Междисциплинарные подходы в «культурных исследованиях»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Advertisements

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Методологический аппарат исследования Основные понятия.
Занятие : Методы построения теории Методика научного исследования 3 курс, 5 семестр.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Социальный конструктивизм как способ интерпретации культурно - исторической психологии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Автор курса: канд. псих. наук Агадуллина Елена Рафиковна.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Введение В педагогических публикациях последнего времени все чаще говорится о необходимости переноса акцентов образования на личностно- ориентированные.
«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 33 г.Калининграда Основные задачи и методы лингвокультурологии.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Транксрипт:

Междисциплинарные подходы в «культурных исследованиях»

Междисциплинарные исследования Исследования, использующие методы двух и более дисциплин Моделирование исследовательской ситуации Рефлексия на объект и методологию собственного исследования Система взаимодействий (коммуникаций)

Динамика формирования междисциплинарного ареала исследований в гуманитаристике 1960-е гг. – структуралистская парадигма в гуманитарных исследованиях, актуализация семиотических исследований (изучение любых объектов логико- математическими методами) 1970-е гг. – смена структуралистской парадигмы постструктурализмом, текстуальный анализ как необходимое условие любого гуманитарного исследования 1980-е гг. – эпоха Cultural Studies, дополнение гуманитарных исследований методами психоанализа 1990-е гг. – постмодернистские тренды в оформлении междисциплинарности гуманитарных исследований.

М. Фуко и теория эпистем как основа междисциплинарного поля исследования Гуманитарные науки находят свое место между естественными науками, филологией и политэкономией. Взаимодействие гуманитарных наук с обозначенными исследовательскими полями дают психологический, социологический и культурологический (текстологический) срез исследования. Данным полям присущи категории: функции объекта, правила его функционирования, система обозначения. Содержание категорий формирует междисциплинарное исследовательское поле (М. Фуко. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб, 1994)

Элементы междисциплинарных исследований в Cultural Studies Семиотический (структурный) анализ Текстуальный (семантический) анализ Анализ методами психологии (психоанализ) Политологический (политэкономический) анализ

Принципы междисциплинарности Введение новых объектов исследования, выбор которых зависит от самого исследователя Обеспечение условий для возникновения нового знания Совершенствование приемов и моделей исследования (Лепти Б. Некоторые общие вопросы междисциплинарного подхода // Споры о главном. Дискуссия о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М, 1993, С )

Проблемы с междисциплинарностью Проблема трансляции концепций и методов П. Бурдье: «Встреча двух дисциплин – это встреча двух личных историй, а следовательно, двух разных культур; каждая расшифровывает то, что говорит другая, исходя из собственного кода, из собственной культуры» (П. Бурдье. Начала. Choses dites.М, 1994, С.156)

Проблемы с междисциплинарностью Адекватность используемых методов специфике объекта исследования. Исследования 1970-х гг: междисциплинарность не актуальна при исследованиях макроуровня (или сложных систем: например, общество). Исследования 1990-х гг.: междисциплинарность АКТУАЛЬНА при исследованиях сложных систем и изменения поведенческих паттернов в них.

Проблемы с междисциплинарностью Конвенциональность, чрезмерная открытость и бессистемность использования методов смежных наук.

Когда междисциплинарность необходима? Изучение феноменов, порожденных сложными системами и имеющих мультифасеточный характер.

Когда междисциплинарность необходима? Характеристики объекта, подлежащего изучению, неявны, его поведение сложно оценить с помощью методов отдельных наук. Познать объект – значит смоделировать его.

Исследование культуры на макроуровне Символы, значения Этическое измерение Мультифасеточный объект Личностно- ориентированный опыт Проблема интерпретации Политические, этнические, исторические реалии

Культурная парадигма (системный уровень) Коммуникативные конвенции «За пределами видимого» Насколько адекватна наша интерпретация? Ценности, базовые установки, верования, символические значения, этическое измерение Функцио- нальный анализ Релятивистский подход к анализу

Культурология как междисциплинарное поле исследований Культурологический поворот в гуманитарных науках х годов. Новая история социальных процессов или «культурная история»: конструирование социальности через анализ культурных практик и повседневности. Cultural Studies как интегральный подход к изучению сознания, индивидуальной деятельности, поведения человека. ( Л. П. Репина. Междисциплинарность и история. Доклад. // Доклады Круглого стола «Междисциплинарные подходы в исторической науке начала XXI века: подъем или упадок?»)

Рождение Cultural Studies Ричард Хогарт и термин «Cultural Studies» (культурные исследования) 1964г. - Бирмингемский Центр Современных Культурных Исследований или CCCS.

Марксизм и Cultural Studies Cultural Studies как попытка связать культурные формы и политэкономию Маркса. А. Грамши и теория доминирования

А. Грамши и теория гегемонии культура как ключевой инструмент политического и социального контроля. использование повседневной культуры рабочего класса в целях доминирования. центральный концепт - культурная гегемония. использование терминологии не противоречий классов, а классового альянса, понятие «агента» доминирования.

Повседневность как объект исследования 1990-е гг. – аналитические исследования обнаруживают в потребителях возможность творчески использовать доминирующие идеологии. Cultural Studies сегодня имеет дело со значениями и практиками повседневности. Культурные практики связывают способы, которыми люди совершают определенные действия (смотрят телевизор, едят и т.д.) в определенной культуре.

Характеристики Cultural Studies: Cultural studies ставят своей целью исследовать собственный предмет в терминах культурных практик и их отношений с властью. Например, изучение субкультуры (белой рабочей молодежи Лондона) будет происходить настолько, насколько социальные практики молодежи соотносятся с доминирующим классом. Culltural Studies понимают культуру во всем ее многообразии и сложности форм и анализируют социальный и политический контекст, в котором культура манифестирует себя. Культура является объектом исследования и объектом политической критики, т.е. культуролог не только изучает некий объект, но и помещает его в более широкий политический проект. Cultural Studies пытаются уничтожить разрыв между конкретным культурным знанием и объективными универсальными формами знания. Cultural Studies имеют непосредственную связь с этическими ценностями современного общества и радикальной линией политического действия.

Немарксистские подходы к интерпретации культуры Поль дю Га «Делая Cultural Studies: Случай Сони Уокман» («Doing Cultural Studies: The Case of the Sony Walkman» Paul du Gay) пытается изменить представление о том, что те, кто производят продукт, контролируют его значение. Подчеркивается, что люди по-разному получают, прочитывают, интерпретируют культурные тексты. Потребитель может принять, отвергнуть или изменить значение продукта.

Стюарт Холл и новые Cultural Studies акт потребления связывается с проблемой культурной идентичности. водораздел в интерпретациях значений можно обозначить как культурный поворот (термин Ф. Джеймисона). В контексте Cultural Studies идея текста включает не только письменный язык, но фильмы, фотографии, моду. Т.е. тексты включают в себя все значимые культурные артефакты. Таким же образом расширяется само понятие культуры. Культура для Cultural Studies включает в себя не только высокую культуру (или культуру властвующей элиты), но и поп- культуру, повседневные значения и практики. Две последние фактически стали главным фокусом для Cultural Studies.

Фредрик Джеймисон и междисциплинарность Cultural Studies эстетическое производство, т.е. производство культурных благ, интегрировано в производство предметов потребления; безумная экономическая гонка в производстве новых видов и без того только что появившихся товаров при большой скорости оборота устанавливает растущую необходимость для эстетических новаций и экспериментов, так что например, вся американская культура постмодерна является внутренним и надстроечным выражением целой новой волны американского военного и экономического господства в мире. разница между модерном и постмодерном может рассматриваться только в свете концепции доминирующей культурной логики или господствующей нормы.

Фредрик Джеймисон и междисциплинарность Cultural Studies теория структурного анализа как методология исследований современной культуры. новая культурная модель выражена в терминах шизоанализа. шизофрения описывается как разрыв в цепи значений, т.е. как взаимозависимая синтагматическая серия значений, которые составляют высказывание.

Фредрик Джеймисон и междисциплинарность Cultural Studies Наблюдатель при анализе культуры призван совершить невозможное – видеть все подсистемы одновременно в беспорядочном различии. Маркс в своем «Манифесте» убеждает сделать невозможное, т.е. думать об определенном пути развития культуры одновременно и положительно и отрицательно. Искаженные и безвозвратные попытки нового культурного производства исследовать и выразить это новое пространство должны быть рассмотрены как и другие подходы к отображению новой реальности, как ни парадоксально это звучит, как особую новую форму реализма. [Fredric Jameson. Postmodernism and Consumer Society// Fredric Jameson. The cultural turn. Selected writings on the postmodern Vesso, London, 1998, p. 20]