Тема 2 ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ТЕОРИЮ КОНФЛИКТА Учебные вопросы: 1. Структура и функции конфликта. 2.Причины возникновения конфликта. 3. Динамические характеристики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 3 Динамические показатели конфликта Содержание: 1. Динамические характеристики конфликта. 2. Фазы динамики конфликта.
Advertisements

Динамика конфликтов 1.Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием.
Лекция 2 Структура и причины возникновения конфликта Содержание: 1. Структура и функции конфликта. 2.Причины возникновения конфликта.
Вертикальные Участники находятся в подчинении друг у друга 80% от числа всех конфликтов Горизонтальные Участники не находятся в подчинении друг у друга.
МЕНЕДЖМЕНТ «Управление конфликтами и стрессами». Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus столкновение) столкновение противоречивых или несовместимых.
Конфликты в органах государственной власти Осипова И.Н. 1.Типология конфликтов 2.Технологии управления конфликтами.
Классификация конфликтов 1.Общая типология конфликтов 2.Классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия.
Тема 6 Конфликты в ходе делового общения Учебные вопросы: 1. Структура и функции конфликта. 2.Причины возникновения конфликта. 3. Динамические характеристики.
Конфликт(от лат. conflictus - столкновение) – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно.
Презентация к уроку по теме: Конфликты и способы их разрешения.
Психология конфликта Лекция 15 Психология конфликта План лекции: 1.Конфликт и конфликтная ситуация 2.Виды и функции конфликтов 3.Динамика конфликта 4.Стратегии.
Конфликты в организации.. Субъекты конфликта Субъекты конфликта. Возможными субъектами конфликта в организации являются: администрация организации; средний.
КОНФЛИКТЫ conflictus – столкновение Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов.
Социальные взаимодействия. Социальная связь- совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые.
ТЕМА 4: Конфликты в организации. Вопросы Природа конфликта Природа конфликта Причины конфликтов Причины конфликтов Классификация конфликтов. Типы поведения.
Социальные конфликты и способы их разрешения Лекция 4.
Модели описания конфликта: структурная и процессуальная.
Конфликты, способы их разрешения. Природа конфликта Слова «конфликт» происходит от латинского conflictus, первоначально понимаемого как столкновение.
Динамика конфликта Динамика конфликта Тверь, 2003 Лекция 2.
Н ә би Аида. Типы конфликтов : внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Виды конфликтов 1.По сферам проявления: экономические,
Транксрипт:

Тема 2 ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ТЕОРИЮ КОНФЛИКТА Учебные вопросы: 1. Структура и функции конфликта. 2.Причины возникновения конфликта. 3. Динамические характеристики конфликта. 4. Фазы динамики конфликта.

Конфликты – норма жизни, если они не затрагивают личностные качества 2

КАК ВОЗНИКАЮТ КОНФЛИКТЫ В автобус вошла девушка - стройная и симпатичная. Проходя по проходу, она случайно, так как автобус дернулся, толкнула мужчину средних лет. "Ну ты, корова!" - отреагировал тот. В ответ девушка предложила ему выйти с ней на следующей остановке, что он и сделал. Выйдя, она достала из сумочки баллончик и брызнула ему в лицо. Мужчина упал, а девушка вскочила в автобус и уехала. Первый конфликтоген Более сильный ответный конфликтоген Еще более сильный ответный конфликтоген КОНФЛИКТ ……… КонфликтогеныКонфликтогены - слова, действия или бездействие, способствующие возникновению и развитию конфликта Правила бесконфликтного общения Правило 1. Не употребляйте конфликтогены. Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген. Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику. Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов. 3

Вопрос 1 Структура и функции конфликта

Другие участники Микро- и макросреда Группа поддержки Тактика Стратегия Тактика Стратегия Конфликтное взаимодействие Предмет конфликта Субъект конфликта Цель, мотивы, интересы, ценности, установки КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ СТРУКТУРА КОНФЛИКТА КТО НАСИЛУЕТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ТОГО ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАСИЛУЮТ В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, А КТО ИМ УСТУПАЕТ, ТОМУ И ОНИ ДЕЛАЮТ УСТУПКУ (Талмуд) Окружающая среда 4

БАЗИСНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ Межлич- ностные Между малыми социальными группами Между большими социальными группами Между отдельными государствами Между личностью и группой Между средними социальными группами Межгосу- дарственные Между коалициями государств Между «хочу» и «хочу» Между «хочу» и «не могу» Между «хочу» и «нужно» Между «могу» и «не могу» Между «нужно» и «нужно» Между «нужно» и «не могу» Существенный признак конфликта – характер и особенности участвующих в нем сторон СХОДСТВО ОБЕЗЬЯНЫ С ЧЕЛОВЕКОМ ДЕЛАЕТ ЕЕ ОТВРАТИТЕЛЬНОЙ (Ф.Бэкон) 5

РОЛИ КОСВЕННЫХ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА Противоборствующие стороны Организаторы Подстрекатели Союзники Жертвы Организаторы – группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу Подстрекатели - участники социального конфликта, которые сами в нем не участвуют, но подталкивают к нему противоборствующие стороны Союзники (пособники, соучастники) – это опосредованные участники конфликта, которые через советы, идеологическую, экономическую, военную и другую помощь оказывают содействие одной из конфликтующих сторон Посредники (медиаторы) и судьи – это участники, которые становятся между противоборствующими субъектами для завершения социального конфликта 6

ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ – УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА Количественный состав Суть состоит в определении того, сколько личностей участвует в конфликте в качестве самостоятельных его субъектов. В групповом же отношении оно состоит не только в определении того, каков наличный состав участников вовлеченной в конфликт группы, но и каков ее возможный мобилизационный потенциал, то есть в определении тех, кто реально может пополнить их число. Качественный состав Суть в определении с помощью выяснения типичных форм их поведения, особенностей их психологии, нравственных и социальных норм, которых они придерживаются. Выделяют два типа групп: гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Уровень организации Показатель систематичности и последовательности их действий в процессе развертывания конфликтного противоборства. Выделяют два типа групп: с более высоким и более низким уровнями организации. Объем ресурсов Определяет их решимость участвовать в конфликтном противоборстве и характер их требований по изменению сложившейся ситуации в нужном для себя направлении, а также их готовность нести издержки ради достижения поставленных целей. К внутреннему ресурсному потенциалу конфликтующих субъектов можно отнести их социальные, материальные, физические, интеллектуальные возможности и навыки, а также находящиеся в их распоряжении ресурсы времени. К их внешнему ресурсному потенциалу относятся право, средства массовой информации, возможные союзники и т.д. 7

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА Субъекты Предметом конфликта считается та сторона объекта конфликта, из-за которой сталкиваются интересы разных субъектов предметы потребления (питание, жилье и т.д.); полезные ископаемые (нефть, газ, руда и т.д.); производственные (средства производства, рабочие места и т.д.); экономические (деньги, акции, золото, валюта и т.п.); образовательные (школы, институты, университеты и т.д.); научные (ученые, НИИ и т.д.); информационные (знания, компьютеры, библиотеки и т.д.). Права и обязанности данного субъекта в обществе. В итоге борьбы происходят возвышение одних социальных субъектов и деградация других. Это выражается в социальной мобильности, т.е. изменении статуса социальных субъектов. Духовными являются моральные, правовые, религиозные, эстетические и другие ценности. Представляют собой веру и убеждения людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, божественном и бесовском, прекрасном и безобразном, которыми люди руководствуются в своем поведении. Предмет конфликта Ресурс Статус Духовные ценности Духовные ценности Субъекты 8

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА КОНФЛИКТА Окружающая среда - совокупность объективных условий конфликта Ближайшее окружение сторон Социальные группы, представителем которых является сторона, и качества которых она унаследовала Пространственные Временные Социально- пространственные Средства массовой информации, общественное мнение, вовлечение в конфликтный процесс третьей стороны и т.д. 9

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА На группу: Разрядка сложившейся напряженности. Стимуляция социальных процессов. Сплачивание единомышленников. Толчок к изменению и развитию. Устранение противоречия в функционировании группы. На личность: Познание друг друга. Ослабление психической напряженности. Стимуляция активности человека. Улучшение качества деятельности. Повышение авторитета в случае правильного поведения. Развитие личности. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ На личность: Ухудшение настроения. Ощущение насилия. Ухудшение качества индивидуальной деятельности. Закрепление социальной пассивности личности. Угроза здоровью. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ На группу: Нарушение межличностных отношений. Ухудшение социально- психологического климата. Ухудшение качества совместной деятельности. Снижение сплоченности группы. Функция конфликта – это роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: индивидам, социальным группам, организациям 10

Вопрос 2 Причины возникновения конфликта

Ценности Отношения Структура Информация Настроения «Области конфликта» - это потенциальные причины или движущие факторы конфликта Материальные интересы представляют собой суть вопроса, который рассматривается в ходе конфликта Психологические интересы связаны с потребностью людей в уважении и наличии чувства собственного достоинства Процедурные интересы связаны с процессом, при помощи которого будет разрешен конфликт Интересы 11

ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ А.МАСЛОУ А.Маслоу ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ В БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИЩЕННОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИЩЕННОСТИ В УВАЖЕНИИ СОЦИАЛЬНЫЕ В САМОВЫРАЖЕНИИ Потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы или всего общества 12

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ Биологические Социальные Высшие -физиологические (удовлетворение голода, жажды, полового влечения и др.); - безопасности (чувство защищенности). ФУНКЦИЯ Быть живым – обеспечить видовое и (или) индивидуальное существование человека. -принадлежность к общности (необходимость быть рядом с людьми); - уважение (компетентность, достижение успехов). ФУНКЦИЯ Быть живым в стаде – принадлежать к социальной группе, занять в ней определенное место. -познавательно- творческие (знать, уметь, понимать); - духовные; - нравственные; - эстетические. ФУНКЦИЯ Реализация своих способностей, развитие собственной личности. («Я хочу») Потребность («Я хочу») – источник активности любого живого существа 13

ИНТЕРЕС Это отношение (осознанное и заинтересованное) субъекта к объекту, который является средством удовлетворения той или иной потребности индивида или социальной общности Степень осознания субъектом своего положения в обществе Степень осознания субъектом своего положения в обществе Действие субъекта в социальной среде обитания Действие субъекта в социальной среде обитания Социальное положение субъекта интереса или совокупность его практических связей с обществом Социальное положение субъекта интереса или совокупность его практических связей с обществом Идеальные побудительные силы или мотивы действительности, направленные на определенные объекты интереса Идеальные побудительные силы или мотивы действительности, направленные на определенные объекты интереса 14

ОБОБЩЕННЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и личностей Устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей Ограниченность ресурсов Неодинаковое отношение к членам коллектива Неопределенность перспектив роста Неблагоприятные физические условия Недостаточная благожелательность внимания со стороны руководителя Психологический феномен Недостаточный уровень профессионализма ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА Противоречие между функциями и видом деятельности Различия в манере поведения и жизненном опыте СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА ТЫ ИЩЕШЬ ПРИЧИНУ ЗЛА. ОНА ТОЛЬКО В ТЕБЕ (Ж.-Ж Руссо) 15

СТРУКТУРА ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЧИН КОНФЛИКТА Участники конфликта Предмет конфликта Объективными причинами являются причины, которые находятся вне сознания и воли людей, социальных общностей, институтов, организаций Неравенство субъектов Имущественное Экономическое Политическое Национальное Религиозное Статусное Дезорганизация общества Безработица Инфляция Криминализация Нищета Война Землетрясение Неравенство возможностей субъектов в бытовой, экономической, политической национальной, образовательной, религиозной сферах по ресурсам, статусам, ценностям субъектов причины ЕСЛИ ВСЕ ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ ВОЗМОЖНОЙ НЕПРИЯТНОСТИ ЗАРАНЕЕ УСТРАНЕНЫ, ТО ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЙДЕТСЯ ПЯТАЯ (Закон Мерфи) 16

СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНЫХ ПРИЧИН КОНФЛИКТА Предмет конфликта Чувства Убеждения Идеи Интересы Процесс конфликта Противоречия между интересами людей и нормами поведения в обществе Противоречие между одинаковыми интересами разных субъектов, направленными на один и тот же предмет Противо- положные интересы разных субъектов Непонимание интересов, намерений, действий субъектами, которые начинают видеть в них угрозу себе причины Глубинной основой конфликта являются потребности субъектов Субъективные причины конфликтов представляют собой выражение объективных причин и их интерпретаций субъектами Участники конфликта 17

Возникновение объективной причины СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ Нарушение психологического равновесия у участников Невозможность личности реализовать свои интересы Включение психологических защитных механизмов Появление личных причин участия в конфликте Объективные причины приводят к созданию конфликтной ситуации Субъективные причины начинают действовать тогда, когда конфликтная ситуация перерастает в конфликт КОНФЛИКТ ЕСЛИ ФАКТЫ НА ТВОЕЙ СТОРОНЕ – БЕЙ ФАКТАМИ, ЕСЛИ ЗАКОН НА ТВОЕЙ СТОРОНЕ – БЕЙ ЗАКОНОМ. НО ЕСЛИ НА ТВОЕЙ СТОРОНЕ НИ ФАКТОВ, НИ ЗАКОНА – БЕЙ КУЛАКОМ ПО СТОЛУ (Закон Майкла об адвокатуре) 18

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ Возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон Различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга Психологическая несовместимость Внутригрупповой фаворитизм Социально-психологические причины обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы ГОРДЫЙ ДОСАДУЕТ ДАЖЕ НА ТЕХ, КТО ПРОДВИГАЕТ ЕГО ВПЕРЕД: ОН СМОТРИТ ЗЛОБНО НА ЛОШАДЕЙ СВОЕЙ КАРЕТЫ (Ф.Ницше) 19

ТИПЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Тип конфликта Горизонтальные конфликты Вертикальные конфликты снизу вверх Вертикальные конфликты сверху вниз 1. Препятствие достижению основных целей совместной трудовой деятельности Действия одного препятствуют успешной деятельности другого Руководитель не обеспечивает возможности успешного достижения цели деятельности подчиненным Подчиненный не обеспечивает руководителю возможности достижения основной цели его деятельности 2. Препятствие достижению личных целей совместной трудовой деятельности Действия одного препятствуют достижению личных действий другим Руководитель не обеспечивает подчиненному возможности достижения его личных целей Подчиненный создает препятствия для достижения руководителем его личных целей 3. Противоречие действий принятым нормам Несоответствие поведения личности групповым нормам Противоречие деятельности руководителя, его стиля работы ожиданию подчиненных Противоречие деятельности подчиненного как носителя определенной роли ожиданиям руководителя 4. Личные конфликты Личная несовместимость Лидеры и авторитеты группы не оправдывают ожиданий последователей Члены группы не оправдывают ожиданий ее лидеров и авторитетов 20

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ Социальная напряженность Социальная напряженность представляет собой состояние потенциальных участников социальных конфликтов, выражающееся в эмоциях, настроениях, взглядах, суждениях и поведении, характеризующих состояние психики, сознания и поведения социальных субъектов Стадии социальной напряженности Скрытое нарастание недовольства без ясного осознания его причин, т.е. конфликтная ситуация налицо, но ее осознание не произошло и существует на уровне массовой психологии в форме эмоций, чувств, настроений. Осознание конфликтной ситуации как причины своего недовольства (т.е. предмета конфликта), переход социальной напряженности в стадию размышления и выводов, понимания препятствий, собственных качеств и средств. Возникновение очагов сопротивления конфликтной ситуации либо исчезновение социальной напряженности в результате соответствующих действий субъектов, вызвавших ее. 21

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В САМОМ ОБЩЕМ ВИДЕ СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ ВОЗНИКАЕТ В СИЛУ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ: Физиологической дезадаптации определенных слоев населения к трудностям, т. е. невозможности нормально приспособиться к повышению цен без снижения уровня жизни, что объясняет ухудшение социально- демографической ситуации, в частности, увеличение смертности, рецидивирование ряда тяжелых болезней Психофизиологической дезадаптации населения, выражающейся в виде не осознаваемых массовых психических состояний (тревожности, компен-саторных реакциях: агрессии, апатии) при приспособлении населения к трудностям и социальным изменениям Социально- психологической дезадаптации, отражающей осознанные конфликтные отношения некоторых слоев населения к трудностям и социальным изменениям, проявляющимся в повышенной политизации, забастовках, недовольстве, пессимизме, миграции, эмиграции, разгуле преступности и т. п. Функциональная роль ДеструктивнаяДеструктивная - в этом случае имеется в виду социальная напряженность, которая разрушительным образом влияет на государство, экономику, власть и личность. Конструктивная - в данной связи подразумевается необходимость мобилизации на преодоление трудностей, фрустрации. 22

УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ I-ый уровень - низкий, практически не влияющий на общественную стабильность II-ой уровень - средний, заметно влияющий на жизнедеятельность общности III-ий уровень - высокий, дезорганизующий функционирование основных социальных институтов и общностей Критериями каждого уровня социальной напряженности выступают следующие характеристики Эффективность власти, ее авторитетность, лояльность силовых структур к ней Степень недовольства населения, его направленности и форма проявления (в эмоциональных оценках, экономических и политических требованиях) Влияние СМИ, криминальных структур на состояние социальной напряженности Степень консолидации оппозиции (наличие общей программы действий, объединений партий и движений, выдвижение единого лидера). Сложение «векторов» поведения населения, власти, оппозиции, средств массовой информации, криминальных структур определяют состояние социальной напряженности, ее уровень 23

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ % - относительно стабильная зона 34% - 67% - зона значительных осложнений 67% - 100% - кризисная зона кризисная зона ВНЕШНИЙ: Связан с влиянием внешних условий: состоянием мировой экономики, экологии, международной безопасности и др. ВНУТРЕННИЙ: Сопряжен с ситуацией, которая сложилась в сфере национальной экономики, власти, общества. В качестве общих причин социальной напряженности выступает кризис в области экономики, власти и общества. При этом социальная напряженность имеет внешний и внутренний контуры. Для количественного измерения степени социальной напряженности разработан ряд индексов, характеризующих в числовом выражении отдельные стороны социальной напряженности, что позволяет свести их в интегральный показатель социальной напряженности: Массовость Степень неудовлетворенности ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ К2К2 К- коэффициент социальной напряженности.. К1К1 КnКn. 24

Организации, где несвоевременно производится выплата зарплаты Предприятия, на которых ожидается значительное сокращение рабочей силы (данную группу предприятий в основном образуют конвертируемые и убыточные предприятия) Различного рода очереди (на остановках общественного транспорта, неудовлетворенные «очередники» на получение жилья, приобретение садовых участков и т. д.) ОЧАГИ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ Криминогенные зоны (улицы, районы) Организации, на которых происходит приватизация вразрез с мнением и интересами коллектива Жители домов, улиц, районов, где складывается аварийная обстановка Социально-уязвимые категории населения (инвалиды, пенсионеры, студенты, работники госбюджетных организаций и учебных заведений) Экологически неблагополучные зоны 25

ДЕПРИВАЦИЯ В КОНФЛИКТЕ Реальность Депривация – это расхождение между интересами – ожиданиями (состоянием сознания) субъекта и реальными возможностями их реализации (удовлетворения) на практике ОжиданияУчастники конфликта Ожидания Процесс конфликта Предмет конфликта Изменения депривации происходит За счет изменения ее субъективной составляющей (интересов) при неизменном их удовлетворении В случае изменения их удовлетворения при неизменных интересах При условии одновременного изменения и интересов (качественно и количественно) и условий их удовлетворения Реальность 26

Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально- психологические особенности людей, участвующих в нем (10-15% успеха) Конфликт сопровождается стрессом Конфликт – деструкция системы межличностных отношений, которые сложились до его начала Конфликт сопровождается психологическим и физическим насилием Конфликт устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, высвечивает «узкие места» (65% успеха) Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности (на 28% повышается качество) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТА НА ЕГО УЧАСТНИКОВ Конфликт формирует негативный образ другого – «образ врага» Конфликт негативно отражается на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов Конфликт закрепляет в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем Конфликт отрицательно влияет на развитие личности – формирует неверие в торжество справедливости КОНСТРУКТИВНОЕДЕКОНСТРУКТИВНОЕ 27

Конфликт зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки Конфликт ухудшает качество совместной деятельности коллектива. После завершения конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15-16% ситуаций в случаях когда: конфликт не разрешился и постепенно затухает; своих целей добился оппонент, который был не прав; «пиррова» победа правового оппонента. Конфликт ослабляет ценностно- ориентационное единство группы, что ведет к снижению групповой сплоченности Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества Конфликт способствует созданию новых, более благоприятных условий Конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы. Межличностные конфликты в организациях влияют на эффективность совместной деятельности почти в 3 раза чаще положительно, чем отрицательно СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ Конфликт отрицательно влияет на взаимоотношения в коллективе, на его социально-психологический климат (взаимоотношения ухудшаются на 19-30%) Конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе, организации КОНСТРУКТИВНОЕ ДЕКОНСТРУКТИВНОЕ Конфликт создает интеллектуально- эмоциональную напряженность Конфликт оптимизирует межличностные отношения 28

Вопрос 3 Динамические показатели конфликта

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОНФЛИКТА В рамках ситуации формируются детерминанты конфликта, провоцирующие социальную и психологическую напряженность, и складываются условия, способствующие осознанию социальными субъектами расхождения их интересов и ценностей, а также факторы, определяющие выбор ими способа их обеспечения. Конфликтная ситуация- система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов объективного и субъективного уровня. Она включает: основные факторы макроситуации (физической, социальной среды), влияющие на конфликт; основных и второстепенных участников: объект и предмет; субъектов, характеристики и особенности участников конфликта. В рамках ситуации формируются детерминанты конфликта, провоцирующие социальную и психологическую напряженность, и складываются условия, способствующие осознанию социальными субъектами расхождения их интересов и ценностей, а также факторы, определяющие выбор ими способа их обеспечения. Конфликтная ситуация- система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов объективного и субъективного уровня. Она включает: основные факторы макроситуации (физической, социальной среды), влияющие на конфликт; основных и второстепенных участников: объект и предмет; субъектов, характеристики и особенности участников конфликта. Конфликтная ситуация Конфликтная ситуация Здесь особое внимание привлекают процессы эскалации и деэскалации конфликта. Процесс эскалации. Возрастание лояльности и приверженности групповым целям, отказ от каких-либо уступок, стремление принудить соперника, ощущение нарастания тревоги и кризиса, - все это показатели эскалации. Процесс деэскалации. Возникновение определенных изменений внутри конфликтующих групп, в отношениях между соперниками, в оценке событий третьей стороной. Потеря желания или способности продолжать конфликт зависит от многих условий. Здесь особое внимание привлекают процессы эскалации и деэскалации конфликта. Процесс эскалации. Возрастание лояльности и приверженности групповым целям, отказ от каких-либо уступок, стремление принудить соперника, ощущение нарастания тревоги и кризиса, - все это показатели эскалации. Процесс деэскалации. Возникновение определенных изменений внутри конфликтующих групп, в отношениях между соперниками, в оценке событий третьей стороной. Потеря желания или способности продолжать конфликт зависит от многих условий. Конфликтное взаимодействие Конфликтное взаимодействие Здесь наибольшую важность приобретает учет возможных результатов и последствий как предшествующего противоборства, так и способа его урегулирования. Возможные варианты завершения конфликта можно представить в виде континуума, на одном конце которого следует поместить конфликты, завершенные в рамках модели выигрыш - выигрыш (когда сторонам удается решить проблему на взаимовыгодной основе), а на другом – конфликты, завершенные в варианте выигрыш - проигрыш (игры с нулевой суммой или ситуации, где целью взаимодействия является победа над противостоящей стороной). Здесь наибольшую важность приобретает учет возможных результатов и последствий как предшествующего противоборства, так и способа его урегулирования. Возможные варианты завершения конфликта можно представить в виде континуума, на одном конце которого следует поместить конфликты, завершенные в рамках модели выигрыш - выигрыш (когда сторонам удается решить проблему на взаимовыгодной основе), а на другом – конфликты, завершенные в варианте выигрыш - проигрыш (игры с нулевой суммой или ситуации, где целью взаимодействия является победа над противостоящей стороной). Завершение конфликта Завершение конфликта 29

Объективная целенаправленная Вводятся новые формы обучения Объективная нецеленаправленная Потребность обучения развивается в противоречии с возможностями Субъективная целенаправленная Человек идет на конфликт, чтобы решить проблему Субъективная нецеленаправленная Один инструмент и два претендента ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ (по Ф.М.Бородкину и Н.М.Коряк) ПРИМЕР СИТУАЦИЯ ПОРОЙ НЕЗГИБАЕМАЯ ПОЗИЦИЯ – РЕЗУЛЬТАТ ПАРАЛИЧА (С.Лец) 30

ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА Возникновение спорной ситуации Восприятие ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон Возникновение инцидента Наличие конфликтной ситуации Развертывание конфликта Выбор форм поведения в конфликте Уход от конфликта Отсутствие конфликта Нет Да 31

ПРАВИЛА ФОРМУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация - это то, что надо устранить. Следовательно, не годятся формулировки типа: "конфликтная ситуация - в этом человеке", "в социально-экономической ситуации", "в нехватке автобусов на линии" и т.п., ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще, социально- экономическую обстановку в одиночку ни один из нас не изменит и числа автобусов на линии не увеличит. Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту и инциденту. Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать. Например, в последнем случае конфликтные ситуации показали, что нужно впредь вести себя более воспитанно; не допускать падения своего имиджа, авторитета. Правило 4. Задавайте себе вопросы "почему?" до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие. Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не вырывайте только часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк. Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта. Суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, то есть о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения (объединения) разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании. Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов. Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т.п. Вот уж как нигде уместен афоризм "краткость - сестра таланта". 32

ТИПЫ ИНЦИДЕНТА (по Ф.М.Бородкину и Н.М.Коряк) 1. Инцидент как сигнал разрешить противоречие, найти компромисс. Пример: Студенты возмутились тем, что им много задали. (необходимо было найти учебные ситуации и описать их ). В ответ педагог предложил : Хорошо. Возьмите готовые ситуации и проанализируйте их. (Это задание другое. И даже более сложное.) 2. Инцидент как желание уйти от конфликта. Пример: Во время проведения занятия один из студентов постоянно нарушал порядок. Преподаватель сделал ему замечание. Студент, однако, продолжал. В аудитории появились смешки. Тогда преподаватель не обращая внимания на студента продолжал проводить занятие. Так продолжалось некоторое время. Группа работала, воцарилась тишина. Стал работать и студент. (Человек будет нарушать дисциплину до тех пор, пока его поддерживают соплеменники. Задача лишить его этой поддержки.) 3. Инцидент как сигнал к открытому противостоянию. Пример: В молодой семье оба супруга работают. Каждый после работы приходя домой занят любимым делом, при этом не всегда обращая внимание на вопросы другого супруга. Что делать? 33

Нарастание напряжённости Вторичный период роста конфликта (привлечение новых способов и сил для конфликта Фаза спада Конфликтное взаимодействие Эскалация конфликта Фаза подъёма Интенсивность конфликта Вторичный пик Пик конфликта Возникновение разногласий Разрешение конфликта Этапы развития конфликта ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА 34

Возникновение и развитие конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации 92% Фаза спада 20% Фаза подъёма Развитие открытого конфликта 5% Этапы развития конфликта ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАЗЫ КОНФЛИКТА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАЗЫ КОНФЛИКТА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ Начало открытого конфликтного взаимодействия 46% Разрешение конфликта 35

Вопрос 4 Фазы динамики конфликта

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТА ЛАТЕНТНЫЕ (СКРЫТЫЕ) АКТУАЛИЗИРОВАННЫЕ (ОТКРЫТЫЕ) 36

«РАБОТАТЬ ГОЛОВОЙ НЕ ТАК УЖ СЛОЖНО!» – СКАЗАЛ БЫК И ПОДНЯЛ НА РОГА ТОРЕАДОРА 37 ФАЗЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД ПРОЯВЛЕНИЕ КОНФЛИКТА ПРОЯВЛЕНИЕ КОНФЛИКТА АКТИВНОЕ ТЕЧЕНИЕ КОНФЛИКТА АКТИВНОЕ ТЕЧЕНИЕ КОНФЛИКТА ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА

ФАЗЫ ЛАТЕНТНОГО ПЕРИОДА КОНФЛИКТА Осознание объективной проблемной ситуации - восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять какие-то действия. Попытки сторон разрешить объективную ситуацию неконфликтными способами - убеждением, разъяснением, просьбами, информированием. Предконфликтная ситуация - ситуация воспринимается как наличие угрозы безопасности общественным интересам одной из сторон взаимодействия, что провоцирует конфликтное поведение. Возникновение объективной проблемной ситуации - существует противоречие между субъектами, но оно еще не осознано и нет конфликтных действий. 38

ФАЗЫ АКТИВНОГО ПЕРИОДА КОНФЛИКТА Начало эскалации – второй этап резкая интенсификация борьбы оппонентов. Силовое действие – третий этап Ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердости вызвать перемену позиций оппонента, но никто не готов добровольно уступить. Этот уровень психического реагирования, когда рассудочное поведение сменяется эмоциональным, соответствует возрасту 8-10 лет. Инцидент – первый этап первое столкновение сторон. Кульминация - пятый этап абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся "священные ценности", все высшие формы убеждений и высшие моральные обязательства. Оппонент становится абсолютным врагом, обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Психика в этот момент соответствует возрасту 4-6 лет. Накал страстей - четвертый этап возраст 6-8 лет, когда образ "другого" еще сохраняется, но человек больше не считается с мыслями, чувствами, положением этого "другого". В эмоциональной сфере доминирует черно-белый подход. Все, что "не я" и "не мы", - плохо и отвергается. Сбалансированное противодействие – шестой этап стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются. Полная нормализация отношений – седьмой этап наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. 39

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА Конфликт по вертикали Более 78% имеют продолжительность не более 3-х месяцев Конфликт по горизонтали Конфликт между государственными служащими Длительность конфликта зависит от характера его участников 55,8% из них имеют продолжительность до одного месяца 71% завершается в течение 3-х месяцев 49% из них имеют продолжительность до одного месяца 65% разрешаются в течение полугода 0 3 дня 7 дней 14 дней 6 месяцев 55%70% 13% победа подчиненного 26,6% победа подчиненного Чем справедливее требования руководителя к подчиненному, тем скоротечнее разрешение конфликта в его пользу 40

РЕЗЮМЕ КОНФЛИКТА 41

1. Во время контрольной учительница замечает, что две девочки общаются друг с другом. Что предпринять? a. уверенно сказать: « Я всё вижу!» - и выразительно посмотреть. b. сухо предупредить, что обеим будет снижена оценка. c. пересадить одну из девочек за свой стол и внимательно за ней наблюдать. d. ничего не объясняя, отобрать обе работы и провести контрольную с каждой девочкой в отдельности. 1. – a; 2. – a,e; 3. – c,e РЕШИТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ СИТУАЦИИ 2. Учительница объясняет новый материал. Вдруг один ученик громко говорит: « Людмила Ивановна, я от ваших объяснении просто тащусь!» Что ответить? a. незамедлительно парировать: « А я балдею от твоих комментариев». b. «Да, Фёдоров... Воистину велик и могуч русский язык, - если ты его не доконаешь». c. «Наверное, ты сказал что-то умное и красивое. Жаль только, что я тебя не поняла. Переведи, пожалуйста». d. «Лучше тащи сюда дневник - получишь замечание». e. На такие выпады лучше не обращать внимания. 3. На уроке девочка напоминает учительнице: « Ольга Петровна, на прошлом уроке вы обещали, что расскажите нам...» Учительница совсем забыла о своём обещании и выполнить его не готова. Как быть? a. уверенно сказать: « конечно, конечно, только сегодня у нас не хватит на это времени. Давайте в следующий раз.» b. решительно заявить: « давайте поговорим об этом после контрольной - тогда у нас и времени будет больше». c. сказать недоумённо: «Ну, сегодня вы не настолько хорошо работали на уроке, чтобы я делала вам такие подарки». d. удивится: « что-то не помню, чтобы я давала обещание, но раз вам это интересно, так и быть, в следующий раз поговорим». e. честно признаться, что забыли о своём обещании, извиниться и сказать, что в следующий раз обязательно его выполните. 42

СФОРМУЛИРУЙТЕ ОТВЕТ 43

СФОРМУЛИРУЙТЕ ОТВЕТ 44