Волгоградская областная детская клиническая психиатрическая больница (Центр психического здоровья детей и подростков) Специализированная психологическая помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации Главный врач Главный детский психиатр Л.Г.Раевская Волгоград 2010 г.
Социальная актуальность проблемы сиротства: каждый 3-й – бомж каждый 5-й – преступник каждый 10-й – кончает жизнь самоубийством 53 % малолетних преступников имеют отклонения в психическом развитии (По общероссийским данным института социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского) Физические и социальные сироты Дети с девиантным поведением и криминальной активностью Дети-жертвы жестокого обращения и преступных посягательств Дети в семьях беженцев и вынужденных переселенцев Детский суицид Новые формы Интернет- аддикция, игромания (дезадаптированные дети)
Восприятие Память Внимание Внимание ВоображениеМышление ПСИХИКА Интеллект ИнтеллектПСИХИКА Речь Речь Воля Воля Эмоции Эмоции Критика Критика Критические периоды развития: 2-4 года 7-8 лет лет
Общение со взрослыми и сверстниками Общение со взрослыми и сверстниками Воспитательные воздействия взрослых, наблюдаемые ребенком образцы их поведения и действий Воспитательные воздействия взрослых, наблюдаемые ребенком образцы их поведения и действий Целенаправленное и стихийное обучение Целенаправленное и стихийное обучение Предметная и культурная среда, в которой растет ребенок Предметная и культурная среда, в которой растет ребенок
Алкоголизация Табакокурение Наркомания, токсикомания Игровые, Интернет-аддикции Суицидальное поведение Противоправные действия Прочие
Девиантные внутрисемейные отношения, оказывающие негативное воздействие на социальное, когнитивное и эмоциональное развитие ребенка Н едостаточность эмоционального тепла в отношениях между родителями и детьми. Стойкие конфликтные отношения между взрослыми в семье. В раждебное отношение к ребенку со стороны взрослых с отведением ему роли «виноватого». Ф изическое насилие (жестокое обращение, телесное наказание). Сексуальное насилие (в семье). Психическое расстройство или физический недуг с утратой трудоспособности у одного из родителей. Психическое и поведенческое расстройство, связанное с алкоголизацией и наркоманией. Нарушение социальных отношений, связанное с криминальной активностью родителей.
Ответная Защитная Протестующая Патологическая Криминальная (индуцированная)
Источник психологического синдрома Психологические особенности ребенка Особенности поведения ребенка Реакция социального окружения
1. Ф изическое жестокое обращение или любое неслучайное нанесение повреждения ребенку родителем или лицом, осуществляющим опеку. 2. С ексуальное насилие над детьми или использование ребенка и подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. 3. П ренебрежение – хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход обеспечить основные потребности ребенка в пище, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. 4. П сихологическое насилие – психологическое пренебрежение или неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность, а также психологическое жестокое обращение, включая унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
, указывающие на возможность жестокого обращения с ребенком Отставание в физическом развитии Задержка интеллектуального развития Эмоциональные расстройства Расстройства поведения
У детей младшего возраста Нарушения сна, потеря аппетита, боязливость; пассивная послушаемость, уступчивость перед наказанием, отсутствие поиска защиты у родителей У детей дошкольного и младшего школьного возраста Тревожно- фобические расстройства В подростковом возрасте Посттравматическое стрессовое расстройство; гипербдительность; усиление реакции на испуг, боязнь темноты, рассеянность внимания, ухудшение памяти
У детей младшего возраста У детей дошкольного и младшего школьного возраста В подростковом возрасте Регрессивное поведение; появление энуреза, сильного непрекращающегося плача; депривационных привычек; эпизоды расторможения привычек с агрессивными реакциями Расстройства эмоций и поведения – усиление имеющихся ранее вспыльчивости, раздражительности; мучительство слабых детей, истязание животных Поведенческие девиации – внезапные выраженные изменения в поведении; злоупотребление психоактивными веществами
Синяки, ссадины, раны от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами на лице, теле, конечностях; Ожоги горячими жидкостями кистей и ног; Повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; Выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; Участки облысения, кровоподтеки на голове; Повреждения внутренних органов; «Синдром сотрясения» у грудных детей
Стресс-синдром (недостаточность циркуляции крови, бледность кожных покровов, холодные руки и ноги); Характерное выражение лица («постоянная бдительность», «взгляд косули», у травмированных детей невыразительная мимика и печальный взгляд); Рефлекторные жесты защиты, дети вздрагивают от неожиданного движения руки учителя и воспитателя
Особенности внешнего облика Пониженное питание, тонкие руки и ноги; Большой живот; Красные холодные и влажные руки и ступни; Тонкие тусклые и выпадающие волосы; Темные круги под глазами Физические проявления Отказ от еды или чрезмерное поглощение еды; Рвота; Диарея; Частые простуды и инфекции; Алиментарное истощение, грацильность Задержка Моторного развития; Развития речи; Социального развития; Интеллектуального развития; Эмоционального развития
Психологические и поведенческие проявления Уход в себя, грустное выражение лица, уклонение от контактов; Эмоционально невыразительное лицо; Общая заторможенность; Слезливость; Отсутствие улыбки или очень слабая улыбка; Нежелание разговаривать; Отсутствующий взгляд на людей или объекты; Нежелание прижиматься к взрослому; Слабая откликаемость; Неустойчивая привязанность; Пассивность
Психосоциальная задержка может впоследствии дополняться такими признаками, как: Нарушение опрятности; Негативизм, оппозиционность, чрезмерная требовательность; Крик, агрессия; Бессонница; Депрессия; Беспокойство, тревожность страхи; Самоповреждающее поведение; Мутизм
У детей старшего возраста отмечаются: Низкая школьная успеваемость; Трудности концентрации внимания; Заниженная (неустойчивая) самооценка; Враждебность, уклонение от социальных контактов
У детей дошкольного возраста (до 6-7 лет) Сексуализированное поведение; Повторное инсценирование сексуальных действий в игре, рисунках или на вербальном уровне; Необычные для этого возраста сексуальные познания, псевдовзрослое поведение; Продолжительное внимание к определенным словам или символам, имеющим более ли менее прямое отношение к сексуальной травме; Избегание обстоятельств, напоминающих о насилии; Регрессивное поведение; Нарушения сна; Тревожно-фобические расстройства; Расстройства эмоций и поведения
У детей младшего школьного возраста 7-12 лет Сексуализированное поведение; Необычные для этого возраста сексуальные познания; Фобические расстройства и расстройства эмоций и поведения
У подростков Промискуитетное поведение; Проституция; Диссоциация полового влечения; Неразборчивое эротическое поведение в сочетании с подавлением потребности в реализации имеющегося сексуального влечения; Избегающее поведение у лиц женского пола; Гипперролевое поведение у юношей только в отношении ровесников своего пола; Посттравматическое стрессовое расстройство; Поведенческие девиации
Насильственные (гомосекспедофил. – в 17 раз 2008 г. – около 1100 человек) Формирует толерантность к сексуальной распущенности, пропагандирует наркоманию, алкоголизацию Ненасильственные (с 2003 г. рост в 30 раз)
Через образовательные учреждения (разные виды образовательных программ) Игровая продукция (игрушки, компьютерные игры и клубы) Программа антинаркотической пропаганды Программа борьбы с ВИЧ Программа по формированию здорового образа жизни
Внутренний контроль Личная ответственность Умение справляться с проблемами Адекватные навыки социального поведения Высокая самооценка и самоуважение Достаточность умственного развития Дружественное взаимоотношение со взрослыми (члены семьи, школы и т.д.) Сплоченность семьи (формирование морально- этических норм)