Электронное разрешение споров Online Dispute Resolution ИЛИ Онлайн-урегулирование споров Онлайн-урегулирование споров Internet Dispute Resolution Internet.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : « МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ КАК ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВАЯ СДЕЛКА » Выполнила : Шевцова Юлия.
Advertisements

1 Рабочая группа по вопросам корпоративных отношений при Совете Торгово – промышленной палаты Российской Федерации по саморегулированию предпринимательской.
Порядок урегулирования медицинской деятельности в досудебном производстве.
Досудебные способы урегулирования спора Претензионный порядок урегулирования спора.
Арбитражный суд по гражданско-правовым отношениям г. Москвы.
Д ОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ Выполнила: уч-ца 9 а класа МОУ СОШ 3 г. Ершова Шалунова Анна Учитель: Бочкарева Ю.В.
Презентация на тему: ПРАВИЛА СУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.
Институт Медиации в современном мире Subtitle here.
Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова Институт политики, права и социального развития Презентация на тему: «Претензионный.
Тенденции развития электронных продаж и сервиса в России. Электронный полис – настоящее и будущее. Тенденции развития электронных продаж и сервиса в России.
Москва, 11 ноября 2009 год Представительство интересов налогоплательщика в ходе досудебного урегулирования налогового спора Разработчик: Г.И. Минеева.
Сведения ( сообщения, данные ), независимо от формы их представления ( Закон « Об информации, информационных технологиях и защите информации » 2006 г.
Значение Закона о медиации для практики Медиация как новый для России институт применяется для урегулирования правовых споров Закреплены правовые основы.
Процедуры удовлетворения требований о возмещении ущерба Тамаш Узоний.
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена Юридический факультет Кафедра международного права МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Новый порядок разработки административных регламентов предоставления государственных услуг
ОБРАЩЕНИЯ. ЖАЛОБЫ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАПРОСЫ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВЛАСТИ М.Б.Горный
Разрешение споров с участием страховых компаний в России и за ее пределами: сравнительный обзор преимуществ и недостатков различных способов разрешения.
Лектор Кочергина Елена Викторовна. 2 мая 2006 года N 59-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ.
Проект ФЗ «О стандартах государственных услуг» ноябрь 2005 года.
Транксрипт:

Электронное разрешение споров Online Dispute Resolution ИЛИ Онлайн-урегулирование споров Онлайн-урегулирование споров Internet Dispute Resolution Internet Dispute Resolution Electronic Dispute Resolution Electronic Dispute Resolution Electronic Alternative Dispute Resolution Electronic Alternative Dispute Resolution Online Alternative Dispute Resolution Online Alternative Dispute Resolution

История ЭРС 80-е – 90-е : Конфликты из-за нарушений норм сетевого этикета в дискуссиях разрешались модераторами

Первый экспериментальный проект ЭРС 25 октября 1995 г. – Virtual Маgistrate ("Виртуальный судья") Американская арбитражная ассоциация Американская арбитражная ассоциация Национальный центр информационных исследований США Национальный центр информационных исследований США Споры об Интернет-контенте Заявление в электронной форме ААА Проверяет приемлемость и связывается с ответчиком Стороны соглашаются на ЭРС и выбирают арбитра ААА Арбитр ААА рассматри- вает спор 72 часа

Первые проекты ЭРС (1996) Online Ombuds Office ("Онлайн омбудсмен") Online Ombuds Office ("Онлайн омбудсмен") При отказе одной из сторон от участия омбудсмен консультировал только другую строну Family Mediation Project ("Проект семейного посредничества") Family Mediation Project ("Проект семейного посредничества") Урегулирование «реальных» семейных споров Урегулирование «реальных» семейных споров Видеоконференции и реальные встречи сторон Видеоконференции и реальные встречи сторон

Влияние когнитивных наук на ЭРС (когнитивной биологии, психологии, лингвистики) Исследования предпочтений, осуществления выбора, поиска результата. Рассматривают функционирование мозга как алгоритмизируемый процесс Модели мыслительных процессов в человеческом мозге (создание искусственного интеллекта) Идея создания программ, способствующих поиску взаимовыгодного решения при конфликте («Четвертый участник»)

"Четвертый участник" (Э. Кэтш и Дж. Рифкин, 2001) Технология содействия сторонам и нейтральному ("третьему") лицу в организации и проведении процедуры урегулирования, определении противоречий, поиске интегративного результата

Модельные правила ЭРС правила Американской ассоциации адвокатов (American Bar Association) правила Американской ассоциации адвокатов (American Bar Association) правила Американской арбитражной ассоциации (American Arbitration Association) правила Американской арбитражной ассоциации (American Arbitration Association) правила Ассоциации разрешения конфликтов (Association for Conflict Resolution) правила Ассоциации разрешения конфликтов (Association for Conflict Resolution) Дополнительные процедуры электронного арбитража ААА Дополнительные процедуры электронного арбитража ААА Собственные регламенты Собственные регламенты

Виды процедур ЭРС (1) В зависимости от участия в разрешении спора нейтрального лица: процедуры, направленные на самостоятельное урегулирование разногласий (прямые электронные и автоматизированные переговоры, системы обеспечения проведения переговоров) процедуры, направленные на самостоятельное урегулирование разногласий (прямые электронные и автоматизированные переговоры, системы обеспечения проведения переговоров) процедуры, предусматривающие участие нейтрального лица (предварительная независимая оценка обстоятельств дела, разрешение претензий, виртуальный суд присяжных, электронное посредничество, электронный арбитраж, электронное судебное разбирательство) процедуры, предусматривающие участие нейтрального лица (предварительная независимая оценка обстоятельств дела, разрешение претензий, виртуальный суд присяжных, электронное посредничество, электронный арбитраж, электронное судебное разбирательство)

Виды процедур ЭРС (2) В зависимости от конечного результата процедур: процедуры, направленные на вынесение окончательного и обязательного решения (электронный арбитраж, электронное судебное разбирательство) процедуры, направленные на вынесение окончательного и обязательного решения (электронный арбитраж, электронное судебное разбирательство) нацеленные на достижение сторонами соглашения (системы обеспечения проведения переговоров, электронное посредничество, предварительная независимая оценка обстоятельств дела, разрешение претензий, виртуальный суд присяжных) нацеленные на достижение сторонами соглашения (системы обеспечения проведения переговоров, электронное посредничество, предварительная независимая оценка обстоятельств дела, разрешение претензий, виртуальный суд присяжных)

Виды процедур ЭРС (3) По степени участия технологии: полностью автоматизированные (автоматизированные переговоры, системы обеспечения проведения переговоров, виртуальный суд присяжных) полностью автоматизированные (автоматизированные переговоры, системы обеспечения проведения переговоров, виртуальный суд присяжных) предусматривающие участие сторон и нейтрального лица в выработке конечного результата (прямые электронные переговоры, предварительная независимая оценка обстоятельств дела, разрешение претензий, электронное посредничество, электронный арбитраж, электронное судебное разбирательство) предусматривающие участие сторон и нейтрального лица в выработке конечного результата (прямые электронные переговоры, предварительная независимая оценка обстоятельств дела, разрешение претензий, электронное посредничество, электронный арбитраж, электронное судебное разбирательство)

Виды процедур ЭРС (4) По наличию "невиртуального" аналога: "зеркальное отражение" традиционных процедур (прямые электронные переговоры, разрешение претензий, предварительная независимая оценка обстоятельств дела, электронное посредничество, электронный арбитраж, электронное судебное разбирательство) "зеркальное отражение" традиционных процедур (прямые электронные переговоры, разрешение претензий, предварительная независимая оценка обстоятельств дела, электронное посредничество, электронный арбитраж, электронное судебное разбирательство) процедуры, не имеющие "невиртуального" аналога (автоматизированные переговоры и системы обеспечения проведения переговоров. Ко второй категории процедур, на наш взгляд, следует отнести также виртуальный суд присяжных) процедуры, не имеющие "невиртуального" аналога (автоматизированные переговоры и системы обеспечения проведения переговоров. Ко второй категории процедур, на наш взгляд, следует отнести также виртуальный суд присяжных)

Электронное посредничество (electronic mediation, online mediation, cyber mediation) устанавливаются виртуальные закрытые пространства: 1)для общения между инициирующей стороной и посредником 2)для общения между посредником и противоположной стороной 3)для взаимодействия обеих сторон с медиатором Заявитель заполняет форму на сайте ЭРС Администра- тор сайта связывается с ответчиком Выбор посредника, согласование процедуры Урегулиро- вание и заключение соглашения

Предварительная независимая оценка обстоятельств дела Обращение к нейтральному лицу (лицам) из списка, предложенного ЭРС-провайдером, в целях получения рекомендации по поводу выхода из возникших разногласий и оценки возможных исходов разрешения дела в судебном порядке экспертная оценка (neutral evaluation) пробные судебные разбирательства (mock trials)

Разрешение претензий (complaint handling) Преимущественно в сфере электронной коммерции Потерпевший обращается к независимому третьему лицу, которое связывается с нарушителем и пытается урегулировать недоразумения Последствия для нарушителя: включение в "черные списки", лишения "знаков доверия"

Традиционный арбитраж (binding arbitration) Электронный арбитраж (electronic arbitration, online arbitration, cyber-arbitration) Процедура разрешения разногласий нейтральным лицом, уполномоченным на вынесение обязательного для сторон решения Может осуществляться посредством документарного производства менее сложное программное обеспечение привлекательно для провайдеров ЭРС-услуг привлекательно для провайдеров ЭРС-услуг Арбитраж с обязательным для одной из сторон решением (conditionally binding arbitration ) Арбитраж с необязательным решением (non-binding arbitration)

Электронный арбитраж (продолжение) Проблемы с признанием правом: непризнание электронной формы документа в качестве надлежащей (доказательства в электронной форме и арбитражного соглашения) непризнание электронной формы документа в качестве надлежащей (доказательства в электронной форме и арбитражного соглашения) проблема идентификации проблема идентификации непризнание ЭЦП средством, обеспечивающим идентификацию отправителя и подтверждение неизменности документа непризнание ЭЦП средством, обеспечивающим идентификацию отправителя и подтверждение неизменности документа проблемы обеспечения конфиденциальности в киберпространстве проблемы обеспечения конфиденциальности в киберпространстве

Электронный арбитраж с необязательным решением арбитраж с факультативно исполнимым решением (optionally binding arbitration) возможность придания решению арбитра исполнительной силы посредством заключения на его основе мирового соглашения арбитраж с неисполнимым решением (truly non- binding arbitration) Решения исполнимы в рамках социальной подсистемы, из отношений в которой возник спор, посредством соответствующих негосударственных механизмов

Электронные переговоры (electronic negotiation, online negotiation, cyber-negotiation) прямые переговоры (direct negotiation) Отличие от неэлектронных: взаимодействие сторон осуществляется посредством электронной почты либо веб-сайтов провайдеров ЭРС-услуг автоматизированные переговоры (automated negotiation) использование систем электронного разрешения споров (на основе математического алгоритма)

Автоматизированные переговоры (automated negotiation, assisted negotiation, technology-facilitated negotiation, automated settlement, electronic settlement negotiation) На начальном этапе сторона (стороны) определяют разницу сумм их запросов и предложений, при которых система автоматически должна будет урегулировать разногласия, а затем вводят свои запросы и предложения. В случае достижения установленной разницы сумм система автоматически урегулирует спор Разница сумм урегулирования может устанавливаться: конкретной суммой ($5000) конкретной суммой ($5000) процентным соотношением сумм запроса и предложения (30%) процентным соотношением сумм запроса и предложения (30%) каким-либо иным образом каким-либо иным образом

Автоматизированные переговоры (пример) РаундРазмер требованияРазмер предложенияРезультат процедуры спор не урегулирован спор не урегулирован спор урегулирован на сумму Предложение и запрос в пределах $5000

Автоматизированные переговоры «Открытая» модель возможность ознакомиться с предложением (запросом) другой стороны, но зачастую лишь после того, как сделан собственный запрос (предложение) «Закрытая» модель, (Переговоры «вслепую», blind-bidding) участники вводят суммы своих запросов (предложений), не зная о размере суммы запроса (предложения) другой стороны

Автоматизированные переговоры Недостатки: по своей сути они направлены на достижение компромисса, а не интегративного решения по своей сути они направлены на достижение компромисса, а не интегративного решения подходят лишь для урегулирования споров, единственным разногласием в которых является размер подлежащей выплате суммы либо количественная характеристика каких- либо предметов подходят лишь для урегулирования споров, единственным разногласием в которых является размер подлежащей выплате суммы либо количественная характеристика каких- либо предметов

Системы обеспечения проведения переговоров (negotiation support systems) (на примере SmartSettle) 1. Система содействует сторонам в выявлении истинных интересов и потребностей, а также формулировании требований, на основании чего определяет подлежащую урегулированию проблему. 2. Заполнение единой формы электронного многовопросного бланка, где отражаются моменты, по которым уже удалось достичь взаимопонимания, и остаются незаполненными графы по неурегулированным аспектам. 3. На основе полученной информации программа выявляет причины разногласий, определяет степень удовлетворенности сторон результатами уже урегулированных вопросов и вырабатывает несколько возможных вариантов решения проблемы. 4. При содействии системы каждая из сторон выбирает наиболее приемлемый для нее вариант.

Виртуальный суд присяжных (virtual jury) Обращение посредством сети за советом к неопределенно широкому кругу лиц Размещается электронная папка, включающая описание обстоятельств спора, требования сторон, доказательства iCourthouse: для более глубокого анализа присяжные сообщают при регистрации сведения о себе (пол, возраст, образование, профессия и т.п.) для выполнения функций присяжных сторонами могут быть специально приглашены лица, чье мнение представляется им авторитетным (специалисты) Значение: предоставлении возможности сторонам реально оценить свои позиции по делу

ЭРС в России Первые системы ЭРС в России: 1. Виртуальный суд на сайте (2003) – неформальный, исключительно виртуальный характер 2. "Электронный суд" при Московской Областной Коллегии Адвокатов (2005) - оценка перспектив судебного процесса по любому спору, возникающему из гражданских правоотношений 3. Виртуальный третейский суд «Объединенные юристы» (2005) – срок разбирательства – 7(12) дней 4. Электронный Третейский Суд ЮНЕТ (2005) оперативность: обязательство сторон обеспечить систематическое, не реже одного раза в течение восьми рабочих часов, ознакомление своих уполномоченных представителей с сообщениями

Российское законодательство Ч. 4 ст. 11 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и информатизации»: в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами. Ст. 7 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" и, аналогично, ст. 7 Закона РФ РФ "О международном коммерческом арбитраже": письменная форма третейского соглашения соблюдена при обмене письмами, сообщениями с использованием средств электронной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Не рассматриваются способы связи сторон с третейским судом

Российское законодательство Невозможность использовать электронные документы для соблюдения претензионного порядка: п. 53 Правил оказания услуг почтовой связи: при подаче претензии пользователь (его законный представитель) должен предъявить документ, удостоверяющий личность, а доверенное лицо – доверенность п. 53 Правил оказания услуг почтовой связи: при подаче претензии пользователь (его законный представитель) должен предъявить документ, удостоверяющий личность, а доверенное лицо – доверенность Правила предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом: требование о предоставлении бумажных копий электронных перевозочных актов либо документов, подтверждающих отправку и прием электронного сообщения Правила предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом: требование о предоставлении бумажных копий электронных перевозочных актов либо документов, подтверждающих отправку и прием электронного сообщения

ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации; может устанавливаться путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (ст. 11) Медиативная оговорка, медиативное соглашение должны быть в письменной форме, для соглашения о проведении процедуры медиации форма не установлена (ст. 2)

Литература Миронова С.Н. Использование возможностей сети Интернет при разрешении гражданско- правовых споров. - М.: Волтерс Клувер, – 256 с. Спасибо за внимание!