ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ В 17 ВЕКЕ Новосибирск. Школа 103
Смута привела к противоречиям среди священнослужителей - патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген - В.Шуйского, Филарет - Лжедмитрия II. Церковь после смуты
Портрет патриарха Филарета. Худ. Н. Тютрюмов Патриарх Филарет. Раскрашенная гравюра в книге
В 1619 г.Филарет возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патриархом всея Руси. Филарет стал фактически вторым царем и смог укрепить государственную власть, но вопросы касающиеся церкви решить не смог.
Патриарх Никон Патриарх Никон с клиром.
Патриарх Никон и Царь Алексей. Фрагмент иконы XVII века Инициаторами реформ, приведших к расколу Русской Церкви, были царь Алексей Михайлович ( ) и его «собинный друг» патриарх Никон ( ).
Патриарх Никон. Миниатюра из «Титулярника» 1672 годаТитулярника Никон родился в семье бедного крестьянина- мордвина, но благодаря своему уму и целеустремленности, сумел сделать блестящую карьеру и достигнуть московского святительского престола.
В 1636 году священник Никита Минов пришел из Москвы в Соловецкий монастырь. Он поселился на Анзерском острове, втором по величине острове архипелага, где некий старец Елеазар основал новый скит. Соловецкий монастырь. Фото нач. XX в.
У Елеазара Никита принял пострижение и принял в монашестве имя Никона. В 1639 году по неизвестным причинам Никон поссорился со своим наставником и покинул обитель, отправившись морем по направлению к устью Онеги. Второй и последний раз в своей жизни Никон посетил Соловки в 1652 году, когда он отправился туда за чудотворными мощами московского митрополита Филиппа. По возвращении в Москву Никон был поставлен в патриархи. Соловецкий монастырь
Патриарх Никон был единственным из русских иерархов, который имел свой герб. Стихотворная надпись сверху герба: «Егда печать сию вернию сматряем, Велика Пастыря всем уподобляем». Внизу приведено толкование герба: «Десницу, светильник, ключ, Евангелие, Образ Спосов, крест, жезл, началие». По сторонам герба расположены заглавные буквы титула Никона: Никон Милостию Божией Великий Государь Святейший Архиепископ Московский и Всея Великия и Малыя и Белыя России Патриарх.
Одна из подписей патриарха Никона: «Никон Божиею милостию архиепископ царствующаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя Росии Патриарх». В период своего наивысшего могущества Никон подписывался так: «Никон, Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго великого града Москвы и всеа Великия и Малыя и Белыя России и всеа Северныя страны и Помориа и многих государств патриарх».
Митра. Дар царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны патриарху Никону в гг. Будучи страстным поклонником всего греческого, Никон желал как можно более сблизить русскую богослужебную практику с новыми обрядами христианского Востока.
Патриарх Никон. Гроссе О. Для уничтожения исторически сложившегося обрядового различия и была начата реформа, приведшая к расколу. Патриарх мечтал о том, что после ее завершения Русская Церковь будет во всем подобна Греческой а он, Никон, станет вселенским патриархом, православным папой.
Алексей Михайлович Тишайший
Честолюбивые замыслы патриарха соответствовали политическим взглядам молодого царя, который желал восстановить великую Византийскую империю, объеденив под своим скипетром все православные народы: греков, славян и грузин. Царь Алексей Михайлович
А.Иванов. Во времена раскола. Однако вместо объединения единоверцев царь получил раскол в собственном народе и государстве.
Великим постом 1653 года всероссийский патриарх Никон разослал по московским храмам свой указ («память») о введении крестного знамения тремя перстами и об отмене земных поклонов при богослужении, символом культа был объявлен четырехконечный крест вместо восьмиконечного и т.п. Значительная часть низшего русского духовенства, видя в нововведениях измену святоотеческой старине, выступила против реформ патриарха. Церковный раскол
Образцы перстосложения
Издание Деяния Московского Собора 1654 года. Для придания своим начинаниям большего авторитета Никон в 1654 году созвал в Москве церковный собор, который дал согласие на введение новых обрядов и справу русских богослужебных книг по современным греческим.
Единственным представителем высшего духовенства, открыто посмевшим выступить против реформ патриарха, был коломенский и каширский епископ Павел. Но он жестоко поплатился за свое несогласие с первоиерархом: Никон собственноручно избил непокорного епископа, бросил в темницу, а затем сослал на Онежское озеро в бедный Палеостровский монастырь, откуда епископ был переведен под более строгий надзор в нижегородский Хутынский монастырь, где в 1656 году его убили по велению патриарха.
Среди противников нововведений Никона была и братия прославленной Соловецкой лавры. В 1657 году, когда на Соловки привезли новые богослужебные книги, иноки, собравшись на собор, отказались служить по-новому. Соловецкий монастырь. Спасо-Преображенский собор
Соловецкий монастырь. Корожная башня С этого момента началось противостояние монастыря верховной светской и церковной власти. В обитель постоянно приезжали посланцы царя, призывая братию покориться и принять реформу. Однако иноки стойко держались отеческих преданий и предпочли смерть измене старине.
Соловецкий монастырь. Набережная Святого озера В 1668 году, при приближении царского войска, посланного на разорение обители, иноки затворились в монастыре: так началось знаменитое «соловецкое сидение». Стрельцы неоднократно пытались взять штурмом обитель, но все попытки оставались тщетными, пока в январе 1676 года монах- предатель Феоктист не показал осаждавшим потайной ход
Монастырь. Закат солнца Этим ходом войска проникли в монастырь в ночь на 22 января и устроили кровавую резню, в которой погибло несколько сотен защитников обители.
Портрет священника - старообрядца
В результате Раскола русский народ разделился на две конфессиональные группы: старообрядцев и новообрядцев. Обе группы создали обширную и своеобразную апологетическую литературу. Старообрядческие писатели в многочисленных трудах доказывали древность церковного обряда, упраздненного патриархом Никоном, и находили богословские обоснования своему сопротивлению новшествам. Их противники-новообрядцы, напротив, оправдывали реформы Никона и старались убедить староверов в еретичности и погрешительности их воззрений.
Книга «Трудов» Патриарха Никона: «возражение, или Разорение противо вопросов и ответов…», «Духовные наставления христианину», «Духовное завещание», переписка; описания его благотворных трудов в церковной, социальной и других сфер жизни, дел-чудес врачебных, религиозно- философских взглядов и системы богословия, архитектурного и художественного наследия Иверского Валдайского, Нового Иерусалима и Воскресенского монастырей, судного дела и др. Труды Никон, Патриарх М.: Изд-во Моск. ун- та, 2004.
Неврев Н. Патриарх Никон. Никон был склонен к бескомпромиссности и прямолинейности. Он стремился поднять церковь над светской властью и основать в России главенство церкви.
Одно из первых изображений восточной части Патриарших палат с домовой церковью, построенной Никоном. Миниатюра 1673 года. Строптивость Никона приводила к странным выходкам в его поведении: он отказался от патриаршества, а затем заявил о своем возвращении: «Сшел я с престола никем не гоним, теперь пришел на престол никем не званный».
И царю, и клиру надоели капризы Никона. В декабре 1666 года церковный собор, на котором присутствовали византийские патриархи, под давлением светских властей лишил Никона патриаршего сана.
Лишение на Соборе патриарха Никона патриаршего сана.
Бывший владыка был сослан в Ферапонтов монастырь. Несмотря на свой статус арестанта, Никон пользовался в монастыре относительной свободой. После смерти Алексея Михайловича в 1676 году Никон был переведен под более строгий надзор в Кирилло- Белозерский монастырь. Ферапонтов монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь Кирилло-Белозерский монастырь стал последним пристанищем Никона.
Кирилло-Белозерский монастырь
Причиной перевода ссыльного владыки из Ферапонтова монастыря стал ложный навет его врагов о якобы имевшихся связях Никона с бунтовщиком Стенькой Разиным.
В Кирилловом монастыре Никон пробыл несколько лет, пока царь Федор Алексеевич не позволил ему вернуться из ссылки.. Однако по пути в Москву Никон умер. Смерть застигла его в Ярославле 17 августа 1681 года в четыре часа пополудни. Кирилло-Белозерский монастырь
Кирилло - Белозерский монастырь. Художник Гришин Геннадий Петрович 1983
Тело усопшего было привезено в Воскресенский монастырь, где 26 августа было предано земле под сводами Воскресенского собора в присутствии царя Федора и высшего духовенства.
Клыков В. Протопоп Аввакум Протопоп Аввакум Одним из главнейших и активнейших противников нововведений патриарха Никона был Аввакум, соборный протопоп из города Юрьевца- Польского.
Аввакум родился в 1620 году в Нижегородском краю, в семье сельского священника и в возрасте 24 лет был поставлен в попы. Молодого батюшку, отличавшегося строгим благочестием и суровым характером, одни искренне любили, другие же люто ненавидели. Увидев в реформах Никона измену древнему православию, Аввакум выступил против нововведений и стал призывать народ не покоряться новинам.
Автограф протопопа Аввакума
За эту проповедь его неоднократно заключали в темницы, ссылали в Сибирь, где Аввакум вместе с семьею претерпевал нечеловеческие лишения и муки. Но ничто не могло сломить «протопопа-богатыря». В 1666 году Аввакум вместе с нексолькими ближайшими единомышленниками был сослан в заполярный городишко Пустозерск, где, сидя в земляной тюрьме (15 лет), написал свое знаменитое «Житие» - выдающийся памятник русской литературы.
Боярыня Морозова у Аввакума. Литография второй половины XIX века.
В 1682 году по царскому указу Аввакум был казнен (сожжен на костре).
Мясоедов Г. Самосжигатели. 1884
Архитектурный ансамбль Воскресенского Ново- Иерусалимского монастыря был основан в 1656 году патриархом Никоном. Монастырь должен был стать центром Святых мест, создаваемых близ Москвы «в образ и подобие» Святых мест Палестины, связанных с событиями земной жизни Иисуса Христа. В соответствии с замыслом некоторые подмонастырские села, окрестные холмы и долины получили соответствующие наименования. В частности река Истра стала именоваться Иорданом. Почти на её берегу был построен для патриарха Скит ( ) с церковью Богоявления. Новый Иерусалим
Воскресенский собор. Центральным сооружением всего комплекса «Подмосковной Палестины» является Воскресенский собор, задуманный и построенный как топографическая копия храма Гроба Господня в Иерусалиме. В грандиозным соборе воспроизведены основные христианские святыни: место казни Христа, место его погребения и Воскресения, место обретения Креста Господня.
Воскресенский собор. Ротонда. Воскресенский собор строился в два этапа. С 1658 по 1666 гг. строительными работами руководил сам основатель монастыря. В 1666 году строительные работы были прекращены в связи с опалой, постигшей патриарха Никона. Достраивался храм с 1679 по 1685 год. В 1681 году в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи под Голгофой был похоронен патриарх Никон.
Воскресенский собор с церковью Константина и Елены. Вид с востока. Шварц В. Патриарх Никон в Новом Иерусалиме. 1867
Всем известен монастырь Новый Иерусалим, основанный Патриархом Никоном близ Москвы. Менее известно, что Патриарх воздвиг в Русской земле также и Новый Афон. Им стал Иверский монастырь на Валдае. Иверский монастырь на Валдае Новый Афон
alb/image.asp? /.../ razdely/image351.htm gosudarstvo.voskres.ru/ moskva/images.htm gallery-landscape-03.htm Авторы: Ссылки: Краузе Анна Николаевна Путилова Мария Евгеньевна Учитель: Казаретина Оксана Васильевна