Омский государственный университет путей сообщения Институт менеджмента и экономики Логистика Лектор Григорий Григорьевич Левкин Курс лекций.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Омский государственный университет путей сообщения Институт менеджмента и экономики Логистика Лектор Григорий Григорьевич Левкин Курс лекций.
Advertisements

Основы планирования и организации логистического процесса в организациях (подразделениях) Лектор Галина Федоровна Солдатова Курс лекций.
ЛОГИСТИКА Логистическая система в организационной структуре компании Логистика как фактор повышения конкурентного преимущества компании Логистика как фактор.
Презентация на тему :Основы логистики организации(предприятия) Выполнили студентки: Миронова Т.И Комиссарова Е.Е Комиссарова Л.Е Бурцева Е.А Новикова А.С.
ЛОГИСТИКА ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ 1. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя 2. Энергетический кризис вызвал.
Тема 1 1.История возникновения логистики. 2.Причины возникновения. 3.Основные понятия.
Логистика Логистика - это стратегическое управление закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря. Понятие включает.
Задачи микрологистики. микрологистика Микрологистика обеспечивает опе­рации по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения.
2. Тенденции и факторы развития логистики. Период «фрагментаризации» гг. Транспорт и материально-техническое обеспечение рассматривались как.
Логистика Управление в логистических системах. Свойства логистической системы 1.Сложность логистической системы: наличие большого числа элементов (звеньев),
Повышение эффективности логистической системы предприятия Соискатель – Слиж Д.А. Научный руководитель – кандидат географических наук Решетников Д.Г. Диссертация.
ОБЪЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ. Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором.
1 Логистика Кафедра маркетинга и коммерции Пензина Т.Р. Тема 1 Вводная.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования MRPII-системы.
Лекция 2 Принципы создания, классификация, состав и структура ЭИС.
Финансовые потоки в транспортной логистике Подготовила Кулик Виктория.
Тема 1 Понятие логистики. Основные определения. * Понятие логистики имеет свою историю. Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов.
Логистика Вводная. Вопросы 1. Предпосылки возникновения логистики 2. Определение, объект, цель, разделы логистики. 3. Основные и поддерживающие функции.
Логистика распределения Каналы сбыта и основные посредники.
Логистика Логистика складирования, грузопереработка и упаковка.
Транксрипт:

Омский государственный университет путей сообщения Институт менеджмента и экономики Логистика Лектор Григорий Григорьевич Левкин Курс лекций

Дисциплина представлена теоретической и практической частями. Освоение теории логистики осуществляется при посещении лекций, а также в результате самостоятельной работы. Практическая часть – это решение задач и освоение алгоритмов их решения для дальнейшего использования в практике. Для углубления понимания используются ситуационные задания для самостоятельного решения. Методические указания к освоению дисциплины «Логистика»

По каждой теме лекции проводятся семинарские занятия. Задания и вопросы к семинарским занятиям размещены на сайте К каждому занятию выдается задача для самостоятельного решения, которая проверяется в аудитории. При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется воспользоваться списком источников литературы по данному курсу, периодическими изданиями в библиотеке университета, рассмотреть законодательную базу по конкретному вопросу. Методические указания к освоению дисциплины «Логистика»

Итоговый контроль по дисциплине – экзамен. Проводится в виде устного опроса. В течение семестра осуществляется промежуточный контроль. Виды промежуточного контроля: устный опрос; тестирование; контрольная письменная работа. В конце курса проводится итоговая контрольная работа, которая включает в себя устный опрос по всем темам и контрольные задачи. Самостоятельная работа включает в себя решение задач и подготовку к семинарам. Методические указания к освоению дисциплины «Логистика»

План 1. Формирование логистики как научного и практического направления. 2. Сфера применения логистики в экономике. 3. Менеджмент в логистике. Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУ

1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИКИ КАК НАУЧНОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ. Возникновение логистики как практического и научного направления деятельности связано с выделением в качестве объекта управления материального потока. Происхождение логистики исторически связывают с военным делом, так как долгое время логистический подход использовался при планировании и проведении военных операций.

Существует три аспекта использования термина «логистика». - военный. - математический. - экономический.

Объект и предмет логистики Объект исследования в логистике - материальный поток и сопутствующие ему потоки. Это движение продукции на всех стадиях формирования товара («источник сырья производство распределение товаров конечный потребитель обратные потоки»). Предмет исследования логистики - оптимизация движения материальных и сопутствующим им потоков.

Если эти правила выполняются, то цель логистической деятельности считается достигнутой. Шесть правил логистики могут приняты на предприятии как логистическая миссия. 1 нужный товар должен быть доставлен 2 в нужное место 3 с наименьшими затратами 4 в необходимом количестве 5 требуемого качества 6 нужному потребителю Шесть правил логистики

2. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИКИ В ЭКОНОМИКЕ Логистика охватывает материальные потоки на уровне предприятия (микрологистическая система) и в сфере обращения сырья и товаров (макрологистическая система). Логистика используется в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, сфере бытовых услуг. В результате оптимизации материальных потоков сокращаются затраты на физическое товародвижение, а также повышается точность и надежность при выполнении заказов покупателей.

Схема материальных потоков на уровне предприятия

Физическое товародвижение в сфере товарного обращения Поставщики- производители Розничные сетиМагазины Распределительный центр в месте производства Региональный склад Поставщики- производители

Цель логистики на отдельном предприятии – свести задачи отделов предприятия в единую и общую политику, преследующую снижение затрат на физическое товародвижение и прогрессивное завоевание рынка. Для достижения этой цели служба логистики на каждом предприятии объединяет и согласовывает деятельность всех подразделений, поэтому при проектировании, формировании и анализе логистических систем используется концепция современного менеджмента. 3. МЕНЕДЖМЕНТ В ЛОГИСТИКЕ

Принципы логистического менеджмента: 1 системный подход; 2 приоритет стратегического видения; 3 интеллигентное управление материалами; 4 единство материальной и информационной логистики; 5 создание логистических ядер; 6 использование электронных технологий.

Приоритет стратегического видения (развитие логистики на микроуровне )

Эволюционное развитие логистики 1920 – 1950 гг. фрагментизация Прогнозирование спроса Закупки Упаковочная индустрия Грузопереработка Складирование Военная логистика Планирование распределением Управление заказами Транспортировка Управление запасами в сбыте Обслуживание потребителей 1950 – 1970 гг. становление Материальный менеджмент Физическое распределение Производственный (операционный) менеджмент Планирование потребностей Производственное планирование и расписание Управление запасами в производстве Технологическая транспортировка 1970 – 1980 гг. развитие 1980 – 1990 гг. интеграция Интегрированная дистрибьюция Бизнес- Логистика Микропроцессорная коммерциализация Маркетинг Всеобщее управление качеством Промышленная логистика Информационные технологии

Заключение Использование логистики в экономике позволило упорядочить процессы физического товародвижения, устранить «узкие места» при транспортировке и складировании товаров, улучшить качество обслуживания покупателей и значительно повысить конкурентоспособность предприятия.

План 1. Понятие материального потока. 2. Финансовые потоки. 3. Информационные потоки. 4. Сервисные потоки. Лекция 2 ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ

1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА. Представление процессов предприятия в форме потоков является основополагающей чертой логистики. Следовательно, при изучении дисциплины необходимо определить понятие потока и виды потоков в логистических системах. Материальный поток – это количество товара (тонн, килограмм, кубометр), перемещенное в пространстве за определенное время (день, неделя, месяц и т.д.) или же множество объектов, воспринимаемых как единое целое. Пример: Аналогия управления материальными потоками в производстве и торговле - водоснабжение в домашних хозяйствах. С помощью крана можно изменять скорость потока воды, количество ее потребления в единицу времени.

Материальные потоки существуют независимо от наличия отдела логистики на предприятии. При отсутствии логистики на предприятии потоки не согласованы и разрозненны. Поэтому возникают излишние затраты времени и денег на организацию физического товародвижения. Сущность логистического подхода заключается в том, материальные, финансовые, информационные и сервисные потоки начинают рассматривать как единое целое. При этом потоки рассматривают на микроуровне (предприятие) и на макроуровне (между предприятиями).

Признаки классификации материальных потоков 1Отношение к логистической системе 2Ассортимент материальных потоков. 3В зависимости от вида транспорта. 4По габаритным, весовым и физико- химическим характеристикам грузов, составляющих потоки. 5Способ затаривания при транспортировке. 6Характер движения во времени. 7Степень детерминированности параметров потока. 8По количественному признаку. 9Принадлежность к функциональной области логистики.

Материальные потоки по отношению к логистической системе

Материальные потоки на макро- и микроуровне (по D. Arnold и др., 2002)

2. ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ Логистика изучает только те финансовые потоки, которые связаны с материальными потоками в процессе поставки или складирования товаров. Финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными и информационными потоками в рамках логистической системы предприятия и вне нее. Финансовые потоки классифицируются по назначению и видам хозяйственных связей.

3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ Информационные потоки сопровождают материальные потоки или служат причиной их возникновения (заказы товаров поставщикам). Признаки классификации информационных потоков: 1 Отношение к предприятию. 2 Вид носителей информации. 3 Время возникновения и периодичность использования. 4 Отношение к материальному потоку.

4. СЕРВИСНЫЕ ПОТОКИ Сервисные потоки включают в себя потоки услуг, генерируемые логистической системой или ее звеньями. Услуги в сфере логистики оказываются в процессе закупки и продажи товаров. Три стороны в логистике. 1-я сторона – поставщики сырья или товаров; 2-я сторона – потребители; 3-я сторона – логистические посредники или провайдеры.

Заключение Использование логистического подхода на предприятии предполагает описание существующих потоковых процессов. Материальные, информационные, финансовые и сервисные потоки рассматриваются во взаимной связи и взаимном влиянии. Управление материальными потоками направлено на поиск и устранение «узких» мест в месте пересечения потоков разных уровней, а также при передаче материальных ценностей между функциональными областями предприятия.

План 1. Концепция логистики и её основные положения 2. Основные цели и задачи логистики 3. Парадигмы логистики 4. Принципы логистики Лекция 3 КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИКИ

Концепция логистики – это система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путём рационализации управления материальными потоками. Для успешного внедрения концепции логистики на предприятии необходимо изменение мышления каждого работника и осознание руководством необходимости изменений. Следовательно, логистика должна восприниматься как философия управления материальными потоками. 1. КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИКИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основные положения концепции логистики 1 Реализация принципа системного подхода на макро- и микроуровне. 2 Учёт логистических затрат на протяжении всей логистической цепи. 3 Создание современных условий труда. 4 Занятие ниши на рынке и развитие услуг сервиса на современном уровне. 5 Способность логистических систем к адаптации. 6 Отказ от выпуска универсального технологического и подъёмно-транспортного оборудования. 7 Принятие решений на основе экономических компромиссов.

Традиционный (а) и логистический (системный) ( b) подходы к управлению потоками на макроуровне

Традиционный и логистический (системный) подходы на уровне предприятия

Логистическая система должна быть ориентирована на потребителей. Исходя из этого главной целью логистики является доставка продукции соответствующего количества и качества точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспортировку продукции, а также получение, обработка и передача информации. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ

Главная цель логистики для ее реализации декомпозируется (дробится) на следующие подцели: - создание эффективной системы контроля; - реорганизация организационной структуры предприятия; - организация логистического менеджмента на предприятии.

Задачи логистики по степени значимости подразделяются на три группы: - глобальные; - общие; - локальные.

П арадигма – это методология, методы и способы решения задач, главенствующие в течение определенного периода в обществе. Парадигмы логистики связаны с этапами ее эволюционного развития. Виды парадигм: - аналитическая; - технологическая (информационная); - маркетинговая; - интегральная. 3. ПАРАДИГМЫ ЛОГИСТИКИ

Принцип – основное, исходное положение теории, учения или науки. Принцип логистики – это обобщенные, опытные данные, полученные экспертами по логистике. Принципы логистики подразделяются на: - общеконцептуальные; - общесистемные; - специфические. 3. ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИКИ - -

Общеконцептуальные принципы логистики 1Комплексность 2Научность 3Конкретность 4Конструктивность 5Надежность 6Вариантность

Общесистемные принципы логистики 1 Системность 2 Эмерджентность 3 Иерархия 4 Интеграция

Специфические принципы логистики 1 Увязывание логистической стратегии с корпоративной стратегией. 2 Усовершенствование организации движения материальных потоков. 3 Обеспечение поступления необходимой информации и современной технологии ее обработки. 4 Стремление к эффективному управлению людскими ресурсами. 5 Поддержание тесной связи с другими фирмами при выработке стратегии. 6 Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей. 7 Определение оптимальных уровней логистического обслуживания. 8 Тщательная разработка логистических операций. 9 Стремление к укрупнению партий товаров Оценка эффективности деятельности логистических подразделений.

Заключение Концепция логистики включает в себя основные положения, цель, задачи, парадигмы и принципы. Разработка и внедрение логистической концепции на предприятии является сложной и многоплановой задачей. При реализации концепции логистики на макро- и микроуровне используются технологии сбора и обработки информации, что позволяет повысить оперативность управления логистическими системами.

План 1. Понятие логистической системы. 2. Классификация логистических систем. 3. Логистические операции и логистические функции. Лекция 4 ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

1. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Система (целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих единое целое. Понятие «логистическая система» является частным случаем по отношению к общему понятию системы, следовательно, свойства систем можно использовать для характеристики логистических систем.

Свойства логистических систем - Целостность и членимость - Связи - Организация - Интегративные качества

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ Логистические системы по масштабу деятельности: - макрологистические системы; - мезологистические системы; - микрологистические системы.

Классификация логистических систем

В зависимости от вида логистических цепей макрологистические системы подразделяются: 1. Система с прямыми связями 2. Система эшелонированная, или многоуровневая 3. Система гибкая

Микрологистические системы являются «островными» объектами логистики. Три вида микрологистических систем: - внутренние; - внешние; - интегрированные.

Логистическая система предприятия подвергается декомпозиции: - Звенья Подсистемы Элементы Функциональный комплекс Обеспечивающий комплекс Подразделения предприятия Участки подразделений

3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ Для изменения направления и состава потоков выполняются операции и функции. Логистические операции – это элементарные действия, выполняемые на одном рабочем месте или с помощью одного технического устройства. Логистическая функция включает в себя однородные логистические операции на определенных участках движения материального потока.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Основные функции Поддерживающие функции Закупка Транспортировка Управление запасами Управление заказами Информационное обеспечение Обеспечение производства Складирование Управление возвратами Обеспечение запасными частями Сбор, утилизация и рециклинг отходов производства

Логистические функции Логистический менеджмент: координация и интеграция СНАБЖЕНИЕПРОИЗВОДСТВОСБЫТ Закупки Транспортировка Управление запасами Складирование Грузопереработка Управление возвратами Управление производственными процедурами Транспортировка Управление запасами Складирование Грузопереработка Защитная упаковка Управление процедурами заказов Транспортировка Управление запасами Складирование Грузопереработка Защитная упаковка Сервисное обслуживание Управление возвратами

Заключение Логистическая система предприятия функционирует при условии реализации концепции логистики. Следовательно, не каждое предприятие можно назвать логистической системой. При анализе логистических систем следует придерживаться структурно-функционального подхода. Вначале описывается структура, а затем функции отдельных частей структуры.

План 1. Управление товарными запасами в логистике. 4. Модели управления запасами. Лекция 5 УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ