Место и значение образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова в современной образовательной ситуации России 21 декабря 2005 год А.Б. Воронцов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
Advertisements

«Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента с учетом анализа соответствующих современной государственной политике.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
«Особенности федерального государственного образовательного стандарта»
«Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО)»
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»: ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Гражданское образование в России на современном этапе.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: цели и содержание Логвинова И.М.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
«Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента с учетом анализа соответствующих современной государственной политике.
1 Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » 2012г. Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» как механизм реализации ФГОС–2.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Модели образованности в современном образовательном пространстве Галеева И.Ш., методист ГМЦ.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
Транксрипт:

Место и значение образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова в современной образовательной ситуации России 21 декабря 2005 год А.Б. Воронцов

Эпиграф «Нет ничего лучше для практики, чем хорошая теория» «Нет ничего лучше для практики, чем хорошая теория» Л. Больцман Л. Больцман

2005 год – год памяти нашего Учителя Василий Васильевич Давыдов – один из создателей принципиально нового поворота в отечественном школьном образовании. Главной заботой ученого было создание теории и практики развивающего обучения. Это дело получило общественное признание. В 1997 году В.В.Давыдов стал лауреатом премии Президента РФ в области образования. Новая ситуация в образовании была осмыслена в фундаментальном труде «Теория развивающего обучения» (1996)

От психологического кризиса середины 20 века к системному педагогическому кризису в начале 21 века 1958 год – начало исследований лаборатории Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова в обстановке известного психологического кризиса, который испытывала психологическая наука с середины 20 века год – начало исследований лаборатории Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова в обстановке известного психологического кризиса, который испытывала психологическая наука с середины 20 века. 1964, 1968, 1984, 1988, 1992, 1998, 2001, 2004… - «реформы» образования 1964, 1968, 1984, 1988, 1992, 1998, 2001, 2004… - «реформы» образования Системный кризис? Системный кризис?

От модернизации образования к национальному проекту в образовании – ход по кругу? В чем «национальная идея» в российском образовании? Новый премьер-министр, новый министр образования, новый круг школьной реформы : 1 шаг – декабрь 2004 – «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ» 1 шаг – декабрь 2004 – «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ» 2 шаг – сентябрь 2005 – «Национальный проект в сфере образования» 2 шаг – сентябрь 2005 – «Национальный проект в сфере образования» 3 шаг - декабрь 2005 – проект законопроекта о введении обязательного среднего (полного) общего образования 3 шаг - декабрь 2005 – проект законопроекта о введении обязательного среднего (полного) общего образования

Сравнение 2001 и «Концепция модернизации образования РФ до 2010 г.г» как общенациональная задача Задачи: Обеспечение современного качества образования; Обеспечение современного качества образования; Обеспечение доступности и равных возможностей получения образования; Обеспечение доступности и равных возможностей получения образования; Формирование эффективных экономических отношений; Формирование эффективных экономических отношений; Обеспечение кадрами и их поддержка; Обеспечение кадрами и их поддержка; Управление развитием образования на основе распределения ответственности Управление развитием образования на основе распределения ответственности 2004 – «Приоритетные направления развития образования РФ на период 2010» Повышение качества профессионального образования; Обеспечение доступности качественного общего образования; Развитие системы непрерывного профессионального образования Повышение инвестиционной привлекательности; Переход на принципы подушевого финансирования

Фон наших реформ- оценка нашего образования из-за «бугра» «Ничего не вижу, ничего не хочу знать, ничего не хочу слышать и не хочу…» «Ничего не вижу, ничего не хочу знать, ничего не хочу слышать и не хочу…» TIMSS и PISA – международные исследования по выявлению уровня достижений учащихся TIMSS и PISA – международные исследования по выявлению уровня достижений учащихся ТIMSS - ближе к нашей традиционной школы ТIMSS - ближе к нашей традиционной школы место среди 32 стран место среди 32 стран Настораживает динамика – уровень качества уменьшается, особенно у продвинутой части детей: Настораживает динамика – уровень качества уменьшается, особенно у продвинутой части детей: Математика: от 9 % в 1995 году до 6% в 2003 году Естествознание: от 11% в 1995 году до 6 % в 2003 году

Условия организации образовательного процесса Количество часов по учебному плану (естествознание): Количество часов по учебному плану (естествознание): 6 класс 8 класс 6 класс 8 класс РФ Япония Нидерланды Сингапур 10 14

Индекс домашних заданий в % высокий средний низкий высокий средний низкий РФ РФ Среднее Среднее Нидерланды Нидерланды

PISA-оценка образовательных достижений учащихся 15-летних школьников (функциональная грамотность) РФ: РФ: Математическая грамотность – место (из 38 мест): высокий – 2%, низкий уровень – 30% Математическая грамотность – место (из 38 мест): высокий – 2%, низкий уровень – 30% Грамотность чтения – место (из 39): высокий – 2%, низкий – 35% Грамотность чтения – место (из 39): высокий – 2%, низкий – 35% Естественнонаучная грамотность - 30 место Естественнонаучная грамотность - 30 место

Почему «реформы» образования без результативны или дают низкие результаты? Ответ: отсутствие системного подхода к планированию, проведению и оценке «реформ» Ответ: отсутствие системного подхода к планированию, проведению и оценке «реформ» Этап проектирования реформы: Этап проектирования реформы: Ошибки в определении ЦЕЛИ Цель как самоцель (12 летнее образование) Подмена цели средствами (госстандарт) Смешение целей (ЕГЭ, компьютеры) Критерии эффективности ?

Системный подход Этап моделирования системы Этап моделирования системы (пример: Закон «Об образовании»,редакция 1992 года) Этап конструирования системы Этап конструирования системы (определение конкретных способов и средств реализации выбранной модели): 1) Декомпозиция –процесс разделения общей цели проектируемой системы на отдельные подцели; 2) Агрегирование – соединение частей в целое (процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой) 3) Исследование условий реализации модели (кадровых, материально-технических, финансовых и т.д.)

Системный подход Технологический этап - реализация проекта включая контроль процесса реализации Технологический этап - реализация проекта включая контроль процесса реализации Рефлексивный этап – этап оценки и самооценки. Сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям. Рефлексивный этап – этап оценки и самооценки. Сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям. Вопросы: Вопросы: 1) Достигнута ли цель проекта (реформы)? Если нет, то почему? 2) Удалось ли реализовать все задачи, составляющие в совокупности поставленную цель? Почему? 3) К каким последствиям привела реализация проекта? 4) Как повлияла реализация проекта на внутреннюю среду системы? 5) Какова дальнейшая «судьба» реализованного проекта?

Вывод: Каждая следующая «реформа» начинается спонтанно, без какой-либо оценки – почему удалось, а чаще всего не удалось предыдущая. Каждая следующая «реформа» начинается спонтанно, без какой-либо оценки – почему удалось, а чаще всего не удалось предыдущая. Именно поэтому, мы и не наблюдаем каких-либо ощутимых положительных итогов «реформ» в области образования. Именно поэтому, мы и не наблюдаем каких-либо ощутимых положительных итогов «реформ» в области образования. Все это касается и нашей системы Эльконина-Давыдова…

«Мимикрия» или научная рефлексия практики реализации РО? Образовательная система Эльконина- Давыдова Старые оппоненты системы Эльконина- Давыдова Новые оппоненты из лагеря «инновационной практики» «нам не по пути с умершим движением» Почему ряд школ, учителей, бывшие активные участники РО сейчас не только отошли от нее, но и стали ее оппонентами?

Главный постулат: «Сильная» (не однодневка) ОС, «Сильная» (не однодневка) ОС, с одной стороны, должна опираться на свой научный фундамент (теорию), проверенный в экспериментальном режиме, с одной стороны, должна опираться на свой научный фундамент (теорию), проверенный в экспериментальном режиме, с другой стороны, должна уметь гибко реагировать на изменение потребностей экономики и нового общественного устройства с другой стороны, должна уметь гибко реагировать на изменение потребностей экономики и нового общественного устройства

Установка: Образовательная система Эльконина-Давыдова должна быть ИЗБИРАТЕЛЬНО открыта ко всем современным «инновациям» в рамках очередного витка «реформ» образования Образовательная система Эльконина-Давыдова должна быть ИЗБИРАТЕЛЬНО открыта ко всем современным «инновациям» в рамках очередного витка «реформ» образования Аксиома: Аксиома: Долгая «жизнь» ОС может быть обеспечена Долгая «жизнь» ОС может быть обеспечена только в случае, если она хотя бы на ШАГ опережает развитие того общества, для которого она создавалась только в случае, если она хотя бы на ШАГ опережает развитие того общества, для которого она создавалась

Историческая обстановка в науке 1958 г. – создание лаборатории: начало зарождения постиндустриальной эпохи развития советского общества (1956 год СССР, последнее серьезное открытие 20 века – лазер) 1958 г. – создание лаборатории: начало зарождения постиндустриальной эпохи развития советского общества (1956 год СССР, последнее серьезное открытие 20 века – лазер) Наука переключается на технологическое совершенствование практики: понятие НТР постепенно сменяется понятием ТР Система Э-Д – возникает на переходе от НТР к ТР от НТР к ТР

Историческая обстановка в науке гг. в основе содержания образования лежат исключительно «научные знания» (учебный предмет копия одноименной науки) – научный тип знаний гг. в основе содержания образования лежат исключительно «научные знания» (учебный предмет копия одноименной науки) – научный тип знаний 1988-… научные знания становятся (но пока не стали до конца) одним из компонентов содержания образования равноположенные с другими формами человеческого сознания. Зарождается новый тип знания – проектно- технологический тип (А.М.Новиков) 1988-… научные знания становятся (но пока не стали до конца) одним из компонентов содержания образования равноположенные с другими формами человеческого сознания. Зарождается новый тип знания – проектно- технологический тип (А.М.Новиков)

Идеология человечества до 1985 г.г – «знания рассматривались как результат освоения коллективного опыта человечества, взятый в обобщенной форме» до 1985 г.г – «знания рассматривались как результат освоения коллективного опыта человечества, взятый в обобщенной форме» конец 90-х гг. – человеческая культура, которая включает в себя как объективные предметные результаты деятельности людей, так и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности конец 90-х гг. – человеческая культура, которая включает в себя как объективные предметные результаты деятельности людей, так и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности

Человеческая культура Предметные результаты деятельности человека Через формы общественного сознания: язык, право, мораль, религия, искусство, наука и философия 1996 г. В.В.Давыдов Концепция гуманизация начального общего образования Субъективные человеческие силы и способности Через образные, чувственные знания, развитие индивидуальных способностей, личностных смыслов гг. много текстов по поводу эмоций, воли воображения Последний текст- доклад в 1998 г на 4 МКДТ, Дания

Содержание образования 90-х годов 20 века ЗУНы Способности, личностные смыслы Компетентностный подход 2000 г Образовательная Система Эльконина-Давыдова 1990 г

Судьба Эльконина-Давыдова обречена? Модель будущей системы 1990 Учебники Формы организации урока Ш1Ш2Ш3Ш4Ш5Ш6

Потенциал системы… Аналитический доклад группы экспертов Всемирного банка: «Модернизация российского образования: достижения и уроки» (июнь 2005 год) 1. «Не смотря на то, что результаты советских исследований в области образования явилась разработка ярких сильных подходов (например, РО Эльконина - Давыдова), большинство исследователей и разработок не отвечает современным требованиям. Все они тяготеют к разговорам о политике в области образования, а не к действиям и ее практической реализации, редко строятся на достоверных данных и находят ограниченное применение в решении новых проблем, стоящих перед российским образованием»

Потенциал системы… 2. «На базе стандартов нового поколения должна осуществляться разработка учебных материалов по основным предметам (в т.ч. учебников) и методик преподавания. В этой работе можно и нужно использовать существующие прогрессивные модели (например, РО Эльконина - Давыдова), сложившиеся под прямым воздействием классической российской педагогической психологии. Следует более глубоко отражать эти модели в учебных планах, материалах, информационных и коммуникационных ресурсах…»

Промежуточный вывод: Эффект от образовательной системы Эльконина – Давыдова в школе может быть достигну только при ее грамотной и системной реализации. Эффект от образовательной системы Эльконина – Давыдова в школе может быть достигну только при ее грамотной и системной реализации. Нельзя реагировать на внесистемные «нововведения», которые не встраиваются в саму систему. Как у любой системы есть предел «жизни» (предел самосохранения), после которого система подвержена разрушению… Нельзя реагировать на внесистемные «нововведения», которые не встраиваются в саму систему. Как у любой системы есть предел «жизни» (предел самосохранения), после которого система подвержена разрушению…

«Узлы» современной образовательной политики для развития и обогащения самой системы РО Позиция по «предшкольной ступени» - проблема не в «нулевом» классе, проблема в возрастных переходах от одной ступени образования к другой (5,5-6,5 лет, лет, лет); Позиция по «предшкольной ступени» - проблема не в «нулевом» классе, проблема в возрастных переходах от одной ступени образования к другой (5,5-6,5 лет, лет, лет); Компетентностный подход – повод для разработки мониторинга внутри системы Э-Д, фиксации образовательных результатов и эффектов РО; Компетентностный подход – повод для разработки мониторинга внутри системы Э-Д, фиксации образовательных результатов и эффектов РО; Профильная школа не сможет решить своих задач без кардинального пересмотра подходов к предыдущим ступеням образования. Профильная школа – не есть подготовка в ВУЗ; Профильная школа не сможет решить своих задач без кардинального пересмотра подходов к предыдущим ступеням образования. Профильная школа – не есть подготовка в ВУЗ; Информатизация образования для нас не самоцель, а условия реализации деятельностного подхода в образовании; Информатизация образования для нас не самоцель, а условия реализации деятельностного подхода в образовании; Идея национальной оценки качества образования. ЕГЭ – накопленный опыт РО необходимо реализовать на благо России. Идея национальной оценки качества образования. ЕГЭ – накопленный опыт РО необходимо реализовать на благо России. Организация сетевого взаимодействия – «институт» развития образовательной системы Эльконина-Давыдова. Организация сетевого взаимодействия – «институт» развития образовательной системы Эльконина-Давыдова.

Общий вывод: Образовательную систему Эльконина - Давыдова, имеющую достаточно мощный психолого-педагогический научный фундамент, почти пятидесятилетний опыт ее создания и реализации необходимо нами рассматривать как инновационную модель для реализации ряда приоритетных направлений развития российского образования. Образовательную систему Эльконина - Давыдова, имеющую достаточно мощный психолого-педагогический научный фундамент, почти пятидесятилетний опыт ее создания и реализации необходимо нами рассматривать как инновационную модель для реализации ряда приоритетных направлений развития российского образования. Однако : Востребованность (ориентация только на сегодняшние потребности общества) не является устойчивой характеристикой образования: в быстро меняющейся обстановке невозможно прогнозировать, что будет и что не будет востребовано в более отдаленной перспективе через десять или даже через пять лет. В этом смысле жесткая слепая ориентация на внешнюю потребность (востребованность) может создать препятствия для развития (в том числе и системы Эльконина-Давыдова), возможности для получения новых качественных характеристик в образовании. Востребованность (ориентация только на сегодняшние потребности общества) не является устойчивой характеристикой образования: в быстро меняющейся обстановке невозможно прогнозировать, что будет и что не будет востребовано в более отдаленной перспективе через десять или даже через пять лет. В этом смысле жесткая слепая ориентация на внешнюю потребность (востребованность) может создать препятствия для развития (в том числе и системы Эльконина-Давыдова), возможности для получения новых качественных характеристик в образовании.

Задачи для обсуждения на Конференции 1. Необходимо не подстраиваясь под сиюминутную политическую ситуацию в образовании, на данной конференции обсудить содержание основных «узловых» моментов Приоритетных направлений развития российского образования для собственного развития образовательной системы Эльконина - Давыдова. Эффект от многих задач МОиН РФ будет зависеть от системного подхода к их реализации. 1. Необходимо не подстраиваясь под сиюминутную политическую ситуацию в образовании, на данной конференции обсудить содержание основных «узловых» моментов Приоритетных направлений развития российского образования для собственного развития образовательной системы Эльконина - Давыдова. Эффект от многих задач МОиН РФ будет зависеть от системного подхода к их реализации. 2. В современной ситуации система Эльконина-Давыдова должна стать более открыта к происходящим изменениям в социуме, но при этом сохранить свои принципы и приоритеты в связи с этим необходимо на этой конференции провести широкую дискуссию о следующем стратегическом шаге в развитии системы. 2. В современной ситуации система Эльконина-Давыдова должна стать более открыта к происходящим изменениям в социуме, но при этом сохранить свои принципы и приоритеты в связи с этим необходимо на этой конференции провести широкую дискуссию о следующем стратегическом шаге в развитии системы. 3. Целесообразно определиться с организационной формой дальнейшего взаимодействия отдельных школ, учителей и детей в рамках общего педагогического сообщества школ и учителей развивающего обучения с целью разработки новой организационно- правовой структуры «жизни» образовательной системы Эльконина- Давыдова (в частности, за пределами такого социального института как «Школа») и в том числе для поддержки русскоязычного населения в странах ближнего и дальнего Зарубежья. 3. Целесообразно определиться с организационной формой дальнейшего взаимодействия отдельных школ, учителей и детей в рамках общего педагогического сообщества школ и учителей развивающего обучения с целью разработки новой организационно- правовой структуры «жизни» образовательной системы Эльконина- Давыдова (в частности, за пределами такого социального института как «Школа») и в том числе для поддержки русскоязычного населения в странах ближнего и дальнего Зарубежья.

Задачи для обсуждения на Конференции 4. Необходимо установить, «границу» возможных переносов отдельных фрагментов, элементов и т.п. из системы Эльконина-Давыдова в другие системы (школы) российского образования. Можно ли рассматривать систему Эльконина-Давыдова как «инкубатор» важных «инструментов» для строительства системы образования в России ? 4. Необходимо установить, «границу» возможных переносов отдельных фрагментов, элементов и т.п. из системы Эльконина-Давыдова в другие системы (школы) российского образования. Можно ли рассматривать систему Эльконина-Давыдова как «инкубатор» важных «инструментов» для строительства системы образования в России ? 5. Определить новые проекты важные для развития самой системы развивающего обучения в России и за ее пределами. 5. Определить новые проекты важные для развития самой системы развивающего обучения в России и за ее пределами.