Некоторые этапы и приемы анализа художественного текста. Проза Материалы для практикума.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Овладение приемами работы с художественным текстом Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему.
Advertisements

Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Некоторые этапы и приемы анализа художественного текста Практикум. Елена Долгопят. Отпуск // Новый мир Краткий конспект.
Идея произведения Целостный ( комплексный ) анализ художественного текста Название Тема Лексико-семантические доминанты текста (ключевые слова) Эпиграф.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Идея перемещения объектов предложена Hans Werner Hofmann Электронный путеводитель- практикум по литературе для учеников 9-11.
Зайцева Л.Н. –учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Борское.
(теория литературы). 1. Тип литературного героя: Тип героя Классицистический Романтический Сентиментальный Реалистический.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной.
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Технология работы с текстом в начальной школе Татьяна Валерьевна Тютрина, заместитель директора по УВР МБОУ «НОШ 32»
Над проектом работала Карзанова Е.В. Юрьев-Польский 2009 Тайны текста.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности, привитие любви к чтению и т.п. это конечная цель уроков. Сквозные.
Т ЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выступление подготовили учителя МБОУ «СОШ 38» Шамсивалиева А.С.
Транксрипт:

Некоторые этапы и приемы анализа художественного текста. Проза Материалы для практикума

Художественное произведение как целое на уровне первичного восприятия 1.До чтения текста (предугадывание содержания). 1А. Графика текста: Структура текста. Степень эмоциональности и динамичности. Соотношение повествования и диалогов.

До чтения текста 1Б. Работа с семантикой названия. 1В. Эпиграф. 1Г. Работа с иллюстрацией (живописной, музыкальной). 1Д. Историко-литературный контекст.

Художественное произведение как целое на уровне первичного восприятия 2. Чтение текста с одновременным слушанием его. 3. Обсуждение первичного восприятия текста, в частности: 3А. Общее эмоциональное впечатление. 3Б. Ключевые слова. 3В. Настроения, порождённые текстом.

Художественное произведение как целое на уровне анализа 4. Жанровая природа произведения. 4А. Авторское определение жанра и его совпадение с общепринятым. 4Б. Степень заданности содержания и языка жанром.

Художественное произведение как целое на уровне анализа 5. Картина мира. 5А. Художественное пространство: Соотношение верха и низа (оппозиция, единство). Горизонтальные отношения (здесь - далеко(там), Восток - Запад и др.)

Художественное произведение как целое на уровне анализа 5Б. Художественное время. Прошлое. Настоящее. Будущее. Циклические процессы. 5В. Взаимоотношение хронотопических и ценностных полюсов.

Художественное произведение как целое на уровне анализа 6. Пейзаж. Роль в раскрытии художественного замысла текста. 7. Портрет : Мотивировка портретной зарисовки ( кто видит). Смена ракурса, ее роль. 8. Интерьер.

9. Точка зрения повествователя и её выражение в языке. 10. Стилевое своеобразие текста: Стилистическая маркированность (речь автора, речь персонажей). Стилистическое своеобразие текста. Художественное произведение как целое на уровне анализа

11. Интертекстуальные связи: Цитаты, аллюзии, реминисценции в тексте. Этимология имен (героев, топосов). Проекция в тексте. Зеркальность сюжета относительно классического (мифология, классика мировой литературы). Символика чисел.

ЛИТЕРАТУРА Анализ художественного текста (лирическое произведение): хрестоматия / сост. Д.М.Магомедова, С.И. Бройтман.- М., Анализ художественного текста: эпическая проза: хрестоматия/ сост. Н.Д.Тамарченко.- М., Гиршман М.М.Литературное произведение: теория художественной целостности/ М.М.Гиршман. – М., Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие / А.Б.Есин.- М., Корман Б.О.Изучение текста художественного произведения/ Б.О.Корман.-М., Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/Н.А.Николина. – М,2003. Тюпа В.И.Анализ художественного текста: учеб. Пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / В.И.Тюпа.- М., 2006.

Схемы работы с текстом в процессе его лингвистического анализа и интерпретации Общая схема работы с текстом (базовый и профильный уровень) 1. Создание условий для восприятия текста (экспозиция, постановка учебной задачи, развитие воссоздающего воображения). 2. Вдумчивое чтение текста (возможно прослушивание образцового чтения и самостоятельное прочтение). 3. Работа с заголовком, темой, основной мыслью текста (первичное понимание текста).

Общая схема работы с текстом (базовый и профильный уровень) 1. Определение типа речи в тексте (вариантов сочетания типов речи). 2. Определение стилистической и жанровой принадлежности текста. 3. Структурирование текста (разбивка на части, выделение абзацев, работа со вступлением и заключением, выявление способов и средств связи предложений в тексте). 4. Выявление языковых средств выразительности (с учётом стилистического и жанрового своеобразия текста). 5. Воспроизведение текста в зависимости от цели. 6. Трансформация исходного текста: оценка данного высказывания, создание нового текста с опорой на заданный.

Схема анализа, нацеленного на первичное понимание (анализ содержания по вопросам, базовый уровень) 1. Какие впечатления, ассоциации, настроение создаёт текст? 2. Чему посвящён текст? 3. Кто главный герой? 4. Как озаглавлен текст? 5. Почему автор использовал такое заглавие? 6. Тема текста? 7. Идея (основная мысль) текста? 8. Микротемы?

Углублённый анализ содержания текста (профильный уровень) Анализ, нацеленный на первичное понимание (см. предыдущую схему). Определение стилистической принадлежности текста. Соотнесение текста с одним из речевых жанров. Структурирование текста на основе типологической и жанровой принадлежности. Работа со способами и средствами связи частей текста. Выявление языковых средств выражения авторской позиции. Лексическая работа с текстом (воссоздание культурного, социального, нравственного и др. контекстов), анализ грамматических средств изобразительности. Краткое высказывание о тексте (эмоционально- оценочного характера).

Практикум. Елена Долгопят. Отпуск // Новый мир ЧАСТЬ 1. Работа со словом «отпуск». Графика: большое количество абзацев, безэмоциональность текста (Один ! и 4 - ?), необоснованные точки, прямая речь не отражает чужие реплики. Прочтение про себя. Прочтение вслух. Общее эмоциональное впечатление, настроение.

Практикум. Елена Долгопят. Отпуск // Новый мир Часть 2. Тип речи, жанр, композиция (элементы повествования в тексте.) Содержание. Кто она ? Реализм в рассказе (реалистическая деталь). Косвенная речь, ее голос – внутренние монологи героини (или диалоги с собой другой?) Кино. Сценарность. Ракурсы. Ассоциации : инопланетяне, война Пространство и время. Запахи, звуки. Финал - Южная Америка. Цветовая палитра. Уровни свободы – возвращение к композиции. Интертекст - присутствие иных текстов. Бедность лексики?

Практикум. Елена Долгопят. Отпуск // Новый мир ЧАСТЬ 3. Беднось лексики? Особая семантика и синтаксич. конструкции. Итог содержательного анализа: отпуск состоялся? Когда всё в жизни «так» и «не так».