Показатели и процедуры комплексной проверки ВУЗаПоказатели и процедуры комплексной проверки ВУЗа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования.
Advertisements

1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Часть 2 Лепестковая диаграмма (эпюра) критериев показателей государственной аккредитации на фоне статистики критериев показателей для университетов 29.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Стандарты аккредитации Паньшина Т.В.. СТАНДАРТ 4 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ» Общие положения Стандарт должен обеспечивать уверенность студента и других.
24 мая 2012 г. «Экспертиза данных, представленных НОУ ВПО «Институт профессиональных инноваций» при проведении государственной аккредитации» Член Аккредитационной.
Состояние и перспективы научно-исследовательской работы Института транспорта.
Петрозаводский государственный университет Заседание ректората О разработке комплексного плана- графика мероприятий по подготовке к аккредитации.
© Подходы к разработке модели АПИМ для оценки освоения требований ФГОС Капустин А.В., Масленников А. С., Петропавловский М.В. Национальное аккредитационное.
Нормативное обеспечение и система организации процедуры государственной аккредитации федеральных образовательных учреждений и научных организаций Татаринова.
О ПОДГОТОВКЕ ВУЗА К АККРЕДИТАЦИИ Проректор по УР, проф. Никулина С. Ю. Ученый Совет, 18 апреля 2012г.
LOG O О подготовке к государственной аккредитации университета: образовательная деятельность Харитонова О.В., начальник отдела образовательных стандартов.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Цель и задачи внедрения СМК в научно-исследовательскую деятельность Университета Литвинова Т.М. Начальник управления качеством подготовки специалистов.
Об условиях повышения качества подготовки специалистов по дисциплинам цикла ЕН (по итогам Интернет-экзамена)
Лицензирование образовательной деятельности аккредитация образовательных учреждений самостоятельные процедуры ( Стать я 33 закона Российской федерации.
О подготовке вуза к самообследованию в рамках государственной аккредитации И.о. начальника отдела образовательных программ и стандартов УМУ, Терентьева.
АККРЕДИТАЦИЯ отдельных образовательных программ. Государственная аккредитация ранее аккредитованного образовательного учреждения по новым для него образовательным.
Тверской институт экологии и права Ученый совет «Отчет по научно- исследовательской работе института за 2013 год» Фирсова Елена Анатольевна, доктор экономических.
Сибирский федеральный университет СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ «АККРЕДИТАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА» 22 декабря 2011 г. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА.
Транксрипт:

Показатели и процедуры комплексной проверки ВУЗа

Нормативная база Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений 1938 от г.Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений 1938 от г. Приказ Минобразования России от «Об утверждении перечня документов и материалов, предоставляемых к лицензионной экспертизе при проведении комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения».Приказ Минобразования России от «Об утверждении перечня документов и материалов, предоставляемых к лицензионной экспертизе при проведении комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения».

Перечень специальностей, проходящих комплексную проверку в 2008 году (февраль-апрель) Автомеханический институтАвтомеханический институт Двигатели внутреннего сгорания Двигатели внутреннего сгорания Машины и технология обработки металлов давлением Машины и технология обработки металлов давлением Оборудование и технология сварочного производства Оборудование и технология сварочного производства Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов Технология машиностроения Технология машиностроения Металлообрабатывающие станки и комплексы Металлообрабатывающие станки и комплексы Автомобиле- и тракторостроение Автомобиле- и тракторостроение Автомобили и автомобильное хозяйство Автомобили и автомобильное хозяйство Безопасность технологических процессов и производств Безопасность технологических процессов и производств

Физико-технический институтФизико-технический институт Физика Физика Автоматизация технологических процессов и производств (в машиностроении) Автоматизация технологических процессов и производств (в машиностроении) Гуманитарный институтГуманитарный институт История История Журналистика Журналистика Филология Филология Иностранный язык Иностранный язык Педагогика и психология Педагогика и психология Перечень специальностей, проходящих комплексную проверку в 2008 году (февраль-апрель)

Педагогический институтПедагогический институт Профессиональное обучение (машиностроение и технологическое оборудование; производство товаров широкого потребления) Профессиональное обучение (машиностроение и технологическое оборудование; производство товаров широкого потребления) Технология и предпринимательство Технология и предпринимательство Дошкольная педагогика и психология Дошкольная педагогика и психология Факультет математики и информатикиФакультет математики и информатики Математика Математика Перечень специальностей, проходящих комплексную проверку в 2008 году (февраль-апрель)

Факультет физической культуры и спортаФакультет физической культуры и спорта Физическая культура Физическая культура Факультет изобразительного искусства и дизайнаФакультет изобразительного искусства и дизайна Изобразительное искусство Изобразительное искусство Дизайн Дизайн Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство Факультет экономики, управления и праваФакультет экономики, управления и права Экономика труда Экономика труда Экономика и управление на предприятии (машиностроение) Экономика и управление на предприятии (машиностроение) Управление качеством Управление качеством Перечень специальностей, проходящих комплексную проверку в 2008 году (февраль-апрель)

Химико-биологический факультетХимико-биологический факультет Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров) Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров) Химическая технология органических веществ Химическая технология органических веществ Машины и аппараты химических производств Машины и аппараты химических производств Электротехнический факультетЭлектротехнический факультет Электроснабжение Электроснабжение Электромеханика Электромеханика Электрооборудование автомобилей и тракторов Электрооборудование автомобилей и тракторов Промышленная электроника Промышленная электроника Архитектурно-строительный факультетАрхитектурно-строительный факультет Промышленное и гражданское строительство Промышленное и гражданское строительство Теплогазоснабжение и вентиляция Теплогазоснабжение и вентиляция Перечень специальностей, проходящих комплексную проверку в 2008 году (февраль-апрель)

Перечень основных образовательных программ, подлежащих аттестации и аккредитации в 2008 году (июнь) Химико-биологический факультетХимико-биологический факультет Химическая технология неорганических веществ Химическая технология неорганических веществ Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий Факультет математики и информатикиФакультет математики и информатики Прикладная информатика (в социальной сфере) Прикладная информатика (в социальной сфере) Математическое обеспечение и администрирование информационных систем Математическое обеспечение и администрирование информационных систем Факультет физической культуры и спортаФакультет физической культуры и спорта Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивна физическая культура) Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивна физическая культура) Архитектурно-строительный факультетАрхитектурно-строительный факультет Водоснабжение и водоотведение Водоснабжение и водоотведение Гуманитарный институтГуманитарный институт Психология Психология Теория и методика преподавания иностранных языков и культур Теория и методика преподавания иностранных языков и культур Перевод и переводоведение Перевод и переводоведение Педагогический институтПедагогический институт Педагогика и методика начального образования Педагогика и методика начального образования Социальная педагогика Социальная педагогика

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Лицензирование образовательной деятельности - образовательное учреждение приобретает право на ведение образовательной деятельности в соответствии с выданной лицензией и льготы, установленные законодательством Российской Федерации Аттестация образовательного учреждения - образовательное учреждение приобретает право на проведение государственной аккредитации Государственная аккредитация образовательного учреждения - образовательное учреждение приобретает право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации и льготы, установленные законодательством Российской Федерации

УНИВЕРСИТЕТ Наличие широкого спектра направлений подготовки (специальностей) Реализация программ дополнительного образования в различных областях знаний Наличие широкого спектра (фундаментальных и прикладных) научных исследований Активная научно-методическая деятельность в широком спектре областей своей деятельности

ИНСТИТУТ Как правило, реализует образовательные программы послевузовского профессионального образования Реализует программы дополнительного образования на базе высшего образования в определенной области профессиональной деятельности Ведет научные исследования

Показатели государственной аккредитации с изменениями критериальных значений (с 1 января 2006 г.)

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ВИДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Показатель гос. аккредитации Название критерия 2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ Число укрупненных групп специальностей (направлений подготовки) по реализуемым основным образовательным программам: для университетов не менее 7

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ВИДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Показатель гос. аккредитации Название критерия 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессиональн ого образования Число отраслей наук по специальностям аспирантуры: для университета не менее 5. Число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения: для университета не менее 4 (2), для академии не менее 2(1). Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших): для университета - не менее 25; для академии - не менее 25.

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ВИДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Показатель гос. аккредитации Название критерия 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессиональн ого образования Для университета наличие докторантуры, диссертационных советов, реализация образовательных программ профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации руководящих работников и специалистов, научных и научно-педагогических работников. Для академии наличие докторантуры, диссертационных советов (информационный показатель), реализация образовательных программ профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации руководящих работников и специалистов для определенной области научно-педагогической деятельности

Показатель гос. аккредитации Название критерия 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессиональн ого образования Среднегодовой контингент обучающихся по образовательным программам профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации (чел.): для университета - не менее 50; для академии - не менее 20. КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ВИДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Показатель гос. аккредитации Название критерия 2.3. Научная, научно- техническая деятельность и ее результативность Число отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования: для университета не менее 5. Среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет (тыс. руб.): для университета - не менее для академии - не менее для института – не менее Среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за пять лет (тыс. руб.): для университета - не менее 18; для академии - не менее 12; для института - не менее 5. Среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и (или) учеными званиями, изданных за пять лет: для университета- не менее 2,0; для академии - не менее 1,5; для института- не менее 1,2. КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ВИДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Показатель гос. аккредитации Название критерия 2.4. Методическая работа Процент учебных дисциплин основных образовательных программ, обеспеченных учебно-методическими комплексами -100% Для университета - использование инновационных методов в образовательном процессе Для академии - использование инновационных методов в образовательном процессе

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ВИДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Показатель гос. аккредитации Название критерия 2.5. Квалификация педагогических работников Процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и (или) учеными званиями: для университетов не менее 60, для академий не менее 60, для институтов не менее 55. Процент докторов наук и (или) профессоров: для университетов не менее 10, для академий не менее 10, для институтов не менее 8,5. Процент профессорско-преподавательского состава, работающего в вузе на штатной основе: для вузов, существующих от трех до пяти лет не менее 30; для вузов, существующих от пяти до девяти лет - не менее 40; для вузов, существующих более девяти лет - не менее 50. Среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за 5 лет: для университета - не менее 3; для академии - не менее 3; для института - не менее 1.

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Наименование показателя Открытые конкурсы на лучшую работу студентов, проводимые вузом по приказу Минобразования России Конкурсы на лучшую НИР студентов, организованные вузом Численность студентов очной формы обучения, участвующих в НИР Научные публикации Всего Без соавторов – сотрудников вуза Гранты, выигранные студентами

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ Экспертная оценка, отзывы работодателейЭкспертная оценка, отзывы работодателей

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися: наличие концепции воспитательной работы в образовательном учреждении (программы, плана, локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность (отчеты ученого совета (совета) образовательного учреждения, факультетов, разработка инструкций, методических рекомендаций, семинаров ит.д.). наличие административной структуры, функционально ответственной за воспитательную работу в образовательном учреждении (управление, отдел, ответственный за воспитательную работу, институт кураторства). наличие органов студенческого самоуправления (профкома, клубов, объединений, службы занятости, студенческие строительные отряды, службы порядка и т.д.).

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися: наличие и эффективность использования материально- технической базы для внеучебной работы с обучающимися (актовых залов, репетиционных помещений, спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, студий, кружков и т.д.). финансовая обеспеченность внеучебной деятельности (целевое финансирование научной, творческой, спортивной деятельности обучающихся, наличие механизмов стимулирования).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНУТРИВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Экспертная оценкаЭкспертная оценка

УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫХ К АБИТУРИЕНТАМ (на примере одного из вузов)

СООТВЕТСТВИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ ТРЕБОВАНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВДисциплина Результат тестирования (средний процент решенных заданий) Пороговое значение Выполнение критерия Психология Клиническая психология 59,947+ Психология развития и возрастная психология 41,737+ Философия 35, Юриспруденция Конституционное (государственное) право России 34,235- Теория государства и права 41,531+ Трудовое право 43,530+ Философия – Менеджмент организации Маркетинг 33,222+ Управление персоналом 36,921+ Философия 26,747-

Схема выборки дисциплин для компьютерного тестирования Блок дисциплин из ГОС Кол-во дисципл ин 1. Общие гуманитарные и социально- экономические дисциплины. Федеральный компонент 1 2. Общие математические и естественно-научные дисциплины. Федеральный компонент Общепрофессиональные дисциплины. Федеральный компонент Специальные дисциплины 5. Дисциплины предметной подготовки. Федеральный компонент (для педагогических специальностей). 6. Для накопления статистики (апробации тестового материала) дисциплины из любого блока ГОС 1 Для прин. решения об аттестации спец.

Определение порогового значения по дисциплине для принятия решения ,8 0,6 0,4 0,2 средний балл решенных заданий доля вузов Зона успеха

Правило принятия решения по результатам тестирования 1-2 дисциплины – аттестация с замечаниями 3-4 дисциплины – сокращенный срок аттестации (аттестация на три года) 5 дисциплин – неаттестация - по дисциплине не преодолено пороговое значение - результат тестирования выше порогового значения - результат тестирования по дисциплине при принятии решения не учитывается (апробация тестового материала)

ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ Ежегодное представление информации в ЦБД ГА (Центральный банк данных государственной аккредитации) Самообследование Комплексное оценивание (в форме внешней экспертизы) Анализ показателей деятельности образовательного учреждения (в виде информационно-аналитической карты) Принятие решений: - Аккредитационная коллегия - Приказ Министра

Группа вузов Значения показателей аккредитации Значение индекса соответствия критериям аккредитации А Все выше критериальных J>1 В Почти все показатели выше критериальных J1 С Большинство показателей ниже критериальных J

СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЕСТРА СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ ЭКСПЕРТОВ

ВАРИАНТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ АККРЕДИТАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИЕЙ аккредитовать на заявленный вид аккредитовать с замечаниями на заявленный вид аккредитовать с замечаниями на заявленный вид на неполный срок(менее 5 лет) аккредитовать с замечаниями на заявленный вид с аккредитацией ряда программ на неполный срок, направление «предписания» на низкое качество подготовки аккредитовать с замечаниями на заявленный вид с неаккредитацией ряда программ, направление «предписания» на низкое качество подготовки отказать в аккредитации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСНЫХ КАТЕГОРИЙ Группа вузов Значения показателей УГС Значение индекса соответствия критериям УГС А Все выше критериальных J>1 В Большинство показателей выше критериальных J1 С Большинство показателей ниже критериальных J

КАТЕГОРИЯ В

Лепестковая диаграмма показателей УГС « «Информатика и вычислительная техника» (на примере одного из вузов)

(на примере одного из вузов) ЗАКЛЮЧЕНИЕ (на примере одного из вузов) Таким образом, по большинству показателей по УГС "Информатика и вычислительная техника" N-ский университет находится в центральной зоне выборки из 68 вузов Центрального федерального округа, принимавших участие в конкурсе по УГС "Информатика и вычислительная техника". N-ский университет по УГС "Информатика и вычислительная техника" относится к региональной конкурсной категории В, так как значения ряда показателей ниже критериальных значений, но индекс соответствия критериям J больше 1.

ПРОЕКТ Ф федеральный Э internet – Экзамен в сфере П профессионального О образования

Идея проекта: ( режим on-line) в одно и тоже время студенты проходят Единое тестирование в системе ТестЭкзаменатор в среде Интернет; ( режим off-line) По электронной почте высылается (зашифрованный) пул заданий. В одно и тоже время студенты проходят тестирование в системе ТестЭкзаменатор Сразу же после окончания тестирование ответы студентов посылаются в Центр для обработки. В вузы (достаточно оперативно) высылаются результаты (ИАКарта результатов) тестирования

2-й этап - декабрь 2005 Увеличение числа участников Проведение Интернет - экзамена по дисциплинам: - М и ЕН: Математика Информатика Математика и информатика Концепции современного естествознания Физика ГСЭ: Философия Отечественная история