Психология познания Тема 10. Средства познания Семестр4. Тема10. Лекция1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология познания Тема 10. Средства познания Семестр2. Тема10. Лекции16-18.
Advertisements

Психология познания Тема 10. Средства познания Семестр4. Тема10. Лекция1-4.
Психология познания. Общая характеристика познавательной сферы человека Семестр3. Тема8. Лекция10.
Тема 8, Лекция 6 Общая характеристика познавательной сферы человека.
Тема 8, Тема 9 Лекция 6 Общая характеристика познавательной сферы человека Феноменология познавательных процессов.
Семестр 1. Тема 2. Лекция 6-7. Становление категориального строя психологии.
Тема 8, Тема 9 Лекция 6 Общая характеристика познавательной сферы человека Феноменология познавательных процессов.
Концептуальное мышление ребенка Автор: Елена Константиновна Маранцман.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. O Д Т Ч П Ш С... O Д Т Ч П Ш С... Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:
Психология мышления. Сущность, определение мышления. Мышление – отражение общих свойств вещей и явлений и нахождение закономерных связей между ними Сущность.
Мышление. Виды мышления.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
МЫШЛЕНИЕ Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление – открытие новых.
Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление – открытие новых свойств.
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка или Обучение русскому языку средствами субъективизации.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Худойкулов Жавохир группа БЭ-161.
Мышление. Презентация Зверева Вениамина студента I курса.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление.
Транксрипт:

Психология познания Тема 10. Средства познания Семестр4. Тема10. Лекция1

Общая характеристика процессов познания а) Познание – процесс приобретения, хранения, трансформации и использования информации (знаний). Любое поведение опосредовано знаниями; б) Активный характер познания; в) Генетическая и культурная обусловленность познавательных процессов.

Информация – количественная мера уничтожения неопределенности. (Н. Винер)

Формы и средства представления реальности действие, образ, знак.

Дж. Брунер (1915)

Познание и действие

А.Л. Ярбус (1965)

Признаки активного поведения: 1.Наличие цели/задачи 2.Наличие программы (плана) 3.Наличие обратных связей (кор- рекций) по ходу осуществления 4.Наличие опережающего отражения

Еще раз о когнитивных схемах Когнитивные схемы не предполагают резкого разграничения между формой и содержанием. Виды схем: Перцептивный цикл, Фрейм, Скрипт, Прототип

У. Найссер (1967) «Схема принимает информацию, как только последняя оказывается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации; схема направляет движения и исследовательскую активность, благодаря которым открывается доступ к новой инфор- мации, вызывающей в свою очередь дальнейшие изменения схемы.»

Еще раз о когнитивных схемах Функции схем : план сбора информации, отбор информации, изменение направления поиска информации Ассимиляция и аккомодация.

Когнитивные схемы: перцептивный цикл

Общая характеристика процессов познания Образ мира – объединение пространственных и непространственных свойств предметов и явлений; 5 измерений Иерархия и гетерархия

Общая характеристика процессов познания. Стратегии описания познания: -«снизу-вверх», -«сверху вниз» -«взаимодействие субъекта и объекта»

Модели познания Уровни переработки – блочные модели Коннекционизм – сетевые модели Модульные конструкции – множество локальных блоков

Образ / Знаковая система

Общее представление о познавательном (перцептивном) действии Движение и действие Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Основные процессы решения задачи. Регистрация двигательной (объективной) активности при решении мыслительных задач.

Held, Hein, 1963

Сенсомоторный интеллект (Ж. Пиаже) Восприятие + моторика Соответствие движения схеме предмета Целесообразность движения Развитие схем действия

Наглядно-действенное мышление

Познание и образ

Образ Форма наглядной репрезентации предметов или событий «Изоморфизм» между образом и предметом

Классификации образов Образ /Перцептивный / Образ памяти образ воображения Отсутствие чувственной ткани! Перцептивный образ – Ментальный образ

Теория «двойного кодирования» (Пайвио, 1971) Отдельные репрезентации для вербальной и зрительной информации. Сходство и различия между перцептивным и ментальным (умственным) образом

Эксперимент Р. Санты (1977)

Результаты исследования Санты

Мыслительное вращение (Шепард, 1974)

Результаты Шепарда

Организация ментального образа Искажения когнитивных карт (Стивенс, 1978)

«Феномены Пиаже» Феномены наглядно-интуитивного мышления: Отсутствие сохранение объема, количества вещества, числа

«Феномены Пиаже»: отсутствие сохранения числа

Познание и знак (пропозиция)

Язык и речь Знак – связь означающего и означаемого Знаковая система Язык – система знаков и правил оперирования ими. Речь – процесс использования языка Возможности знаковой репрезентации бесконечны!

Гипотеза лингвистической относительности (Сепира-Уорфа) Влияет ли язык на мышление своего носителя? 2 формулировки: «сильная» и «слабая»

Противопоставление языка и речи (Ф. де Соссюр) Язык : -Стабилен -Обладает общественной природой -Требует теоретического овладения Речь : -Динамична -Индивидуальна -Допускает практическое, стихийное овладение

Виды и функции речи Виды речи: Устная – письменная, Внешняя –эгоцентрическая – внутренняя, монологическая – диалогическая. Функции речи: Общение/мышление Индикативная, номинативная, сигнификативная, иллокутивная (эмоц. воздействие) Внешняя и внутренняя сторона речи

Мышление и речь Принципы анализа: элементы / единицы Слово – средство общения и обобщения Значение слова как единица речевого мышления. Как связаны между собой мышление и речь?

Свойства внутренней речи (Л.С. Выготский) предикативность, редукция физической стороны речи, редукция грамматики и синтаксиса, превалирование смысла над значением слова, агглютинация семантических единиц, идиоматичность

Как и что репрезентируют знаки? 1.Называют, обозначают вещи и т.д. Пример: слова. 2.В некоторых случаях влияние знака очень сильно – лингвистическая относительность. 3.Речь помогает мышлению – для этого она становится внутренней речью. 4.Знаковая репрезентация развивается в онтогенезе!

Развитие мышления: операции и формы репрезентации Мышление как ВПФ Генетические корни мышления и речи: пути их развития в фило- и онтогенезе Дискуссия о природе эгоцентрической речи Формы эгоцентрической речи (Пиаже): Повторение. Монолог. Монолог вдвоем или коллективный монолог.

Развитие мышления: операции и формы репрезентации Развитие обобщения: Означающие постоянны, а значения слов развиваются! Понятие и его функциональные эквива- ленты: синкрет, комплекс, предпонятие Научные понятия и житейские

Эксперимент Выготского- Сахарова: материал

Развитие форм репрезентаций Рубинштейн С.Л.: Наглядно-действенное М., наглядно-образное М., вербально-логическое М.

Развитие операций Пиаже Ж.: Сенсо-моторный интеллект – объединение сенсорики и моторики на основе действий Наглядно-интуитивное мышление – действий на основе образов Стадия конкретных операций – образов на основе конкретных операций Стадия формальных операций – конкретных операций на основе формальных