Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Балтийска УХАБИНА МАРИЯ ГРИГОРЬЕВНА Давно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внеклассное мероприятие-презентация Князьковой Н.П. МОУ «Зубово-Полянская СОШ 1»
Advertisements

FedotoVA Мой предок – участник войны Выполнила: учащаяся ГБОУ СО СОШ 3 г.о.Сызрани Самарской области 4 «А» класса Новоженина Анастасия Куратор: учитель.
Выполнила: Авксентьева Анна Сергеевна 10 лет, ученица 5Г класса, МОУ «Урмарская СОШ 1 им.Г.Е.Егорова» Руководитель: учитель технологии Васильева Оксана.
Гордиться славою своих предков Не только можно, но и должно. А.С. Пушкин.
Обзор литературы. «Они прошли по этой жизни просто, в подкованных пудовых сапогах» С. Орлов.
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
Выполнила ученица 5 Б класса Кузьмина Дарья Я против войны!!!
1 9 мая 9 мая - это всенародный праздник. Солдаты воевали, а женщины растили детей - будущее страны. Общими усилиями была достигнута победа над врагом!
Работу выполнил Шилов Алексей Руководитель работы: Кравченко Т.М., учитель литературы.
Приходят к дедушке друзья, Приходят в День Победы. Люблю подолгу слушать я Их песни и беседы. Я не прошу их повторять Рассказов сокровенных: Ведь повторять.
9 мая 9 мая - это всенародный праздник. Солдаты воевали, а женщины растили детей - будущее страны. Общими усилиями была достигнута победа над врагом!
Работу выполнила : ученица 4 класса Машинец Алена Руководитель : Мащенкова Марина Алексеевна Павловка 2014 г.
Строка, оборванная пулей Судьба и творчество поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны Проект подготовлен учащимися 6а класса МОУ-СОШ 1.
Работа ученицы 6 класса «Б» Распаевой Карины. Учитель: Малахова Елена Васильевна МОУ Красноярская школа 1.
Поздравление от 11 Б. Дорогие наши педагоги! Какое гордое призванье - Давать другим образованье, - Частицу сердца отдавать, Пустые ссоры забывать, Ведь.
Выполнила: ученица 3 «б» класса МОУ СОШ 3 Устинова Елизавета Руководитель проекта: учитель начальных классов Гондуркаева Л.Ю.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
«Война в истории семьи Литовченко Ивана Егоровича» Автор работы: Бобрикова Юлия 9 класс МОУ СОШ 4 с. Малые Ягуры, Туркменского района, Ставропольского.
Экскурсия по музею «Западный микрорайон в вехах истории» Когда звучит над городом салют, Погибшие за Родину встают. Мы их не видим, мы не слышим их, Но.
Хочу тебя поздравить, мама, Всегда ты будешь самой-самой, Тебя люблю и уважаю, И лишь одно я точно знаю – Что только мама не предаст, И руку помощи подаст.
Транксрипт:

Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Балтийска УХАБИНА МАРИЯ ГРИГОРЬЕВНА Давно умолк набат войны, Цветут цветы в родном краю. Но будет вечно спать солдат, Что смертью храбрых пал в бою. Он сохранил тебе и мне, И человечеству всему Покой и счастье мирных дней.

Нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. С. И. Ожегов Учительство – это одно из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Учителю поручена высокая нравственная миссия: на своём месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на этих принципах. Главная цель образования – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, духовно зрелой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном и нравственном становлении своих учеников.

Нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. С. И. Ожегов Наиболее способствуют этому такие предметы, как русский язык и литературы. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам нравственного воспитания учащихся. Причём, происходит это ненавязчиво. Порой незаметно для самих учащихся. Небольшие предложения на уроках русского языка ( Война! Тяжелейшее испытание для любого народа. Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи в нашей стране. Стою у Вечного огня с поникшей головой…) можно использовать для различных видов разбора. Важное место в нравственном воспитании учащихся, в развитии их творческих способностей занимает работа с художественным текстом на уроках развития речи (при обучении написанию изложений и сочинений), позволяющая осуществлять межпредметные связи в обучении.

Ю. Я. Яковлев Было это во время Великой Отечественной войны. Бой сменял бой. Атака сменяла атаку. А дивизия всё не отходила. Наступили трагические дни. Обескровленная дивизия была окружена. Кольцо окружения всё сжималось, будто враг сжимал на горле дивизии свои костлявые пальцы. И тогда оставшиеся в живых решили: надо спасти знамя, надо вынести его из окружения … Спасти знамя вызвался старший политрук Барбашёв Александр Васильевич…

Ю. Я. Яковлев «Совет знаменосцев» Тексты, посвящённые Великой Отечественной войне, несут в себе большой воспитательный заряд: они открывают возможность постановки перед учащимися серьёзных нравственных проблем и представляют высокую художественную ценность. Они интересны детям, вызывают у них глубокий эмоциональный отклик и привлекают внимание стилистическим богатством, структурной стройностью, яркой образностью языка. Подобные тексты можно найти в произведениях К. Симонова, Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Астафьева, В. Распутина, В. Гроссмана и многих других наших замечательных писателей и поэтов. Также эти тексты можно использовать для проведения комплексного анализа текста в старших классах.

Исследовательская работа учащихся Внимание к истории Родины и в первую очередь к событиям Великой Отечественной войны и её участникам - традиционная особенность нашей школы. Исследовательская работа учащихся – это благодарная память о тех, чьими ратными подвигами были спасены от гибели мир и цивилизации. Во внеурочное время моими учениками проводится большая работа по увековечиванию памяти участников Великой Отечественной войны. Ученики работают над созданием сочинений- очерков: «Долг сильнее смерти», «Мужество нетленно», «Последние письма» и др., пишут исследовательские работы о своих родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Также участвуют в областных и Всероссийских конкурсах. Так в 2009 году ученица 10»А» класса Вербинец Мария была награждена Дипломом «Гран-при» за участие в областном конкурсе творческих работ «Вечное слово».Свою работу она посвятила родственникам Александру и Маргарите Пыльцыным, в которой рассказала об их любви, которая родилась во время войны.

ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ РОМАН Она сидела на скамейке и плакала. Скамейка была у самой танцевальной площадки, и ей казалось, заплакала она оттого, что там вдруг заиграли вальс, знакомый с детства, полный предчувствий радости, любви, а она одна, и в этих грубых, тяжелых деревяшках, на которых ходить-то трудно, не то что танцевать. Но это пролились, наконец, долго сдерживаемые слезы от несовместимости того, о чем напоминала и что рождала вновь музыка, со всем тем, что звалось войной. В той, довоенной жизни она видела себя девочкой, стоящей, как и положено ученице балетной студии, у большого, во всю стену, зеркала, на пуантах, с грациозно изогнутыми пальцами рук. Теперь она никогда не смотрелась в зеркала. Только в стекла. Стекла жалостливо прятали ее неестественную блокадную худобу, мешковатые лыжные брюки, единственный ее наряд, и навеки совсем не грациозно изогнутый палец руки в Ленинграде, во время обстрела, наивно прикрыла голову рукой, будто рука могла уберечь. Но вот ведь уберегла осколок, перебив нерв, остался в ладони. Обстрел начался, когда хоронили папу. Она не плакала: не лицо слезами сердце обливалось кровью, и страха от начавшегося во время похорон обстрела не испытала. Исследовательская работа учащихся

Военно-полевой роман И вдруг в жизни некоторых людей счастливые «вдруг» следуют, как закономерность, вдруг она почувствовала, что на скамье не одна. Она отняла руки от лица и увидела рядом черноволосого лейтенанта. Он, молча, смотрел на нее, похлопывая тонким прутиком по блестящему голенищу. «Красив, как бог», скажет она потом маме, стараясь не смотреть на себя даже в стекла. Она не знала еще, как красиво все, на что смотришь с любовью. Почему он не пошел тогда танцевать? Почему остался с ней, заплаканной, худющей, в нелепом этом наряде? Как случилось, что ему, незнакомому человеку, она в тот вечер рассказала о себе все?.. Любовь молния. Но на пустом небе молнии не сверкают. В тот вечер и он рассказал ей о самом главном. Десятый рапорт с просьбой об отправке на фронт закончился тем же, что и предыдущие девять, взысканием: «Командованию виднее». На этих руках она выносила для него с поля боя не только себя их будущего сына, который уже несколько месяцев жил в ней, чтобы родиться вскоре после Победы, и того дня, когда они расписались на рейхстаге «Александр и Маргарита Пыльцины». Он родится раньше срока и весом в 1 килограмм 100 граммов война не лучшая из повитух, но вырастет крепким, плечистым, надежным, и она назовет его Сергеем, в честь своего погибшего в блокаду отца, а потом родится еще сын, и его назовут Сашей, а потом пойдут внуки, и станет в их семье три Александра, и все они в канун 65-летия Победы соберутся на 65-летие свадьбы, и вспомнят ту скамейку, и ту польскую деревушку, и эту, самую страшную дорогу. Ну, а то, за что они сражались, с ними будет всегда потому что любовь можно сохранить лишь во имя чего-то, что выше даже любви. Она искала его в медсанбате долго, потому что красивого, черноусого там не было. Если б она посмотрела на себя хотя бы в стекло, она б увидела, что и ее узнать невозможно: неожиданная седина неузнаваемо меняет даже двадцатилетних. Она узнала его забинтованного, как мумия, по губам. Губы эти не ответили на ее поцелуй он был без сознания. Две недели провела она в медсанбате. Они слились для нее в один длинный, изнурительный, без лиц, штрихов и деталей день. Но именно за эти две недели она получила свой орден Красной Звезды. Запомнилось одно: как отдавала кому-то кровь. Прямое переливание. Только тут, на столе, »она потеряла сознание. А вечером в сознание пришел он. И совсем не удивился, что она рядом.

Старшая сестра « ЖИВЫЕ И МЁРТВЫЕ. ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ» (ОЧЕРК) Посвящается пионеру-герою, юному партизану-разведчику, Герою Советского Союза Марату Казею и его сестре Ариадне СТАРШАЯ СЕСТРА - Что считаете главным в женщине? - Пикантность. - Как любите проводить свободное время? - За рулем своей машины. - Назовите одно из сильных эстетических впечатлений. - «Юдифь» Джорджоне. - Что считаете важным для своей профессии? - Физическое совершенство. - Вам знакома зависть? - У меня есть все, чтобы не испытывать этого чувства. - Хотели бы прожить свою жизнь заново? - Да исключая собственные ошибки. - Что такое отчаяние? - Не знаю. Я не испытывала этого чувства. В ладно скроенной юбке, тугом свитере и облегающих ногу сапожках, она сидит на мягком диване, колени прикрыты замысловатого узора вязаньем. Она не только вяжет, но и шьет предпочитает ножную машину и вышивает (яркие цветы на вязаном костюме так элегантны!), умело готовит (щавельный борщ зимой это чудо!), предпочитает парикмахерскую на дому («Берете мисочку с теплой водой...»). Эдакий баловень судьбы. Пикантность, согласимся, редко произрастает из суровой прозы жизни, так же, как и желание повторить эту жизнь заново, минуя лишь собственные ошибки. Видимо, так у нее благоприятно складывались обстоятельства. Марат Казей и его сестра Ариадна

Старшая сестра Ей было девять, когда из жизни ушел отец. Последнее ощущение папки так и сейчас она его называет, запах новенькой кожи, когда ты прижимаешься к его широкой груди. Папка ходил в новом кожаном костюме. Костюм подарили ему за хорошую работу, и он носил его, не застегивая верхних пуговиц: чтоб была видна тельняшка. Тельняшку папка привез с Балтики. И еще имя ее брату Марат, в честь крейсера, на котором служил. Мама тоже ходила в кожаной куртке. Красная косынка на ее черных волосах всегда алела вызывающе ярко. Она повязывала косынку так, чтоб не была видна отметина у виска след кулацкой пули. Но ненависти своей к тем, кого она считала врагами, мама не прятала никогда. Даже тогда, когда гестаповцы уводили ее из дома. За связь с партизанами. Ее увели из дома, потом в черной крытой машине увезли из села. И навсегда остался лишь ее последний крик: «Дети, берегите друг друга. Я вернусь!» Она не вернулась. Ее повесили. 7 ноября 1941 года. Это была одна из первых публичных казней в Минске. Так в 16 лет она перестала быть дочерью, доченькой, дочуркой. И осталась только сестрой.

Старшая сестра Она поднималась на четвертый этаж чужого ей дома и мысленно представляла себе, как поднимается по этим ступеням, утром и вечером, Лариса. Каждый день. С больной ногой. Боль накапливает обиду, обида рождает раздра­жение, раздражение выливается на соседей, соседи… Она медленно поднималась на четвертый этаж и думала о том, что она, депутат, должна непременно добиться, чтобы чужая ей больная женщина не поднималась домой по ступеням. Лариса переехала в новую квартиру на первом этаже. Сама она живет на втором. Ноги у нее не болят. Потому что ног у нее нет. Жизнь ее полна ударов, каждый из которых мог бы сбить с ног. Она же стоит на своих ногах вызывающе уверенно, сказала бы я если бы это не звучало такой неуместной здесь игрой слов. Жизнь ее полна потерь, каждая из которых может повергнуть другого в непроходящее уныние. А ею жизнь эта воспринимается как обретение. Что такое мужество? Любовь к людям. Вам знакома зависть? У меня есть все, чтоб не испытывать этого чувства. Кого вы назовете мещанином? Человека, который не чувствует себя частицей своего народа. Что такое отчаяние? Не знаю. Я не испытывала этого чувства... Памятник Марату Казею Да, там, на санях под елью, зимой, в лесу в 43-м, без наркоза какой в лесу наркоз? ноги, обмороженные, отрезали. Обыкновенной пилой. Вот такой она «баловень судьбы» Ариадна Казей, сестра Героя Советского Союза Марата Казея, чье имя знали каждая девочка и каждый мальчик в нашей стране. И сама Герой Социалистического Труда…

МИР ЛИТЕРАТУРЫ Как это было! Как совпало- Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом во мне очнулось! Давид Самойлов Мир литературы - это сложный, удивительный мир и в то же время очень противоречивый. Особенно сегодня мы это ощущаем на себе. Неизменным остается только одно: память. Мы должны быть благодарны тем писателям, которые после себя оставили когда- то признанный, а порой и непризнанный труд. Эти произведения заставляют нас задуматься над смыслом жизни, вернуться в то время. Произведения о войне - живая память о тех, кто уже не вернётся никогда. «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека», - пишет В. Распутин. И пусть нашей благодарной памятью будет наше неравнодушное отношение к их творениям.