Виды тропов и стилистических фигур. Перед глазами ходил могучий океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
11 класс 1.Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данном предложении: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз». А)Сравнение.
Advertisements

Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
Антитеза резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. резкое противопоставление.
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЛИСИЦЫНА В.Г..
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Выразительные средства текста Презентация открытого занятия элективного курса в 8 «Б» класса Презентация открытого занятия элективного курса в 8 «Б» класса.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
«…единственно нужное размещение единственно нужных слов» (Л. Толстой о труде поэта и писателя)
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Басырова А. Гаранина Ю.. Звуковые средства Благозвучие – стройность, согласованность, гармоничность в сочетании или чередовании звуков в речи. Аллитерация-повторение.
ТРОПЫ МЕТАФОРА ЭПИТЕТОЛИЦЕТВОРЕНИЕ МЕТОНИМИЯ СИНЕКДОХАПЕРИФРАЗ.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края.
ПОЭТИКА Михаила Юрьевича Лермонтова. одиночество ищущий борение Сила чувств СИМВОЛИКА ОБРАЗОВ противоречивость разочарование трагичность.
Средства художественной выразительности Подготовка к ЕГЭ.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Тест по теме: «Средства выразительности» (В8) Вариант 3.
Транксрипт:

Виды тропов и стилистических фигур

Перед глазами ходил могучий океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Г. Короленко) 1. Синтаксический разбор. 2. Анализ языковых средств: - какие виды тропов и стилистических фигур использует автор? (Эпитет, метафора, олицетворение; многосоюзие, однородные члены).

Выразительные средства Слово- образовательные Морфо- логические ЛексическиеСинтаксические Изобрази- тельные Звуковые

Звуковые образные средства Звукопись Аллите- рация АссонансГиатус Тавто- грамма Палин- дром Подбор слов близкого (необычного) звучания. Верь в звук слов: Смысл тайн в них. В. Брюсов Повторение одинаковых или сходных согласных. Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вдохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы. Повторение одинаковых или сходных гласных. Люблю берёзу русскую, То светлую, то грустную. Зияние, неблагозвучное скопление гласных на стыке двух или трёх слов. И под гармонию ЕЯ Я строил стих (А. Майков). Через ливонскИЕ Я проезжал поля (Ф. Тютчев). Игровые стихи, в которых все слова начинаются с одной и той же буквы. Облик осени Охрой – осины. Облака оловянные. Облик осенний. Слово, фраза или целое стихотворение, одинаково читаемые по буквам слева направо и справа налево. Я разуму уму заря, Я иду с мечем судия.

Выразительные средства Слово- образовательные Морфо- логические ЛексическиеСинтаксические Изобрази- тельные Звуковые

Изобразительные ресурсы словообразования Возможности словообразования Семантизация морфем Морфемный повтор Анафора Скопление однокоренных слов Суффиксы оценкиОкказионализмы Выявление смысла морфемы. Ему (А.П. Чехову) было в высшей степени доступно умение заражать, казалось бы, самых равнодушных людей своим со- чувствием, своим со-страданием. Изобразительный прием, который заключается в повторении звуков, слов, синтаксических построений в начале стихов или строф. Для поэта природа – чаша, полная звуков и песен, но певец без народа, безгласен, бескрыл, бессловесен. Скопление однокоренных слов. Горе свое горькое Я перегорюю И в борьбе с несчастьями Счастье завоюю. Использование слов с суффиксами субъективной оценки. В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла, Потихоньку прокусила И кусочек проглотила. Авторские слова. Сливеют губы с холода.

Выразительные средства Слово- образовательные Морфо- логические ЛексическиеСинтаксические Изобрази- тельные Звуковые

Морфологические средства выразительности Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья... (безглагольность) Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать… (использование инфинитива) Молчалины блаженствуют на свете… (использование говорящих имён) Она… родилась раньше меня… Она не покидает меня день и ночь… За её привязанность я пожертвовал ей всем… Всё пожирает она, ненасытная… Я ненавижу её… Давно пора развестись с ней… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Её зовут – Лень. (использование Л. М. )

Выразительные средства Слово- образовательные Морфо- логические ЛексическиеСинтаксические Изобрази- тельные Звуковые

Лексические средства выразительности Лексический повтор, анафора, эпифора, повтор-стык. Нарушение смысловой сочетаемости. Метафора. Олицетворение. Эпитет. Метонимия. Поэтический символ Антитеза. Градация. Оксюморон. Гипербола. Литота. Аллегория. Перифраза.

Выразительные средства Слово- образовательные Морфо- логические ЛексическиеСинтаксические Изобрази- тельные Звуковые

Синтаксические средства выразительности Синтаксические синонимы. Использование сравнений. Использование односоставных предложений. Период. Синтаксический параллелизм. Инверсия. Риторический вопрос, восклицание, обращение. Многосоюзие, бессоюзие. Эллипс. Умолчание.

Выразительные средства Слово- образовательные Морфо- логические ЛексическиеСинтаксические Изобрази- тельные Звуковые

Изобразительные средства выразительности Дорожит 100ножка Чи100тою ног И 100личной ваксой Чистит 100 сапог. ( графика) И на бритом, багровом лице проиграло: - «?» - «!» - «!?!» (пунктуация) Мне опять письмо! Вот что там говорилось: УШОЛ ЩАС ВИРНУС ЗАНИТ ЩАСВ ИРНУС К.Р. (орфография) Я, еле качая веревки, в синели не различая синих тонов и милой головки, летаю в просторе, крылатый, как птица, меж лиловых кустов! (графика)

Лингвистический анализ текста План. 1. Выяснение фонетико-интонационных особенностей текста. 2. Анализ экспрессивных средств словообразования. 3. Лексические образные средства. 4. Грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительного текста. 5. Особенности графического (орфографического, пунктуационного) оформления текста.

Лингвистический анализ текста 1. Если вы есть,- будьте первыми! Первыми – кем бы вы ни были. Из песен – лучшими песнями. Из книг – настоящими книгами. 2. Ты, пожалуйста, добеги. Дотерпи, родной! Дотяни. Достони. Дохрипи. Смоги!.. Через все чужие «ни в жизнь»… Через все свои «не могу»…

Тест: определите, какие тропы и стилистические фигуры встречаются в данных текстах. 1. Игру его любил творец Макбета. 2. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! 3. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. 4. Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламя. 5. Я три тарелки съел. 6. Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. 7. Обязанность учителя – учить. Учитель должен быть у-чи-те-лем. 8. Из перерубленной берёзы градом лились прощальные слёзы. 9. Как бабочка – я на костёр Лечу и огненность целую. 10. О как мучительно тобою счастлив я. 1. Перифраза. 2. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. 3. Синтаксический параллелизм. 4. Антитеза. 5. Метонимия. 6. Многосоюзие. 7. Синтаксические синонимы. 8. Сравнение. 9. Окказионализмы. 10. Оксюморон, инверсия.