Пушкин учит нас писать письма Урок развития речи в 8 классе Учитель: Хребтищева Е.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок развития речи в 7 классе Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 92» г.Кемерово Цапкина Б.С.
Advertisements

(от греч. epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определённых сведений.
ПИСЬМО Друг ко мне пришел домой, И сказал мне Леха: Вовке написать письмо хочу Хорошо, не плохо. Только как вот? Помоги, выручай, дружище! Я сказал: Садись,
5 класс Письмо как средство общения людей на расстоянии.
1 Урок письма в 6 классе Учитель Оберная Н.С.. 2 Тема и цель урока Тема: Как написать письмо. Цель: Научиться писать письма. Уметь правильно оформлять.
Двадцать второе октября. Классная работа. Письмо..
Письмо Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены. Н. Кузовлёва Без крыльев, а летит, Без языка, а говорит.
МОУ ООШ с.Тамбовка Фёдоровского района Саратовской области Работу выполнила: учитель русского языка и литературы Фролова Татьяна Николаевна.
Письмо– след души и бытия.. Структура письма Основные части письма.Содержание.Речевые формулы. Зачин1.Место и дата. 2.Приветствие. 3.Обращение. Здравствуйте!
Я к вам пишу… (Пушкин А. С.). Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены… Н. Кузовлёва Сегодня на уроке мы -познакомимся с историей появления.
Учитель русского языка и литературы Макаревич В.И. Г. Ноябрьск, МОУ «СОШ» 12.
ПисьмоПисьмо Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены. Н.Кузовлева.
Определите, к какому стилю речи и жанру относится этот текст, обоснуйте свою точку зрения. Милая мама! Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил.
Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены. ПИСЬМО-1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего- нибудь кому-нибудь.2. Умение писать.3.
Г. Гуково От Мишки Вовке Москва Ул. Свободы, дом 33, кв. 5.
Урок развития речи Мы пишем письмо… Письмо – это эпистолярный жанр («эпистола» - значит «послание»)
Учимся писать письма! Минутка чистописания: Пишут не пером, а умом.
Автор: Кмить Т.Н. Учитель Русского языка и литературы.
Учитель русского языка и литературы: Ярина Ольга Ивановна.
Урок письма Михальчик Людмила Давыдовна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 126» г. Барнаул, Алтайский край.
Транксрипт:

Пушкин учит нас писать письма Урок развития речи в 8 классе Учитель: Хребтищева Е.Ю.

210-летию со дня рождения А.С.Пушкина посвящается…

Давайте сегодня перенесёмся в XIX век, познакомимся подробнее с этим жанром на примере писем А.С.Пушкина, а также писем героев Пушкина XXI век – век современных технологий: компьютеры, Интернет, мобильные телефоны… Как популярны слали sms- сообщения, как жаль, что уходит в прошлое такой замечательный жанр, как письмо. Когда- то этот жанр был столь популярным.

История эпистолярного жанра Эпистолярная литература (от греческого epistole) – это «переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная проза, предполагающая широкий круг читателей» Начало эпистолярному жанру было положено еще в античные времена (Цицерон, Сенека) В эпоху Средневековья эпистолярный жанр становится ведущим жанром публицистики ( В столетиях жанр «письма» становится едва ли не господствующим и используется как «способ придания непосредственности интеллектуальному общению».(Вольтер и Дидро)

Эпистолярная литература развивается по тем же двум направлениям: «частная переписка» и «открытые письма». В 19 начале 20 веков по-прежнему сохраняется многообразие видов эпистолярной литературы (Достоевский, Бунин) В настоящее время интерес к данному жанру снизился, что связано, вероятно, с расширением возможностей и средств связи, а также обусловлено некоторыми общественно-политическими условиями.

Алгоритм написания письма: 1.Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…). 2.Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания. 3.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. 4.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. 5.Подпись. Дата.

Письма бывают деловые и частные. В деловых письмах используется «шапочка», в которой указывается, кто и кому обращается. Ситуация излагается как можно более точно и чётко, с указанием дат, названий учреждений, участников событий. Для частного письма характерна непринуждённость общения, стремление передать эмоции. Чувства, используются элементы разговорного стиля речи.

Поговорить о произведениях А.А.Пушкина, в которых используется этот жанр: «Дубровский», «Капитанская дочка». Выбрать отрывки, в которых используется жанр письма (домашняя заготовка) Определить, это деловое или частное письмо, доказать Дать анализ алгоритму написания письма Определить функцию письма в художественном произведении

Рассмотрим несколько писем А.С. Пушкина, обратим особое внимание на структурное содержание письма: форму обращения, типичные разговорные клише, типичные концовки, а также определим стиль этих писем Первое письмо А. С Пушкина адресовано А. X. Бенкендорфу: Милостивый государь Александр Христофорович, По приказанию Вашего превосходительства, являлся я сегодня к Вам, дабы узнать решительно свое назначение, но меня не хотели пустить и позволить мне дожидаться. Извините, Ваше превосходительство, если вновь осмеливаюсь Вам докучать, но судьба моя в Ваших руках, и Ваша неизменная снисходительность ободря­ет мою нескромность. С истинным, глубочайшим почтением и сердечной преданностию, честь имею быть (...) ПушкинА. X. Бенкендорфу. 18 апреля Петербург

1). Каков стиль данного письма, докажите 2). Соответствует ли структура письма этому стилю? 3). О чём это письмо?

Второе адресовано брату Льву (в сокращении): Милый брат, я виноват перед твоею дружбою, постараюсь загладить вину мою длинным письмом… Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видел великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными; жалею, что не всходил со мною на острый верх пятихолмного Бешту, Машука, Железной горы, Каменной и Змеиной. Кавказский край, знойная граница Азии, любопытен во всех отношениях. … Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался, счастливое, полуденное не­бо; прелестный край; природа, удовлетворяющая во­ ображение, горы, сады, море; По крайней мере пиши ко мне благодарю тебя за стихи; более благодарил бы тебя за прозу. Уведомь меня об наших. Всё ли еще они в деревне... Обними же за меня Кюхельбекера и Дельвига. Видишь ли ты иногда молодого Молчанова? Пиши мне обо всей братье. ПушкинЛ. С. Пушкину. 24 сентября 1820 г. Из Кишинева в Петербург

1). Каков стиль данного письма, докажите 2). Соответствует ли структура письма этому стилю? 3). О чём это письмо?

И последнее письмо для жены Н.Гончаровой (в сокращении) Милая женка, вот тебе подробная моя Одиссея. Ты помнишь, что от тебя уехал я в самую бурю. Приключения мои начались у Троицкого мосту. Нева так была высока, что мост стоял дыбом; веревка была протянута, и полиция не пускала экипажей. Чуть было не воротился я на Черную речку. Однако переправился через Неву выше и выехал из Петербурга. Погода была ужасная. Деревья по Царскосельскому проспекту так и валялись, я насчитал их с пятьдесят. И в лужицах была буря. Болота волновались белыми волнами. По счастию, ветер и дождь гнали меня в спину, и я преспокойно высидел всё это время. Что-то было с вами, петербургскими жителями? … Коли не утону в луже, подобно Анрепу, буду писать тебе из Яропольца. От тебя буду надеяться письма в Симбирске. Машу не балуй, а сама береги свое здоровье, не кокетничай 26-го. Кланяюсь и целую ручку с ермоловской нежностию Катерине Ивановне. Тебя целую крепко и всех вас благословляю: тебя, Машку и Сашку. Кланяйся Вяземскому, когда увидишь, скажи ему, что мне буря помешала с ним проститься и поговорить об альманахе, о котором буду хлопотать дорогою. ПушкинН. Н. Пушкиной. 20 августа Из Торжка в Петербург

1). Каков стиль данного письма, докажите 2). Соответствует ли структура письма этому стилю? 3). О чём это письмо?

Выводы по уроку Каковы функции писем в произведениях Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка»? Интересно ли было читать Письма Пушкина, адресованные Разным людям, можно ли по ним учиться писать письма?

Умеете ли вы писать письма? Какие правила надо соблюдать? … Если ты случайно забыл написать о чём-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P.S., что означает: «после, написанного». Никогда не употребляй шаблонные, безвкусные выражения: «Лети с приветом вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», «Найдёте ошибку – примите за улыбку».

Дом. Задание: Письма известных, великих людей – это отдельные произведения. Произведения Пушкина, его письма частного характера… От чтения этих писем получаешь огромную радость. Конечно, Пушкин – это талантливый, гениальный человек, и так, как он, не напишешь. Но, может быть, нам стоит тоже попробовать, а вдруг и ваши письма когда-нибудь напечатают. Проба пера... Написать сочинение-письмо в художественном стиле своему другу, живущему в другом городе: «Хочу рассказать тебе о своём родном крае».