Тема урока: Фразеологические единицы и их употребление в речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Фразеология» Презентация по русскому языку Ученика 10 класса «А» Петрунцова Николая.
Advertisements

Для выражения мыслей, люди используют более сложные единицы- устойчивые сочетания слов.
Лексико – грамматические разряды фразеологизмов Авторы: Мартынова Татьяна, Киреева Ксения, учащиеся 9 класса МОУ СОШ МОУ СОШ с. Кипцы с. Кипцы.
Культурологический аспект в изучении русского языка. Роль и значение фразеологических оборотов в современном русском языке. Фразеологический оборот – это.
Выполнили студентки 11 группы: Хайдарова Гузель Хайдарова Гузель Болтман Елена Руководитель проекта: преподаватель русского языка Жигарева Ольга Николаевна.
Учитель русского языка и литературы Климова Светлана Михайловна МОУ «Дипкунская СОШ»
Фразеологические единицы, их типы. План лекции: 1.Что такое фразеологизм? 2. Особенности фразеологизмов. 3. Классификация фразеологизмов с точки зрения.
Тип: урок «открытия» нового знания; Технологии: Здоровьесбережения; педагогики сотрудничества; самодиагностики; проектной деятельности. Решение проблемы:
Нужны ли нашей речи фразеологизмы? Образец работы ученика 6 класса. Выполнила учитель русского языка МОУ «Поярковская СОШ 2» Козлова Елена Вацлавовна.
Урок русского языка в 3 классе Выполнила: учитель МОУ СОШ 117 Самарина Наталья Владимировна.
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ «ЗАБАВНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» 8 КЛАСС.
Урок составила учитель русского языка и литературы Саенко Ксения Андреевна МАОУ лицей пгт Афипского МО Северский район 2013 г.
Фразеология Фразис – Логос – «выражение» «учение» Фразис – Логос – «выражение» «учение» Фразеология - состав фразеологических сочетаний в языке Фразеология.
Фразеологи я. Признаки фразеологизмов Урок русского языка в 6 классе Учитель русского языка Загумённова Ольга Валерьевна МОУ Варгатерская основная общеобразовательная.
В мире русской фразеологии. Русский язык относится к числу наиболее богатых и Русский язык относится к числу наиболее богатых и развитых языков мира. Словарное.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Гончарук Екатерина Юрьевна Лексикология.
…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
ГИА – 9 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЧАСТЬ С 2. Объяснить смысл высказывания о русском языке Аргументировать ответ примерами- аргументами из текста из текста: Найти.
Фразеологизмы. Наш язык богат яркими, образными выражениями. Многие из них являются устойчивыми словосочетаниями, или фразеологизмами. Например, бежать.
Фразеологизмы – языковые самородки Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ 15» п.Светлый РС(Я) Зауэр Мария Александровна.
Транксрипт:

Тема урока: Фразеологические единицы и их употребление в речи.

Цель урока: повторение темы «Фразеологизмы»; совершенствование умения употреблять фразеологические обороты в речи.

Задачи: - актуализировать знания по теме, полученные в 6-7 классах; - формировать умения применять фразеологизмы в речи; совершенствовать умение работать со справочным материалом; - развивать логическое мышление, память; - развивать личностные качества обучающегося при работе в команде: критичность, мотивацию, рефлексию, индивидуальность.

Тип урока : урок повторения и закрепления полученных знаний.

Форма урока: урок по технологии сотрудничества в малых группах.

Средства обучения: раздаточный материал для групп, слайды для отгадывания изображенных на них фразеологизмов, тесты по теме, фразеологические словари.

Фразеология Фразеология – это величайшая сокровищница мира, ценность любого языка. В ней как в зеркале, отражается история и многовековой опыт трудовой и духовной деятельности народа, нравственные ценности, религиозные воззрения и верования. Фразеология отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа, она самым непосредственным образом связана культурой речепроизводства.

Фразеологический оборот. Фразеологический оборот – важный строительный материал языка. Как и отдельные слова, они могут служить для обозначения предмета и явления; действия и состояния; свойств, качеств и признаков лица или предмета; признака действия. Фразеологические обороты могут выражать различное отношение говорящего к высказываемой мысли, чувства и эмоции человека, служить для организации и связи отдельных частей высказывания в единое целое.

Признаки фразеологических оборотов. 1.Фразеологические обороты употребляются в речи как единое целое по смыслу и выступают как один член предложения. 2.Обладая целостным значением, фразеологизмы не создаются каждый раз в процессе общения, а запоминаются и извлекаются из памяти как готовые словесные блоки. 3.Для фразеологических оборотов характерен постоянный состав компонентов.

Разряды фразеологических оборотов. Именные (субстантивные), обозначающие лицо, предмет, явление: Фома неверный, львиная доля; Глагольные, обозначающие действие, состояние как процесс: бить ключом, проходить мимо; Качественные, обозначающие свойства, признаки лица, предмета, явления: мастер на все руки, не из робкого десятка, цены нет; Наречные, обозначающие свойства, качества, признаки действия: засучив рукава, лицом к лицу, с пустыми руками; Модальные, обозначающие различное отношение говорящего к тому, что говорится: может быть, таким образом, стало быть; Междометные, выражающие чувства, эмоции: бог ты мой! Вот это да! Связочные, служащие для связи отдельных частей или целых предложений в структуре предложения, связного текста: в то время как, тем более, таким образом.

Работа в группах 1 группа Двуликий Янус - двуличный человек. Дать дуба – загнуться, умереть. Гусиные лапки - морщины вокруг глаз. Ахиллесова пята – уязвимое место. 2 группа Дым коромыслом – ссора, сутолока со свалкой, где ничего не разберешь. Око за око, зуб за зуб - схватиться очень крепко при драке. Плакать в три ручья – сильно плакать. Работать спустя рукава – работать как попало. 3 группа Закрыть рот на замок – молчать. Бросать слова на ветер – говорить необдуманно. Молодо – зелено – о молодом, неопытном человеке. Собаку съел – мастер в каком-либо деле.

Распределительный диктант имен ные глаго льны е каче ствн ные наре чные мода льны е меж доме тные связ очны е

Примеры фразеологических оборотов. Вставлять палки в колеса. Намеренно мешать кому-либо в каком-либо деле, в осуществлении чего-либо.

Как две капли воды. Совершенное, очень сильное сходство.

Ни рыба, ни мясо. Ни рыба, ни мясо. Ничем не выделяющийся, не имеющий ярких отличительных свойств, заурядный человек.

В ежовых рукавицах. Строго, сурово, в большой строгости.

Хоть шаром покати. Никого или ничего нет, совершенно пусто.

Глаза разбегаются. Глаза разбегаются. Невозможность сосредоточиться, остановиться(от многообразия предметов, богатства впечатлений.)

Убить время. Заполнять ничем не занятое время каким- либо случайным занятием, затрачивать время попусту.

Альфа и омега. Начало и конец, основа, сущность, самое главное.

Кот наплакал. Очень мало (об очень малом количестве чего-либо).

Рука об руку. Взявшись за руки, быть вместе.

Темный лес. Что-либо трудное, непонятное, незнакомое.

Ахиллесова пята. Слабая сторона, наиболее уязвимое место.

Филькина грамота. Пустая, ничего не значащая бумажка; не обладающий реальной ценностью документ.

У черта на куличках. Очень далеко, в глухом месте.

Держать язык за зубами. Молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях.

Медведь на ухо наступил. У кого-либо отсутствует музыкальный слух, кто-либо неспособен правильно воспроизвести музыкальные звуки.

Взять быка за рога. Начинать действовать энергично, решительно, сразу и с самого важного в трудном деле.

Не в своей тарелке. Не в обычном для себя состоянии, положении; неудобно, стесненно; не так, как обычно.

Надуть губы. Обидевшись, сделать недовольное лицо, принять обиженный вид.

Вложить душу. Отдаваться чему-либо целиком, полностью, делать что-либо увлеченно, с любовью.

Спустя рукава. Небрежно, плохо, кое-как.

Физминутка Плечи разверните, Не сутультесь, грудь вперед, Плечи разверните, ( Рывки руками перед грудью). А теперь рывки руками Снова повторите. Достаем рукой носочек- Правой- левый, левой - правый. Вертолет летит, стрекочет. Винт работает исправно. ( Наклониться вперед и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот). А теперь, как будто мячик, Все на месте мы поскачем. Отдохнули, посвежели И за парты снова сели.

Лингвистическая дуэль Задание всем группам: Спишите текст, подбирая к предложениям фразеологизмы. Кто допустит хоть одну ошибку, считается «убитым».

Словарная работа

Домашнее задание. l группа- Найти в словаре значение 5 мифологических и 5 библейских фразеологизмов(подготовка к словарной работе в классе). ǀǀ группа. «Рассказ о любимом поэте или композиторе, певце» с использованием фразеологизма «лебединая песня». ǀǀ l группа.Сочинение на лингвистическую тему «Нужны ли фразеологизмы в речи »

Используемая литература. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, – 944 стр. Быстрова Е. А. краткий фразеологический словарь русского языка/Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. – СПб.: отд- ние изд-ва «Просвещение», – 271 стр.