X Летняя лингвистическая школа, Дубна, 8-18 июля 2008 Елена Викторовна Падучева Метонимия и смежные явления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
12 июля 2008 года Летняя лингвистическая школа. 1 Компьютерная лингвистика как источник лингвистических знаний Леонид Лейбович Иомдин Институт проблем.
Advertisements

Как написать сочинение на лингвистическую тему? Важной задачей такого сочинения является – объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
Сочинение на лингвистическую тему Демаковой Елизаветы.
Сочинение на лингвистическую тему Готовимся К ГИА.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
«Поверить алгеброй гармонию» А.С.Пушкин Сочинение – вид творческой работы, где учащиеся проявляют свою личность, индивидуальность, развивают навыки письменной.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
I. Тезис: содержит ответ на вопрос: «Как я понимаю высказывание Степанова?» II. Доказательство: нужно построить на анализе одного лексического и одного.
Тема реферата: Происхождение фразеологизмов в русском языке Тема реферата: Происхождение фразеологизмов в русском языке Автор: Никитина Анастасия Евгеньевна,
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы.
Домашняя работа Упр Двенадцатое февраля. Классная работа. Предлог.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Сочинение на лингвистическую тему Лингвистика (языкознание) - наука о языке, об исторически сложившейся системе звуковых, словарных и грамматических средств,
Подготовка, лингвистическая тема, сочинение МБОУ «Хортицкая СОШ»
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Алгебра логики. Методы решения логических задач Учебное пособие по математической логике.
Тема. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему Сочинение - рассуждение Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему Знать:Уметь: Создавать.
Транксрипт:

X Летняя лингвистическая школа, Дубна, 8-18 июля 2008 Елена Викторовна Падучева Метонимия и смежные явления

Вступление. Метонимия и метафора Метафора, по Аристотелю, – это перенос по сходству: (1) Долина спит [ долина тиха, как спящее живое существо] Метонимия – перенос по смежности. (2) Стаканы пенились и шипели беспрестанно (Пушкин. Выстрел).

Метафора Метафора – категориальный сдвиг. Метонимия Метонимия – сдвиг фокуса внимания: с одного предмета на другой, соприсутствующий в ситуации; или с одного семантического компонента на другой в толковании.

(I) Треугольник Фреге знак (слово, высказывание, текст) смысл/концептденотат

(II) Лингвистика изучала только смыслы языкового выражения, оставляя третью вершину в стороне высказывание …с 3 с 2 с 1 ситуация

концептуализации (III) Нынешнюю парадигму задает схема (III), где к 1, к 2, к 3 это разные концепты, т.е. разные концептуализации одной и той же ситуации (каждый концепт является смыслом соответствующего высказывания в 1, в 2, в 3 ): к 1 ситуация в 1 к 2 в 2 к 3 в 3

Пример Фреге. Одному денотату (объекту) могут соответствовать разные знаки – каждый со своим концептом: (1) а. Утренняя звезда; б. Вечерняя звезда. а. Утренняя звезда утренняя звезда Венера б. Вечерняя звезда вечерняя звезда Венера

Примеры разных концептуализаций одной и той же ситуации. (2) а. увеличился с одного литра до трех; б. увеличился на два литра в. увеличился на 200 %; г. увеличился в три раза.

(3) а. Иван полюбил Марию; б. Моя дочь связалась с негодяем. Задача – описать, хотя бы частично, соотношения между к1, к2, к3, которые сводятся к сдвигу фокуса внимания, что позволяет им быть концептами одной и той же ситуации.

Метонимические переносы в разных сферах языка 1. Лексика 2. Синтаксис 3. Дейксис

1. Лексика «Живая» метонимия и метонимия, закрепленная как отдельное значение слова в словаре Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели. Молчали желтые и синие, В зеленых плакали и пели. (Блок. На железной дороге)

сосуд – количество: купил стакан – За ужином выпил он стакана два шампанского (Гоголь. Шинель) автор – сочинение: Толстой написал – читаю Толстого сосуд – жидкость: поставь рюмку на стол – выпей рюмку вместилище – содержимое: почисть чайник – вскипяти чайник вещество – изделие: изделие из серебра – почистить серебро;

плод – дерево: съел грушу – посадил грушу населенный пункт – население: обошел всю деревню – вся деревня над ним смеялась место – время: вышел на дорогу – всю дорогу плакал

Газетный заголовок: Стриндберг продолжает эпатировать Москву [в статье речь идет о том, как Москва встретила новую постановку когда-то нашумевшей пьесы Стриндберга «Игра снов»]

2. Синтаксис Глагол, в каждом данном своем значении, описывает ситуацию с определенным набором участников – актантов; у каждого участника своя семантическая роль. В предложении (1) у съесть два участника; их роли – Агенс и Пациенс: (1)Ваня съел сливу.

Набор участников – это актантная структура глагола. У глагола, кроме того, имеется аргументная структура – набор синтаксических позиций, или аргументов (субъект, объект, датив, инструменталис). Соответствие между актантной и аргументной структурой называется диатеза (Мельчук, Холодович 1970).

Мена диатезы – это сдвиг фокуса внимания 2.1. Активный залог пассивный залог: (1) а. Разбойники убили крестьянина; б. Крестьянин был убит разбойниками.

2.2 Декаузативация морфологически маркированная: (2) а. Постоянные войны истощили казну; б. Казна истощилась от постоянных войн. (3) Окончен труд, завещанный от Бога мне, грешному

2.3. Декаузативация морфологически не маркированная: (4) а. Сторож наполняет бассейн водой б. Вода наполняет бассейн (5) а. Вошедший щелкнул выключателем б. Щелкнул выключатель

2.4. Рокировка на дополнениях (6) а. загрузил сено в грузовик б. загрузил грузовик сеном. (7) а. обмотать шею шарфом б. обмотать шарф вокруг шеи (8) а. посыпал соли на хвост б. посыпал хвост солью (9) а. повязал платок на шею б. повязал шею платком

2.5. Прямая и косвенная диатеза (1) а. Американцы выбрали президентом Буша [прямая диатеза] б. Американцы выбрали президента [косвенная диатеза] (2) а. решил уехать \ б. решил \, что делать [косвенный вопрос].

Диатеза диктует возможности интерпретации видовой формы: (3) а. Американцы выбирают президента [косвенная диатеза; актуально длящаяся деятельность] б. Американцы выбирают президентом Буша [прямая диатеза; нет такого значения; наст.= настоящее историческое]

Одни глаголы допускают перемещение фокуса внимания с множества выбора на результат, другие нет: (4) а. Он предпочел уехать \. Мена диатезы дает перемещение фокуса внимания с одного участника ситуации на другой и может быть причислена к метонимическим сдвигам.

2.6. Метонимический сдвиг на уровне компонентов толкования X закрыл Y = компонент I «действие»: Х приводил Y в контакт с Z (краями дверного проема) компонент II «результат»: есть контакт (1) а. Он быстро закрыл дверь [в фокусе действие] б. Он плотно закрыл дверь [в фокусе результат]

X захлопнул Y = компонент I «действие»: Х приводил Y в контакт с Z; компонент II «результат»: есть контакт; компонент III модификация компонента I: действие совершилось резким движением; возможно, сопровождалось звуком (2) а. Он плотно закрыл дверь б. *Он плотно захлопнул дверь

(3) а. Окно было открыто час назад [в фокусе действие] б. Окно было открыто пятнадцать минут [в фокусе результат, т.е. достигнутое состояние] в. *Окно было открыто час назад пятнадцать минут (4) Церковь Спаса на Нередице разрушена во время второй мировой войны

3. Дейксис Р.Якобсон: в прозе или в поэзии, пронизан метонимическим принципом, в центре которого – ассоциация по смежности. Элементарная форма ассоциации по смежности – захват ближайшего предмета. Поэт знает и другие метонимические отношения: от целого к части и наоборот, от причины к следствию и от следствия к причине. Но предпочтительный его прием – упоминание какого-нибудь рода деятельности вместо самого действующего лица; какого-то состояния, выражения или свойства, присущего личности, на месте и вместо самой этой личности…. Тоска пассажиркой скользнет по томам И с книжкою на оттоманке поместится. (Марбург)

первое лицо отодвигается на задний план. Его присутствие стало метонимическим, Якобсон 1987

М. Л. Гаспаров (1997: 408): Субъект выражен через его отражение в окружающих предметах. Образ выводится не из состояния объекта, а из состояния субъекта, смежного с объектом: вокзал, Москва плясали по насыпи, по рвам [на самом деле, это наблюдатель находится в движущемся поезде]

Фокус внимания и наблюдатель Пример 1. (по статье Апресян 1986). Глагол показаться описывает ситуацию, в которой среди участников есть субъект наблюдения, Наблюдатель (показаться от показать, а показать можно только кому-то): (1) На дороге показался всадник. (2) *На дороге показался я.

(3) Считают, что именно в этот момент на дороге показался я. [гипотаксис] (4) Но тут на дороге показался я, и они в страхе разбежались. [нарратив]

Пример 2. Наблюдатель в семантике генитивной конструкции отрицания (1) а. Возникли сомнения б. Сомнений не возникло [бытийное предложение] (2) а. Сомнения исчезли; б. Сомнения не исчезли; в. *Сомнений не исчезло. (3) а. Петя дома; б. Пети нет дома [локативное предложение]

(4) а. Ни одной подлодки не всплыло = не вошло в зону восприятия (пример из Babby 1980) [Наблюдатель снаружи] б. Ни одна подлодка не всплыла [Наблюдатель в глубине] (5) а. Ни одного звука не вырвалось из его гортани [Наблюдатель снаружи] б. У меня отказали голосовые связки. Пробовал кликнуть жену – ни один звук не вырвался из гортани. (пример из Babby 1980: 61) [Наблюдатель внутри]

(7) а. Вани нет дома б. *Меня нет дома в. Ему сказали, что меня нет дома (8) Меня не было дома Меня не было в Москве ср. Меня не было в Париже (9) *Меня нет в офисе.

Заключение. 1. Метонимический сдвиг может сопровождаться метафорическим. (1) Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели. Молчали желтые и синие, В зеленых плакали и пели (Блок. На железной дороге).

В примере (2) скорее метонимия, чем метафора: (2) паразиты ведут свое происхождение от сакральной семантики 'еды' или, как мы теперь сказали бы, от ее метафоричности, однако позднейшие паразиты – не просто нахлебники, а полушуты, профессиональные остроумники и смехотворцы, стоящие между заправскими скоморохами и теми менестрелями, которых мы потом встречаем за столами богатых средневековых господ; связь остроумия с едой, как я уже указывала, метафорически органична. [О.М. Фрейденберг. Поэтика сюжета и жанра (1935)]

2. Если слово в предложении понимается одновременно в двух смыслах, то это каламбур: (3) Шел дождь и два студента. Но если между разными компонентами метонимическая связь, то может быть допустима неаномальная интерпретация, апеллирующая сразу к двум его значениям. Пример 1: раскрыть рот значит разомкнуть губы (отверстие), тем самым сделав доступной полость.

Пример 2. Слово давно. покупал давно [событие далеко от наст. момента]; давно спит [состояние длится уже долго]; давно пришел [и то и другое].

Пример 3. (4) а. Переполненная до краев аудитория радостно шумела. б. Через край полная аудитория была неспокойна и издавала глухой, сдавленный гул (Герцен. Былое и думы. Пример Н.Н.Перцовой).

Литература Апресян 1986 – Апресян Ю. Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Семиотика и информатика. Вып. 28. М., c. 5–33 Апресян 1974 – Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. М.: Наука, Гаспаров 1997 – Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. 2. О стихах. М.: Языки рус. культуры, Иванов 1987 – Иванов Вяч. Вс. Поэтика Романа Якобсона //Якобсон Р. Работы по поэтике: Переводы. М.: Прогресс, С. 5–22. Квятковский 1966 – Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., Мельчук, Холодович 1970 – Мельчук И. А., Холодович А. А. К теории грамматического залога // Народы Азии и Африки c. 111–124. Падучева 1999 – Метонимические и метафорические переносы в парадигме значений глагола назначить. //Теория и типология языка. От описания к объяснению. К 60-летию А.Е.Кибрика. М., 1999, c. 488–502.

Падучева 2004 – Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики. М.: Языки славянской культуры, Тестелец 2001 – Тестелец Я. Г. Введение в общий синтаксис. М.: РГГУ, c. 426 – 428 Черч 1961 – Черч А. Введение в математическую логику. Пер. с англ. под ред. В.А.Успенского. М.: Изд-во иностр. лит-ры, Якобсон 1987 – Якобсон Р. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, c. 324–338. Babby 1980 – Babby L. H. Existential Sentences and Negation in Russian. Ann Arbor: Caroma Publishers, 1980.