Этапы научного творчества НазваниеСодержаниеРезультат 1. Постановка проблемыВозникновение проблемной ситуации. Осознание противоречия Проблема – вопрос,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание проблемных ситуаций на уроке и пути их решения Ратушная И.Г., учитель начальных классов МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Advertisements

Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК Как открывать знания вместе с учениками.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Учитель биологии Червоненко Н.Ю. Калининградская область Нестеровский район. МБОУ Замковская СОШ п Ясная Поляна 2012 год.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Поспелова И. В. МОУ СОШ 7 г. Шарыпово.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Макашова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 18.
Проблемное обучение на уроках химии. Звенья научного творчества НазваниеСодержаниеРезультат Постановка проблемы -возникновение проблемной ситуации Проблема-
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Хазова Зинаида Акингиновна, учитель начальных классов МОУ «Верховажская начальная общеобразовательная.
Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить Дистервег.
Девиз : «Открывать знания вместе с детьми».. Мельникова Елена Леонидовна Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических.
Инновационный проект «Использование технологии проблемно – диалогического обучения в Общеобразовательной системе «Школа 2100» учителя начальных классов.
Как открывать знания вместе с учениками Нет ничего практичнее хорошей теории. Роберт Кирхгоф,физик.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
« Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам» Сократ Презентация учителя начальных классов Горбатенко И.Е.
Технология проблемного диалога Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти Эвви Неф ( амер. журналист)
Транксрипт:

Этапы научного творчества НазваниеСодержаниеРезультат 1. Постановка проблемыВозникновение проблемной ситуации. Осознание противоречия Проблема – вопрос, характеризующий противоречия проблемной ситуации, поставленной для разрешения 2. Поиск решенияВыдвижение гипотез. Проверка гипотез Решение – понимание нового знания 3. Выражение решенияВыражение нового знания научным языком в принятой форме Продукт – рукопись книги, статьи, доклада, правило, закон, формула и др. 4.Реализация продуктаПредставление продукта людям через публикацию, выступление Реализованный продукт – книга, статья, доклад, схема, таблица, рисунок и др.

Сравнительная характеристика диалогов ПобуждающийПодводящий Структураотдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Признакимысль ученика делает скачок к неизвестному переживание учеником чувства риска возможны неожиданные ответы учеников прекращается с появлением нужной мысли ученика пошаговое, жесткое ведение мысли ученика переживание учеником удивления от открытия в конце диалога почти не возможны неожиданные ответы учеников не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение Результатразвитие творческих способностейразвитие логического мышления

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы прием 1о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? прием 2Сколько же в нашем классе мнений? прием 3Вы сначала как думали? А как на самом деле? прием 4Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение- прием 5Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? прием 6Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Побуждающий к гипотезам диалог СтруктураПобуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устнойпрактической Общее побуждение к любым гипотезам: Какие есть гипотезы? к аргументу/ контраргументу: Согласны с этой гипотезой? Почему? к плану проверки: Как можно проверить эту гипотезу? Подсказкак решающей гипотезе к аргументу/ контраргументу к плану проверки СообщениеРешающей гипотезы аргумента/ контраргумента плана проверки

Современная образовательная практика Положение для сравнения Традиционное образование Развивающее образование Личностно ориентированное образование 1.Философско- педагогические основы К. А. Гельвеций, Р. Декарт, Д. Локк, И. Гербарт, Я. А. Коменский Школа навыка Сократ, Г. В. Гегель, К. Маркс, Д. Дьюи Школа развития Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, Н. А. Бердяев, Я. Корчак, М. Бубер, В. А. Сухомлинский Школа возраста (школа человеческих отношений)

Современная образовательная практика Положение для сравнения Традиционное образование Развивающее образование Личностно ориентированное образование 2. Психологические основы 1. Бихевиоризм прогнозирование поведения другого человека и управление им. (Д. Б. Уотсон, Э. Толмен, Э. Л. Торндайк, И. П. Павлов). 2. Когнитивная психология развития через усвоение и познание опыта других людей (Ж. Пиаже, Дж. Брунер) Психологическая теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Рубцов, Д. Б. Эльконин и др.): человек рассматривается как субъект деятельности через потребности мотивы цели средства результат. Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, С.Л. Братченко): человек рассматривается через личностный уровень психики, через индивидуально- смысловую сферу и переживания как целостная, уникальная, самоактуализирующаяся, саморазвивающаяся система

Современная образовательная практика Положение для сравнения Традиционное образование Развивающее образование Личностно ориентированное образование 3. Частные модели образовательной практики 1. Теория полного усвоения знаний, умений, навыков (Б. Блум) 2. Адаптивная система обучения А. С. Границкой 3. Коллективный способ обучения В. К. Дьяченко 4. Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной 5. Технология разноуровневого обучения Э. Г. Гельфман 1. Дидактическая система направленная на общее развитие детей Л. В. Занкова (нач. школа) 2. Система Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. В. Репкина (нач. школа + ср. звено) 3. Программа «Развитие» Л. А. Венгер, А. В. Запорожец (дошкольное звено) 4. Программа «Золотой ключик» Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой 1. Система С. Френе 2. Система М. Монтессори 3. Йена-план 4. Школа А. Беттельгейма 5. Гуманно-личностный подход в педагогике Ш. А. Амонашвили 6. Школа Л. Н. Толстого 7. Школа самоопределения А. Н. Тубельского 8. Школа свободного развития А. В. Хуторского и др.

Современная образовательная практика Положение для сравнения Традиционное образование Развивающее образование Личностно ориентированное образование 4. Принципы обучения Принцип наглядности Принцип доступности Принцип научности Принцип преемственности Принцип системности Принцип сознательного усвоения знаний Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостного представления о мире Принцип минимакса Принцип психоло- гической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества Приоритет личности и личностного достоинства каждого Свободный выбор и ответственность за него Творчество и индивидуальность в познании и самовыражении Опора на субъектный опыт обучающегося Создание разнообразной образовательной среды

Современная образовательная практика Положение для сравнения Традиционное образование Развивающее образование Личностно ориентированное образование 5. Понимание процесса обучения Обучение процесс передачи знаний, умений, навыков, социального опыта старшего поколения подрастающему Обучение форма психического развития, необходимый элемент развития, движущая сила развития Обучение взаимодействие обучающегося и педагога, при котором созданы оптимальные условия для развития у субъектов способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации

Современная образовательная практика Положение для сравнения Традиционное образование Развивающее образование Личностно ориентированное образование 6. Цель и результат образования Формирование системы знаний по разным областям наук, умений и навыков по предметным областям Приоритетная цель формиро- вание системы знаний, умений, навыков, отвечающих ГОСТам. Обучаемого готовят к выполнению определенной социальной роли и профессиональной деятельности. Развитие типовых, а не индивидуальных способностей Формирование личности с заранее заданными свойствами Человек знающий. Приоритет знания, умения, навыки Развитие интеллектуальной сферы, потребностей; воли, чувств (система Л. В. Занкова) Формирование субъ- ектной позиции в общении и в жизни (система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова). Человек мыслящий. Приоритет интеллектуальное развитие Личностный рост. Создание условий для максимального развития индивидуальных способностей и возможностей. У каждого своя индивидуальная образовательная траектория. Развитие суверенного индивида. Человек чувствующий, свободный, понимающий. Приоритет личностное развитие (личностный рост)

Современная образовательная практика Положение для сравнения Традиционное образование Развивающее образование Личностно ориентированное образование 7. Содержание образования Эмпирические знания, умения, навыки в различных областях науки, практики, искусства, конкретные способы решения типовых задач Содержание образования строится от частного к общему Содержание личностно отчужденное, т. к. не имеет прямого отношения " лично" к ребенку, не связано с его реальными и актуальными интересами и желаниями, задается «сверху». Обучаемый корректируется под программу. «Культурное» насилие над обучаемым Научно-теоретические знания, общие способы решения целого класса задач. Способы коммуникации. Построение содержания образования от общего к частному (система Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова) Содержание определяется и разрабатывается совместно с учащимися, исходя из их возможностей и потребностей Обучающиеся познают то, что лично им важно и значимо, имеет для них смысл Личностно ориенти­ рованное содержание Программа корректируется под обучаемого

Современная образовательная практика Положение для сравнения Традиционное образование Развивающее образование Личностно ориентированное образование 8. Организация образовательного процесса Стратегия формирования, вмешательства во внутреннюю жизнь обучаемого и пренебрежительного отношения к ее внутренним законам Образование предельно вербализировано и рационализировано В основе технология обучения, основывающаяся на идее педагогического управления, формирования, коррекции Основная форма организации предметно-классноурочная форма Типы уроков: 1. Урок изучения нового материала 2. Комбинированный урок 3. Повторительно-обобщаюший урок. 4.Контрольный урок Стратегия развития Обучение как движущая сила развития Менее регламентированный процесс, гибкая технология. В основе - технология обучения, основывающаяся на идее педагогического управления, формирования, коррекции Основная форма организации предметно- классноурочная форма. Урок рассматривается как урок проблемного обучения: стержень урока деятельность самих детей; гибкость урока (остановки, отступления, смена форм ведения урока) Гибкое, вариативное, многофакторное проектирование образовательной среды для развития индивидуальных способностей и возможностей обучающихся. Проведение недидактических уроков, уроков жизни, уроков самовыражения, уроков взаимопонимания Обучение учащегося по индивидуальной образовательной программе

Современная образовательная практика Положение для сравнения Традиционное образование Развивающее образование Личностно ориентированное образование 9. Метод усвоения знаний Преобладание репродуктивных, объяснительно- иллюстрированных методов Поисковые, проблемные, исследовательские методы Диалог, игра, дискуссия (образование через общение и личный опыт); интерактивные методы обучения, проектные методы 10. Позиция и роль учителя и ученика Ученик объект обучения, повторяет, отвечает на вопросы по образцу, исправляет ошибки, редко задает вопросы. Обучаемый гений навыка Педагог руководитель познавательного процесса, мастер, предъявляющий образец, контролер, судья, организатор, умелец, транслятор, всезнающий Ролевое взаимодействие Учащийся субъект учебной деятельности, определяет цели и способы их достижения. Задает вопросы учителю Педагог-учитель, вводящий обучающегося в задачную форму организатор учебной деятельности. Ролевое взаимодействие Ученик-ребенок данного возраста со своей детской культурой и правами, личным жизненным опытом Педагог-стимулятор, помогающий, облегчающий, способствующий саморазвитию ученика, его личностному росту Личностное взаимодействие

Современная образовательная практика Положение для сравнения Традиционное образование Развивающее образование Личностно ориентированное образование 11. Критерии, контроль и оценка Преобладают формальные критерии и ориентиры, стандартные и преимущественно количественные (предметные и возрастные показатели) Оценка и контроль в основном осуществляются учителем. Используются критериальная и горизонтальная системы оценки (учащиеся сравниваются между собой, жесткие возрастные нормы), стандартные критерии Преобладают возрастные нормы и критерии развития Используются внешние и внутренние возрастные показатели Сочетается самоконтроль, контроль учителя и товарищей. Используется критериальная, горизонтальная и вертикальная системы оценки (достижения обучающихся сравниваются по отношению к самому ребенку) Главные критерии показатели личностного роста. Используются большие внутренние психологические, критерии и показатели, индивидуальные показатели Самооценка и самоконтроль (при необходимости - помощь учителя). Качественная, а не количественная оценка учителем, используется вертикальная система оценки

Современная образовательная практика Положение для сравнения Традиционное образование Развивающее образование Личностно ориентированное образование 12. ДостоинстваОбучающиеся хорошо усваивают предметные знания, умения, навыки Хорошо социализируются Дисциплинированны Хорошо развиты интеллектуальные умения, самостоятельность мышления Навыки коммуникации Способность решать жизненные проблемы Теоретические знания Обучаемый развивается как сильная, свободная, ответственная, уникальная личность. Обеспечивается чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (что обеспечивает психическое здоровье) Способность решать жизненные проблемы с наибольшим пониманием других людей

Современная образовательная практика Положение для сравнения Традиционное образование Развивающее образование Личностно ориентированное образование НедостаткиКазарменность, узкая специализация, жесткая заорганизованность Унификация, усреднение личности учителя и обучающихся, приведение под стандарт Трудности в самостоятельной творческой деятельности Предметные умения и навыки хуже, чем в традиции Эмоционально- чувствительная сфера недостаточно развивается, т. к. преобладает рационализация Нонконформизм, автономность осложняют социализацию личности, ориентиры личности на внутреннюю систему ценностей. Знания, умения, навыки, интеллектуальные умения могут быть хуже, чем в традиционном и развивающем обучении

Средства и приемы профессиональной деятельности педагога Нежелательные педагогические средства и приемы Рекомендуемые методические средства и приемы Чрезмерная регламентация учебных процедурОпределение минимума эталонов, которые учащиеся должны выполнять всегда Вопросы носят прямой характерФормулирование проблемных вопросов Преобладание фронтальной работыОрганизация работы в парах, группах Преобладание на занятии монолога педагога. Не предусматриваются варианты ответов учащихся Умение держать паузу после формулировки вопроса, задания Эмоциональная реакция на неправильные ответыНейтрально-эмоциональная реакция на ответ учащегося. Дать выговориться. Сдерживать стремление немедленно исправлять ошибку Исключение из учебного процесса ситуации выбораПланирование на уроке ситуаций, предпола­гающих выбор заданий. Исключение формы, провоцирующей учащегося на выбор более легкого задания Использование повелительных интонаций при общении с учащимися на занятии Использование при общении сослагательного наклонения Дублирование ответов учащихсяФормирование умения слышать и слушать друг друга Ориентация на ситуации «должен» и «обязан»Определение прав учащегося и их гарантии