Тема 4. Глобальная структура и единство дискурса Общая теория словесности © А.А.Кибрик, 2005.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Тема II-4. Глобальная структура дискурса ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2008.
Advertisements

Тема II-6. Теория риторической структуры ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2008.
1 Тема II-4. Глобальная структура дискурса ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2011.
1 Тема II-6. Теория риторической структуры ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2012.
Lets sing! One, two, three, four, five, Once I caught a fish alive, Six, seven, eight, nine, ten, Then I let it go again. Why did I let it go? Because.
РЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ А.А.Кибрик (Институт языкознания РАН и МГУ)
Тема 3. Локальная структура дискурса Общая теория словесности © А.А.Кибрик, 2005.
МОУ СОШ 6. Л.А.Ермошина.1 Учебный материал к уроку в 5 классе по теме : « Диалог ». Учитель русского языка и литературы Ермошина Людмила Александровна.
Great Britain The USA Canada Australia New Zealand.
Numerals 1 - one 2 – two 3 – three 4 – four 5 – five 6 – six 7 – seven 8 – eight 9 – nine 10 - ten.
Действующие лица: Слово колобок; Фонетика; Лексика; Словообразование; Морфология; Синтаксис.
Действующие лица: Слово колобок; Фонетика; Лексика; Словообразование; Морфология; Синтаксис.
Why did you let it go? Because it bit my finger so! What finger did it bite? The little finger on the right!
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Выполнила: Полина Л.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ 19 г. Новосибирска.
Урок 3 Институт и учёба. Вступительное слово: Речевые образцы.
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
урок русского языка 3 февраля. Классная работа.
Five nine seven eight four two three ten one. Соедини слово и картинку five nine seven eight.
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.
Транксрипт:

Тема 4. Глобальная структура и единство дискурса Общая теория словесности © А.А.Кибрик, 2005

Структура как иерархия Дискурс глобальная структура локальная структура

Линейная и иерархическая структура дискурса От чего зависит выбор между существительным и местоимением 3 лица? Самое главное – от расстояния до предшествующего упоминания

Референциальный выбор В то раннее утро дядя Сандро ехал верхом из Гудаут в село Ачандары, где ___________ собирался погостить несколько дней у своего родственника в ожидании поминального пиршества, которое должно было состояться в соседнем доме. В наших краях сорокадневье устраивается не очень точно – то к погоде прилаживаются, то еще какие-нибудь хозяйственные расчеты, - так что ___________ решил, что лучше не рисковать и подождать на месте, чем пропустить хорошие поминки. И вот едет ___________ по приморской дороге и вдруг видит, что недалеко от берега на воде сидит невиданная в наших краях черная птица с длинной шеей. (Ф. Искандер, «Сандро из Чегема») он дядя Сандро он

Существительное при близком расстоянии Почувствовав под ногами дно, конь припустил, а птица, говаривал дядя Сандро, припустить не могла, потому что хоть шея у нее была длинной, с его руку, ноги все же у нее были короткие, особенно против лошадиных. В последнее мгновенье она попыталась нырнуть, но дядя Сандро успел ухватить ее и приподнять над водой. Дядя Сандро страшно замерз и разозлился на эту странную птицу Хотел он ей тут же размозжить голову, но вспомнил...

Местоимение при далеком расстоянии After juice-and-cookie time, she gave James his counting lesson, and this is how she did it. One, two, three, four, five, once I caught a fish alive, six, seven, eight, nine, ten, but I let him go again. Why did you let him go? Because he bit my finger so. Which finger did he bite? This little one upon the right. And she gave James' little finger a nibble,

Иерархическая структура в морфологии в синтаксисе в дискурсе пере-во-площ-ен-и-е Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

Теория риторической структуры Rhetorical Structure Theory William Mann and Sandra Thompson Дискурс имеет иерархическую структуру Дискурс состоит из элементарных дискурсивных единиц (ЭДЕ) – как правило, клауз Каждая ЭДЕ добавляет что-то для реализации коммуникативного намерения говорящего/автора (отсюда термин «риторическая») ЭДЕ связаны между собой риторическими отношениями

Теория риторической структуры – продолжение Связанные между собой ЭДЕ образуют группы, которые далее также связываются между собой теми же риторическими отношениями (РО) Так объединение частей дискурса идет иерархически вплоть до дискурса в целом РО бывают симметричные (ядро + ядро) и асимметричные (ядро + сателлит) ТРС безразлична к границам предложений

Список риторических отношений Симметричные последовательностьконъюнкцияконтраст Асимметричные свидетельствообоснованиеантитезис решение проблемыобстоятельствоуступка обеспеч-е возм-стидетализацияфон неволит. причина волит. причинамотивация неволит. результатволит. рез-тцель интерпретацияальтернативаусловие переформулировкаоценкарезюме

Список риторических отношений Симметричные последовательностьконъюнкцияконтраст Асимметричные свидетельствообоснованиеантитезис решение проблемыобстоятельствоуступка обеспеч-е возм-стидетализацияфон неволит. причина волит. причинамотивация неволит. результатволит. рез-тцель интерпретацияальтернативаусловие переформулировкаоценкарезюме

Риторические узлы и деревья (1) Так как Иван боялся разбудить ребенка, (2) он вошел в комнату на цыпочках.

(1) Иван боялся разбудить ребенка (2) и вошел в комнату на цыпочках (1) Иван боялся разбудить ребенка. (2) Он вошел в комнату на цыпочках

Пример 1. Два мотора вертели два винта. 2. За их треском трудно было слушать друг друга пассажирам, которые сидели в каюте аппарата. 3. Они переписывались на клочках бумаги. 4. Некоторые не отрываясь глядели в окна, 5. другие, наоборот, старались смотреть в пол, 6. чтобы как-нибудь не увидать, на какой они высоте, 7. и не испугаться, 8. но они чувствовали, чтó под ними, 9. и от этого не могли больше ни о чем думать.

Достоинства теории риторической структуры Предоставляет общий формат для описания глобальной и локальной структуры дискурса Позволяет описать некоторые жанровые явления: например, рассказ – это такой дискурс, который в своем «верхнем ярусе» имеет отношение «последовательность» Позволяет единым образом описать многие языковые явления; например, выбор между существительным и местоимением более чувствителен к расстоянию по «риторическому дереву», чем к простому линейному расстоянию

Местоимение при далеком расстоянии After juice-and-cookie time, she gave James his counting lesson, and this is how she did it. One, two, three, four, five, once I caught a fish alive, six, seven, eight, nine, ten, but I let him go again. Why did you let him go? Because he bit my finger so. Which finger did he bite? This little one upon the right. And she gave James' little finger a nibble,

Как узнать больше о ТРС? Библиография Программы, строящие риторические деревья

Из чего состоит глобальная структура дискурса? Это зависит от типа дискурса и по объему и по характеру Устный диалог: группы реплик Баранов и Крейдлин: «минимальные диалогические единицы» Письменное повествование: например, абзацы Падучева 1965 – определение единства абзаца на основе «референциальной связности»

Связность У каждого фрагмента дискурса есть какая-то функция, какая-то причина, по которой он имеет место (У. Манн) Типы связности по Т. Гивону Референциальная Локативная Темпоральная Событийная

Пример (А. Аверченко) По пустому коридору раздались гулкие шаги, шелест женских юбок, и чья- то рука неожиданно громко постучала в мою дверь. Машинально я сказал: Войдите! Это была немолодая женщина, скромно одетая, с траурным крепом на шляпе. Я вскочил с дивана, сделал по направлению к посетительнице три шага и удивленно спросил: Чем могу быть вам полезным? Она внимательно всмотрелась в мое лицо.

Когезия: маркирование связности По пустому коридору раздались гулкие шаги, шелест женских юбок, и чья- то рука неожиданно громко постучала в мою дверь. Машинально я сказал: Войдите! Это была немолодая женщина, скромно одетая, с траурным крепом на шляпе. Я вскочил с дивана, сделал по направлению к посетительнице три шага и удивленно спросил: Чем могу быть вам полезным? Она внимательно всмотрелась в мое лицо. референциальная локативная темпоральная событийная

Глобальная структура и единство дискурса Две стороны одной медали Сверху вниз – глобальная структура Снизу вверх - единство Семантическая глобальная структура – описывается ТРС Формальная глобальная структура – жанровые схемы

Тема 5: Дискурсивные факторы лексических, грамматических, фонетических явлений Лексика выбор между местоимением и существительным дискурсивные слова Фонетика тоны Акценты Грамматика

Fish Film Р. Томлина

Экспериментальная методика Фокусируйте внимание на рыбе, на которой находится маркер Рассказывайте о событиях, которые Вы наблюдаете

Результаты (англ. язык) Фокус внимания реализуется как подлежащее: The red fish ate the grey fish The red fish was eaten by the blue fish Если рыба в фокусе оказалась деятелем, то используется действительный залог Если рыба в фокусе оказалась жертвой, то используется страдательный залог

Тест: вариант 1 Выберите газетный или журнальный текст длиной примерно 150 слов и проанализируйте его глобальную или локальную структуру. Опишите процедуру и результаты анализа. Остановитесь на исследовательских проблемах, с которыми Вы столкнулись. Имейте в виду, что Ваш выбор текста должен соответствовать способу анализа, который Вы предполагаете использовать. Крайний срок сдачи Вашей работы – 29 марта. Ожидается, что объем Вашей работы – до 2 страниц печатного текста.

Тест: вариант 2 Необходимо письменно ответить на несколько вопросов по содержанию лекций и прочитанной литературы Даты: 21 марта, 28 марта и 4 апреля

Спасибо за внимание

Реплики Реплика – интервал диалога, в течение которого роль говорящего закреплена за одним индивидуумом Время наложения – около 5% времени

Группы реплик Баранов и Крейдлин: понятие «минимального диалога», или «минимальной диалогической единицы» (МДЕ) Иллокутивное вынуждение Реплика 1 иллокутивно вынуждает реплику 2

Типичные МДЕ вопрос – ответ приветствие – приветствие предложение – принятие/непринятие предложения просьба – согласие/отказ

Пример (В. Шукшин) Тебе что, нездоровится, что ли? – спросил Родионов. Есть немного... Туман какой-то в голове, черт его знает. Ложись в постель. Пару дней на лечение. Когда собрание в Верх-Катунске планируешь? Не знаю еще. Торопиться не надо - подготовимся как следует. Трудновато будет... Кречетов сейчас дополнительно настроит своих... Надо прямо объяснить людям, почему он боится совхоза. Будешь выступать – не горячись. У тебя вообще есть эта замашка. Спокойнее. Ну, они и разложат нас, спокойных-то.

Абзац Графическое средство кодирования глобальной структуры в письменном дискурсе На каких основаниях проставляются границы абзацев? Имеет ли этот знак самостоятельную семантику или полностью выводим из контекста? Соответствует абзац чему-либо в устном дискурсе? Если да, чему? Если нет, как мы без этого обходимся?

Семантика границ абзацев Топик Связность NB: Падучева 1965 – определение единства абзацев на основе «референциальной связности»: в первом предложении абзаца вводится новый референт в последующих – нет

Выводимы ли границы абзацев? 1. Аппарат набирал высоты, выше и выше, шел к сежным облакам, которые до горизонта обволокли небо плотным куполом. 2. Там, выше этих облаков, – яркое-яркое солнце, а внизу ослепительно белая пустыня – те же облака сверху. 3. Два мотора вертели два винта. 4. За их треском трудно было слушать друг друга пассажирам, которые сидели в каюте аппарата. 5. Они переписывались на клочках бумаги. 6. Некоторые не отрываясь глядели в окна, другие, наоборот, старались смотреть в пол, чтобы как-нибудь не увидать, на какой они высоте, и не испугаться, но они чувствовали, что под ними, и от этого не могли больше ни о чем думать. 7. Дама достала книжку и не отрываясь в нее смотрела, но ничего не понимала. 8. А мы все поднимаемся, – написал на бумажке веселый толстый пассажир, смотревший в окно,

Продолжение своему обалдевшему соседу. 9. Тот прочел, махнул раздраженно рукой, натянул еще глубже свою шляпу и ниже наклонился к полу. 10. Толстый пассажир достал из саквояжа бутерброды и принялся спокойно есть. 11. А впереди, у управления, сидели пилот, механик и ученик. 12. Все были тепло одеты, в кожаных шлемах. 13. Механик знаками показывал ученику на приборы: на альтиметр, который показывал высоту, на манометры, показывавшие давление масла и бензина. 14. Ученик следил за его жестами и писал у себя в книжечке вопросы корявыми буквами – руки были в огромных теплых перчатках. 15. Альтиметр показывал 800 метров и шел вверх. 16. Уже близко облака. (Б.Житков, Над водой.)

Выводы Некоторые границы абзацев восстановимы, т.е. информационно избыточны Это не означает, что они не семантичны Кроме того, некоторые границы несут информацию, которая другими способами не передается

Топик Многозначность термина «топик» Предваряющие топики vs топик дискурса Что касается прыгучести колхозных коз, писал дальше Платон Самсонович, то редакция никакой ответственности за нее не несет Aboutness – ср. МДЕ и пример из Шукшина Границы топиков – а, ну, потом...