Речевой портрет современного интеллигента Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского Факультет русского языка и литературы Кислицина Алена, студент 2 курса Научный руководитель: Куприянова Н.С., старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания Пенза, 2012
Объект Объект – речевой портрет интеллигента. Предмет Предмет – лексические особенности речевого портрета интеллигента. Цель Цель – анализ речи интеллигента, выявление лексических особенностей речевого портрета говорящего. Актуальность Актуальность – значимость самовоспитания и самообразования, а также разноплановость выбранной темы.
«История про то, какой я жесткий человек, – миф. Люди путают жесткость и острый язык. В моей жизни, к сожалению, язык мой – враг мой. А вот жестким человеком я себя не считаю». АвдотьяСмирнова:
1. Экспрессивы.... у меня есть свои тараканы... Интернет дал свободу безнаказанно гадить......это ни фига не маргинально. Это настоящее гадство!...я чрезвычайно либеральная мамаша....смотришь, ты понимаешь, какое количество глупостей ты успел сказать, какую идиотскую рожу скроить....я на самом деле ползучий и вульгарный реалист.
2. Нецензурная лексика. «Я не стесняюсь, скажу вам честно. Я крепкие выражения люблю, но я их очень не люблю в детских устах. Не из ханжеских соображений, а потому что на самом деле мат – это сложная чрезвычайно экспрессивная лексика, очень выразительная, очень вязанная с телесным низом, с запретами, с табу, с идеологией, со всем тем, что дети еще не знают. Это та часть жизни, которая пока для них закрыта. Поэтому то, что весело, смешно и высвобождает какие-то силы запретные у взрослых, у детей является бессмыслицей. Абсолютнейшей. То же самое, что есть и взрослые, которые вставляют эти слова просто в качестве междометия, да? В качестве связки между словами, вместо знаков препинания. Такое я терпеть не могу! А бывает мат очень красивый, артистичный, выразительный и очень остроумный. Такой я люблю».
3. Соотношение литературной и нелитературной лексики. Книжная лексика – скупо, амбиции, концентрированная, беседовала, резонанс, аналоги. Просторечия и разговорная лексика – гадить, придурь, шайка, мамаша.
4. Интертекстуальность. «Я знаю наизусть куски из «Анны Карениной», которые кому-то, может быть, не говорят ничего. Но человек порой вынужден соглашаться, просто потому, что Толстой – это стандарт. Императива не существует. Однако чтобы заниматься искусством, нужно очень много знать: что сделано до тебя, видеть то, что рядом, – для того, чтобы ощущать себя в едином потоке культуры».
5. Нарушение целостности фразеологических оборотов. В моей жизни, к сожалению, язык мой – враг мой. Тем более если в сытые времена сама всех всегда кормила. Пошарить по сусекам – крупу нашла, ужин есть. Мы стараемся не лезть в душу своими сапогами и валенками.
6. Нарушение привычной лексической сочетаемости. Вот в этом отношении я человек абсолютно свободный, и у меня нет никаких предрассудков. Первую сцену я как режиссер абсолютно запорола.
7. Окказионализмы. Снобка, «трэшевость».
Речевой портрет современного интеллигента Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского Факультет русского языка и литературы Кислицина Алена, студент 2 курса Научный руководитель: Куприянова Н.С., старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания Пенза, 2012