ПОВЫШЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СПОРТСМЕНА-ПЛАВЦА С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА Анастасия Косцова, психолог Севастопольского Городского центра Инваспорт, руководитель реабилитационного проекта Севастопольской Федерации спортсменов-инвалидв с ПОДА, Мария Косцова, психолог Севастопольского Городского центра Инваспорт, Андрей Стрельцов, врач-ортопед центра реабилитации г. Севастополя. Анастасия Косцова
Аннотация: Внедрение мультидисциплинарного подхода позволяет создать эффективные условия для реабилитации и социальной адаптации спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. Это также способствует повышению реализации спортсмена в спортивной деятельности.
Используемые в настоящее время традиционные формы реабилитации детей с ПОДА могут быть усовершенствованы за счет применения новых технологий. В настоящее время проблема реабилитации людей с ПОДА состоит в сложности сочетания всех аспектов жизнедеятельности: рекреационной, социальной, физической, эмоциональной, образовательной и психологической. Эффективность реабилитации определяется своевременностью, взаимосвязанностью, преемственностью в работе различных звеньев.
Применяется классификация видов ПОДА: центральные нарушения двигательных функций, церебральная эпилепсия, спинномозговая грыжа или менингомиелоцеле (spina bifida), заболевания мышечной системы, хронические заболевания и функциональные нарушения органов, заболевания и пороки развития костно- мышечной системы, заболевания нервной системы, травматические повреждения и т.д..
Выраженная двигательная патология может быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта у людей с ПОДА. В ходе развития (по Л. С. Выготскому) первичный дефект, вызванный биологическими факторами, влияет на нарушения в развитии психических функций. В развитии аномального ребенка (имеющего психические или физические отклонения, приводящие к нарушению нормального хода развития, [2 ;517] ), в зависимости от характера нарушения, одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие подлежат лишь коррекции или компенсации.
Практика доказывает, что, если для здоровых людей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации. Физическое в человеке с особенными потребностями играет роль механизмов, с помощью которых осуществляется его социальные функции [4 ;98 ].
Наиболее оптимальное развитие двигательной активности для людей с ПОДА – это плавание. Специфика воздействия водной среды включает: 1. Гидростатическое давление с препятствием вдоху и облегчением выдоха, увеличением подвижности диафрагмы, увеличением кровонаполнения лёгких, суставы ног при движении как бы массируются. 2. Уменьшение тяжести тела на 9/10 позволяет тренировать при ПОДА навыки ходьбы в условиях разгрузки. 3. Механическое действие воды в сопротивлении движениям усиливает мышцы.
С точки зрения психологии, характеристики плавания включают в себя важные психические свойства спортсмена, которые опосредуются психическими состояниями, возникающими в ходе тренировок и соревнований и психическими процессами, включенными в деятельность [5; 64]. Одним из определяющих элементов плавания является «чувство воды», как внутреннее средство деятельности, выполняющее системообразующую функцию, интегрируя психические состояния организма спортсмена. Сформированность спортивно- важных свойств спортсмена – важнейшее условие высокой результативности и надежности деятельности спортсмена.
Мультидисциплинарная модель достаточно широко распространяется на людей, имеющих психические расстройства и продолжает использоваться все большим числом профессионалов. МДК характеризуется как совокупность независимых экспертов из различных дисциплинарных областей, которые руководствуются отдельным планом развития и определенными заданиями. Наличие разнообразных специалистов позволяет производить максимально точную экспертную оценку ситуации клиента (спортсмена с ПОДА), предлагать большой выбор услуг и успешно преодолевать возникающие межпрофессиональные барьеры.
Проблемы клиента не могут распыляться между многими специалистами. Координатором в модели МДК является ведущий случая или социальный работник. МДК не является организационной статистической структурой. Это способ работы специалистов по решению проблем клиента. Для эффективной работы команды необходима комбинация специфических и общих навыков. Общие навыки используются всеми членами команды. Это – способность использовать личные и профессиональные взаимоотношения, личную интуицию и способность мотивировать людей, умение консультировать, то есть специальные реабилитационные навыки.
Цель данного исследования: повышение реализации спортсменов с ПОДА по плаванию путем внедрения мультидисциплинарного подхода. Задачи: 1. Провести теоретический анализ по данной проблематике. 2. Провести исследование работы МДК в рамках грантового проекта. 3. Обработка результатов и выявление перспектив данного подхода в условиях подготовки спортсменов-пловцов.
С по Севастопольской Федерацией спортсменов-инвалидов с ПОДА совместно с Севгорцентром «Инваспорт » был реализован проект «Реабилитация спортсменов-инвалидов с ПОДА путем внедрения мультидисциплинарной команды», благодаря поддержки Інституту Сталих Спільнот у рамках програми Мережа громадянської дії в Україні (UCAN) за фінансової підтримки Агентства США з міждународного розвитку (USAID). Все методические разработки можно найти на нашем информационном портале:
В рамках проекта была сформирована МДК, в которой каждый специалист выполнял свою функцию. Социальный работник: формирование индивидуального плана реабилитации, координация работы всех специалистов, «связующее звено» между специалистами. Психолог: психодиагностика свойств личности, мотивирование клиентов к спортивной деятельности, проведение развивающих программ, релаксационных методик. Реабилитолог: первичная диагностика двигательной активности, проведение занятий по общей физической подготовке. Тренер по плаванию: в зависимости от уровня подготовки, проведение тренировок по плаванию.
В исследовании участвовало 24 человека с различными ПОДА, возраста, подготовленности и интеллекта.
В результате чего определилась доминирующая группа заболеваний – ДЦП (50%) и контрактуры (более 80 %). Контрактура – это состояние стойкой малоподвижности и ограничения нормального объёма движения в суставе. Негативное влияние контрактур на биомеханику известно. Диагностика их достаточно проста, хоть в структуре заболеваемости эта патология не представлена достоверно по разным причинам: невнимательные профосмотры, незнание объёма нормальной суставной подвижности, отсутствие навыков различения вида контрактуры и других заболеваний.
Таким образом, выявлена связь между подвижностью спортсмена и степенью его социальной адаптации. Из таблицы видно, что старшая группа спортсменов имеет более подвижные конечности, т.е. менее выраженные и распространенные контрактуры, чем у начинающих спортсменов. Интересно, что диагноз контрактур оказался более распространен, чем диагноз ДЦП. При том, что устранение контрактур доступно эффективной реабилитации, чем реабилитация ДЦП, особенно в комплексном подходе. Поэтому – при данном подходе можно говорить о спортивной перспективе тяжелейших детей.таблицы
Благодаря водной среде, происходит трансформация личности в целом, вся система отношений. Создается своеобразная мотивационная среда, которая является стимулом к самодетерминации, как инициирующей активности, реализации спортсмена с ПОДА во всех сферах его жизнедеятельности. Изучение личности спортсмена с ПОДА в рамках мультидисциплинарного подхода позволило бы не только более эффективно построить тренировочного процесса, но и повысить его результативность.
Список используемой литературы: 1. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи / Адаптивная физическая культура и функционально состояние инвалидов. – СПб, Клиническая психиология: Учебник/ под ред. Р. Д. Карвасарского. – Спб: Питер, – 960 с. 3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб.: Речь, – 400 стр. 4. Наука в олимпийском спорте, 2, 2002.