«Музыкальность в творчестве Чехова» Работу выполнили: Ученицы 10 «А» класса Митина Татьяна Павловна Халанская Юлия Васильевна Научный руководитель и учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) «ЗВУЧАЩАЯ ДУША» (МУЗЫКА ЧЕХОВСКОЙ ПРОЗЫ) Учащиеся 7 класса Миронова Ольга, Новикова Алёна Научный руководитель Новикова.
Advertisements

Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
«Говорящие» фамилии в рассказах А.П. Чехова как средство художественной выразительности. Чеховская средняя школа.
Учитель русского языка и литературы Бурчук Любовь Николаевна Санкт-Петербург ГБОУ СОШ 184.
Ученицы 6 « А » класса Макаровой виктории.. Великий русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов был рождён 29- ого января ого года в Таганроге.
Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего.
Новаторство драматургии А.П Чехова Презентация ученицы 11 «А» класса 144 гимназии Караваевой Полины.
«В рассказах Чехова читатель непременно увидит себя и свои мысли». Л.Толстой.
«Поверить алгеброй гармонию» А.С.Пушкин Сочинение – вид творческой работы, где учащиеся проявляют свою личность, индивидуальность, развивают навыки письменной.
Ранняя весна в произведениях мастеров разных видов искусства МОУ гимназия 1 имени А.С.Пушкина г. Томска, учитель начальных классов Субботина Л.И.
Электронные учебные материалы к уроку литературы на I курсе А.П.ЧЕХОВ Жизненный и творческий путь А.П.Чехов и Липецкий театр Составитель: Плеханова Надежда.
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
Выполнила учитель МОУ Вареновская СОШ Неклиновского района Воскобойникова Е.Н.
Презентацию подготовила Купцова Ирина Григорьевна учитель начальных классов МБУ СОШ 56 г.Тольятти «Жизнь и творчество А.П.Чехова.»
ТЕМА: 1.Развитие связной речи с привлечением музыкальных произведений. (Имя существительное как часть речи). 2. Пьеса «Сладкая греза» из детского альбома.
Цель данной работы: Познакомить детей с творчеством П.И.Чайковского и выяснить какое место в его творчестве занимала симфония.
Что роднит музыку с литературой. Г. Теплов. Натюрморт с попугаем и нотным листом.
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
Тест по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Вопрос 1 Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь: Среди.
Вопрос 1 Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь: Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте.
Транксрипт:

«Музыкальность в творчестве Чехова» Работу выполнили: Ученицы 10 «А» класса Митина Татьяна Павловна Халанская Юлия Васильевна Научный руководитель и учитель русского языка и литературы: Чуканова Людмила Николаевна

Содержание: Введение Роль музыки в жизни А.П. Чехова Музыкальность в творчестве А.П. Чехова Заключение

Введение АКТУАЛЬНОСТЬ Мы знакомимся с Чеховым в раннем детстве: грустная и смешная история Каштанки вводит маленького читателя в прекрасный мир искусства. А затем автор «Степи», «Дуэли», «Дома с мезонином», «Ионыча», «Дяди Вани», «Вишневого сада» сопровождает нас всю жизнь. Произведения Чехова живут полной жизнью в современности, они участвуют в формировании лучших черт характера человека, воспитывают стремление к высоким идеям и прекрасному, объединяют людей, делают их лучше, красивее. Прошло почти сто лет после смерти А.П. Чехова, за это время немало написано о его жизни и творчестве. Но было бы преувеличением считать разгаданным секрет искусства писателя, тайну его воздействия на читателя. Музыкальность в творчестве Чехова не имеет самодовлеющего значения, оно служит наиболее глубокому раскрытию идеи произведения, является одной из неотъемлемых черт поэтического реализма писателя.

Тема исследования: Музыкальность в творчестве Чехова.

Исследования: Жизнь и творчество А.П. Чехова. Музыкальность в произведениях Чехова.

Цель: Исследование творчества Чехова, музыкальность в его произведениях.

Задачи: Изучить литературу по проблеме исследования. Определить роль музыки в жизни Чехова. Выявить музыкальность в творчестве Чехова.

Методы исследования: Теоретический анализ научной литературы (империческое обобщение, синтез различных идей и знаний), наблюдение и анализ школьной практики, изучение произведений Чехова.

Достоверность. Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью и непротиворечивостью теоретических положений, лежащих в основе исследования и корректной организацией опытно - экспериментальной работы.

Научная значимость. Научная значимость состоит в выявлении особенностей воздействия произведений Чехова на читателя при помощи музыкальности.

Практическая значимость. Практическая значимость – результаты могут быть использованы в учебно- воспитательных процессах на уроках русского языка и литературы 9, 10, 11 классов.

Роль музыки в жизни А. П. Чехова. Любовь к музыке зародилась у Чехова еще в юности, одновременно с увлечением литературой и театром. Формирование музыкальных интересов юного Антона было тесно связано с общим процессом его внутреннего созревания. Еще в детстве Антон Павлович соприкоснулся со стихией народной песни, она звучала в Таганроге, значительную часть населения которого составляли всегда отличавшиеся музыкальностью украинцы. Чехов, как и все таганрожцы, увлекался оперой и опереттой. Но круг музыкальных впечатлений юного Антона не ограничивался итальянской оперой, опереттой и музыкой в драматических спектаклях. В Таганроге звучала симфоническая музыка, устраивались камерные музыкальные вечера, происходили гастроли видных музыкантов. В музыкальной жизни Таганрога большую и благотворную роль сыграла многолетняя деятельность дирижера Гаэтано. Эти концерты были доступны всем любящим музыку, так как вход в сад был бесплатным. Их любил посещать Чехов.

Роль музыки в жизни А.П. Чехова В августе 1879 года, по окончании таганрогской гимназии, Чехов переехал в Москву, где, по словам современника Чехова писателя С.Я. Елпатьевского, «сосредоточивалось все то, что было самого хорошего, приятного, милого для Чехова». Здесь прошли его студенческие годы, протекала литературная деятельность, выросли многие писательские и дружеские связи. Здесь окончательно сформировались музыкальные интересы Чехова, выросла творческая дружба с Чайковским. Воспоминания одного из частых гостей Чехова точно воссоздают насыщенную музыкой атмосферу дома на Садовой - Кудринской. «Согнувшись над письменным столом, сидит сам Чехов и при свете лампы что-то дописывает. Сверху, из второго этажа, доносится нежные, меланхолические звуки Шопеновского ноктюрна. Это брат Антона - Николай Павлович, художник, играет на рояле».

Роль музыки в жизни А.П. Чехова В марте 1888 года, Чехов познакомился в Петербурге с еще одним крупным деятелем русской музыки, близким Чайковскому, - певицей Эмилией Карловной Павловской. В автобиографии Павловская вспоминает, что она «встречалась с А.П. Чеховым, И.К. Айвазовский и М.О. Микешиным, которые много помогли ей своими советами и мнениями». Если Чехов, по признанию выдающейся артистки, смог ей «много помочь» в трактовке музыкальных образов, то это является свидетельством глубокого понимания им вокального искусства, его тонкого музыкального вкуса. Произведения Чехова – это музыка воплощенная в слове.

Музыкальность в творчестве А.П. Чехова Повести, рассказы, драмы А.П. Чехова близки к музыкальным произведениям, своим ритмом, мелодией речи, композиционной завершенностью, музыкальной грацией повествования. Для Антона Павловича не было резких границ между поэзией, музыкой и прозой. Один из самых художественно совершенных своих рассказов «Счастье» Чехов назвал «guassi: симфонией» (как бы симфонией). В письмах Чехова своим современникам мы находим немало свидетельств того, насколько важно для Антона Павловича было музыкальное начало в про изведении, то есть звучание речи и ритмическая сторона повествования.

Музыкальность в творчестве А.П. Чехова Известный литературовед В. Набоков характеризует чеховский стиль так: «словарь его беден, сочетания слов почти банальны; сочный глагол, оранжерейное прилагательное, мятно-сливочный эпитет, внесенные на серебряном подносе, все это ему чуждо. Он не был словесным виртуозом, как Гоголь; его Муза всегда одета в будничное платье». Удивительно, что Набоков, восторгавшийся чеховской прозой, говорит о ее бедности, об «одинаково тускло свете, одинаковом сером оттенке, среднем между цветом ветхой изгороди и нависшего облака», но далее, как бы противореча самому себе, детали называет красочными и упоминает о «радужно-расплывчатом словесном мареве, заливающем и обступающем» черты чеховских произведений. Знаменитая чеховская сдержанность не в отсутствии эмоциональности. А в особой ее окраске, которая связана с авторской позицией: не навязывать герою (а вместе с ним и читателю) готовые, уже продуманные взгляды на жизнь, а вместе с ним внимательно всматриваться и вслушиваться в нее.

Музыкальность в творчестве А.П. Чехова В творчестве Чехова важна деталь, не для нарочитого подчеркивания авторского взгляда на какое-то явление, а для того, чтобы залить светом и звуком все действие. Деталь у Антона Павловича ненавязчива и точна; она именно такая, какая необходима для создания музыкального образа, в существование которого читатель поверил бы безоговорочно. Профессор М.А. Членов вспоминает: «Чехов говорил, что каждое из них (произведений прозы) должно действовать не только своим содержанием, но и формой, должно давать не только мысль, но и звук, известное звуковое впечатление. Этот звуковой характер своих произведений Чехов выдерживал во всех деталях».

Музыкальность в творчестве А.П. Чехова Большое внимание писатель уделял заглавию произведения. В заглавиях Чехова проступают многие черты его поэтики: лаконизм, емкость, большое социальное, психологическое наполнение каждой художественной «единицы», неоднозначность смысла. В названиях «Заблудшие» - это и заблудившиеся в дачной местности подвыпившие дачники, и люди, заблудившиеся в жизни, потерявшие в себе человеческое. «Нищий» в равной мере относится к опустившемуся попрошайке Лушкову и к нищему духом дворянину Скворцову, вообразившему себя человеком с чувствительным сердцем, будто бы способным воспитывать других своими благородными убеждениями. Заглавия «Счастье», «Степь», «Дуэль», «Вишневый сад» и другие, предваряя текст и соотнесение с ним раскрывают читателю многозначность понятий, вбирающих частное и всеобщее. Рассказы Чехова написаны словно для чтения вслух. Короткие фразы, предельно стройная архитектоника предложения, точная, насыщенная диалогом речь. И при всем этом - ясно ощущаемое ритмическое начало. Самому Чехову некоторые страницы его повести «Степь» напоминали стихотворение в прозе. Подобные «стихотворные» куски можно найти и во многих других произведениях Чехова.

Музыкальность в творчестве А.П. Чехова Прозу Чехова делает внутренне близкой к музыке и большая насыщенность звуковыми образами. Это голоса окружающей нас природы: лепет березы, стук дождевых капель, глухой шум ледохода. Это перезвоны часов, колокольный звон, гармоническое, нежное пение, певучая мелодия скрипки, ритмические удары бубна, игра на гармонии, балалайке, рояле. Наконец, это волнующая, похожая на музыку мелодия человеческой речи. С исключительным богатством даны звуковые картины в повести «Степь». «... Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, траве не видно в потемках своей страсти, в ней поднимается веселая молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, посвистыванье, царапание, степные басы, тенора и дисканты - все мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик не уснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос, вроде удивленного «а - а!», дремота опускает веки.

Музыкальность в творчестве А.П. Чехова А то, бывало едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюском, кому-то кричит: «Сплю! Сплю! Сплю!», а другая хохочет или заливается истерическим плачем­ это слова. Для кого они кричат и кто их слушает на этой равнине, бог их знает, но в крике их много грусти и жалобы... Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладкоприторен и нежен... »

Заключение Любая пьеса Антона Павловича подобна музыкальному произведению. Музыкальное начало в пьесах Чехова великолепно чувствовали великие интерпретаторы чеховской драматургии К.С. Станиславкий и В.И. Немирович­ Данченко. В.И. Немирович-Данченко сравнивает речь героев пьесы «Три сестры» со стихотворениями в прозе и говорит о музыкальности пьемы в целом. «Душа моя, как дорогой рояль», - говорит Ирина в пьесе Чехова «Три сестры». Это неожиданное и смелое сравнение внутреннего мира человека с богатейшим по своим художественным возможностям музыкальным инструментам образно раскрывает еще одну сторону музыкального начала у Чехова. У Антона Павловича люди внутренне наполнены музыкальностью, проникнуты такой убедительной музыкальной тонкостью и пластичностью, что хочется назвать их «человеческой музыкой». Читая рассказы, повести, пьесы А.П. Чехова, чувствуешь, что музыка про низала все творческое сознание писателя, окружила его как воздух, выражала его отношение к миру.