Предмет: литература Класс: 10 М и 10 Е Преподаватель: Лебедева Т.А. Тема: Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Цели урока: 1.Образовательная: углубление и обобщение знаний, приобретенных учащимися по данной теме при анализе поэмы на предыдущих уроках 2.Развивающая: формирование активного словаря учащихся, формирование умения выражать свое отношение к проблеме 3.Воспитательная:формирование нравственных отношений к культурным ценностям; отработка принципа обучения через сотрудничество Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков (подтип: урок комплексного применения знаний) Форма урока: ролевая игра (составление устного журнала)
Ход урока: 1.Оргмомент 2.Озвучивание цели, типа урока, формы урока 3.Объяснение правил ролевой игры: *Классная комната- редакция *Учащиеся- корреспонденты и корректоры, каждый имеет рабочий блокнот(выдается на уроке) *Учитель- главный редактор *Задача- составить очередной номер журнала «Главный герой», посвященный Чичикову И.П. 4.Основной этап: 4.1.)Проверка домашнего задания: учащиеся на предыдущем уроке определили основные разделы журнала «Главный герой», разделились на группы, собрали информацию, касающуюся их темы и раздела. Собранный материал предлагается на суд всей редакции, главный редактор и коллеги- корреспонденты имеют право задавать вопросы и принимать решение о допуске этой информации к печати.
Редакция еженедельного журнала «ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ»
Основные разделы журнала 1.Титульный лист 2.Интервью с Главным героем :«Кто вы, господин Чичиков?» 3.«Умственные» наставления от Павла Ивановича 4.Интервью с помещиками: «А я вам говорил…» 5.Фотографии :«Герой своего времени» 6.Лично: «…женщины, это такой предмет..» 7.«Желтая» страничка: «Распустили слухи…» 8.Реклама: «Что? Где? Почем?» 9.Проверим способности : «…дай ответ.» 10.Исповедь автора: «Дело, взятое из души»
4.2.) На правах главного редактора учитель вводит в журнал еще один раздел: 11. «Подумаем вместе…». Он говорит об уместности размещения в журнале отрывка из сказки Е.Шварца «Дракон» (отрывок из сказки Е.Шварца «Дракон») Дракон. Мои люди очень страшные. Таких больше нигде нет. Моя работа. Я их кроил. Ланцелот. И все-таки они люди Дракон. Это снаружи Ланцелот. Нет. Дракон. Если бы ты увидел их души- ох, задрожал бы Ланцелот. Нет Дракон. Убежал бы даже. Не стал бы умирать из-за калек. Я же их лично покалечил. Человеческие души очень живучи. Разрубишь тело пополам- человек околеет. А душу разрубишь- станет послушной и только. Нет, таких душ нигде не подберешь. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, легавые души, цепные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы. Ланцелот. Это ваше счастье Дракон. Как так? Ланцелот. Люди испугались бы, увидев своими глазами, во что превратились их души. Они на смерть пошли бы, а не остались покоренным народом»
4.3.) После прочтения отрывка учащиеся должны ответить на вопросы, которые могли бы быть предложены для размышления читателям журнала «Главный герой»: 1.У Шварца речь идет о «невидимых» душах. Гоголь создавал их видимыми. Зачем? 2.Гоголь обнаруживает со всей беспощадностью «пошлость пошлого человека». Зачем? 3.А Чичиков- живая душа или мертвая? Принимается решение о допуске этого материала в печать
5.Закрепление 5.1.)Учитель говорит о том, что любой журнал должен быть готов ответить на письма своих читателей Предлагаются примерные письма, корреспонденты должны грамотно и корректно ответить на все волнующие читателей вопросы (работают в группах по 3 человека) Письмо1Здравствуйте! Меня интересует такой вопрос: Если Чичиков так плох, почему же он становится Главным героем, которому посвящается целый выпуск вашего журнала? Письмо2 Привет! А мне кажется, что Чичиков - просто душка! Зачем вы столько грязи на него вылили? Как будто таких людей среди нас мало. Письмо3 Добрый день. Скажите, пожалуйста, Чичиков сможет измениться? Мне его очень жаль. Чем бы ему помочь?
5.2.) Все, что содержится в журнале, должно отразиться на его обложке. Главный редактор предлагает своим коллегам разработать обложку номера, защитить ее содержание (работают в группах по 2 человека) Идет голосование за тот или иной образец 5.3.) Главный редактор делает вывод: что войдет в номер и почему, объясняет, почему Чичиков стал героем целого номера, кому это надо и какие цели преследует журнал, посвящая номер этому человеку. 5.4.)Главный редактор сообщает о том, что каждый корреспондент получит определенную зарплату в зависимости от усилий, приложенных к выпуску очередного номера. Зарплата (оценка) вытекает исходя из среднего балла: как я оцениваю свою работу, как ее оценивает мой коллега и как ее оценивает главный редактор (табличка в рабочем блокноте) 5.5.)Учитель заканчивает урок словами Гоголя:
«Мне хотелось в сочинении моем выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые еще не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые еще недостаточно всеми осмеяны и поражены»,-писал Гоголь в «Авторской исповеди» «А кто из вас, полный христианского смирения, один, в минуты уединенных бесед самим собой, углубит вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»,- звучит голос Гоголя в поэме «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом..»- напишет он в предсмертной записке
6.Домашнее задание: Последняя цитата записывается учащимися в тетрадь, в качестве домашнего задания учащимся предлагается письменно ответить на вопрос: К чему призывает Гоголь? Последняя цитата записывается учащимися в тетрадь, в качестве домашнего задания учащимся предлагается письменно ответить на вопрос: К чему призывает Гоголь?