Психолого- педагогическое сопровождение развития личности учащегося ГБОУ СОШ 962 Шеповалова Анна Геннадьевна, педагог-психолог.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цели и задачи психолого - педагогического сопровождения участников государственной ( итоговой ) аттестации.
Advertisements

L/O/G/O Квалификационная категория: вторая Квалификационная категория: вторая Сведения об образовании: Славянский педагогический институт Сведения об образовании:
Выполнила: студентка 411 группы Барсук Яна Анатольевна.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Психологическая служба Психологическое консультирование Психологическая диагностика Работа с учащимися 1 -3 ступени Работа с родителями Психологическая.
Психологическое сопровождение учебного процесса «Школьная психологическая служба»
Муниципальное образовательное учреждение Голицынская средняя общеобразовательная школа 1 Психологическое сопровождение образовательного процесса Педагог-психолог.
ГБОУ СОШ 1224 с углубленным изучением английского языка «Школьная социально- психологическая служба» Повышение качества психолого- педагогического сопровождения.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА « ДОВЕРИЕ » ПОНЯТЬ ! ПРИЗНАТЬ ! ПРИНЯТЬ ! МОУ « СОШ 10»
Деятельность Психологического Центра МПК НовГУ Великий Новгород 2009.
Педагога - психолога Костенко Елены Владимировны..
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ 3 г. ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
самопрезентация
Психологическая подготовка школьников к ГИА В помощь школьному психологу.
Транксрипт:

Психолого- педагогическое сопровождение развития личности учащегося ГБОУ СОШ 962 Шеповалова Анна Геннадьевна, педагог-психолог

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Диагностика; Реабилитация: индивидуальная работа с ребёнком консультирование родителей групповая работа поддерживающее общение (семейные встречи) Анализ промежуточных и конечных результатов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Задача: Ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.

Решить эту задачу можно, объединив усилия специалистов по созданию… общего развивающего непротиворечивого пространства для ребенка; общего профессионального языка; банка (копилки) методических приемов по решению той или иной задачи развития.

Диагностика

Результаты диагностики по адаптации 1 - х классов (дерево) Уровень психологического и эмоционального комфорта 1 «А»1 «Б»

Результаты диагностики по адаптации 1 -х классов (дерево) Уровень психологического и эмоционального комфорта 1 «В»1 «Г» Я в перспективе 14% 23% 5% 0% 9% 0% 9% 31% 9%

Общая тревожность в школе

Результаты диагностики методики «Дерево» КлассыАдаптаци я в норме Общительн ость – дружеская поддержка Комфортное состояние. Нормальная адаптация Преодоление трудностей; Устойчивость положений Группа риска 5 «А»72%40%36%8%16% 5 «Б»39%17%26%21%26% 5 «В»58%21%63%5%11% 5 «Г»64%24%48%16%4% 5 «Д»67%40%38%8%4% Итого:82% от числа писавших 29%41%7%;5%12% от числа писавших

Уровень адаптации 10 классов 2011/12

Миннесотский тест творческого мышления Э. Торренса (графическая форма)

Актуальность темы здорового образа жизни Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей % детей, пришедших в 1ый класс школы имеют физические недостатки или хронические заболевания. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

Показатели здоровья дошкольников и учащихся школы

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ОТ АЗБУКИ ДО ЕГЭ» Цель программы: повышения стрессоустойчивости и овладения навыками само- и взаимопомощи в стрессовых ситуациях в учебной деятельности, формирование эффективных моделей поведения и предупреждение психических нарушений.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ОТ АЗБУКИ ДО ЕГЭ» Основные темы занятий: Осознание школьных трудностей. Вербализация и отреагирование; Разрядка школьной тревожности; Осознание собственных возможностей; Повышение уверенности в себе, работа с самооценкой; Конфликтные ситуации. Мои психологические границы; Тренировка гибкости поведения; Само- и взаимопомощь в стрессовых ситуациях.

Структура программы: Программа включает в себя 3 модуля: работа с детьми; работа с учителями; работа с родителями.

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ НА ОСНОВАНИИ АНКЕТЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ УТВЕРЖДЕНИЯ% участнико в важными были : новая информация, игры, упражнения, просмотр документальных фильмов, общение на разные темы 90 наиболее важными оказались следующие темы занятий: «Разрешение конфликтных ситуаций», «Правила личной безопасности в толпе, на концерте», «Если вы стали жертвой изнасилования, попытки изнасилования», «Если вы оказались в заложниках», «Если вы подвергаетесь угрозам, шантажу», «Если вы подвергаетесь милицейскому произволу». 80 использование полученных знаний, приемов, техник в жизни 80 просмотр документального фильма про Беслан как один из наиболее значимых эпизодов 60 желание участвовать в других программах ЦДиК «Участие» в будущем 100

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ НА ОСНОВАНИИ АНКЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ УТВЕРЖДЕНИЯ% опрошенных Наблюдали изменения с участниками групповых занятий по программе «Школа безопасности подростка» 60 Считают, что ученики стали более дисциплинированными и организованными 40 Считают, что ученики стали более уважительны и толерантны по отношению друг к другу 75 Считают, что ученики стали более сознательными в вопросах своей психологической безопасности 80 Считают, что ученики овладели знаниями о своих правах и обязанностях 80 Наблюдали, чтобы кто-либо из участников групповых занятий использовал полученные знания, техники, приемы 35 Считают важным проведение программы по формированию культуры безопасности детей и подростков в школе 90

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ НА ОСНОВАНИИ АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УТВЕРЖДЕНИЯ% опрошенных Считают, что ребенок овладел знанием о том, как вести себя в трудной ситуации после участия в групповых занятиях по программе «Школа безопасности подростка» 75 Считают, что ребенок стал более стрессоустойчив и уверен в себе после участия в групповых занятиях по программе «Школа безопасности подростка» 45 Считают, что улучшились отношения ребенка с родственниками после прохождения программы «Школа безопасности подростка» 30 Наблюдали, чтобы ребенок использовал полученные знания, техники, приемы 50 Считают, что ребенок овладел знаниями о своих правах и обязанностях 80 Считают важным проведение программы по формированию культуры безопасности детей и подростков в школе 90

Основные этапы профориентационной работы Ознакомить учеников младших классов с миром профессионального труда; Выявить у учеников средних классов их основные склонности и способности; Научить учащихся старших классов самоанализу своих склонностей и способностей в контексте заинтересовавшей профессии; Направить выпускников школы на конкретный выбор профессии.

Классификация педагогов по отношению к нововведениям Новаторы Ранние реализаторы Предварительное большинство Позднее большинство Колеблющиеся

Модели реакции человека на «навязывание» ему нововведений. ФазыЭмоциональные состояния и причины возникновения. Оптимальная реакция руководителя ОтрицаниеОцепенение, шок, растерянность. Ориентация на прошлое, недостаточность информации Игнорирование недовольства, ориентация подчиненных на будущее, давая им время на адаптацию. Сопротивл ение Раздражение, депрессия.Получение обратной связи от коллектива, поддержка колеблющихся, «делайте или уходите» Исследова ние Ориентация в новых формах деятельности. Поддержка процесса изменения и выделение приоритетов. Вовлеченн ость Возникновение творческих групп. Внимание на координацию групп, совместная разработка долгосрочных целей. Традицион али-зация Активное систематическое творчество, индивидуальность. Осознание и избавление от психологических барьеров.

Я чувствовал себя … Я работал с … настроением, потому что … Я … доволен собой. Я испытывал затруднения, когда … Я бы хотел стать более …

СОВМЕСТНАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЬ обозначает задачное поле по каждому направлению. ПСИХОЛОГ уточняет задачи в соответствии с особенностями возраста и индивидуальными особенностями детей. ВМЕСТЕ -формулируют задачи развития для каждой конкретной группы детей.

Психо-эмоциональное здоровье учителя

Стресс в школе Стресс вредит здоровью Если он является продолжительной нагрузкой, Если напряжение не сменяется расслаблением. Люди в состоянии постоянного стресса имеют Внутреннее давление Страх, Изможденность, Нарушение сна, Депрессии, Психосоматические заболевания.

Факторы стресса у учителей Условия для работы Шум Высокая нагрузка Крупное комплектование классов Отсутствие права на ошибку

Факторы стресса у учителей Общественные причины Давящее ожидание родителей Давление через политические реформы Нехватка средств Слабо представленная традиции похвалы, награды Необходимость работы после ухода на пенсию

Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию работников образования "Отсутствие" права на ошибку (89%) Неудовлетворенность профессиональным статусом (73%) Страх потерять работу (71%) Недооценка профессиональной значимости (67%) Отсутствие условий для самовыражения (35%) Недостаток положительного стимулирования (89%) Учителя

ЧТО ДЕЛАТЬ? Работа, направленная на поиск болевых точек, дефицитов и затем собственных ресурсов. Когда нет сил - обращение к психологу.

ПРОФИЛАКТИКА поиск своей самоценности, уникальности, смыслов и ресурсов своей жизни, сотворчество с миром как с партнером

ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ Эмоциональная устойчивость педагогов, как профилактика стресса и эмоционального выгорания

Исследование профессиональных качеств учителей, работающих в школе % учителей являются хорошими собеседниками, умеют слушать и слышать другого; 42% учителей допускают поспешные выводы, монополизируют разговор. 19% учителей гибко реагируют на изменение ситуации; 39% искренни во взаимоотношениях, считаются с эмоциями окружающих людей; 42% прямолинейны, не считают нужным измениться в ситуации.

Уровень эмпатии 97% учительского состава чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, эмоционально отзывчивы, общительны.

Формы работы с педагогами: Проведение тематических семинаров Выступления на педагогических советах: Успешность учителя – главное условие повышения качества образования; Ключевые компетенции обучающихся и компетентность учителя; Инновационная деятельность педагогического коллектива – как фактор повышения качества образования; Система работы по профессиональному самоопределению и социальной адапатации учащихся.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Ролевые игры Лекторий Индивидуальные консультации Тематические родительские собрания, практикумы РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ (ЦЕЛЬ: ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ)

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА К учителямК другим детямК себе самому ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ Относиться как к значимому взрослому Выполнять требования Без обид принимать замечания Общаться на уроке после поднятия руки Отвечать на вопросы, задавать вопросы по делу ХАРАКТЕРНО КООПЕРАТИВНО- СОРЕВНОВАТЕЛЬ- НОЕ ОБЩЕНИЕ Деловое общение Умение взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА Адекватное отношение - к своим способностям, - результатам работы, - поведению

Результативность профессиональной деятельности НаправленияКонкретный результат работы Психологическое просвещение Психологическая профилактика Психологическая диагностика Психологическая коррекция Консультативная деятельность Возрос интерес к психологии и доверие к психологу. Формирование психологической культуры у всех участников образовательного процесса. Выявление группы риска, конкретная помощь детям группы риска в период адаптации к условиям образовательного учреждения. Создание благоприятного психологического климата в классах (групповые развивающие занятия). Выявление причин возникновения проблем в обучении и развитии (проблемного поля) для дальнейшей коррекционной работы. Помощь детям в решении трудных жизненных ситуаций, оптимизация взаимоотношений в классных коллективах. Конкретная помощь родителям и детям, при решении учебных и личных трудностей.

Трансляция накопленного опыта Семинар-практикум для психологов округа по теме «Поиск ресурсов, самоконтроля, психо-эмоционального состояния для педагогов», октябрь 2006 г.; Участие в окружной конференции «Психологическая готовность к ЕГЭ», март 2007 г.; Психологические риски введения НСОТ (для директоров школ и заведующих д\с СВАО) ноябрь 2011 г.; Постоянно действующий окружной семинар по работе с одаренными детьми (Актуальные аспекты диагностики одаренности детей, ноябрь 2011 г. ; Творчество как ресурсное состояние. И необходимое качество учителя в работе с одаренными детьми, март 2012 г.) Семинар для заместителей директоров школ по УВР и педагогов-психологов "Психологическая подготовка к ЕГЭ. Навыки саморегуляции и повышение стрессоустойчивости участников образовательного процесса". Март 2012 г.

СЕМИНАР для заместителей директоров школ по УВР и педагогов-психологов "Психологическая подготовка к ЕГЭ. Навыки саморегуляции и повышение стрессоустойчивости участников образовательного процесса". Модель психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ. Руководитель Окружного антикризисного подразделения, Педагог- психолог ГБОУ ЦД и К «Участие» Александров Михаил Фёдорович Практическая часть. Знакомство с навыками саморегуляции и повышения стрессоустойчивости в период подготовки к итоговой аттестации. Поиски психологического ресурса. Педагог-психолог ГБОУ СОШ 962 Шеповалова Анна Геннадьевна

Спасибо за внимание!