Экспертиза и организация современных диссертационных исследований ( на материале педагогических наук) Доктор педагогических наук, профессор, член- корреспондент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Advertisements

Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Внедрение эффективного инновационного опыта в практику как управляемый процесс План: 1. Основные формы распространения эффективного инновационного опыта:
1 Северин С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
Формирование исследовательских знаний и умений преподавателя.
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Экспертиза и организация современных диссертационных исследований ( на материале педагогических наук) часть2.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Организация творческой исследовательской деятельности.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Внутришкольная система оценки индивидуальных достижений обучающихся Описание опыта работы коллектива МБОУ СОШ 6 г. Амурска 1.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Транксрипт:

Экспертиза и организация современных диссертационных исследований ( на материале педагогических наук) Доктор педагогических наук, профессор, член- корреспондент РАО, член Экспертного совета ВАК по педагогике и психологии Алла Прокофьевна Тряпицына

2 Часть первая: экспертиза эксперт ( от лат. еxpertus – опытный) - сведущее лицо, специалист, привлекаемый для того, чтобы высказать своё мнение, дать заключение по поводу какого-нибудь дела. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.эксперт ( от лат. еxpertus – опытный) - сведущее лицо, специалист, привлекаемый для того, чтобы высказать своё мнение, дать заключение по поводу какого-нибудь дела. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. Известно, что эксперт – это, бесспорно, компетентный в своей области специалист, но в любом случае решающим оказывается его личное мнение, субъективное суждение, за которое ответственность несет сам эксперт. Известно, что эксперт – это, бесспорно, компетентный в своей области специалист, но в любом случае решающим оказывается его личное мнение, субъективное суждение, за которое ответственность несет сам эксперт.

3 Интервью газете «Поиск» в 2008 год «За годы с 1996-го по 2006-й количество аспирантов в стране увеличилось с 60 тысяч (приблизительно) до 150 тысяч человек, почти в три раза! Вспомните, в эти годы шло падение количества ученых, был период драматического снижения финансирования... И что же? Финансирование упало, количество занятых в науке исследователей снизилось, а число аспирантов выросло в три раза. Кто же их учил, готовил?» «За годы с 1996-го по 2006-й количество аспирантов в стране увеличилось с 60 тысяч (приблизительно) до 150 тысяч человек, почти в три раза! Вспомните, в эти годы шло падение количества ученых, был период драматического снижения финансирования... И что же? Финансирование упало, количество занятых в науке исследователей снизилось, а число аспирантов выросло в три раза. Кто же их учил, готовил?» М.П. Кирпичников

4 Интересная информация Защита качества. Как обеспечить чистоту научных рядов? Газета научного сообщества «Поиск». [Электронный ресурс] Режим доступа: estva.htmlЗащита качества. Как обеспечить чистоту научных рядов? Газета научного сообщества «Поиск». [Электронный ресурс] Режим доступа: estva.html estva.html estva.html Фельдштейн Д.И. О состоянии и путях улучшения качества диссертационных исследований по психологии и педагогике// Официальный сайт Психологического института РАО. [Электронный ресурс] Режим доступа: Фельдштейн Д.И. О состоянии и путях улучшения качества диссертационных исследований по психологии и педагогике// Официальный сайт Психологического института РАО. [Электронный ресурс] Режим доступа:

5 Интересная информация В военные 1941 – 1942 гг защищалось 847 диссертаций, отвечавших всем требованиям ВАК. В блокаду руководство Ленинграда в специальном постановлении предложило учёным « не допускать либерализма при оценке научных работ в связи с войной и лишениями» ( цит. по Солсбери Г. 900 дней). В военные 1941 – 1942 гг защищалось 847 диссертаций, отвечавших всем требованиям ВАК. В блокаду руководство Ленинграда в специальном постановлении предложило учёным « не допускать либерализма при оценке научных работ в связи с войной и лишениями» ( цит. по Солсбери Г. 900 дней).

6 Ориентир? « Выдвигая идею надо быть бесстрашным, а критикуя её беспощадным» « Выдвигая идею надо быть бесстрашным, а критикуя её беспощадным»К.Поппер

7 Основная задача гуманитарных исследований Основная задача гуманитарных исследований В условиях все новых «вызовов времени», появлении непредсказуемых нестандартных ситуаций должны быть найдены и нестандартные решения; должен произойти в ближайшее время прорыв в понимании сути и новых реалий В условиях все новых «вызовов времени», появлении непредсказуемых нестандартных ситуаций должны быть найдены и нестандартные решения; должен произойти в ближайшее время прорыв в понимании сути и новых реалий

8 Педагогические исследования в социокультурном контексте выходят за рамки изучения практической деятельности образовательных учреждений и устанавливают для исследовательского поля более широкие границы;выходят за рамки изучения практической деятельности образовательных учреждений и устанавливают для исследовательского поля более широкие границы; определяют факторы влияния различных общественных процессов на образование;определяют факторы влияния различных общественных процессов на образование;

9 Педагогические исследования в социокультурном контексте определяют факторные влияния образования на общественные (в том числе экономические) процессы;определяют факторные влияния образования на общественные (в том числе экономические) процессы; ориентированы на получение выводов, которые могут быть интерпретированы в стратегии развития систем образования и их различных аспектов, что учитывается при разработке государственной (региональной) политики в области образованияориентированы на получение выводов, которые могут быть интерпретированы в стратегии развития систем образования и их различных аспектов, что учитывается при разработке государственной (региональной) политики в области образования

10 «Воронка причинности» Э. Кэмпбелла и уровни А.Ю. Мельвиля Мир, государство, общество Педагогический процесс процесс международные государственные социально-экономические культурно-ценностные Ф,п,к, к,… Ф,п,к,э.пс,… Э,к,пс,п,…. ф,к,пс,п,….

11 Что есть диссертация?

12 Диссертация (мнения в Великобритании) Диссертация – это камень преткновения Диссертация – это камень преткновения Диссертацию можно заменить серией взаимосвязанных небольших проектов Диссертацию можно заменить серией взаимосвязанных небольших проектов Главным в докторской программе является написание диссертации Главным в докторской программе является написание диссертации Альтернативой диссертации признаются научные доклады, опубликованные в реферативных журналах, или статьи, опубликованные в периодических изданиях Альтернативой диссертации признаются научные доклады, опубликованные в реферативных журналах, или статьи, опубликованные в периодических изданиях Диссертацию можно заменить разработкой учебных курсов Диссертацию можно заменить разработкой учебных курсов

13 Диссертация (мнения во Франции) Подготовка диссертации – это не сумма учебных курсов, а исследовательская работа в рамках исследовательской команды Подготовка диссертации – это не сумма учебных курсов, а исследовательская работа в рамках исследовательской команды Поэтому диссертация должна быть выполнена в признанной исследовательской команде, с которой подписан договор на подготовку докторов Поэтому диссертация должна быть выполнена в признанной исследовательской команде, с которой подписан договор на подготовку докторов

14 Диссертация (мнения в Швеции) Диссертация – важнейшая часть докторской программы

15 Требования к диссертации МеждународнаядокторантураWUDSES(Бельгия) Европейская традиция

16 Международная докторантура WUDSES (Бельгия) Оригинальный исследовательский подход к проблеме, примененный исследователем Оригинальный исследовательский подход к проблеме, примененный исследователем Сотрудничество с другими и их участие должно быть четко определено Сотрудничество с другими и их участие должно быть четко определено Логическое заключение проведенного эксперимента Логическое заключение проведенного эксперимента Необходимые детали проведения эксперимента для его воспроизведения Необходимые детали проведения эксперимента для его воспроизведения

17 Европейская традиция Актуальность Актуальность Интерпретация источников Интерпретация источников Концептуальное и теоретическое обоснование Концептуальное и теоретическое обоснование Исследовательские методы и инструменты Исследовательские методы и инструменты Оригинальный исследовательский подход посредством открытия новых научных фактов или выдвижения оригинальных критических суждений по исследуемой проблеме Оригинальный исследовательский подход посредством открытия новых научных фактов или выдвижения оригинальных критических суждений по исследуемой проблеме Методики сбора и анализа данных Методики сбора и анализа данных Корректные, валидные и надежные результаты самостоятельного исследования Корректные, валидные и надежные результаты самостоятельного исследования Значимый самостоятельный и инновационный вклад в науку по исследуемой проблеме и (или) в возможность применения полученных результатов к анализу проблем Значимый самостоятельный и инновационный вклад в науку по исследуемой проблеме и (или) в возможность применения полученных результатов к анализу проблем Понятный язык с соблюдением научного стиля Понятный язык с соблюдением научного стиля

18 Требования к кандидатской диссертации Актуальность проблемыАктуальность проблемы Новизна полученных результатовНовизна полученных результатов Теоретическая значимость результатовТеоретическая значимость результатов Практическая значимость результатовПрактическая значимость результатов Достоверность результатовДостоверность результатов Представление основных результатов в реферируемых журналахПредставление основных результатов в реферируемых журналах

19 Что вызывает сомнения или отрицательные оценки экспертов? Что вызывает сомнения или отрицательные оценки экспертов?

20 1.Отсутствие научной проблемы часто проблема исследования представляет собой субъективную проблему педагогической практики, уже решенную в науке и апробированную в рамках других практик часто проблема исследования представляет собой субъективную проблему педагогической практики, уже решенную в науке и апробированную в рамках других практик

21 Поиск проблемы- рабочая матрица анализа актуальности исследования Параметр Социальная аргументация педагогической проблемыСоциальная аргументация педагогической проблемы Научная аргументация проблемыНаучная аргументация проблемы Сущность параметра Какие новые социальные условия, предпосылки обусловливают актуальность изучаемого педагогического явления сейчас Освещение данной проблемы в официальных документах Какие социальные запросы общества могут быть удовлетворены решением данной проблемы Освещение вопроса в современной теории, степень научной разработки проблемы С решением каких научных проблем связана проблема исследования Какие потребности науки могут быть удовлетворены решением данной проблемы Обоснование проблемы с позиций развития (достижений) других наук 4

22 Поиск проблемы- рабочая матрица анализа актуальности исследования Историко-аналитическое обоснование проблемы с позиции развития педагогической мысли в прошлом и настоящемИсторико-аналитическое обоснование проблемы с позиции развития педагогической мысли в прошлом и настоящем Обоснование проблемы с точки зрения практики современной образовательной деятельностиОбоснование проблемы с точки зрения практики современной образовательной деятельности Когда и как данная проблема трактовалась раньше Почему в настоящее время проблема вновь актуальна В чем новизна проблемы сегодня Почему данная проблема привлекает внимание практических работников Какие потребности практики могут быть удовлетворены решением данной проблем

23 Информация к размышлению проблема поиска и проектирования новых форм работы с родителями, способствующих формированию положительного отношения подростков к учению.проблема поиска и проектирования новых форм работы с родителями, способствующих формированию положительного отношения подростков к учению. проблема эффективности воспитания национального достоинства на основе свободного поиска личностных смыслов национальных ценностей, развития гражданско- патриотических чувств, формирующих мотивы поведения и деятельности у школьников-подростков

24 Информация к размышлению В 1992 году в Иоханесбурге проходил международный симпозиум по педагогическим наукам. Один из докладов назывался «Педагогическое исследование как источник педагогического вреда». С грустью признаешься себе в том, что немалое количество наших диссертаций послужили бы яркой иллюстрацией к этому докладу. В 1992 году в Иоханесбурге проходил международный симпозиум по педагогическим наукам. Один из докладов назывался «Педагогическое исследование как источник педагогического вреда». С грустью признаешься себе в том, что немалое количество наших диссертаций послужили бы яркой иллюстрацией к этому докладу.

25 2.Отсутствие гипотезы в диссертациях идут нескончаемые «игры» в гипотезы, которые, как правило, банальны в диссертациях идут нескончаемые «игры» в гипотезы, которые, как правило, банальны

26 Схемы гипотезы Если….., то……Если….., то…… Так как…….., то…….Так как…….., то……. Можно предположить, что……Можно предположить, что…… Гипотезу составляют следующие предположения:Гипотезу составляют следующие предположения: - …… - …… - ….. - …..

27 Информация к размышлению Эффективность изучения и обобщения передового педагогического опыта зависит от теоретической подготовленности и уровня сформированных умений исследователяЭффективность изучения и обобщения передового педагогического опыта зависит от теоретической подготовленности и уровня сформированных умений исследователя Одним из основных средств, способствующих творческому развитию учителя, является включение театрально- игровой деятельности в образовательный процесс

28 3.Нечеткость теоретико-методологических основ исследования В диссертационных исследованиях помимо «парада парадигм» и множества (в одной кандидатской диссертации 29!) методологических подходов, присутствует теоретический «поминальник», безотносительно предмета исследования или их взаимосвязь лишь обозначается и в дальнейшем не играет никакой роли в системе доказательств. В диссертационных исследованиях помимо «парада парадигм» и множества (в одной кандидатской диссертации 29!) методологических подходов, присутствует теоретический «поминальник», безотносительно предмета исследования или их взаимосвязь лишь обозначается и в дальнейшем не играет никакой роли в системе доказательств.

29 исходный факт ( актуальное состояние предмета исследования)……основные теоретические положения….. идея ….замысел…гипотеза…ожидаемый результат исходный факт ( актуальное состояние предмета исследования)……основные теоретические положения….. идея ….замысел…гипотеза…ожидаемый результат

30 пример Известно: второгодники учатся плохо, отрицательно относятся к учению…Известно: второгодники учатся плохо, отрицательно относятся к учению… Идея – предупреждение неуспеваемости на основе диагностики её причинИдея – предупреждение неуспеваемости на основе диагностики её причин Замысел – на основе конкретной диагностики разработать систему предупреждения второгодничестваЗамысел – на основе конкретной диагностики разработать систему предупреждения второгодничества

31 Матрица самопроверки цель… задачи….. гипотеза…..положения на защиту ( новое научное знаний)цель… задачи….. гипотеза…..положения на защиту ( новое научное знаний) положения на защиту …. теоретико- методологические основыположения на защиту …. теоретико- методологические основы

32 4.Отсутствие новизны при формулировании новизны – повторение известных положений, которые уже взяты на вооружение педагогической наукой, доказательство уже доказанного; наряду с прямым дублированием известных теоретических положений характерна формулировка известных результатов в новой терминологии при формулировании новизны – повторение известных положений, которые уже взяты на вооружение педагогической наукой, доказательство уже доказанного; наряду с прямым дублированием известных теоретических положений характерна формулировка известных результатов в новой терминологии

33 В Положении сказано, что «предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с другими известными решениями». Некоторые авторы докторских диссертаций и их научные руководители требование критически оценить свои результаты по сравнению с известными решениями поняли, на мой взгляд, буквально. Так, появились авторефераты, где мы читаем в положениях на защиту: « В отличии от Иванова И.И. мы определили…., по сравнению с Петровым П.П. мы иначе понимаем, если Сидоров С.С. утверждает…., то мы утверждаем обратное».В Положении сказано, что «предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с другими известными решениями». Некоторые авторы докторских диссертаций и их научные руководители требование критически оценить свои результаты по сравнению с известными решениями поняли, на мой взгляд, буквально. Так, появились авторефераты, где мы читаем в положениях на защиту: « В отличии от Иванова И.И. мы определили…., по сравнению с Петровым П.П. мы иначе понимаем, если Сидоров С.С. утверждает…., то мы утверждаем обратное».

34 Экспертиза новизны Научное открытиеНаучное открытие Целостная научная концепцияЦелостная научная концепция Новая научная идея, обогащающая новую научную концепцию Новая научная идея в рамках известной научной концепции Обогащение соответствующей научной концепции новыми доказательствами и фактамиНовая научная идея, обогащающая новую научную концепцию Новая научная идея в рамках известной научной концепции Обогащение соответствующей научной концепции новыми доказательствами и фактами Оригинальная научная гипотеза, предлагающая новый научный взгляд, новую трактовку проблемыОригинальная научная гипотеза, предлагающая новый научный взгляд, новую трактовку проблемы Обоснование теорииОбоснование теории Уточнение (структуры педагогической науки, принципов, закономерностей и т.д.)Уточнение (структуры педагогической науки, принципов, закономерностей и т.д.) Введение новых понятий или изменение старых их трактовок Спорное, но интересное суждение по какой-либо теме, проблемеВведение новых понятий или изменение старых их трактовок Спорное, но интересное суждение по какой-либо теме, проблеме Опровержение устаревших идей и позиций Опровержение устаревших идей и позиций Рекомендации по применению в практике новых научных идей и походов Рекомендации по применению в практике новых научных идей и походов

35 Экспертиза теоретической значимости Использованы все методы научного мышления при формулировке теории: анализ, синтез, обобщение и т.д.Использованы все методы научного мышления при формулировке теории: анализ, синтез, обобщение и т.д. Изложены идеи, аргументы, доказательства, опровержения их подтверждающие или отрицающие Изложены идеи, аргументы, доказательства, опровержения их подтверждающие или отрицающие Описаны все элементы изложения теории: аксиомы, гипотезы, научные факты, выводы, тенденции, этапы, стадии, факторы и условияОписаны все элементы изложения теории: аксиомы, гипотезы, научные факты, выводы, тенденции, этапы, стадии, факторы и условия Сформулированы законы или закономерности, общая концепция и система информации в целом Сформулированы законы или закономерности, общая концепция и система информации в целом Раскрыты существенные проявления теории: противоречия, несоответствия, возможности, трудности, опасности, вычленены новые проблемы, подлежащие дальнейшему исследованиюРаскрыты существенные проявления теории: противоречия, несоответствия, возможности, трудности, опасности, вычленены новые проблемы, подлежащие дальнейшему исследованию Полноценно изложены явления реальной действительности, которые составляют основу практических действий в той или иной области Полноценно изложены явления реальной действительности, которые составляют основу практических действий в той или иной области Изучены связи данного явления с другими Изучены связи данного явления с другими

36 5.Достоверность результатов отсутствие во многих диссертациях серьёзного обоснования достоверности и границ применимости полученных результатов отсутствие во многих диссертациях серьёзного обоснования достоверности и границ применимости полученных результатов «Достоверность основных положений и выводов исследования обеспечивается непротиворечивостью реализации выбранных методологических подходов, логикой построения работы, адекватностью комплекса методов исследования целям и задачам исследования». «Достоверность основных положений и выводов исследования обеспечивается непротиворечивостью реализации выбранных методологических подходов, логикой построения работы, адекватностью комплекса методов исследования целям и задачам исследования».

37 5.Достоверность результатов нормативную (позитивистскую) методологию можно определить как количественную.нормативную (позитивистскую) методологию можно определить как количественную. Интерпретативная (релятивистская) методология может быть определена как качественная.

38 6.Невнятность автореферата Концептуальное построение автореферата Концептуальное построение автореферата Наличие одной стержневой проблемы;Наличие одной стержневой проблемы; Жесткая логика изложения;Жесткая логика изложения; Строгий отбор материала под стержень статьи;Строгий отбор материала под стержень статьи; Анализ теории ( и практики) не от фамилий, а от идей;Анализ теории ( и практики) не от фамилий, а от идей; Наличие собственной исследовательской позиции ( Ответы на вопросы: Что я хочу сказать? В чем хочу убедить читателя?)Наличие собственной исследовательской позиции ( Ответы на вопросы: Что я хочу сказать? В чем хочу убедить читателя?) Цельность текста проявляется в том, что у него есть определенная логико-смысловая структура, основными компонентами которой являются тематика, проблема и результаты исследования.Цельность текста проявляется в том, что у него есть определенная логико-смысловая структура, основными компонентами которой являются тематика, проблема и результаты исследования.

39 7. Публикации количество и качество опубликованных трудов - монографии, их тираж (запрашиваются);количество и качество опубликованных трудов - монографии, их тираж (запрашиваются); статьи, а не тезисы;статьи, а не тезисы; места публикаций (свой муниципалитет или страна, мир);места публикаций (свой муниципалитет или страна, мир); Соответствие теме и результатам исследованияСоответствие теме и результатам исследования

40 Примеры неудач Помимо прямого несовпадения темы диссертации и темы статьи, распространённым является несоответствие названия статьи её содержанию, реферативное изложение какой-либо научной проблемы, расплывчатое и наукообразное обоснование используемого методологического подхода, описание локального эксперимента, обозначенного как основной результат исследования и др. Например: Помимо прямого несовпадения темы диссертации и темы статьи, распространённым является несоответствие названия статьи её содержанию, реферативное изложение какой-либо научной проблемы, расплывчатое и наукообразное обоснование используемого методологического подхода, описание локального эксперимента, обозначенного как основной результат исследования и др. Например:,тема диссертации «Зарубежный опыт как основа технологии обучения будущих педагогов»; название статей - Особенности перевода….. (0,1 п.л.), Методика проведения занятий по англ.языку (0,25 п.л.) и т.п.),тема диссертации «Зарубежный опыт как основа технологии обучения будущих педагогов»; название статей - Особенности перевода….. (0,1 п.л.), Методика проведения занятий по англ.языку (0,25 п.л.) и т.п.) тема диссертации связана с формированием коммуникативной компетентности студентов вузов юридического профиля. Диссертация выполнена по специальности В «ваковском» журнале «Профильная школа» появляется статья на тему «Формирование коммуникативной компетентности школьников в профильном обучении».тема диссертации связана с формированием коммуникативной компетентности студентов вузов юридического профиля. Диссертация выполнена по специальности В «ваковском» журнале «Профильная школа» появляется статья на тему «Формирование коммуникативной компетентности школьников в профильном обучении».

41 8. Отзывы Обоснованность выбора оппонентов и ведущей организации Обоснованность выбора оппонентов и ведущей организации

42 Ход обсуждения в экспертном совете ВАК а)один эксперт - его доклад с подробным анализом по перечисленным пунктам; а)один эксперт - его доклад с подробным анализом по перечисленным пунктам; б)при сомнении ~ комиссия из 3-х экспертов - их доклад б)при сомнении ~ комиссия из 3-х экспертов - их доклад в)вызов диссертанта на Совет (вместе с председателем диссертационного совета и научным руководителем ) в)вызов диссертанта на Совет (вместе с председателем диссертационного совета и научным руководителем ) на комиссиюна комиссию на Советна Совет

43 Практикум Обоснование актуальностиОбоснование актуальности Обоснованность выбора оппонентов и ведущей организацииОбоснованность выбора оппонентов и ведущей организации Основные результатыОсновные результаты Их научная новизна, теоретическая и практическая значимостьИх научная новизна, теоретическая и практическая значимость Характеристика публикацийХарактеристика публикаций Общая оценка и выводОбщая оценка и вывод

44 «В науке нет широкой столбовой дороги и только тот может достичь её сияющих вершин, кто не страшась усталости карабкается по её каменистым тропам» «В науке нет широкой столбовой дороги и только тот может достичь её сияющих вершин, кто не страшась усталости карабкается по её каменистым тропам» Карл Маркс

45 Благодарю за внимание!