Психологические аспекты организации занятий в учреждении дополнительного образования
Знание психологических аспектов при построении занятия позволяет: Сохранять психологическое здоровье участников образовательного процесса. Сохранять психологическое здоровье участников образовательного процесса. Создавать оптимальные условия личностного развития. Создавать оптимальные условия личностного развития.
Специфика образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования Строится от действия к знанию, обеспечивая гармоничное развитие ребенка. Шире, интенсивнее, глубже, свободнее и увлекательнее атмосфера познания того, что нравится самому ребенку. Сам процесс организован в максимально комфортных условиях и, практически круглогодично, обеспечивая право ребенку на свободный выбор и смену деятельности; Строится в индивидуальном темпе и объеме, дифференцированно, с учетом возраста и пола. Педагог УДО, чаще всего, специалист и мастер, имеющий предметную компетентность без базового педагогического образования.
Пять последовательных элементов учебной деятельности, задающих её целостность Цель (мотив). Способ (средство, план). Исполнение (реализация). Контроль. Оценка.
В зависимости от приоритетных целей, занятия можно обозначить по видам Обучающие (научение чему-либо, овладение конкретными умениями и навыками). Общеразвивающие и воспитательные, в приоритете ставящие развитие и формирование определенных личностных качеств ребенка. Специальные знания, направленные на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение обучающихся к нравственным и культурным ценностям и другие.
Формы занятий Лекции; Консультации; деловые игры; конференции; дискуссии; семинары; экскурсии и экспедиции; соревнования; походы; праздники; многие другие.
Этапы проведения учебного занятия: Учебное занятие Организационный Проверочный Подготовительный Основной Контрольный Рефлексивный (самоанализ) Итоговый Информационный
Факторы, влияющие на восприятие обучающимися информации Ведущее полушарие (левополушарный тип мыслительный или правополушарный – художественный) Тип нервной деятельности (сильный, средний, средне-слабый, слабый) Тип темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик) Ведущая система восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический и дискретный тип) Тип реагирования (лабильный, быстрый или инертный, медленный Пол ребенка (мальчик и девочка по-разному воспринимают и реагируют)
Для достижения лучшей эффективности занятий педагогу необходимо также соблюдение ряда условий, предусмотренными нормативными документами по УДО Комплексность в постановке целей и задач проведения занятий (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи). Адекватность содержания поставленным целям и соответствие их уровню и особенностям развития детского коллектива. Соответствие способов работы поставленным целям и содержанию. Наличие четкой логики занятия и преемственности его этапов. Полное методическое обеспечение и оснащение ТСО.
Рекомендации психолога - педагог должен уметь: Использовать ритуал начала и конца занятий. Владеть современными психолого-педагогическими технологиями проведения занятий и методами саморегуляции (ролевые и психотехнические игры, психогимнастика, эмоционально-символические и когнитивные методы, групповое рисование, элементы релаксации и т.д.) Постоянно помнить и владеть механизмами эффективного взаимодействия с обучющимися (тексты должны быть понятными, жесты сдержанные и спокойные, мимика и поза, располагающая к общению).
Общие рекомендации к поведению педагога: Поручения, которые вы даете ребенку, должны соответствовать его возможностям. Повышение самооценки, создание общего положительного эмоционального климата. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка («Сегодня ты нарисовал гораздо аккуратнее, чем вчера». Особое отношение к тревожным и чувствительным детям. Развитие самостоятельности и уверенности ребенка. Использование разнообразных игр на развитие воображения, творческие игры по сочинению сказок, рисование на свободную тему и др.
Литература Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в системе дополнительного образования детей // Сборник, составители Даниленко И.В., Корпусенко Ю.В., Санкт-Петербург, 2006 г. Возрастная психология // Учебник для студентов педагогических учебных заведений. Москва, 2005 г.