Стилистика публицистического текста (обзор монографии) Работа по учебному курсу «Язык массовой коммуникации» Работу выполнила магистрант 1 курса филологического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СПОСОБЫ ВАРИАТИВНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ : НА МАТЕРИАЛЕ ОПИСАНИЯ СОБЫТИЙ В ТАИЛАНДЕ ЖУРНАЛИСТАМИ « РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ.
Advertisements

« Лингвостилистические средства воздействия на массовое сознание в политическом дискурсе » Научный руководитель: Дрозд Людмила Николаевна старший преподаватель.
Отражение кризисных ситуаций в новостных сообщениях (на материале франко- и англоязычных СМИ)
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
ДИСТАНЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Магистрант : Сенько О. А. Специальность : Теория языка Научный руководитель : канд. фил. наук, доцент Козловская Л. А.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Политическая пропаганда Выполнила Фомина С. А. группа 2.1.
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
это поведение субъекта политической деятельности. В современной политической психологии П. п. часто соотносится как с объектом исследования, так и с набором.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Политология как наука. Современные политические теории. Занятие 1 Тема 1 Лекция Лекция.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Антонова Любовь Геннадьевна доктор педагогических наук, профессор Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского Кафедра теории.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Когнитивно-аксиологические аспекты политического дискурса Диссертация на соискание степени магистра филологических наук Соискатель: Сокол Н.А. Научный.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Транксрипт:

Стилистика публицистического текста (обзор монографии) Работа по учебному курсу «Язык массовой коммуникации» Работу выполнила магистрант 1 курса филологического факультета Алтайского государственного университета Надежда Степанова Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста.- М.: Медиа Мир, с.

Клушина Наталья Ивановна Доктор филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ им. Ломоносова. Область научных интересов- стилистика русского языка, публицистический текст и публицистический дискурс, язык СМИ в коммуникативно - прагматическом аспекте.

Предисловие Публицистические тексты выдвигаются в настоящее время в центр стилистической системы литературного языка. Поэтому изучение публицистической речи приобретает особую актуальность. Предлагаемая вниманию читателя монография Н. И. Клушиной представляет собой несомненный вклад в новую формирующуюся отрасль стилистики. Эта первая основательная работа, в которой раскрыты главные аспекты публицистической речи как в содержательном, так и в формальном плане. В книге представлена целостная концепция современного публицистического текста. Автору удалось выделить и глубоко проанализировать основополагающие понятия публицистического стиля. Это такие категории, как идеологема, оценка, номинации в публицистическом дискурсе, языковое варьирование. Именно комплекс названных категорий составляет специфику публицистического стиля. Можно утверждать, что все важные аспекты изучения публицистической речи получили отражение в монографии, глубокую и нередко оригинальную интерпретацию. Это наиболее полное на сегодняшний день научное изложение проблем публицистического текста. Профессор Г.Я. Солганик, заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова

Содержание книги Предисловие………………………………………………………………………………………………… Введение……………………………………………………………………………………………………………….9 Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативной стилистики публицистического текста…17 1.Основные лингво- стилистические параметры описания текста……………………………………… Текст. Текстовые категории. Основные аспекты изучения текста…………………………………… … Текст и коммуникативная ситуация. Текст и дискурс………………………………………………… Коммуникативные стратегии и тактики как способ развёртывания текста. Стратегия убеждения……… Понимание текста………………………………………………………………………………………………… коммуникативная стилистика как новое направление лингвистики. Сдвиг научной парадигмы… Публицистика как особый тип дискурса………………………………………………………………… Публицистический текст: определение понятия. Публицистический стиль………………………………… Убеждение и манипулирование: разграничение понятий……………………………………………………… Адресант и адресат: трансформация структурного блока…………………………………………………… Публицистический текст в новой системе стилистических координат. Постановка проблемы…… …..53 Выводы ……………………………………………………………………………………………………………..….60 Глава 2. Идеологема как центральное понятие публицистического дискурса…………………………… Определение идеологемы. Идеологемы и концепт: соотношение понятий……………………………….… Типы идеологем в публицистике……………………………………………………………………………… Идеологема и мифологема: конвергенция понятий……………………………………………………….…… Смена базовых идеологем в современном публицистическом дискурсе………………………………….…86 Выводы………………………………………………………………………………………………………… Глава 3. Убеждение с помощью оценки…………………………………………………………………………… Понятие оценочности в публицистике………………………………………………………………………… Типы оценок в публицистике…………………………………………………………………………………… Имплицитная оценка……………………………………………………………………………………………… Эксплицитная оценка………………………………………………………………………………………………112 Выводы………………………………………………………………………………………………………………….114

Глава 4. Именование в воздействующей речи………………………………………………………… Концептуальное ядро лексики публицистического дискурса………………………………………… Метафора………………………………………………………………………………………………… Фразеологизированные публицистические стандарты как составляющие элементы фонда публицистических пресуппозиций………………………………………………………………………… Ономастика как стилистико – идеологическая категория в публицистике………………………… Ярлык………………………………………………………………………………………………………139 Выводы…………………………………………………………………………………………………………143 Глава 5. Стилистическая тональность текста и её воздействие на адресата……………………… Шкала ценностей в публицистике («свои»/»чужие») как выражение авторской позиции и выбор стилистической манеры изложения………………………………………………………………………… Речевая агрессия (дискредитация) в «оппозиционных» текстах……………………………………… Речевое одобрение ( «сладкий контекст) и пропаганда……………………………………………… Подчёркнутая объективность………………………………………………………………………… Выводы……………………………………………………………………………………………………… Глава 6. Интерпретация (языковое варьирование) как стилистический механизм имплицитного убеждения…………………………………………………………………………………………………… «Вмонтирование» в текст высоких и низких мотивов………………………………………………… Интерпретация с помощью пресуппозиций и логических уловок…………………………………… Фигура умолчания…………………………………………………………………………………………………..… Ирония и языковая игра как способ интерпретации действительности…………………………… Выводы…………………………………………………………………………………………………………203 Заключение…………………………………………………………………………………………………….208 Приложение. Лингвистические стратегии создания и утверждение базовых идеологем (на примере «образ врага»)………………………………………………………………………………………………………….216 Литература……………………………………………………………………………………………………..228

Гл.1 Теоретические основы изучения коммуникативной стилистики публицистического текста Автор монографии работает в рамках коммуникативной стилистики, рассматривающей лингвистические феномены в деятельностном аспекте, т.е. как речевые произведения. Базовыми понятиями в коммуникативной стилистике являются коммуникативный блок «адресант/адресат»,интенция, интенциональные текстообразующие категории, коммуникативные стратегии и тактики, коммуникативная ситуация, текст и дискурс. Именно интенциональные категории текста становятся текстообразующими категориями, структурирующими конкретный текст и подчиняющими себе все остальные ресурсы выразительности. В рамках этого направления текст рассматривается Н. И. Клушиной как цель и продукт коммуникации. Схема анализа лингвистических феноменов в коммуникативной стилистике: адресант интенция текст + коммуникативная ситуация адресат декодирование воздействие (перлокутивный эффект) Следуя этой схеме анализа текста, можно увидеть, что порождение текста диктуется авторской интенцией (коммуникативными намерениями).

Публицистический текст: его основные характеристики - публицистический текст обладает мощной воздействующей силой; его можно отнести к персуазивному дискурсу, в котором тесно переплетены убеждение, внушение и манипуляция; - ему присущи политико-идеологический модус формирования текста, социальная и авторская оценочность, прагматическая направленность на адресата; -публицистический текст рассматривается не просто как речевое произведение, но как направленное социальное действие; - не предполагает «открытого конца»; - публицистический текст организуется в соответствии с коммуникативным намерением автора-публициста убедить читателя не просто в правомерности, а именно в правильности авторского мнения; -убеждение адресата – основная стратегическая задача автора публицистического текста, которую позволяет решить парадигма интенциональных текстообразующих категорий.

Коммуникативный блок «адресант/адресат» в публицистическом тексте Любой текст ориенти рован на адресата Говорящий стремится быть понятым слушающим; слушающий стремится к получению объективной информации Предпола гаются равнопра вные отношени я между «говорящ им» и «слушаю щим» Не должн о быть наруш ения равнов есия комму никац ии Ведущий принцип успешной коммуник ации - гармониза ция отношени й между адресанто м и адресатом Адресат должен выстроить собственну ю картину мира через получение объективно й правдивой информаци и

Гл.2 Идеологема как центральное понятие публицистического дискурса -идеологема- это заранее заданная идея, которая ложится в основу номинации и закрепляется в массовом сознании с помощью определённых языковых средств как вербально-ментальный стереотип; -базовое понятие публицистического дискурса; -главная составляющая лингвистики убеждения; -предполагает целенаправленное воздействие со стороны адресанта на сознание адресата с помощью заранее заданной идеи; -закрепляет в общественном сознании определённую аксиологическую модель общества. Типы идеологем в публицистике 1.Социальные: отражают установки и ориентиры общества на конкретном участке его развития. В любом социуме есть базовые, онтологические идеологемы. 2. Личностные: сконструированы вокруг «героев своего времени». Показательные черты определённой личности выдвигаются на первый план. Такие идеологемы закрепляются в массовом сознании с помощью стереотипов, тиражируемых СМИ. Личностные идеологемы помогают формировать стереотипы социального поведения граждан, т.е. выполняют морально-дидактическую функцию.

Гл.3 Убеждение с помощью оценки Оценка в публицистическом дискурсе – это средство утверждения базовых идеологем. С её помощью формируется определённая аксиологическая модель общества, закрепляющая в массовом сознании идеологические, политические и др. ценности. Аксиологическая модель общества: область «признаваемого» + область «отвергаемого» Ведущий принцип публицистического дискурса – социальная оценочность. Оценочность проявляется в отборе и классификации фактов и явлений действительности, в их описании под определённым углом зрения, в соотношении негативных и позитивных деталей, в специфических лингвистических средствах. Именно такую преобразованную информацию потребляет читатель. Типы оценок в публицистике 1. Открытая оценка: явное утверждение авторской позиции с помощью чётких номинаций (можно увидеть в оппозиционных СМИ). 2. Скрытая оценка: умелая манипулятивная стратегия утверждения определённых идеологем и идей, создание необходимого подтекста, усиливающего воздействующий эффект текста. При такой стратегии важен умелый подбор фактов, акцентирование только одной, нужной автору, стороны явления и затушевывание другой

Гл.4 Именование в воздействующей речи -выбор точного слова, способного убедить, подтвердить и пр. – важнейшая задача публициста. Публицистическая номинация включает в себя часть знаний об объекте, которая перерабатывается сознанием адресата и становится частью его индивидуальной картины мира; -номинация «встраивает» в сознание адресата определённую авторскую идею; -именование в публицистическом дискурсе реализуется через концептуальную лексику, метафоры, фразеологизированные стандарты и ярлыки. Виды номинаций: 1.Стереотипные номинации: концептуальная лексика массовокоммуникативного дискурса, т.е. публицистические термины (олигарх, терроризм, официальная фаза), серийные метафоры(«Вертикаль» исполнительной власти, как огромный шампур, пронзила власть судебную, законодательную…), политико-идеологические фразеологизированные стандарты (холодная война, ось зла, культурная революция). 2.Индивидуально-авторские номинации: авторские метафоры, в том числе и ономастические, трансформированные фразеологизмы (из-за Гора, из-за Буш), ярлыки (акула империализма, осколок старого мира).

Гл. 5 Стилистическая тональность текста и её воздействие на адресата -помогает раскрыть отношение автора к действительности, его ценностные установки, идеалы, убеждения, а также его психологические установки, волевые и эмоциональные принципы. Типы публицистических текстов 1.Оппозиционный текст: негативная тональность, нередко выливающаяся в речевую агрессию, которая создаётся специфическими лексико- стилистическими и риторико-комозиционными приёмами (газета «Завтра»: «Вы хотели «честных выборов»? Любите «хозяйственника» Лужкова? Поверили в путинскую «диктатуру закона»?Уповаете на «четыре федеральные программы», на которых, как на четырёх тощих китах, стоит тучный медведь «Единой России», а верхом на медведе – усатый Грызлов, а на голове у Грызлова – пёстрый попугайчик в картузе Жириновского, а в клюве попугайчика, словно зёрнышко конопли,- донос на партию «Родина»?). 2.Одобрительный текст: позитивная тональность, основная речевая тактика – комплимент («…Россия – страна великой литературной традиции, великой науки, великой музыки великого языка»). 3.Подчёркнуто объективные тексты: нейтральная стилистическая тональность. Однако публицистический текст не может быть нейтральным.его главная задача – влияние на адресата.

Гл. 6 Интерпретация (языковое варьирование) как стилистический механизм имплицитного убеждения -интерпретация событий – ведущая черта современной публицистики. Читатель видит мир глазами автора – журналиста. Именно он отбирает факты, задаёт эмоциональный настрой восприятия своего произведения; - интерпретация конструирует публицистический текст таким образом, чтобы он мог оказать максимальное воздействие на адресата; -как инструмент воздействия используется языковое варьирование, дающее возможность использования в дискурсе для описания одной и той же ситуации различных близких по значению языковых выражений; -интерпретация событий в современном массовокомммуникативном дискурсе базируется на некритичном восприятии публицистических текстов со стороны адресата. Основные способы подачи и представления отобранной адресатом информации 1.«Вмонтирование» в текст высоких и низких мотивов: способствует распространению через каналы массовой коммуникации заданных ценностных установок, утверждая их в массовом коммуникативном дискурсе (биологические мотивы (низкие) и социальные мотивы (высокие). 2.Лингвистический редукционизм (умолчание, авторские пресуппозиции и логические уловки).

Заключение В данной работе была предпринята попытка исследовать публицистический текст с позиций новой, коммуникативной стилистики, с использованием её понятийного аппарата. В коммуникативной стилистике текст понимается как речевое произведение адресанта, направленное к адресату. Сам текст, включенный в коммуникативную ситуацию, является составной частью дискурса. Публицистический текст рассматривается как целенаправленное социальное действие, поскольку он обязательно имеет идеологический модус и предполагает общественную значимость. Парадигма представленных в работе интенциональных характеристик публицистического текста и дискурса имеет нелинейный характер. Интенциональные категории тесно переплетаются, взаимодействуют друг с другом, накладываются одна на другую. Выявленная автором монографии парадигма интенциональных категорий публицистического текста может лечь в основу построения типологии различных дискурсов. Данная научная работа может оказаться перспективной и для такой области языкознания, как культура речи автор не отрицает важности и необходимости соблюдения журналистами ортологических норм, но с позиций коммуникативной стилистики особое внимание стоит обратить на нарушение журналистами прежде всего коммуникативных норм.