ГУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница» (Центр психического здоровья детей и подростков) Медико-социальные аспекты охраны,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Advertisements

Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница (Центр психического здоровья детей и подростков) Проблема психического здоровья детей.
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
Фархутдинова Л.В. – доктор мед. наук, профессор МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Работа с детьми группы риска социального педагога Рыбинской ош I-III ступеней Рыбинской ош I-III ступеней Терентий Ольги Владимировны.
Медицинская психология в системе здравоохранения Выполнила: Молдыбаева Елена Проверила: Толегенова А.А.
LOGO Add your company slogan Профилактическая медицина.
Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе.
Краевая научно-практическая конференция: Принципы организации ранней диагностики и медико-социального сопровождения для детей с пограничными нервно-психическими.
Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия.
ПСИХОЛОГО - МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
КГСОУ «Ачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида». Комплексное сопровождение детей в образовательном процессе.
Приоритеты и проблемы взаимодействия организаций здравоохранения и образования в оказании помощи детям с пограничными психическими расстройствами Шалимов.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр лечебной педагогики и дифференцированного.
Деятельность администрации МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников Составила: Резепина Е.А. заведующий МДОУ детский сад 32.
Докладчик Курочкина Людмила Васильевна Директор ГОУ «Центр диагностики и консультирования»
Основные функции Центра здоровья для детей. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно- поликлинических отделений.
Транксрипт:

ГУЗ «Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница» (Центр психического здоровья детей и подростков) Медико-социальные аспекты охраны, профилактики, лечения и реабилитации психического здоровья детей Волгоградской области Медико-социальные аспекты охраны, профилактики, лечения и реабилитации психического здоровья детей Волгоградской области Главный врач Главный детский психиатр Л.Г.Раевская Волгоград 2010 г.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО НЕЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВА Снижение интеллектуального потенциала нации (от 30 до 70 % подростков имеют ограничения к получению полноценности образования из-за низкого уровня психического здоровья) Высокий уровень детской инвалидности (3-й год в области психические заболевания занимают I место среди причин инвалидности), как следствие этого - отвлечение огромного количества финансов на социальные выплаты Увеличение в обществе лиц с девиантными формами поведения (наркомания, бродяжничество, проституция и т.д.) Рост криминогенной обстановки в обществе (около 70 % подростков совершающих ООД, имеют отклонения в психическом развитии – по данным ГУВД Волгоградской области) Снижение уровня обороноспособности страны (20 % подростков освобождаются от службы в армии, 40 % - комиссуются по психическим состояниям) Проблема: Поддержание в обществе оптимального уровня психического здоровья подрастающего поколения Цель: Достижение максимально позитивного развивающего влияния социальной среды на формирование детской психики

ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА (дезадаптированные дети) Социальная актуальность проблемы сиротства: каждый 3-й – бомж каждый 5-й – преступник каждый 10-й – кончает жизнь самоубийством 53 % малолетних преступников имеют отклонения в психическом развитии (По общероссийским данным института социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского) Физические и социальные сироты Дети с девиантным поведением и криминальной активностью Дети-жертвы жестокого обращения и преступных посягательств Дети в семьях беженцев и вынужденных переселенцев Детский суицид Новые формы Интернет- аддикция, игромания

Восприятие Память Внимание Внимание ВоображениеМышление ПСИХИКА Интеллект ИнтеллектПСИХИКА Речь Речь Воля Воля Эмоции Эмоции Критика Критика Критические периоды развития: 2-4 года 7-8 лет лет

Структурная компонента психики Поведенческий Аффективный Волевой Психо- сексуальный Психо- физический Когнитивный I криз – года II криз – лет III криз – лет

ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИКИ (по В. В. Ковалеву) 1. Этап сомато-вегетативный (0-3 года) (этап «мы», симбиотическая связь; становление моторной, сенсорной, эмоциональной, вегетативной функции через значимых взрослых). 2. Этап психомоторный (3-7 лет) фобическое тревожное расстройство; парциальное социофибическое расстройство; начинают формироваться эмоционально-поведенческие реакции: - эксплозивный тип; - эгоцентричный тип; - астенический (тормозной тип).

(продолжение) 3. Этап психоэмоциональный (7-10 лет) Поведенческие расстройства носят мерцательный характер (как декомпенсация резидуально-органической патологии) – форма проявления разнообразная. 4. Этап идеаторный (пубертатный возраст) 2 фазы пубертата: негативная; позитивная; Характерно развитие пубертатного криза с аффективными расстройствами: - психологический пубертат; - дисгармоничный пубертат; - патологический пубертат.

Общение со взрослыми и сверстниками Воспитательные воздействия взрослых, наблюдаемые ребенком образцы их поведения и действий Целенаправленное и стихийное обучение Предметная и культурная среда, в которой растет ребенок

Основные характеристики темперамента: Сила Напряженность Скорость Устойчивость

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТ (свойство реактивности нервной системы) ХАРАКТЕР (индивидуальный почерк активного поведения) ЛИЧНОСТЬ (содержание)

Аномальный Асинхронный Дефективный

Биопсихосоциальная модель развития психических и поведенческих расстройств – пограничные психические расстройства у детей - Диагностика уровня психосоциального функционирования ребенка и особенностей его адаптации в его среде (в семье, в школе, в сфере общения и коммуникаций); Не глубокий уровень психических расстройств; их преимущественно обратимый, функционально-динамический характер; Более широкий, чем при дизонтогенетическом задержанном развитии спектр нарушений психического здоровья ребенка и его возрастного психического развития, обусловленный социально-стрессовыми воздействиями, «патологической почвой» с нарушениями соматического здоровья; «органической предиспозицией», ММД, аномально-личностными формами реакций Включение в круг пограничных психических расстройств дизонтогенетических нарушений с возможностями компенсации при медико-психолого-педагогической коррекции и реабилитации, исключая УО; принципиальная возможность обратного развития психических расстройств или их успешная компенсация с восстановлением позитивной социальной адаптивности

Виды психической патологии, формирующие школьную дезадаптацию Интеллектуально-мнестические расстройства (умственная отсталость, психоорганические, церебрастенические) Интеллектуально-мнестические расстройства (умственная отсталость, психоорганические, церебрастенические) Расстройства мышления («астеническая несостоятельность», аутистическое мышление, патологическое фантазирование, сверхценные увлечения и пр.) Расстройства мышления («астеническая несостоятельность», аутистическое мышление, патологическое фантазирование, сверхценные увлечения и пр.) Эмоциональные нарушения (страх, тревога, депрессия) Эмоциональные нарушения (страх, тревога, депрессия) Волевые расстройства (нарушения мотивации, снижение психического напряжения, расстройства целенаправленного внимания) Волевые расстройства (нарушения мотивации, снижение психического напряжения, расстройства целенаправленного внимания) Личностные расстройства (патохарактерологические реакции, психопатизация) (по И.К.Шац, 2003 г.) Личностные расстройства (патохарактерологические реакции, психопатизация) (по И.К.Шац, 2003 г.)

Биопсихосоциальная модель развития психических и поведенческих расстройств – пограничные психические расстройства - Направленность в профессиональной деятельности детского психиатра: медико-центрической позиция - социально-клиническая позиция Клинически определенные типы психической дезадаптации (ДА): 1. органический тип ДА – формируется на «органической патологической почве» с комплексом дизонтогенетических энцефалопатических признаков % 2. личностный тип ДА– включает эмоционально-поведенческие и социализированные расстройства поведения % 3. когнитивный тип ДА с интеллектуальной дефицитарностью пограничного уровня - органический инфантилизм, задержанное психическое развитие, пограничные формы умственной отсталости % 4. психогенный, реактивно обусловленный тип ДА – следствие острого или хронического социально-стрессового воздействия % 5. соматический тип ДА – соматогенные астенические расстройства, психосоматические расстройства 20 – 24% 6. социальный тип ДА включает стойкие асоциальный установки и поведение без признаков психических расстройств 5 - 7%

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ППР СРЕДИ ДЕТЕЙ СО ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ – образовательная среда - Вострокнутов Н. В. 2009

Инвалидность

Динамика первичного выхода на инвалидность (по данным ФГУ «Главное бюро МСЭ по Волгоградской области») Наибольший удельный вес в группе детей от 4 до 7 лет

Районы с высоким уровнем первичного выхода на инвалидность На 10 тыс. детского населения Ольховский10,1 Суровикинский7,9 Кумылженский7,4 Михайловский7,3 Алексеевский6,3 Новоанненский5,5 Центральный5,1 Ворошиловский4,9 Районы с низким уровнем первичного выхода на инвалидность Кировский0,6 Тракторозаводской1,3 Первичный выход на инвалидность (общеобластной показатель – 2,9)

Пик выявляемости пациентов с умственной отсталостью лет % Первичный выход на инвалидность с УО 27,70% Повторное переосвидетельствование МСЭК УО 49% Общий показатель по области на 10 тысяч населения 2,9 Доля инвалидов вследствие тяжелых психических расстройств в 2008 г. 9,80% Индикатор выхода на инвалидность

Критерии эффективности деятельности учреждений здравоохранения по сохранению здоровья Качество жизни Продолжительность жизни Продолжительность трудоспособного возраста Адекватность социального функционирования ребенка в обществе на всех этапах взросления Финансовое обеспечение системы профилактики

Критерии эффективности деятельности учреждений здравоохранения по сохранению здоровья Показатели деятельности учреждений Организация специализированной помощи в области жизнедеятельности ребенка Первичное обращение: возраст- 4-7 лет, вне связи с заболеваемостью (аномальная психосоциальная ситуация) В структуре психопатологии – непсихотические психические расстройства (основная доля обратившихся за помощью) Первичный выход на инвалидность - возрастная категория до 7 лет Полипрофессиональной принцип (доля пациентов, охваченных бригадными методами) Доля пациентов, нуждающихся в стационарном лечении

Медико-социальная помощь Организация социальной среды Система профилактических мероприятий (первичная, вторичная) Организация обучения (определение типа и вида образовательного учреждения) Лечебно-терапевтическая помощь Лекарственное Обеспечение Диагностический модуль Инновационные технологии

КОНСОЛИДАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ И СЛУЖБ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Мобильные бригады специалистов (с диагностическим модулем) Образовательные программы (для врачей, родителей, специалистов других ведомств) Использование Интернет ресурсов (Сайты, интерактивное консультирование) Амбулаторный сателлит Эпилептологический центр Центр кризисных состояний Центр СДВГ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В рамках Волгоградского отделения Российской медицинской ассоциации ПУТИ РЕШЕНИЯ Образовательная программа для врачей (конференции, семинары, тематические циклы) Образовательная программа для врачей (конференции, семинары, тематические циклы) Образовательная программа для педагогов и психологов, социальных работников Образовательная программа для педагогов и психологов, социальных работников Образовательная программа для родителей Образовательная программа для родителей (эпишкола, памятки для родителей, создание интернет-сайта ). (эпишкола, памятки для родителей, создание интернет-сайта ). Выездная образовательная программа в районах области Выездная образовательная программа в районах области

Структура психических расстройств детско- подросткового населения Волгоградской области по данным обращаемости за психиатрической помощью (Статформа 10, 2008 г.) Органические расстройства ,49% Шизофрения 199 1,44% Невротические расстройства 376 2,73% Поведенческие расстройства Умственная отсталость ,22% Без психических расстройств 565 4,1% ,11% Итого: 13783

РЕБЕНОК – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь ! БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !