечка, - милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба.

Повторение Дайте определение жанра рассказа. В чём особенности рассказов Чехова? Дайте определение композиции текста. Назовите композиционные приёмы текста. Дайте определение языковой композиции. Перечислите сильные позиции текста.

Рассказ – эпический жанр малого объёма, требующий не менее двух событий и ударной концовки. Для рассказа характерен режим экономии. С.Бройтман Жанр рассказа

Чеховский рассказ уходит своими корнями в традиции анекдота и притчи. Рассказы Чехова – сплав анекдота и притчи. В.Тюпа Анекдот (греч.) – короткий занимательный рассказ о неожиданном событии с непредсказуемой концовкой. Притча – небольшой рассказ в назидательной форме, претендующий на общечеловеческое обобщение. Рассказы Чехова

Композиция Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь, рассказчик, персонаж). Б.Успенский

Композиция Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. А.Есин

Композиционные приёмы 1.Повтор 2.Усиление 3.Противопоставление 4.Монтаж

Языковая композиция Сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. В.Виноградов

Сильные позиции текста 1.Название 2.Эпиграф 3.Начало и конец текста, главы, части (первое и последнее предложения) 4.Слова в рифме стихотворения

Проверка домашнего задания 2 группа. Чтение письменных работ Мое отношение к Душечке. 1 группа. План рассказа, композиционные приемы. 3 группа. Анализ сильных позиций: названия, начала и конца каждой главы. Индивидуальное задание Сравнить образы Душечки и А.М. Пшеницыной.

План рассказа 1.Душечка замужем за антрепренером Кукиным. 2.Смерть мужа. 3.Душечка замужем за управляющим Пустоваловым. 4.Смерть мужа. 5.Роман Душечки с ветеринаром Смирниным. 6.Отъезд ветеринара. 7.Одиночество. 8.Любовь к Сашеньке.

Композиционные приёмы Композиция строится на тематических повторах. Душечка всякий раз становится дублером своего мужа. При Кукине она сидела у него в кассе, смотрела за порядками в саду, записывала расходы, выдавала жалованье… При Пустовалове она сидела в конторе до вечера и писала там счета и отпускала товар. Но при этом Ольга Семеновна не оставалась только помощницей – она присваивала себе чужой личный опыт, чужое направление жизни, как бы удваивая объект своей привязанности. Самоотверженность Душечки, как это постепенно проясняется к концу рассказа, есть форма духовного иждивенчества. В.Тюпа

Задание - 2 Лингвистический анализ фрагмента от слов В великом посту он уехал в Москву… Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создает образ героини. Определите авторское отношение к Оленьке. Сделайте вывод.

Ключевые слова Без него не могла спать, сидела у окна, смотрела на звезды, сравнивала себя с курами, не спят, испытывают беспокойство, в курятнике нет петуха.

Авторское отношение В поэтической традиции созерцание звездного неба обыкновенно предполагает возвышенный строй мыслей, мечту о крылатости. Согласно мифологическим представлениям, душа вообще крылата. Оленька тоже сравнивает себя с крылатыми существами, однако – нелетающими, а созерцание мироздания наводит ее на мысль о курятнике. Подобно тому как курица – своего рода пародия на свободную перелетную птицу..., чеховская Душечка – пародия на традиционно-аллегорическую Психею. В.Тюпа

Вывод Героиня рассказа лишена способности к самостоятельному выбору жизненной позиции, пользуется чужими самоопределениями. Ирония Чехова перерастает в сарказм.

Задание - 3 Почему в финале глава о Сашеньке? Почему рассказ называется Душечка? Сделайте вывод.

Вывод Итак, никакого перерождения Душечки во взрослую душу под облагораживающим воздействием материнского чувства в финальной части произведения не видно. Напротив, приняв авторский угол зрения на сообщаемое нам в тексте, мы вынуждены будем признать, что последняя привязанность окончательно обнажает несостоятельность Ольги Семеновны как личности. Душечка … с ее неспособностью к самоопределению, неумением актуализировать этот смысл в себе самой предстает в рассказе неразвившимся эмбрионом личности.» В.Тюпа

Домашнее задание Сочинение - рассуждение Душечка – неразвившийся «эмбрион» личности (В.Тюпа). Согласны ли вы с этой мыслью литературоведа? Душечка – прекрасная жена и мать, мечта мужчины. Согласны ли вы с этим высказыванием?