Психологическая безопасность среды в детском оздоровительном лагере В.В. Ковров Центрэкстреннойпсихологической Помощи МГППУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическая безопасность образовательной среды Концепция развития МОУ «СОШ 9» г.Балашова Саратовской области.
Advertisements

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования.
В.В. Рубцов Школа и стрессы: современное состояние проблемы.
Экспертиза психологической безопасности образовательной среды.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе ЯКУШ Ю.И. Директор МОУ «школа.
Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды Педагог-психолог МБОУ СОШ 1 г. Павлово Жидкова Наталья Ивановна.
Воспитание на уроке или возможности педагогов в организации безопасной образовательной среды.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья подростка. Баева Ирина Александровна доктор психологических наук, профессор,
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни. 2. Формирование интереса к различным видам деятельности. 3. Развитие.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Образовательная среда образовательного учреждения.
1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, психокоррекции имеющихся отклонений 2) помощь ребенку в развитии личности, социализации,
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Формирование безопасной образовательной среды вуза Москва сентября 2015 г. III Международный конгресс «Образование личности: стандарты и ценности»
Транксрипт:

Психологическая безопасность среды в детском оздоровительном лагере В.В. Ковров Центрэкстреннойпсихологической Помощи МГППУ

Структура среды ДОЛ КОМПОНЕНТЫ: 1.Пространственно-семантический 2.Содержательно-методический 3.Коммуникационно-организационный

1. Пространственно-семантический компонент включает: - архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства детей в лагере; - символическое пространство ДОЛ (символика, атрибуты, традиции и др.).

2. Содержательно-методический компонент включает: - содержательную сферу (концепция жизнедеятельности ДОЛ, концепции и программы оздоровительных смен, программы дополнительного образования); - технологии, формы, методы организации жизнедеятельности детей в лагере (мероприятия, игры, дела, структуры управления и самоуправления и др.), подготовки и проведения оздоровительной смены и её отдельных этапов

3. Коммуникационно-организационный компонент включает: -особенности субъектов образовательной среды ДОЛ; -коммуникационную сферу; - организационные условия (особенности управленческой культуры).

Специфика и уникальность среды лагеря определяются: типовыми и видовыми особенностями лагеря; системой организации и управления жизнедеятельностью ребёнка и групп детей – временных детских коллективов (отрядов), клубов и объединений детей по интересам; наличием «лидеров» и «отстающих»; включённостью ребёнка в другие коллективы, группы и группировки, уровнем защищённости ребёнка в них;

Специфика и уникальность среды лагеря определяются: социальными контактами субъектов лагеря (образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения (сотрудничество, взаимопомощь, господство, авторитарность и т.п.), личный пример, опыт);

Специфика и уникальность среды лагеря определяются: информационной составляющей образовательной среды (правила внутреннего распорядка, устав, конституция, декларация о намерениях, законы и т.п.); фактическими, а не декларируемыми нормами отношения к людям, их мнениям и оценкам; предписаниями и правилами личной и общественной безопасности;

Специфика и уникальность среды лагеря определяются: средствами наглядности в лагере (любые идеи, выраженные в той или иной форме; требования, приказы, советы, рекомендации, пожелания, т.е. персонально адресованное на субъекта образовательной среды воздействие); материальной и соматической составляющими среды (условия жизнедеятельности, досуга и отдыха; здоровье и психическое состояние; психологический микроклимат).

Психологическая безопасность состояние, характеризующее среду ДОЛ, фиксируемое через отношения ее участников Модель психологически безопасной среды включает: 1. защищенность от психологического насилия; 2. референтную значимость окружения; 3. удовлетворенность в личностно- доверительном общении. 3. удовлетворенность в личностно- доверительном общении.

Угрозы психологической безопасности среды 1.Психологическое насилие в процессе взаимодействия Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально- организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия. Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально- организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия. Следствие – получение ребенком психологической травмы

Формы психологического насилия 1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей ребёнка); 2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания); 3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность)

Проявления психологического насилия: публичное унижение; публичное унижение;оскорбление;высмеивание;угрозы; обидное обзывание; принуждение делать что-то против своего желания;игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение. недоброжелательное отношение.

Угрозы психологической безопасности среды 2. Непризнание референтной значимости среды детского оздоровительного лагеря Следствие: ребенок стремится покинуть лагерь, отрицает ценности и нормы ДОЛ

Угрозы психологической безопасности среды 3. Отсутствие удовлетворенности в личностно- доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников среды ДОЛ Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.

Угрозы психологической безопасности среды 4. Неразвитость системы психологической помощи в детском оздоровительном лагере Следствие – неэффективность психологического сопровождения ребенка в ДОЛ; угроза психическому здоровью

Угрозы психологической безопасности среды 5. Эмоциональное выгорание педагогов детского оздоровительного лагеря Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью угроза психическому здоровью

Результаты опроса вожатых ДОЛ о трудностях работы в лагере 1. Фактическое отсутствие «права на ошибку» (89%). 2. Недостаток положительного стимулирования труда (89%). 3. Отсутствие свободного времени и условий для полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы (73%). 4. Неудовлетворенность профессиональным статусом (71%). 5. Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей, коллег, родителей (67%). 6. Отсутствие возможности и условий для самовыражения и самореализации (35%).

Принципы обеспечения психологической безопасности в среде ДОЛ принцип опоры на развивающее образование и воспитание принцип опоры на развивающее образование и воспитание принцип психологической защиты личности принцип психологической защиты личности принцип помощи в формировании социально-психологической умелости принцип помощи в формировании социально-психологической умелости

Социально-психологическая умелость - набор умений, дающий возможность компетентного выбора ребёнком своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности набор умений, дающий возможность компетентного выбора ребёнком своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности

Условия организации безопасной среды в ДОЛ - целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование безопасной среды ДОЛ, на гуманизацию отношений самих участников детской оздоровительной смены; - целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование безопасной среды ДОЛ, на гуманизацию отношений самих участников детской оздоровительной смены; - адресная помощь ребенку в решении актуальных задач жизнедеятельности, а также социализации в условиях ДОЛ (затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально- эмоционального характера, проблемы с выбором видов деятельности и т.д.); - адресная помощь ребенку в решении актуальных задач жизнедеятельности, а также социализации в условиях ДОЛ (затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально- эмоционального характера, проблемы с выбором видов деятельности и т.д.);

Условия организации безопасной среды в ДОЛ - активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение смены; - активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение смены; - эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации; - эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации; - повышение уровня психолого-педагогической компетентности вожатых, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации. - повышение уровня психолого-педагогической компетентности вожатых, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.

Основные задачи организации безопасной среды в ДОЛ - выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в условиях ДОЛ (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда ДОЛ с последующей оценкой каждым участником – вожатым, педагогом дополнительного образования, психологом, администратором, родителем – возможных рисков, присущих современному лагерю); - выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в условиях ДОЛ (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда ДОЛ с последующей оценкой каждым участником – вожатым, педагогом дополнительного образования, психологом, администратором, родителем – возможных рисков, присущих современному лагерю); - отработать систему согласованных взглядов и представлений вожатых, педагогов, психологов, руководителей ДОЛ и родителей на образовательную среду лагеря как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития современного ребенка (экспериментальная модель «Лагерь без стрессов»); - отработать систему согласованных взглядов и представлений вожатых, педагогов, психологов, руководителей ДОЛ и родителей на образовательную среду лагеря как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития современного ребенка (экспериментальная модель «Лагерь без стрессов»);

Основные задачи организации безопасной среды в ДОЛ - обосновать условия организации такого типа среды и требования к ее эффективной организации, относящихся ко всем участникам, отвечающим за благополучие, развитие, оздоровление и отдых детей в ДОЛ, включая систему задач и действий, для каждого участника педагогической ситуации; - обосновать условия организации такого типа среды и требования к ее эффективной организации, относящихся ко всем участникам, отвечающим за благополучие, развитие, оздоровление и отдых детей в ДОЛ, включая систему задач и действий, для каждого участника педагогической ситуации; - обосновать комплекс методов и технологий для работы вожатых, педагогов, психологов, управленцев, родителей, детей в условиях возникновения стрессов, а также в целях их профилактики в процессе летней оздоровительной смены; - обосновать комплекс методов и технологий для работы вожатых, педагогов, психологов, управленцев, родителей, детей в условиях возникновения стрессов, а также в целях их профилактики в процессе летней оздоровительной смены; - составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником взаимодействия; - составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником взаимодействия; - сформулировать конкретные рекомендации вожатым, педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в ДОЛ. - сформулировать конкретные рекомендации вожатым, педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в ДОЛ.

Спасибо за внимание! Ковров В.В. – заведующий научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность в образовании» Московского городского психолого-педагогического университета кандидат педагогических наук, профессор