Вклад ученых психологов в оборону родины. Начавшаяся Великая Отечественная война остро поставила вопрос о задачах психологов в обеспечении победы над.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Прошло 65 лет со дня нашей победы в Великой Отечественной войне. В связи с этой знаменательной датой следует вспомнить о нашем долге перед памятью павших,
Advertisements

Анализ воспитательной работы (патриотическое воспитание) Подготовила: Алексеева С.В. кл. руководитель 8 «б» класса.
Социально-образовательный проект краеведческой направленности Волошина Наталья Васильевна учитель истории и обществознания МЦСТА г. Белогорск 2007 г.
Вклад ученых Ленинграда в дело Великой Победы Авторы: Мялк Алиса, Черникова Настя 10 –1 класс г.
65 лет Победы в Великой Отечественной войне. Акция «Обелиск» I этап.
Вставай страна огромная г. Брестская крепость 1941г.
Мой прадед Александром Матвеевич Сорокин. Участник ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ гг. Введение.
ГОУ СПО Педагогический колледж 4 Коррекционная педагогика в лицах Выполнила: студентка 132 группы Борисова Полина Г. Санкт-Петербург 2011г.
МОУ СОШ с.Ракитное Презентация на тему: «Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны г.г.« Выполнила: ученица 11 «Б» кл. Машталер.
( ). Александр Романович Лурия родился в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А. Лурия.
Лурия Александр Романович
65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается «У войны не женское не женское лицо» лицо» Руководитель проекта: Александренко Н.А. Проект.
Правовые основы военной службы. Военная служба – это особый вид федеральной государственной службы; она заключается в повседневном выполнении гражданами.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Программа профессиональной переподготовки «Психология управления» призвана ознакомить слушателей с теоретическими и прикладными.
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ Презентация ученика 4 «Б» класса Андреева Александра.
Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 г. Орденом "Победа", как высшим военным орденом, награждались лица высшего командного.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Я помню! Я горжусь ! Желиховская Анастасия 5 «А» класс МОУ СОШ 12 г.Балашов Саратовская область 2015 год.
Выполнила Бухаева Мария,ученица 2 класса школы-сад 92 Сражение за родину.
МОУ «Эльбарусовская СОШ» Мариинско-Посадский район ЧР Посвящается 64 годовщине Победы в Великой Отечественной войне гг. Отчизны славные сыны.
Транксрипт:

Вклад ученых психологов в оборону родины

Начавшаяся Великая Отечественная война остро поставила вопрос о задачах психологов в обеспечении победы над врагом. Вспоминая о первых днях войны, известный советский нейропсихолог А.Р. Лурия писал: "Чувство общей ответственности и общей цели охватило всю страну. Каждый из нас знал, что мы обязаны объединиться с нашими соотечественниками, чтобы противостоять смертельной опасности. Каждый из нас должен был найти свое место в этой борьбе - или непосредственно защищая свою страну, или работая в оборонной промышленности, которая была эвакуирована в отдаленные районы страны, или восстанавливая здоровье и трудоспособность раненых"

Деятельность ученых психологов в годы Великой Отечественной войны: – проведение научных исследований по оборонной тематике; – работа в эвакогоспиталях по восстановлению здоровья раненых бойцов; – обеспечение психологической подготовки кадров для тыла и армии и учебно- воспитательного процесса;

Большой вклад во всенародную победу над фашистскими полчищами внесли советские психологи своими научными работами по оборонной тематике. Б.М. Теплов начал систематически разрабатывать методологический принцип единства сознания и деятельности. С позиций этого методологического принципа была по-новому раскрыта, в частности, и поныне очень актуальная проблема так называемого практического мышления (например, военачальника).

Существенным образом изменялись и задачи психологов, работавших в области практического здравоохранения и посттравматической реабилитации. Если в мирное время основная задача состояла в том, чтобы в ходе всестороннего изучения больного установить "малейшие функциональные и органические изменения в организме" для проведения профилактики, то в военных условиях, когда речь идет по существу о здоровом, но получившем травму человеке, задача заключается в установлении того, "насколько раненый или больной боец может, вернувшись в ряды армии, в строй или на нестроевую работу, выполнять свой долг перед страной в грозные годы Великой Отечественной войны" Возглавил работу А.Р. Лурия

разных этапах войны эти задачи трансформировались и видоизменялись в соответствии с актуализацией тех или иных аспектов практической работы. Например, в начале войны перед врачами и психологами, работавшими в эвакогоспиталях, стояла задача рационализации лечения во второй фазе раневого процесса и восстановление боеспособности раненых бойцов и командиров в возможно короткий срок; в конце войны, в 1945 г., перед работниками эвакогоспиталей были поставлены новые задачи: ориентация на лечение последствий ранений, обеспечение медицинской помощью инвалидов, восстановление их трудоспособности, сохранение для истории материалов об организации госпитального дела (Материалы Пленума..., 1945). К концу войны изменились и задачи в области психологии воспитания и педагогической психологии: "героика войны, ратного подвига, самоотверженной защиты Родины" дополнялась героикой мирного созидательного труда

В статье «Психогенез и психотерапия нервно- психических нарушений при боевых травмах мозга» В.Н. Мясищев подчеркивал, что при боевых травмах особое внимание должно быть уделено роли психологического фактора. Главной целью здесь ставится прежде всего преодоление фаталистически безнадежного чувства инвалидности и восстановление не только интереса к объективной действительности, но желания найти в ней достойное место и уверенности в возможности этого.

Большой и до сих пор весьма интересный вклад в научную разработку военной проблематики внесли также грузинские психологи. В 1943 г. в Тбилиси вышел большой сборник «Психология, том II», в котором с позиций теории установки Д.Н. Узнадзе подробно рассматривалась роль психологических факторов в боевой деятельности бойца в ведении ближнего боя.

В 1941 г. Психологом Ф.Н. Шемякининым было положено понятие "контакта" допрашивающего с допрашиваемым : "Под "контактом" он подразумевал такие отношения между ними, в которых устанавливается и установлено моральное превосходство допрашивающего над допрашиваемым. Иначе говоря, - это отношение, при котором допрашиваемый признал превосходство над собою личности допрашивающего".

Отдали свою жизнь в боях за Родину психологи: Л.М. Шварц (бывший заместитель директора Института психологии в Москве), И.И. Волков (секретарь партбюро того же института), Ф.И. Музылев (один из партийных руководителей того же института), П.С. Любимов (доцент МГПИ им. В.И. Ленина), группа аспирантов Института психологии в Москве: М.П. Борисов, Г.И. Иванов, М.С. Левитан, И.Н. Массарский, С.Ф. Петров, С.Н. Смирнов, Л.Л. Эрлихман и другие. Вечная память нашим товарищам по работе и коллегам, павшим в боях за свободу и независимость Советской Родины!