Дисциплина « Психология нормативной ситуации » 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Advertisements

Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Математические модели Динамические системы. Модели Математическое моделирование процессов отбора2.
ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ- НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие деятельности играет ключевую роль, в психологии труда выполняя ряд функций: 1.Предметообразующую функцию.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Тема 21. Психика, поведение и деятельность Важнейшая функция психики – регуляция - управление поведением и деятельностью живого существа.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Рефлексия в структуре профессиональной компетентности педагога.
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Совокупность черт, отличающих данного человека от всех других, присуща Гражданину Индивидуальность Личность Индивиду.
Проектирование архитектуры ИСО 1. UML 2 Структура определения языка 4.
Транксрипт:

Дисциплина « Психология нормативной ситуации » 1

Цель дисциплины – сформировать представление студента на проблематику нормы и ее социально-психологические аспекты. Задача дисциплины – осуществление продуктивного анализ «нормативного» в поведении человека. Основная проблема дисциплины – как осваивает человек норму 2

Пространство социальной психологии развития Объекты изучения Л – личность ; Г – группа. Условия изучения Е – естественные ; И – искусственные. 3

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристики нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Базовые и основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектический метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 4

Норма – объект (ob), обладающий некоторыми свойствами (p i ). N=ob (p 1,p n ) Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 5

1.некоторой группе присуще существование множества норм; 2.в рассматриваемых нормах имеется хотя бы одна норма, которая не обладает всей совокупностью объявленных свойств; 3.а, следовательно, множество норм мало по сравнению со всем семейством норм; 4.значит рассматриваемое множество не исчерпывает всех норм семейства и, существует еще одна конкретная норма, удовлетворяющая исходные свойства. Доказательство существования конкретной нормы Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 6

Теоретические основания Ранние работы - норма в регулировании социального взаимодействия Современные работы – роль нормы в конкретных ситуациях социального взаимодействия Хоманс Дж. Парсонс Т. Бобнева М.И. Плахов В.Д. Гулякина В.В. Корзинкина Н.А. Ульянова В.П. Снежкова Н.Н. Норма в рамках дисциплины понимается как особый механизм регуляции поведенческой активности Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 7

Два основания«нормы»: 1)норма как единица измерения, т.е. «несущее» количественную характеристику пропорциональности единиц 2)норма как специфическое социальное качество, выделенное из реальных процессов и связей (отношений), существующее не только, и не столько, в объектах реальности, но и в общественном сознании Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 8

Характеристики нормы: 1.Норма объективна, независима от индивидуального сознания и низко осознаваема. 2.Норма регулирует поведение и накладывает определенные социальные ожидания на поведенческую активность человека. 3.Норма организует поведение в определенном направлении. 4.Норма позволяет прогнозировать будущее 5.Норма гранична Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 9

ситуация (sit) - совокупность условий и признаков, характеризующих ситуацию признак (pr) - характеристика ситуации, выраженная в совокупности переменных, по которым она отличается от другой ситуации условие (i) - совокупность признаков, определяющая ситуацию переменная (v) - значение признака в конкретный момент времени Базовые понятия (sit, pr, i, v) Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 10

Понятие о пределе и границе Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. граница нормы (borN) предел нормы (limN) Нормативное пространство А внешний признак (pr) Nsp 11 Nsp A pr = borN + limN

норма (N) – единица жизненного пространства личности; средство регуляции поведения индивида в социуме; алгоритм перехода из начального в конечный момент ситуации, в которой обязательно выполнение некоторых действий участниками взаимодействия граница нормы (borN, bor) - условия объективной ситуации (т.е. совокупность признаков), при которых существенно изменяются пределы нормы. Выделение границ нормы является необходимым этапом дифференциации между собой различных нормативных пространств предел нормы (limN, lim) - некоторое пространство внешнего признака за исключением самого признака и любую последовательность значений переменных, определяющие внешний признак; определенность нормативной системы в единстве признаков ее составляющих и связей между ними. основание нормы (ΔN, Δ) – принцип, определяющий переход из одного нормативного пространства в другое Основные понятия жизненное пространство личности – то, что окружает индивида, все то, что не «он», условия, которые влияют на него, это пространство действий рассматриваемого объекта Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 12

Объективная ситуация ~ Нормативная ситуация Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 13

нормативная единица (Nu) – поведенческий акт индивида в ситуации нормативная система (Nss) – целостная система нормативных единиц и динамических отношений этих единиц, построенная по некоторому основанию, основанию нормы нормативная ситуация (Nst) – сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия нормативное поведение (Nb) – поведение в рамках нормативной системы нормативное пространство (Nsp) – часть объективного пространства, содержащее необходимые условия для реализации нормы; пространство в пределах границ нормы. Основные понятия динамические отношения – функциональный комплекс условий, образующийся под влиянием стереотипно повторяющихся воздействий и изменений признаков. Динамическое отношение носит автоматический характер. Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 14

«Пространство» девиантности Культурное или объективное (Ob): - не зависят от конкретного человек, - их влияние распространяется на всех членов группы а) психической организации человека; б) неудовлетворении потребностей индивида; в) сформированных ожиданиях личности. Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. Детерминанты: Основания: а) противоречиях целей культур разных групп; б) изменениях социальных условий; в) неэффективности средств достижения целей в рамках одной культуры. Биологическое или субъективное (Sub): - непосредственно связаны с конкретным участником референтной группы 15

Структурные компоненты нормативной ситуации : 1.идеальные структурные компоненты нормативной ситуации - способы действия в ситуации, которые предписаны в конкретной культурной группе. 2.материальные компоненты нормативной ситуации - внешние признаки ситуации, которые приписываются как человеку, так и предметам окружающей действительности Указанные структурные компоненты представляют объективные свойства ситуации Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 16

Что выступает в качестве субъективных свойства ситуации? Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. Если норма существует одновременно: - в виде реалий (правило, социальная функция); - в виде идеальных образов. Что позволяет: –интерпретировать социальные нормы –дальнейшее субъективное использование норм в качестве средства познания и практического овладения действительностью 17

В качестве субъективных свойств ситуации выступает сам человек, обладающий способностью к выделению из объективных свойств таких свойств, которые наиболее адекватны для выполнения необходимых функций Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 18

Каков механизм «пересаживания» нормы из «объективного» в «субъективное»? «объективного»«субъективное» Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 19 Интериоризации – формирование внутренней структуры человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности

«объективного»«субъективное» «раздвоение реальности» подражание, как способ внешнего отношения к действию внутрииндивидное отношение к своему действию 1.прекращение натуральности подражательной формы, полная остановка того процесса, который ее порождает (например, прямым запретом, препятствием, непониманием и др.) первичного различения вторичное различения 2.фиксация того, что прекратилось в некоторой образцовой форме «было – стало» Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 20

рефлексивность - условие адекватной интерпретации ситуации с заданной нормой Схем опирационального описания процесса рефлексии 1.«остановка» деятельности 2.«выстраивание» хода предыдущей деятельности и соответствующих ее результатов 3.«отстранение», «рефлексивный выход», сопровождающиеся формированием представления схемы собственных действий 4.«встраивание рефлексивного опыта в систему имеющегося опыта, а также апробация результатов рефлексирования в реальной деятельности» 5.переоформление внутреннего мира человека Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 21

В какой момент деятельности человека происходит «остановка» процесса человеческой деятельности для последующего анализа и «переоформления» своего внутреннего мира? Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 22

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. N sp (P 2 ) N ss (d P 2 ) 23

«остановка» процесса человеческой деятельности есть «отражение», которое позволяет как бы «увидеть» деятельность «со стороны», т.е. получает возможность сравнить свои действия с некоторыми запланированными Что определяет действие сравнения? Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. Что означает наличие запланированных действий? 24

момент возникновения нормы = момент начала процесса рефлексии норма, как «мерная ситуация возникает тогда, когда субъект вступает в мерное отношение к действительности» 1.момент появления нормативности в объективной ситуации - когда субъект в конкретной ситуации вступает в некоторые отношения с действительностью 2.мерное отношение, определяемое субъективной целью, задает (нормирует) объективную ситуацию 3.проявляющаяся, но не проявленная норма, как бы фиксирует те общественные отношения, которые включены в имеющуюся ситуацию Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 25

Структурно-диалектический метод (по Вераксе Н.Е.), как метод познания психологической реальности Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. Нормативная ситуация – стандартная ситуация социокультурного взаимодействия, в которой достаточно точно определены правила социального поведения Норма – момент столкновения индивидуальных тенденций, когда культура «несет» в себе биологическую напряженность, «ограничивая» натуральное, природное поведение человека 26

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. Содержательная сторона нормы – снятие противоречия между культурным и биологическим 27 БиологическоеКультура Новая Норма диалектична

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. Нормативная ситуация – ситуация, в которой одна или несколько из спектра возможностей (ps) выбраны в качестве культурной нормы и выступают в виде правила, в соответствии с которым нужно действовать в данных внешних обстоятельствах 28 N st {ps}~p i (i;v) i (0; ); v (0; ). N st - ситуация неопределенности (Sit un )

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 29 в ситуации неопределенности возникает эмоциональное напряжение (H Em ), которое находит свою реализацию в поведенческой активности человека (H Beh ) H (v ind ) [N st ] Sit un (Sit;N ins ) H Em H Beh H beh N st H beh [ Sit un ;Sit int ] поведение человека снимает неопределенность и напряженность ситуации

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 30 нормативная ситуация характеризуется опредмеченностью переменных ситуации ([v 1,v 2 ] N st ) и снижением эмоционального напряжения (H em ) включенных в данную ситуацию людей H beh Sit N st [v 1,v 2 ] N st ; H em. [ Sit un ;Sit int ] N st [Sit;H]=N нормативная ситуация создает возможность выделения нормы ситуации

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 31 поскольку норма объективна, то говоря о нормативной ситуации, мы фактически говорим о норме, а это указывает на причину неосознаваемости нормы если норма определяется через описание нормативной ситуации, то возникает необходимость рассмотрения вопроса границы нормативной ситуации и трансформации одной нормативной ситуации в другую N ob =(N st )=N syb процесс изменения-изучения нормы «не завершается до конца, а ограничен «почти» крайними состояниями системы», т.е. пределом нормы. N ob (N st ) N syb анализ объекта как целого связан с установлением в объекте циклической структуры, которая и есть объект. Эта циклическая структура, в соответствии с методом, состоит из противоположностей, которые исследователь должен уметь находить в объекте

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 32 человек оказываясь в любой нормативной ситуации должен уметь различать и интерпретировать правила (r i ), которые «привязаны» к обстоятельствам, он фактически должен постоянно давать ответы на вопросы: что и как делать можно в данных внешних обстоятельствах, а что делать нельзя, т.е. он должен постоянно заниматься рефлексией (ref) А pr Nsp r1r1 r2r2 r3r3 borN limN рефлексия позволяет как настраиваться на осуществление деятельности (d i ), так и самому управлять развитием своих способностей через выбор тех или иных возможностей (ps i ) деятельности, в которых данная способность реализуется N sp 1 N sp 2 ref (d i ; ps i )

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 33 освоение нормы (N): поведенческая активность (H beh ) способности к рефлексии нормативной ситуации (ref N st ) актуализированность рефлексивного механизма обуславливается представлением (rep) о реальном поведении, что связано с принадлежностью к культуре. Способность к рефлексии (ref) связана со способностью дифференцировать (dif) материальные и идеальные компоненты нормативной ситуации. rep dif ref N H beh ref N st

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство нормативная ситуация с заданной нормой, рассматривается как «целостное структурное образование» 2.нормативная организация ситуации социального взаимодействия имеет многоуровневое строение с иерархически установленным порядком соподчинения 3.интегрирует организацию ситуации институционально установленное правило, которое составляет верхний уровень ее нормативного строения и выступает главным регулятором поведения в этой ситуации. 4.если правило установлено недостаточно четко, то структура нормативной ситуации разрушается и актуализируются нормы следующих уровней нормативного строения ситуации, и они начинают регулировать поведение

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 35 Формы и типы поведения в ситуации заданной нормы и в ситуациях нормативной неопределенности: 1.нормативное поведение; 2.ненормативное поведение. В свою очередь, среди нормативного поведения можно различать следующие типы: 1.Целенаправленное, легко выполняемое нормативное поведение, при котором важен не результат, а характер выполнения. Действие при этом не прерывается и не сопровождается какими-либо другими видами действий. 2.Нормативное поведение, сопровождаемое неконтролируемыми движениями или другими действиями. Может выражаться в том, что во время выполнения задания учителя ребенок ерзает или раскачивается на стуле, или теребит и накручивает на палец волосы (импульсивное поведение). 3.Прерываемое нормативное поведение. Проявляется в том, что, выполняя нормативное действие, и не закончив его, ребенок переключается на другое действие (возможно, на несколько, следующих одно за другим, действий), а затем вновь возвращается к незавершенному.

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 36 Ненормативное поведение детей в ситуации нормативной неопределенности, также можно разделить на различные типы и виды: 1.Поведение в соответствии с внутренней схемой. К такому типу относится ролевое поведение, под которым понимаются устойчивые поведенческие паттерны, возникающие в различных социальных микрогруппах. 2.Действия, обусловленные особенностями окружающей среды: а) полезависимое поведение – не опосредованное правилом действие по отношению к внешним факторам. При этом необходимым условием является эмоциональная привлекательность внешнего фактора для ребенка. б) исследовательское поведение – такой вид поведения, при котором активность ребенка направлена на выяснение объективных свойств актуальной нормативной ситуации. в) коммуникативное поведение, которое может быть направлено как на выявление смыслов (переживаний) других (и тогда оно выражается в выяснении, чем заняты другие дети), так и на предъявление своих смыслов другим детям (и тогда ребенок говорит сверстникам о том, что ему, например, плохо). г) социальное взаимодействие - вид поведения, который направлен на решение общей задачи (повеселиться, например). Принципиальное его отличие от коммуникативного поведения состоит в том, что социальное взаимодействие не ставит целью выяснение смысла, а представляет собой чистое функционирование. д) импульсивные поведенческие акты - реакции в соответствии с внутренними факторами, импульсами. е) недеструктивное ненормативное поведение – ненормативное поведение по типу изоляции. Иными словами, ребенок занимается сам с собой, не мешая и не вовлекая во взаимодействие других детей и не разрушая общую ситуацию Нарушение социальной нормы может происходить культурно или натурально, рефлексивно или нерефлексивно

37 Четыре уровня нормативной организации ситуации, характеризующие качественное освоение нормы: 1.Импульсивный. Поведение на данном уровне сопровождается либо неконтролируемыми движениями или другими действиями, либо продолжительное «замкнутое» поведение. Данный уровень соответствует видам поведения «импульсивные поведенческие акты» и «недеструктивное ненормативное поведение», типу «действий, обусловленных особенностями окружающей среды», форме «ненормативного поведения». 2.Полевой. Поведение на данном уровне характеризуется как не опосредованное правилом, направленность действий устремлена по отношению к эмоционально привлекательным внешним факторам. Данный уровень соответствует видам поведения «полезависимое поведение», «исследовательское поведение», «коммуникативное поведение», «социальное взаимодействие», типу «действий, обусловленных особенностями окружающей среды», форме «ненормативного поведения». 3.Ролевой. Поведению на данном уровне характерны проявления устойчивых поведенческих паттернов, возникающих в различных социальных микрогруппах и социальных ситуациях. Данный уровень соответствует типу «поведение в соответствии с внутренней схемой» формы ненормативного поведения. 4.Собственно нормативный уровень. Поведение на данном уровне характеризуется целенаправленностью, легким выполнением действий, при которых важен не результат, а характер выполнения их выполнение, при этом сам данная поведенческая активность не прерывается и не сопровождается какими-либо другими видами действий. Данный уровень соответствует форме «нормативное поведение». Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство.

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 38 Нормативный уровень (Уровень Н) - целенаправленное, легко выполняемое поведение, при котором важен не результат, а характер выполнения действия, при этом оно не прерывается и не сопровождается какими-либо другими видами действий Ролевой уровень (Уровень P) - устойчивые поведенческие паттерны, возникающих в различных социальных микрогруппах Полевой уровень (Уровень П) - поведение не опосредованное правилом по отношению к эмоционально привлекательным внешним факторам Импульсивный уровень (Уровень И) - поведение, сопровождаемое неконтролируемыми движениями или другими действиями Уровни нормы: Уровень Н Уровень И Уровень П Уровень Р

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 39 Уровень Н Уровень И Уровень П Уровень Р Поведение = Материальное Н И ПР Сознание = Идеальное

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 40 Уровень Н Уровень И Уровень П Уровень Р Натур.Культ. Внешн Внутр. Н И П Р

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 41 Личность возникает в пространстве реального взаимодействия индивидов (L 1, L 2 ), связанных между собой через вещи (pr) и действия (pr op ) с этими вещами Личность - уникальное, невоспроизводимо индивидуальное образование Пространство активности личности (L SpA ) - область индивидуальной активности человека, в которой он отличается и утверждает это свое отличие от других L2L2 L1L1 pr pr op LiLi [pr i ; pr op i ] ΔNst L i = pr i

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 42 Поведение (H Beh ) характеризуется направленностью на цель (Beh end ) H Beh end A pr 2 A pr 1 A pr n A pr i N st ANB

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 43 LiLi [pr i ; pr op i ] H Beh end A pr 2 A pr 1 A pr n A pr i единицей пространства активности личности является нормативная ситуация (L SpA )= N st (N st )= L SA L SpA N st N Sp

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 44 в культуре как системе нормативных ситуаций всякая вещь (pr) теряет свою непосредственность (натуральность) (pr v i ): она становится не только вещью (и не столько вещью), но и предметом (pr op i ) человеческой культуры pr op L N ss L SpA N st N sp (N st ) pr pr op i pr v i NutCul

Тема 1: Норма. Определение понятия. Характеристик и нормы. Понятие о пределе и границе нормы. Основные понятия. Тема 2: Детерминанты поведенческой активности человека в группе. Единица нормы. Тема 3: Рефлексия нормативной ситуации. Тема 4: Норма и структурно - диалектически й метод. Уровни нормы. Тема 5: Пространства активности и нормативное пространство. 45 уровни нормы характеризуют степень освоения нормативной ситуации N st Уровень Н Уровень Р Уровень П Уровень И t Уровень Н Уровень Р Уровень ПУровень И