Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей 176 Исследовательская работа литературоведение «Нравственно-философская оценка предательства Иуды в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок - презентация в 11 классе. Презентацию подготовила : учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна.
Advertisements

Повесть о «любовью распятой любви» Леонида Николаевича Андреева «Иуда Искариот» Месюсина Татьяна Алексеевна – учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия.
В рассказе Л. Андреева «Иуда Искариот». Склонность к притчевости Отвлеченно- символический смысл сюжетов Скепсис и пессимизм во взгляде на человека.
«…Иуда из Кариота, рыжий, безобразный иудей, рожденный среди камней!»
Основные принципы Христианства Краткий обзор учения Библии о спасении.
Первые христиане и их учение Чупров Л.А.. Христианство это Истина, мудрость, мировоззрение, жизнь и деятельность человека основанная на человеколюбии.
Тест по повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» для учащихся 11-х классов.
«ИУДА ИСКАРИОТ» Л.АНДРЕЕВА И ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СЮЖЕТ. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СЮЖЕТ.
Урок литературы в 11 классе. Во все века Всегда, везде и всюду Он повторяется Жестокий сон, - Необъяснимый поцелуй Иуды И тех проклятых сребреников звон.
ИСПРАВНОМУ КОМПАСУ НЕ СТРАШЕН ШТОРМ ». ИСПРАВНОМУ КОМПАСУ НЕ СТРАШЕН ШТОРМ (ИОНА 1:9-16) «ЖИЗНЕННЫЙ КОМПАС» «...Следуй за сердцем твоим и за тем, что.
Уровень С Подготовка к ЕГЭ в 11 классе По тексту Д.Рубиной «Паршивка Нинка! – крикнул он, как в детстве. – Что ты с нами делаешь?»
«Я есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (От Иоанна 14:6)
Портрет Достоевского работы Перова, 1872 год «Преступление и наказание» в «Русском вестнике» М. Н. Каткова.
Подготовила: В.А.Любимова – учитель русского языка и литературы высшей категории Снежинск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Подготовительный этап к дню САМОУПРАВЛЕНИЯ. Каждый ребенок является личностью, Каждый, естественно, индивидуален, Откроем скрытые духовные силы, И в этом.
Я ребенок без имени. Смерть забрала меня, прежде чем я родился. Из тьмы, я перешел во тьму, не увидев света. И все-таки, я обращаюсь к тебе со словом.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
«Каждому будет дано по его вере» Нравственные и философские аспекты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»
Государственная итоговая аттестация Комплексный анализ текста Сочинение-рассуждение С2.2.
Урок 9 Православное учение о человеке. В православии очень тесно связаны размышления о человеке и размышления о Боге. Человек верит в Бога. А во что верит.
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей 176 Исследовательская работа литературоведение «Нравственно-философская оценка предательства Иуды в повести Л.Н.Андреева «Иуда Искариот» Выполнил: Ученик 11 «А» класса Крупин Владимир Андреевич Руководитель: Учитель высшей категории преподаватель русского языка и литературы Поповцева Наталья Александровна Новосибирск 2007 год

Содержание Вступление Толкование по Библии Спор о человеке Как рисует Андреев Иуду? Почему Иуда предал Христа? Отражение мировоззрения писателя Кто в конечном счете оказывается более прав, Иуда или Иисус? Заключение

Вступление Тема моей исследовательской работы: «нравственно-философское осмысление предательства Иуды» в повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот». Я выбрал эту тему, так как заинтересовался нетрадиционной трактовкой предательства Иуды в произведении, глубиной психологического анализа характеров и поступков героев. Меня заинтересовали сложные, мучительные искания самого автора в ответе на вопрос: что правит миром? Могут ли люди жить по христианской морали? Предательство - актуальный вопрос в наше время, в тяжелые дни перепадов людских настроений, в дни сомнений и непонимания людьми друг друга, во времена, когда размываются идеалы, а люди теряют нравственные ориентиры. Потому, возможно, повесть Л. Андреева, хотя и написанная в начале прошлого века, так популярна сегодня. Прочтение произведения вызвало у меня желание обратиться к библейскому толкованию событий и проследить эту тему в контексте русской и мировой литературы. Кроме того, в работе я рассматриваю такие вопросы, как: - спор Иуды и Христа о человеке; - зачем Иуда пришел к Христу? - почему он предал Христа? - отражение миропонимания писателя в повести - кто в конечном счете оказывается более прав? Назад

Толкование по Библии Л.Н. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды - слишком значительна роль и интересна сама личность главного антигероя евангельской истории. Не удивительно, что уже многие века он привлекает к себе внимание философов и богословов, литераторов и художников. "В представлении христианского мира существуют два Иуды Искариота: Иуда Предатель, продавший Христа за 30 сребреников, символ всего безобразного, подлого и преступного в человечестве, Иуда-Чудовище и телом и духом. Таков Иуда, запечатленный и в каноническом Евангелии. И совершенно иной Иуда, сохраненный христианскими еретиками первых веков... Иуда является самым высоким, самым сильным и самым посвященным из учеников Христа. Л. Андреев создает собственную притчу о Предателе. Назад

Спор о человеке Главная мысль повести – спор Иуды и Иисуса о человеке. Рассказ строится на трагическом противостоянии Иисуса, идущего на смерть, чтобы искупить человеческие грехи ( Иисус любит людей), и Иуды, считающего, что все люди злы, порочны, а миром правят ложь, лицемерие, корысть. Иисус пытался пробудить в людях лучшие качества, Иуда, напротив, с горьким удовлетворением отмечал лишь их пороки. Хотя Иисус и Иуда изображены похожими внешне, но в то же время Иисус прекрасен, а Иуда безобразен: "...и эта странная близость божественной красоты и чудовищного безобразия, человека с кротким взором и осьминога с огромными, неподвижными, тускло- жадными глазами угнетала его ум, как неразрешимая загадка" (с. 214). Иисус и Иуда связаны одним терновым венком, надетым на их головы. По Андрееву истину поступательно предают все люди. Человечество страдает от слабоволия и лености мысли. Назад

Как рисует Иуду Андреев "Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус, который слегка сутулился от привычки думать при ходьбе", но в остальном это был человек с неприятной, даже отталкивающей внешностью. "Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная", другая же была "мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза... Даже люди, совсем лишенные проницательности, ясно понимали, глядя на Искариота, что такой человек не может принести добра...". Значит, людей отталкивала от Иуды его внешность? Не совсем. Многие знали его, но "не было никого, кто мог бы сказать о нем доброе слово. И, если порицали его добрые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи, то и дурные... поносили его самыми жестокими словами", говоря, что "и у воров есть друзья, и у грабителей есть товарищи, и у лжецов есть жены, которым говорят они правду, а Иуда смеется над ворами, как и над честными, хотя сам крадет искусно, и видом своим безобразнее всех в Иудее. Одним словом, Иуда был изгоем, но не из-за своей уродливой внешности. Уродливой была его душа. Она-то и определяла отношение к нему людей.

Образ главного персонажа Иуды парадоксален и внушает противоречивые чувства: это одновременно циничный, самовлюбленный лжец и смелый борец с человеческой глупостью и трусостью, он одновременно подло предает чистейшего человека и является единственным искренне любящим его учеником. Двойственность Иуды была особенностью не только внешней, но и всей его цельной и одновременно противоречивой натуры. Люди говорили о нем: «Он думает что-то свое и в дом влезает тихо, как скорпион, а выходит из него с шумом». Он был безошибочно точен в оценках людей и в то же время маниакально уверен, что все люди лживы и порочны, и все, даже неодушевленные предметы, хотят его обмануть: «и все обманывают его, даже животные: когда ласкает он собаку, она кусает его за пальцы, а когда он бьет ее палкой – она лижет ему ноги и смотрит в глаза как дочь». Иуда сумел оценить и полюбить Иисуса Христа, но так и не понял и не принял Его учение. "По рассказам Иуды выходило так, будто он знает всех людей, и каждый человек, которого он знает, совершил в своей жизни какой-нибудь дурной поступок или даже преступление. Хорошими же людьми, по его мнению, называются те, которые умеют скрывать свои дела и мысли; но если такого человека обнять, приласкать и выспросить хорошенько, то из него потечет, как гной из проколотой раны, всякая неправда, мерзость и ложь".

Кроме того, он был дьявольски умен, что было очевидно для всех. Петр говорил ему: "... ты самый умный из нас. Зачем только ты такой насмешливый и злой?". Именно Иуде принадлежат самые яркие слова, самые тонкие замечания в повести. Такова, например, запоминающаяся надолго, похожая на евангельскую притча о ветре и соре, иллюстрирующая, как в понимании Иуды соотносятся Учитель-Христос и его ученики: « Когда дует сильный ветер, он поднимает сор. И глупые люди смотрят на сор и говорят: вот ветер! А это только сор, ослиный помет, растоптанный ногами. Вот встретил он стену и тихо лег у подножия ее, а ветер летит дальше, ветер летит дальше». Иуда замечательно утешает раскаявшуюся Магдалину: "Тому страшно, кто греха еще не совершал. А кто уже совершил его, - чего бояться тому? Разве мертвый боится смерти, а не живой?" А в его диалоге с первосвященником Анной целая россыпь афоризмов, среди которых есть даже вольная цитата из Евангелия: "пусть лучше один человек погибнет, чем весь народ" (правда, там она звучит менее однозначно: "лучше одному человеку умереть за народ" - Ин.18,14, таким образом, хрестоматийная фраза, произносимая главой Синедриона Каиафой, превращается у Л. Андреева в аргумент Предателя, который он подбрасывает колеблющемуся первосвященнику). Иуда не считает зло добром, а ложь правдой. У него та же система ценностей, что у Иисуса. И любит он Христа именно потому, что видит в Нем воплощение непорочной чистоты и света. Но любит только Его и никого больше, потому что Иисус для Иуды не "луч света в темном царстве" (которых может быть и много), а Сын Божий, уникальный и неповторимый, Свет неземной, но не способный, по его мнению, зажечь кого-то еще в этом царстве непроглядной тьмы. Назад

Почему Иуда предал Христа Предательство Иуды было для него последним аргументом в споре с Иисусом. Он победил, доказав миру и Христу, что тот не нужен людям. Они недостойны Сына Божиего и любить их не за что. И только он, Иуда, циник и изгой должен по праву сидеть рядом с ним в царствии небесном и вершить суд, безжалостный и всеобщий как потоп. Только почему-то "одной рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои собственные планы. Он не отговаривал Иисуса от опасного путешествия в Иерусалим... Но настойчиво и упорно предупреждал об опасности...Каждый день и каждый час говорил он об этом". Иуда предает Христа и страдает вместе с ним (сколько раз мы слышим, как, следуя за Ним, он произносит: "Ах, больно, очень больно, сыночек мой" ; "Я здесь, сынок, здесь!"). Предав Христа, Иуда сопровождал его до места казни. Он до последней минуты был уверен, что распятия Христа не совершится. Бог не допустит этого. Произойдет чудо, и все убедятся, что Иисус – сын божий и примут его, а он, Иуда, спасший Христа и открывший всем людям его божественную силу, станет рядом с Христом, а может быть и выше. Парадоксальная совокупность предательства и проявления лучших качеств в душе героя объясняется только предопределением свыше: Иуда не может победить его, но он и не может не любить Иисуса. И вся психология предательства заключается в борьбе личности с предопределением в борьбе Иуды с предначертанной ему миссией Назад

Отражение мировоззрения писателя В произведении сказалось отрицательное отношение писателя к христианской религии. Л.Н. Андреев называл царствие небесное "чепухой", говорил А.М. Горькому (который, правда, с ним не соглашался): "Я … не люблю Христа и христианство, оптимизм - противная, насквозь фальшивая выдумка". По Андрееву, явление Христа народу было никому не нужным, ибо Его "фальшивый оптимизм" не способен изменить природу человека, а может лишь возвысить его ненадолго, как ветер, поднимающий сор. Иуда же - трагическая личность, потому что, в отличие от апостолов Христа, понимает все это, но, в отличие от Анны и ему подобных, способен плениться неземной чистотой и добротой Иисуса Христа. Л.Н.Андреев считал, что Иуда стремится не вниз, а вверх, вслед за Христом. Он не просто хочет быть первым возле Христа, чтобы упиваться горем своего предательства. Искариот хочет встать по крайней мере рядом с Христом, положив ему под ноги недостойный его мир. «Он, брат, дерзкий и умный человек, Иуда,- говорил Андреев Горькому, -… Знаешь – если б Иуда был убежден, что в лице Христа перед ним сам Иегова,- он все-таки предал бы его. Убить Бога, унизить его позорной смертью, - это, брат, не пустячок!» Назад

Кто, в конечном счете, оказывается более прав, Иуда или Христос "Иуда давно уже, во время своих одиноких прогулок наметил то место, где убьет себя после смерти Иисуса. Это было на горе, высоко над Иерусалимом... а гора была высока... угрюма и зла Ты слышишь, Иисус? Теперь ты мне поверишь? Я иду к тебе. Я очень устал... Но, может быть, ты и там будешь сердиться на Иуду из Кариота? И не поверишь? И в ад пошлешь? Ну что же! Я пойду и в ад! И на огне твоего ада я буду ковать железо и разрушу твое небо. Хорошо? Тогда ты поверишь мне?" Потом Иуда "выбранил" мешавший ему ветер, сделал петлю, "и так как веревка могла обмануть его и оборваться, то повесил он ее над обрывом... - Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус. И прыгнул". В этом отрывке нам видится оценка Иуды и его предательства: сочувствие сильной страдающей личности и приговор цинику, любящему Христа, но не способному принять Его учение, в котором любовь к ближнему и любовь к Богу тождественны (Мф.22,37-40). Тут и трагедия личности и идейный тупик главного героя повести Л. Андреева.

Конечно, в начале 20-го века отношение к Библии, христианству и к самой православной церкви было в русском обществе неоднозначным. Не обязательно быть истовым верующим, чтобы понять: христианство - не "опиум для народа", не религия слабых, желающих "устыдить" сильных, и не религия сильных, желающих спокойно управлять слабыми. Как всякая религия, христианство является системой нравственных ориентиров, и в этом смысле необходимо всем. Циник Иуда ее разрушает, делая тайное явным, постыдное естественным, а совестливость излишней. Вот почему позиция Иуды дьявольски опасна. Ведь дело не в том, что люди слабы и грешны (тут Иуда безусловно прав), а в том, как они относятся к своим и чужим порокам. И вот здесь, я считаю, Иуда ошибся: когда все построено на лжи, стыдно не бывает. Может, поэтому христианство и вошло в мир, став крупнейшей мировой религией. Идейный тупик предопределил и личную трагедию Иуды Искариота. Его путь к Христу, человеконенавистнический и эгоистичный, не мог не привести к иному финалу. Да, Иуда был способен любить, пусть и одного Иисуса. Но любовь циника, как поцелуй Демона, оказалась в итоге смертельно опасной для Христа и ненужной для всех остальных. "А наутро, - читаем мы в повести, - кто-то зоркий увидел над городом висящего Иуду и закричал в испуге. Пришли люди, и сняли его, и, узнав, кто это, бросили его в глухой овраг, куда бросали дохлых лошадей, кошек и другую падаль". Смерть его никого не тронула, а это значит, что и жизнь его была никому не нужна. Назад

Заключение В ходе выполнения работы я изучила разнообразную художественную и критическую литературу, встретила множество неоднозначных и противоположных оценок предательства Иуды. Любое предательство неминуемо превращается в предательство самого себя. Ярким примером является Иуда Искариот.