План занятий 1.Проверим знание содержания пьесы. 2.Раскроем тему «Город Калинов и его обитатели» 3.Дикой и Кабаниха – роль героев в пьесе. 4.Образ Катерины.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Говорящие фамилии в драме А.Н.Островского "Гроза"
Advertisements

Трагедия Катерины Кабановой по пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» М.В. Старцева, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Драма «Гроза» А.Н.Островского Анализ IV и V действий.
Тема урока: Драма А.Н.Островского «Гроза» Образ Катерины. Цель :проанализировать образ главной героини, обсудить и понять её поступок.
Цель : проанализировать образ героини ; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
ИГРАЕМ ОСТРОВСКОГО ! Игра для 10- х классов. АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ 1. Продолжая семейную традицию, какую профессию выбрал поначалу Островский.
Урок-семинар по драме А.Н.Островского «Гроза» Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины.
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» Выполнила ученица 10 А класса Фатеева Светлана.
Трагедия Катерины. «Гроза» в русской критике.. ЦЕЛЬ УРОКА: -проанализировать образ героини; -понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это.
Основной конфликт А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований.
А.Н.Островский Образ грозы в пьесе «Гроза» СОСТАВИЛА С. И. ТАРАСЕНКО Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС 1 урок А.Н.ОСТРОВСКИЙ. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА 2урок ДРАМА «ГРОЗА». ИДЕЙНО- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. 3 урок Город Калинов.
ТЕМА СУДА В ДРАМЕ А. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА». ЦЕЛИ УРОКА Выяснить, как решается тема суда в драме А. Островского «Гроза»; Выяснить, как решается тема суда.
«Мир, в котором нет…» /по драме А.Н. Островского «Гроза»/
Драма женской души в пьесе А.Н.Островского «Гроза» Работу выполнила Илюшкина Н.Н., учитель русского языка литературы МКВСОУ ОСОШ.
Тема: Образ Катерины в пьесе «Гроза». Цель: Показать образ Катерины и раскрыть черты её характера.
Образ героини драмы А.Н. Островского «Гроза» Полина (Пелагея) Антипьевна Стрепетова в роли Катерины Выполнила : ученица 10 класса « А » Оршанская Кристина.
Монолог Ларисы из пьесы Бесприданница. - Я любви искала и не нашла. На меня смотрят и смотрели как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко.
« А душу можно ль рассказать…»? (С. Есенин) Речевая характеристика персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза»
В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов. Так воспитывался.
Транксрипт:

План занятий 1.Проверим знание содержания пьесы. 2.Раскроем тему «Город Калинов и его обитатели» 3.Дикой и Кабаниха – роль героев в пьесе. 4.Образ Катерины. Сила или слабость ее характера? 5.Критики о пьесе.

Для прохождения теста необходимо: внимательно прочитать вопрос; выбрать нужный вариант из предложенных графических объектов с надписями или фотографий; щелкнуть левой кнопкой мыши по выбранному объекту, продолжить выполнение теста на следующем открывшемся слайде; после ответа на все вопросы можно будет узнать оценку своих знаний. Для начала тестирования щелкните по стрелке:

Представители какого сословия являются героями пьесы? А)дворяне Б)купцы В)крестьяне Г)духовенство

Кулигин хочет сделать для города А)вечный двигатель Б)башню В)громоотвод Г)паровоз

А)вечный двигатель Б)башню В)громоотвод Г)паровоз Кулигин хочет сделать для города

Причиной признания Катерины стала А)гроза Б)придирки свекрови В)страшная картина ада Г)сумасшедшая барыня

Причиной признания Катерины стала А)гроза Б) придирки свекрови В) страшная картина ада Г) сумасшедшая барыня

Причиной признания Катерины стала А) гроза Б) придирки свекрови В) страшная картина ада Г) сумасшедшая барыня

Кто из героев пьесы восстаёт против тирании «темного царства» после смерти Катерины? А)Варвара Б)Тихон В)Борис Г)никто

Кто из героев пьесы восстаёт против тирании «темного царства» после смерти Катерины? А)Варвара Б)Тихон В)Борис Г)никто

А)Варвара Б)Тихон В)Борис Г)никто Кто из героев пьесы восстаёт против тирании «темного царства» после смерти Катерины?

А)Варвара Б)Тихон В)Борис Г)никто Кто из героев пьесы восстаёт против тирании «темного царства» после смерти Катерины?

Город Калинов расположен… В)на Днепре Б)на Дону А)на Волге Г)на Оке

Город Калинов расположен… В)на Днепре Б)на Дону А)на Волге Г)на Оке

Город Калинов расположен… В)на Днепре Б)на Дону А)на Волге Г)на Оке

Город Калинов расположен … В) на Днепре Б) на Дону А) на Волге Г) на Оке

Город Калинов расположен… В) на Днепре Б) на Дону А) на Волге Г) на Оке

1.Как мы узнаем о городе Калинове? Что о нем сказано в экспозиции? (повтори термин!) 2.Что мы узнаем о его жителях? 3.Дай характеристику Дикому. 4.Расскажи о Кабанихе. Как ты понимаешь слово ханжа? 5.Есть ли герои, которые не бояться Дикого и Кабаниху?

Островский всегда прибегал к характеристике героя через его имя. Новый материал.

Говорящие фамилии в пьесе

Дикой Иллюстрация А. Скородумова Дикой в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший», а диковать – «дурить, блажить, сходить с ума». Первоначально Островский предполагал дать герою отчество Петрович (от Петр – «камень»), но крепости, твердости в этом характере не было и драматург дал Дикому отчество Прокофьевич (от Прокофий – «успевающий»). Это более подходило жадному, невежественному, жестокому и грубому человеку, который в то же время был одним из богатейших и влиятельных купцов города.

Марфа Игатьевна Кабанова (Кабаниха) Марфа – «наставница», Игнатий – «неизвестный, сам себя поставивший». Прозвище героини могло быть образовано от двух слов, которые в равной степени глубоко соответствуют сути её характера, либо – дикая свирепая свинья, либо кабан – глыба льда. Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны. Кабанова – богатая вдова, в этой характеристике заключен и социальный и психологический смысл. Иллюстрация А. Скородумова

Ваня Кудряш Конторщик Дикого, но в отличие от других служащих у купца, умеет за себя постоять. Он смышлен и остер на язык, его характеристики других персонажей, суждения о жизни точны и образны. Образ кудряша имеет аналогии в поэзии Кольцова. Можно, например, установить связь с Лихачом Кудрявичем («Первая песня Лихача Кудрявича»), о котором сказано: С радости-веселья Хмелем кудри вьются; Ни с какой заботы Они не секутся… Вовремя да в пору Медом реки льются; И с утра до ночи Песенки поются…

Варвара Её имя обозначает при переводе с греческого «грубая». Эта героиня действительно довольно проста духовно, груба. Она умеет лгать, когда нужно. Её принцип – «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара по-своему добра, любит Катерину, она помогает ей, как ей кажется, обрести любовь, устраивает свидание, но не задумывается о том, какие последствия могут быть у всего этого. Эта героиня во многом противопоставлена Катерине – по принципу контраста строятся сцены свидания Кудряша и Варвары, с одной стороны, и Катерины и бориса с другой.

Кулигин «Самоучка-механик», как сам себя представляет герой. П.И. Мельников-Печерский в рецензии на «Грозу» написал: «…Этому человеку г. Островский весьма искусно дал знаменитое имя Кулибина, в прошедшем столетии и в насале нынешнего блистательно доказавшего, что может сделать неученый русский человек силою своего гения и непреклонной воли».

Выводы Драматург часто использует фамилии и имена действующих лиц для характеристики своих героев. Один из приемов образования фамилий – их метафоризация (переносное значение): Коршунов, Беркутов; Большов, Подхалюзин, Рисположенский («Свои люди – сочтемся!»). Многие фамилии образованы от названий птиц, рыб, животных с ярко выраженным отрицательным значением: Баранчевский, Лисовский, Кукушкина. Фамилия может указывать на манеру поведения, внешний вид человека, образ жизни, социальное и материальное положение: Пузатое, Белотелова, Дикой, Кручинина.

ЗАДАЧИ : Охарактеризовать образ Катерины. Рассмотреть причины её смерти. Раскрыть значение понятий. Формулировать вопросы и отвечать на них.

Рассмотри опорный конспект на следующем слайде. Попробуй рассказать о судьбе Катерины и причинах её гибели, пользуясь опорным конспектом.

«Отчего это нынче не убивают?» (IV действие)

ВОПРОСЫ : БЫЛ ЛИ ИНОЙ ПУТЬ У КАТЕРИНЫ ? В ЧЁМ СИЛА ЕЁ ХАРАКТЕРА ?

ПОНЯТИЯ : ГРЕХ СВОБОДА НЕИЗБЕЖНОСТЬ КРАСОТА Как ты понимаешь эти слова?

Катерина Кабанова Тихон и Борис Критики о Катерине Детство Катерины

1. Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь. Катерина росла в родительском доме, не зная хлопот. Ухаживала за цветами, слушала рассказы странниц, ходила в церковь. Ей часто виделись странные вещи: ангелы в золотом столбе, храмы золотые; ей снилось, что она летает. Катерина - крайне религиозный человек. А религиозный человек должен жить по Закону Божьему. Но есть ещё один факт, который говорит нам о характере главной героини. В шесть лет, когда её дома обидели, она села в лодку и поплыла по Волге. Нашли её через сутки вёрст за десять от дома. Это говорит нам о том, что Катерина – своевольный, своенравный человек, способный на необдуманные поступки, чтобы сохранить свою свободу и независимость).

2. Охарактеризовать отношения Катерины и Тихона, Катерины и Бориса. Можно ли считать чувство Катерины к Борису любовью? Катерина очень рано вышла замуж за Тихона. Она попала в семью, где мать заправляла всем. Тихон иногда пытался возразить матери, заступиться за жену, но попытки пресекались в самом их начале. Тихон искал свободу вдали от дома. Ему нужно было выпить и погулять, а жена была для этого обузой. Поэтому он на просьбу Катерины взять её с собой отвечает: «С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!» Тихон любит Катерину. Это мы видим, когда он узнаёт о гибели жены. Но его слабость, бесхарактерность не дали ему возможность показать эту любовь Катерине. От безысходности своего положения главная героиня ищет любви. Эту любовь она находит в Борисе Григорьевиче. Они практически не общались, виделись мельком, чаще в церкви. Но Борис Григорьевич говорит о своей любви, и Катерина считает свои чувства любовью. В ней заключается для героини вся жизнь; вся сила её натуры, все её живые стремления сливаются здесь. К нему влечёт её потребность любви, не нашедшая себе отзыва мужа, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Но эта любовь и есть для неё грех.

3.Можно ли любовь Катерины и Бориса назвать настоящей? Борис, как и Тихон, отталкивает её, не желает взять с собой.Он зависит от дяди. После последнего свидания с Катериной он говорит: «Только одного надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго». Он понимает её душевное состояние. Может, но не хочет её спасти. Но Катерина, несмотря ни на что, умирает со словами: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»)

4. Как повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины? После своего безоблачного детства Катерина попадает в дом Кабановых, в «тёмное царство». Свекровь вечно её унижает, оскорбляет, не даёт спокойно жить с мужем. Ей не с кем поговорить. Варвара хоть и пытается понять невестку, но она не такая, как Катерина: «Главное, чтобы всё было шито-крыто». С каждым днём это «тёмное царство» охватывает Катерину, давит на неё. Нет спасения и в любви. Жизнь становится невыносимой. И Катерина чаще задумывается о самоубийстве.

5. Как характеризуют образ Катерины Д. И. Писарев и А. Н. Добролюбов? В чём заключается противоречие в прочтении драмы критиками? Н.А. Добролюбов и Д. И. Писарев дали Катерине совершенно разную характеристику. Н. А. Добролюбов назвал героиню «лучом света в тёмном царстве». Он считает Катерину сильной женщиной. Д. И.Писарев считает, что все действия и поступки Катерины лишены всякого здравого смысла. Он относит её к «вечным детям и карликам». Их мнения расходятся потому, что каждый рассматривал характер, исходя из своих жизненных позиций, взглядов и опыта

6. Ответь на вопросы: Какое значение понятие свободы (работа с понятием) у Катерины, Бориса, Тихона? Какие моменты жизни Катерина воспринимала как знак свыше? Почему Катерина покаялась публично? Можем ли мы назвать Катерину сильной женщиной? Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

Катерина оказалась в очень сложной ситуации. В наше время люди могут обратиться за помощью в решении проблемы к психологу. Один из приёмов, которые рекомендуют специалисты – составление двух списков. В один записываются позитивные последствия решения, в другой – негативные. Давайте попробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы и используя цитаты. Запишите таблицу в тетрадь. « Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полётом птиц, ощущать на себе солнечный свет…»«Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…»« Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно – создам свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…»«Запрут – вот и будет тишина, никто мешать не будет…»«Мою любовь у меня никто не отнимет…»Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от матери…»«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь…»«Сколько радости принесут мне дети…»«Найдут, силой поволокут домой…»«Свекровь заест совсем…»«Никогда не быть мне свободной…»«Тихон не простит, снова придётся видеть его недовольное лицо…»«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни…»

Н. Ярошенко Портрет актрисы Стрепетовой

В. Серов Портрет М. Н. Ермоловой

К. Б альмонт У м оря н очью У м оря н очью, у м оря н очью Темно и с трашно. Х рустит п есок. О, к ак м не б ольно у м оря н очью. Есть г де - то с частье. Н о п уть д алёк. Я в ижу з вёзды. О дна м не с ветит Других с ветлее и в сех н ежней, Но, е сли с ердце е ё о тметит, Она д алеко, н е б ыть м не с н ей. Я у мираю у м оря н очью, Песок з атянет, з альёт в олна, У м оря н очью, у м оря н очью Меня п олюбит л ишь С мерть о дна.

И. И. Левитан. Вечер на Волге

Написать сочинение: «Самоубийство Катерины: сила или слабость?»